Условия среды влияющие на живые организмы биоценозов. Факторы среды и их влияние на биоценозы. Кто из этих организмов является редуцентом

Данный урок проводится в рамках ФГОС при изучении раздела «Биоценозы». В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием «среда обитания». С помощью учебной ситуации моделируются представления о факторах среды, влияющих на жизнедеятельность организмов. Учащиеся учатся их опознавать и определять значение этих факторов в жизнедеятельности животного в рамках взаимодействия с живой и неживой природой. Особое влияние уделяется значению антропогенного фактора среды.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ Факторы среды и их влияние на биоценозы»

План-конспект

урока по теме

«Факторы среды и их влияние на биоценозы»,

Составлен

учителем биологии

высшей квалификационной категории

МАОУ «Лицей №78 им. А. С. Пушкина» города Набережные Челны

Сальниковой Гульзерой Рустамовной

г. Набережные Челны

Название УМК: Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. М., Дрофа, 2012.

Предмет : Биология

Класс : 7

Тема урока : Факторы среды и их влияние на биоценозы

Место и роль урока в изучаемой теме: Второй урок в теме «Биоценозы»

Тип урока: Изучение нового материала с использованием мультимедийной технологии

Цель урока: сформировать знания учащихся о среде обитания, факторах среды обитания, их взаимодействии и влиянии на биоценозы; о роли антропогенного фактора и его воздействии на среду обитания животных и их жизнь. Сформировать умение характеризовать влияние факторов среды на процессы жизнедеятельности организмов, приводить примеры. Воспитание биологического мышления, бережного отношения к природе.

Задачи урока:

Образовательные: рассмотреть понятие среда обитания организмов, сформировать представления об экологических факторах (биотические, абиотические, антропогенные), рассмотреть влияние антропогенных факторов на биоценозы; формировать умения структурировать излагаемый материал, составлять схемы (формировать метапредметные универсальные учебные действия); выяснить в ходе совместной деятельности с учащимися, какие экологические факторы и как влияют на животный мир.

Развивающие: развивать познавательные универсальные учебные действия: анализ, синтез, умение сравнивать, выделять главное; продолжить работу по развитию интеллектуальных способностей учащихся: внимание, память, речь, мышление.

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес; продолжить работу по развитию навыков и приемов умственной деятельности учащихся: сравнивать, обобщать; творчески мыслить.

Предметные УУД: определяют понятия: «среда обитания», «абиотические факторы среды», «биотические факторы среды», «антропогенные факторы среды»

Познавательные УУД: характеризуют взаимосвязь организмов со средой обитания, влияние окружающей среды на биоценоз и приспособление организмов к среде обитания.

Регулятивные УУД: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено

Коммуникативные УУД: используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений

Личностные УУД: Формирование основ экологической культуры.

Методы, приемы работы : информационный, частично поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, контроля и самоконтроля, рефлексия по окончанию урока.

Необходимое оборудование и материалы : Компьютер (Microsoft Office 2007), медиапроектор, экран.

Формы организации учебной деятельности : Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Использованная литература:

    Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс. – М.: Дрофа, 2012 г.

    Парфилова Л. Д. Тематическое и поурочное планирование по биологии. – М. Экзамен, 2006.

План урока.

п/п

Этапы урока

Время

Организационный момент.

Постановка целей урока и актуализация знаний.

Изучение нового материала

а) изучение понятия «среда обитания»

б) изучение понятий «экологический фактор», виды экологических факторов

Закрепление

Итог урока

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Приветствие, настрой на плодотворную работу во время урока

Приветствуют учителя.

2. Постановка целей урока и актуализация знаний.

Тема нашего урока «Факторы среды и их влияние на биоценозы». Что мы должны вспомнить?

Дайте определение понятию «биоценоз».

Итак, что же мы должны узнать на этом уроке?

Что такое биоценозы?

Биоценоз – это совокупность растений, животных и микроорганизмов, населяющих конкретный участков суши или водоема, характеризующийся определенными взаимоотношениями между собой и приспособленность к условиям среды обитания.

Что такое среда, какие существуют факторы среды и как они влияют на биоценозы.

3. Домашнее задание

С каким параграфом мы будем работать на уроке?

С параграфом 54.

Записывают домашнее задание

4. Изучение нового материала

а) изучение понятия «среда обитания»

Обратите внимание на слайд. Что объединяет этих животных?

Что же такое среда обитания? Найдите ответ на стр. 273.

Вновь обратим внимание на слайд. Какие среды обитания данных животных представлены?

А какую среду обитания занимают глисты, вши, блохи?

Верно, отразим это в виде схемы.

Как вы думаете отличаются ли эти среды обитания по специфике условий?

Какая среда обитания была заселена живыми организмами первой? Почему?

В какой среде обитания больше всего кислорода? Меньше?

В какой среде обитания больше всего воды? Меньше?

Какая среда имеет минимальную плотность? Максимальную?

Какая из сред максимально освещена? Минимально?

Какая среда характеризуется минимальными перепадами температуры?

Они обитают в одной среде обитания.

Работа с текстом учебника.

Среда обитания – это совокупность условий жизни, прямо или косвенно действующая на живые организмы.

Водная, наземно-воздушная, почвенная.

Организменную.

Записывают схему

Водная, так как жизнь зародилась в воде.

Водная. Наземно-воздушная.

Наземно-воздушная. Почвенная.

Наземно-воздушная. Почвенная.

Наземно-воздушная. Организменная.

Организменная.

б) изучение понятий «экологический фактор», виды экологических факторов

Как вы думаете, влияет ли среда обитания на организмы?

А как она влияет?

Найдите, пожалуйста, на стр. 273 первый абзац, как называются условия среды влияющие на организмы.

[Учебная ситуация]

Сейчас мы с вами попробуем рассмотреть влияние среды на конкретный организм. Пусть это будем мышка.

А сколько выделяют факторов среды?

Перечислите их, пожалуйста.

Запишем это в виде схемы.

Давайте выделим эти факторы на нашем примере с мышкой, для этого каждый экологический фактор будем обозначать определенной фигурой. Например, абиотические – овал, биотические – прямоугольник, антропогенные – треугольник.

Учитель совместно с учениками работает со слайдом 7, происходит само- и взаимопроверка понимания учащимися учебного материала.

Теперь нам необходимо составить характеристику экологических факторов. Делимся по рядам.

1 ряд – абиотические факторы

2 ряд – биотические факторы

3 ряд – антропогенные факторы

Организмы вынуждены приспосабливаться к среде обитания.

Работа с текстом учебника.

Условия среды, влияющие на живые организмы биоценозов называются экологическими факторами или факторами среды.

Записывают определение в тетради.

Рисуют в тетради посередине листа мышку и стрелками показывают факторы, влияющие на нее.

Абиотические, биотические и антропогенные.

Записывают схему в тетради.

Работа с текстом учебника и тетрадью.

После окончания работы учащиеся дополняют друг друга и дописывают схему.

5. Закрепление

Определить среду обитания животного.

Распределить факторы на три группы: абиотические, биотические, антропогенные.

    Поедание малины медведем.

    Холодная зима.

    Выбросы вредных веществ в атмосферу.

    Опыление растений насекомыми.

    Минеральный состав и содержание гумуса в почве

    Симбиоз бобовых растений и клубеньковых бактерий

    Эрозия почв в результате загрязнения химическими элементами

    Ультрафиолетовое излучение

    Рельеф местности

    Лесной пожар, возникший из-за окурка.

6. Итог урока

Рефлексия.

Итак, что же мы сегодня изучали?

Как мы это изучали?

Что нового узнали?

Все ли из запланированного мы изучили?

Что понравилось? Что не понравилось?

Выставление оценок.

Спасибо за урок.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация урока Факторы среды»

Факторы среды и их влияние на биоценозы

Домашнее задание:

§54, закончить работу в рабочей тетради по §54



  • совокупность условий жизни, прямо или косвенно действующая на живые организмы


Среда

обитания

Наземно-

Водная

Почвенная

Организ-

воздушная

менная


  • условия среды, влияющие на живые организмы биоценозов


Экологические факторы

Абиотические

Антропо-

Биотические

генные

(компоненты

(компоненты

живой природы)

НЕживой природы)

(фактор

человеческой

деятельности)


К какой среде обитания вы отнесете следующие организмы?


  • Поедание малины медведем
  • Холодная зима
  • Выбросы вредных веществ в атмосферу
  • Опыление растений насекомыми
  • Минеральный состав и содержание гумуса в почве
  • Симбиоз бобовых растений и клубеньковых бактерий
  • Эрозия почв в результате загрязнения химическими элементами
  • Ультрафиолетовое излучение
  • Рельеф местности
  • Лесной пожар, возникший из-за окурка


Абиотические факторы

(компоненты НЕживой природы)


Абиотические факторы

(компоненты НЕживой природы)

Хладнокровные?


Абиотические факторы

(компоненты НЕживой природы)

Теплокровные?


Абиотические факторы

(компоненты НЕживой природы)

Дневные? Сумеречные? Ночные?


Сальникова Г. Р., учитель биологии МАОУ «Лицей №78 им. А. С. Пушкина» города Набережные Челны

Абиотические факторы

(компоненты НЕживой природы)

Влаголюбивые? Сухолюбивые? Промежуточные?


Биотические факторы

(компоненты живой природы)


Антропогенные факторы

(фактор человеческой деятельности)

7 класс Учебник Биология. Животные. 7 класс Авторы: Латюшин В.В., Шапкин В.А.

Называть основные среды жизни.

Описывать условия среды обитания.

Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.

Объяснять влияние среды обитания на животных. создание условий для развития представлений о влиянии человека на окружающую среду и необходимости рационального природопользования.

Воспитание биологического мышления, любви к природе.

· представлений о значении биологических знаний в жизни человека

· Развивать умения работать в группах, анализировать, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; развивать умения работать со справочной литературойПосмотрите фрагмент мультфильма

Что такое среда обитания?

Тема урока Факторы среды и их влияние на биоценозы (тетрадь)

- это совокупность условий жизни, прямо или косвенно действующая на живые организмы (термин в тетрадь) стр 272

С чем связан метаморфоз лягушки (изменение среды изменяющиеся условия)

Работа с учебником - прочитайте стр 273 до пункта Антропогенные факторы

Сейчас мы выполним небольшое тренировочное упражнение по определению экологических факторов. Прочитайте отрывок из книги Н. Сладкова «Разноцветная земля», в котором речь пойдёт о тайге (Зелёной земле), а вам надо будет так же, в два столбика выписать все знакомые экологические факторы. (учащимся раздаётся текст на парты)

Зелёная земля (Тайга)




Там светлые боры-сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны-болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема Факторы среды и их влияние на биоценозы

Называть основные среды жизни.

Описывать условия среды обитания.

Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.

Объяснять влияние среды обитания на животных. создание условий для развития представлений о влиянии человека на окружающую среду и необходимости рационального природопользования.

Воспитание биологического мышления, любви к природе.

  • представлений о значении биологических знаний в жизни человека
  • Развивать умения работать в группах, анализировать, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; развивать умения работать со справочной литературой

Задачи урока:

  • повторить понятийный аппарат по теме Развитие и закономерности размещения животных на Земле
  • закрепить причины устойчивости биоценозов, значение звеньев биоценоза
  • выявить факторы среды, влияющие на жизнь биоценоза
  • научиться составлять логические связи между понятиями
  • развивать умение работать с литературным текстом, используя знания биологии

Ход урока

I.Организационный момент.

Рефлексия. Как вы оцениваете свою готовность к уроку (смайлики)

II. Актуализация знаний.

  • Составление понятийной карты в парах и индивидуально по теме Развитие и закономерности размещения животных на Земле (карта на парте)

Проблемные вопросы по д.з

Вопрос 1. Докажите, что пространственная и временная ярусность повышают устойчивость биоценоза .

(Пространственная и временная ярусность позволяет большому количеству видов уживаться на одной территории, так как обеспечивает более широкое использование света, тепла, влаги и тем самым уменьшает конкуренцию. А у сообщества с большим видовым разнообразием шире возможность приспособления к меняющимся условиям живой и неживой природы, т. е. выше устойчивость.)

Вопрос 2. Приведите известные вам примеры, подтверждающие наличие временной или пространственной ярусности у животных.

(Примером пространственной ярусности у животных может служить распределение гнездовий у птиц. Есть виды птиц, гнездящиеся на земле (куриные, тетеревиные, овсянки, коньки и др.), в кустарниковом ярусе (снегири, славки, соловьи, певчие дрозды и др.), в кронах деревьев (корольки, щеглы, зяблики и др.). Временную ярусность иллюстрируют различные календарные сроки гнездования. Так, например, зяблики выводят птенцов весной, а клесты - зимой)

Вопрос 3. Почему есть консументы II и более порядков, но нет продуцентов II порядка ?

(Продуцентами являются организмы, которые производят первичные органические вещества из неорганических. Например, растения, используя энергию солнца, производят их из углекислого газа и воды. Поэтому продуцентов II порядка быть не может. Все они относятся к первому трофическому уровню. Консументы - это потребители органических веществ. Их можно разделить на растительноядных и хищных, т. е. отнести к I и II порядку)

Вопрос 4. Почему в естественных биоценозах значительно реже, чем в искусственных, наблюдаются случаи массового размножения вредителей? (Это объясняется тем, что в естественных биоценозах видовой состав и взаимоотношения между видами сбалансированы. Внедрение в устойчивую систему естественного биоценоза инородного вида и его массовое размножение затруднительно. В искусственном же биоценозе законы взаимодействия между видами направленно нарушены (для получения высокой продуктивности одного вида) и массовому размножению вредителей нет естественных преград.)

III. Изучение нового материала.

Посмотрите фрагмент мультфильма

В каком биоценозе происходят события?

Какой процесс в жизни главного героя показан?

Что характерно для представителей данного класса?

В каких биоценозах герой может обитать?

Что такое среда обитания?

Тема урока Факторы среды и их влияние на биоценозы (тетрадь)

- это совокупность условий жизни, прямо или косвенно действующая на живые организмы (термин в тетрадь) стр 272

С чем связан метаморфоз лягушки (изменение среды изменяющиеся условия)

Работа с учебником - прочитайте стр 273 до пункта Антропогенные факторы

Заполните таблицу Экологические факторы

Сейчас мы выполним небольшое тренировочное упражнение по определению экологических факторов. Прочитайте отрывок из книги Н. Сладкова «Разноцветная земля», в котором речь пойдёт о тайге (Зелёной земле), а вам надо будет так же, в два столбика выписать все знакомые экологические факторы. (учащимся раздаётся текст на парты)

Зелёная земля (Тайга)
Тайга – самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, пихты, кедры и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и таежной водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.
Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава. И опять тишина и безлюдье.
Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят на упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.
Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы.

Пример заполнения таблицы учащимися, после прочтения текста:

Экологические факторы Таблица №2

Физкультминутка - ладошки, уши, улыбка

Ребята, среди экологических факторов выделяют не только биотические и абиотические, но еще и антропогенные.

Антропогенные факторы и будут объектом нашей дальнейшей работы на уроке

Ребята, значение понятий «биотические» и «абиотические факторы» вам уже известно, давайте определимся в понятии антропогенные факторы . Вам знакомы слова с таким же корнем?

(Ответы учащихся: антропология, антропогенез, антрополог . Если учащиеся затрудняются, учитель помогает им).

Значение слов: антропос и генезис

Запишите значение этих слов в рабочий лист.

(от греч. «антропос» -человек, «генез»-происхождение).

Давайте теперь попробуем сформулировать определение: антропогенные факторы это…

(Звучат ответы учащихся. Обычно, после проделанной работы, у учащихся не возникает сложностей, но если вдруг заминка произошла, то необходимо попросить учащихся обратиться к справочной литературе на их столах и учебнику).

Запишите определение в ваши тетради

Антропогенные факторы – это факторы, связанные с деятельностью человека в природе.

Актуальность темы

Ребята, к какому царству живой природы принадлежит человек? (К царству животные).

Не кажется ли вам, что «человеческий фактор» можно было бы занести в группу «Биотические факторы»? Какая, по вашему мнению, причина заставила ученых и ряд исследователей выделить его в отдельную категорию. (Звучат ответы, догадки, домыслы)

Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся рассказом:

На заре развития человечества степень воздействия людей на среду обитания не отличалась от воздействия других организмов. Но в настоящее время влияние человека на окружающую среду стало таким огромным, что нуждается в пристальном изучении и контроле со стороны человека.

По своим последствиям воздействия человеческого общества на среду обитания могут быть положительными и отрицательными.

Пользуясь своими знаниями, учебником «наполните» чаши весов в ваших рабочих листах

Ребята, какой вывод можно сделать, глядя на заполненные чаши весов? (отрицательное воздействие превышает положительное). Запишите результат в ваши рабочие листы

А что плохого в том, что отрицательного воздействия больше? (учащиеся перечисляют последствия для живой природы, в том числе и для человека). Какой вывод можно сделать? (Пагубное воздействие человека на окружающую среду негативно отражается на жизни и здоровье самого человека) .

4. Подведение итогов. ОЦЕНИВАНИЕ

1. Фронтальная беседа.

  • Что сегодня узнали на уроке?
  • Задайте вопрос к новой теме
  • Какие группы факторов мы можем выделить

2. Рефлексия.

Выберите смайл, который соответствует вашей работе на этом уроке.

Итак …придешь домой и расскажешь о………….

5. Домашнее задание

Информация о домашнем задании.

Параграф 54, определения, вопросы в конце параграфа 1-3

Творческое задание. Нарисовать плакат, или сочинить стихотворение на тему: «Земля – наш дом»

Предварительный просмотр:

Дата

Ф.И.

КАРТА ПОНЯТИЙ

РАЗВИТИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЖИВОТНЫХ НА ЗЕМЛЕ

Стрелками покажите, как связаны эти понятия между собой и напишите над стрелками, в чем суть данной связи

  1. АТАВИЗМЫ
  2. РУДИМЕНТЫ
  3. БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ
  4. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР
  5. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
  6. ИЗМЕНЧИВОСТЬ
  7. ГОМОЛОГИЧНЫЕ ОРГАНЫ
  8. ЭВОЛЮЦИЯ
  9. ПАЛЕОНТОЛОГИЯ
  10. ЭМБРИОЛОГИЯ
  11. АНАТОМИЯ
  12. ДИВЕРГЕНЦИЯ
  13. ВИДООБРАЗОВАНИЕ
  14. АРЕАЛ ОБИТАНИЯ
  15. МИГРАЦИЯ
  16. ЭНДЕМИК
  17. КОСМОПОЛИТ
  18. РЕЛИКТ
  19. ЧАРЛЬЗ ДАРВИН
  20. АРХИОПТЕРИКС

В каких биоценозах герой может обитать?

Прочитайте и выпишите в два столбика все знакомые экологические факторы

Зелёная земля (Тайга)

Тайга – самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, пихты, кедры и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и таежной водой. Корни- выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.
Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, неслышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава. И опять тишина и безлюдье.
Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят на упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.
Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы.
Там светлые боры-сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны-болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга.

Николай Сладков «Разноцветная земля»

Пользуясь своими знаниями «наполните» чаши весов

Почему есть консументы II и более порядков, но нет продуцентов II порядка?

05.02.2016 Факторы среды и их влияние на биоценозы

Экологические факторы Абиотические факторы Биотические факторы 1. Освещенность. 2. Температура. 3. Влажность. 4. Почва. 5. Горные породы и др. 1. Животные, их влияние на окружающую природу. 2. Растения, их влияние на окружающую природу. Прочитайте учебник стр 273 до статьи Антропогенные факторы Экологические факторы Абиотические факторы Биотические факторы

Абиотические факторы Биотические факторы – «сумрак», т.е. недостаток света; – «сыро», т.е. повышенная влажность; – тишина; – заболоченность, деревья во влажной почве падают – «корни- выворотни»; – отсутствие ветра- «пахнет сыростью, прелью», «обомшелые стволы». – наличие зверей, в том числе хищных; – птицы; – густая хвойная растительность: сосны, кедры, пихты, ели; – осины (тоже растут во влажной почве); – моховая растительность говорит о заболоченности. Абиотические факторы Биотические факторы

Параграф 54, определения, вопросы в конце параграфа 1-3 Творческое задание. Нарисовать плакат, или сочинить стихотворение на тему: «Земля – наш дом» Семашкова Елена Александровна учитель биологии ГБОУ СОШ 348 Санкт-Петербург


Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;

Задачи:

Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;

Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си-стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер-кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта-тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно-сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот-ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно-стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система-тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот-ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре-образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня-тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль-таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель-но выбирая критерии для указанных логиче-ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана-лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после-довательность действий, ставить задачи, про-гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре-зультаты работы, выбирать средства достиже-ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це-лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен-ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол-лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи-модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи-ровать свою точку зрения, отстаивать свою по-зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Среда обитания, экологические факторы, типы экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные

Ход урока

Актуализация знаний (концентрация внимания при изучении нового материала)

Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа

1. Что из перечисленного относиться к искусственным биоценозам?

поле

2. Как называется совокупность популяций, входящих в состав биоценоа?

видовое многообразие

доминанты

биомасса

3. как называется вертикальное пространственное деление биоценоза?

ярусность

слоистость

мозаичность

4. Из каких компонентов состоит биоценоз?

продуценты и консументы

консументы и редуценты

продуценты, редуценты и консументы

5. Как называются компоненты биоценоза - организмы, способные производить органические вещества из неорганических?

продуценты

консументы

редуценты

6. Как называются гетеротрофы, организмы, потребляющие готовые органические вещества, создаваемые автотрофами?

продуценты

консументы

редуценты

7. Как называются организмы, разрушающие отмершие остатки живых существ, превращая их в неорганические и простейшие органические соединения?

редуценты

консументы

продуценты

8. Как называются хищные гетеротрофы?

консументы первого порядка

консументы второго порядка

консументы третьего порядка

9. Кто из этих организмов является редуцентом?

гриб

10. Кто является консументом второго порядка?

орел

мышь полевка

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

Условия среды, влияющие на живые организмы биоценозов, называются экологическими факторами, или факторами среды обитания.

Факторы среды многообразны и разнокачественны . Их делят на абиотические, зависящие от неживой природы, биотические, зависящие от жизнедеятельности самих организмов, и антропогенные, зависящие от деятельности человека.

Абиотическими факторами называются все компоненты неживой природы, так или иначе влияющие на живые организмы. Это свет, температура и влажность воздуха, ветер, давление, структура и состав почвы, рельеф местности, а также физические и химические свойства воды, радиоактивное излучение.

Действие факторов неживой природы зависит от климатических условий среды обитания.

Одним из них является солнечный свет . От его количества зависит интенсивность фотосинтеза, а значит и насыщенность воздуха кислородом. Именно это вещество необходимо живым организмам для дыхания.

К абиотическим факторам относятся также температурный режим и влажность воздуха. От них зависит видовое разнообразие и вегетационный период растений, особенности жизненного цикла животных. Живые организмы по-разному приспосабливаются к данным факторам. К примеру, большинство покрытосеменных деревьев сбрасывают на зиму листву, чтобы избежать излишней потери влаги. Растения пустынь имеют стержневую корневую систему, которая достигает значительных глубин. Это обеспечивает их необходимым количеством влаги. Первоцветы успевают за несколько весенних недель вырасти и отцвести. А период засушливого лета и холодной малоснежной зимы они переживают под землей в виде луковицы. В этом подземном видоизменении побега накапливается достаточное количество воды и питательных веществ. -

Абиотические экологические факторы предполагают также влияние местных факторов на живые организмы .

К ним относятся характер рельефа, химический состав и насыщенность гумусом почв, уровень солености воды, характер океанических течений, направление и скорость ветра, направленность радиационного излучения. Их влияние проявляется как непосредственно, так и косвенно. Так, характер рельефа обусловливает действие ветров, увлажненности и освещенности.

Влияние абиотических факторов

Факторы неживой природы имеют разный характер воздействия на живые организмы. Монодоминантным является воздействие одного преобладающего влияния при незначительном проявлении остальных. К примеру, если в почве недостаточно азота, корневая система развивается на недостаточном уровне и другие элементы не могут влиять на ее развитие. Усиление действия одновременно нескольких факторов является проявлением синергизма. Так, если в почве достаточно влаги, растения лучше начинают усваивать и азот, и солнечное излучение. Абиотические факторы, биотические факторы и анропогенные могут быть и провокационными. При раннем наступлении оттепели растения наверняка пострадают от заморозков.


К биотическим факторам относят все формы воздействия организмов друг на друга как внутри вида, так и между различными видами. Каждый организм испытывает на себе постоянно непосредственное, прямое или косвенное воздействие со стороны микроорганизмов, грибов, растений и животных своего и других видов. Существование биоценоза зависит от взаимных связей организмов.


Особенности действия биотических факторов

К биотическим факторам относятся различные формы влияния живых организмов друг на друга. Они также могут быть прямыми и косвенными и проявляться достаточно полярно. В определенных случаях организмы не оказывают влияния. Это типичное проявление нейтрализма. Это редкое явление рассматривается только в случае полного отсутствия прямого воздействия организмов друг на друга. Обитая в общем биогеоценозе, белки и лоси никак не взаимодействуют. Однако на них действует общее количественное соотношение в биологической системе.

Примеры биотических факторов

Биотическим фактором является и комменсализм . К примеру, когда олени разносят плоды репейника, они не получают от этого ни пользы, ни вреда. При этом они приносят значительную пользу, расселяя многие виды растений. Между организмами часто возникают и взаимовыгодные отношения. Их примерами является мутуализм и симбиоз. В первом случае происходит взаимовыгодное сожительство организмов разных видов. Типичным примером мутуализма являются рак-отшельник и актиния. Ее хищный цветок является надежной защитой членистоногого животного. А раковину актиния использует в качестве жилища.

Более тесным взаимовыгодным сожительством является симбиоз . Его классическим примером являются лишайники. Эта группа организмов представляет собой совокупность нитей грибов и клеток сине-зеленых водорослей.

Деятельность любого организма и особенно взаимодействие групп организмов между собой приводит к изменению среды обитания — это тоже биотический фактор. Например, дождевые черви значительно улучшают почву, а стада копытных, наоборот, разрушают структуру почвы, вытаптывают ее, способствуют ветровой и водной эрозии.

Биотические факторы, примеры которых мы рассмотрели, можно дополнить и хищничеством. При этом типе взаимодействий организмы одного вида являются пищей для других. В одном случае хищники нападают, умерщвляют и поедают свою жертву. В другом - занимаются поиском организмов определенных видов.

Воздействие биотических факторов может быть прямым и косвенным . Например, прямое влияние имеет место, когда зеленые растения поедаются растительноядными животными. Размножившийся на картофельном поле колорадский жук и его личинки, уничтожая зеленую массу картофеля, снижают его урожай.

Косвенное влияние проявляется при изгнании животных данного вида из нор или других мест обитания, при уничтожении их кормовой базы или наличии постоянного беспокойства.

Известно также положительное и отрицательное воздействие биотических факторов на животные организмы.

Примером положительного воздействия является акклиматизация червей нереид в Азовском море как кормовой базы рыб. Примером отрицательного воздействия может служить завоз в Австралию кроликов, которые стали конкурентами кенгуру в борьбе за кормовые угодья.

Антропогенные факторы . На протяжении своего существования человек оказывал и оказывает в настоящее время чрезвычайно разнообразное воздействие на различные биоценозы и в целом на всю природу Земли.

Действие антропогенных факторов

Абиотические факторы, биотические факторы долгое время являлись единственными, влияющими на живые организмы. Однако с развитием человеческого общества его влияние на природу возрастало все больше.

Известный ученый В. И. Вернадский даже выделил отдельную оболочку, созданную деятельностью человека, которую он назвал Ноосферой. Вырубка лесов, неограниченная распашка земель, истребление многих видов растений и животных, неразумное природопользование являются основными факторами, которые изменяют окружающую среду.

Промысел животных, сбор растений, распашка земель, осушение болот, постоянное выкашивание и выжигание растений, затапливание огромных территорий для создания водохранилищ, колоссальная задымленность, производство отходов в виде пыли и многих вредных примесей в воздухе от работы металлургических заводов и комбинатов, акклиматизация и реакклиматизация животных — вот далеко не полный перечень воздействия человека на живые организмы естественных биоценозов.

Отрицательное влияние многообразной деятельности человека на живые организмы, естественные биоценозы стремительно усиливается.

В своей основе проявление деятельности человека может быть положительным и отрицательным одновременно.

Например, искусственное поддержание оптимальных условий для жизни выведенных человеком высокопродуктивных и устойчивых к заболеваниям пород животных может служить положительным примером. Однако то, что при этом человек сознательно уничтожает многие естественные биоценозы, — пример отрицательный.

К сожалению, сегодня отрицательных примеров значительно больше. К примеру, загрязнение среды приводит к сокращению числа организмов как наземных, так и водных биоценозов.

Выброс огромного количества отходов в виде газа, пыли , жидких аэрозолей большими промышленными предприятиями отражается на фотосинтезе зеленых растений, при этом снижается процентное содержание кислорода в воздухе, которым дышат обитатели Земли, в том числе и человек. Загрязнение водной среды ядовитыми соединениями губительно для жизни водных растений, а снижение их численности и исчезновение приводит к гибели губок, полипов, ракообразных, моллюсков, рыб.

Среда обитания и ее факторы

Биотические факторы, примеры которых были приведены, наряду с другими группами и формами влияний, в разных средах обитания имеют свою значимость. Наземно-воздушная жизнедеятельность организмов в значительной степени зависит от колебания температуры воздуха. А в водной этот же показатель не так важен. Действие антропогенного фактора в данный момент приобретает особое значение во всех средах обитания других живых организмов.


Лимитирующие факторы и адаптация организмов

Отдельной группой можно выделить факторы, которые ограничивают жизнедеятельность организмов. Их называют лимитирующими или ограничивающими.

Для листопадных растений к абиотическим факторам относятся количество солнечной радиации и влаги. Они и являются ограничивающими.

В водной среде лимитирующими являются ее уровень солености и химический состав. Так глобальное потепление приводит к таянию ледников. В свою очередь это влечет за собой увеличение содержания пресной воды и уменьшение уровня ее солености. В результате растительные и животные организмы, которые не могут приспособиться к изменению данного фактора и адаптироваться, неминуемо гибнут. На данный момент это является глобальной экологической проблемой человечества.

Вывод.

Итак, абиотические факторы, биотические факторы и антропогенные в совокупности действуют на разные группы живых организмов в средах обитания, регулируя их численность и процессы жизнедеятельности, меняя видовое богатство планеты.

Факторы среды и их влияние на биоценозы | Биология 7 класс

Экологические факторы среды

Абиотические факторы среды и организмы.AVI

Биотические факторы среды

Антропогенные факторы и их влияние на окр среду

Самостоятельная работа

Что такое факторы среды?

Факторы среды - условия среды, влияющие на живые организмы биоценозов.

Какие группы факторов среды самые древние и самые молодые?

1. Какими примерами вы можете подтвердить прямое и косвенное влияние биотических факторов?

Прямое влияние: поедание зеленной массы травоядными животными, поедания травоядных хищниками (колорадский жук поедает зеленную массу картофеля, кусули поедают траву, волк ест зайца). Косвенное влияние: зависимость количества хищников, от количества растительности (численность сов зависит от количества мышей, а те массово размножаются при наличии корма - зерновых культур).

2. Как кроты изменяют среду своего обитания?

Кроты изменяют состояние почвенной среды, в которой они обитают, тем, что создают систему подземных ходов и периодически выбрасывают землю на поверхность в виде кротовин. В результате происходит перемешивание слоев почвы и улучшается ее аэрация.

Задания

Приведите примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу в результате хозяйственной деятельности.

Положительное воздействие : охрана исчезающих видов, тушение пожаров, создание природоохранных территорий, борьба с вредителями лесов.

Отрицательной воздействие : загрязнение водоемов, сокращение биоразнообразия, распашка земель и развитие эрозии, сокращение лесных площадей, загрязнение воздуха.

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде-ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Активные формы и методы обучения биологии : Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». - М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. - М.: Издательство «Экзамен»

Хостинг презентаций

Биоценоз

Биоценоз - это совокупность популяций различных видов живых организмов, населяющих какой-либо более или менее однородный участок земной поверхности (суши или водоема). Биоценоз характеризуется определенными отношениями организмов между собой и приспособленностью к окружающей их среде (биотопу). Он моет быть составлен немногими (олигоценоз) и многими (полиценоз) видами. Один вид биоценоз составлять не может: даже в сельскохозяйственной монокультуре (пшеничное поле, яблоневый сад и пр.) всегда участвуют многие виды наземных и почвенных организмов.

Биоценоз принято делить по систематическим признакам на фитоценоз, зооценоз и микробоценоз. Функционально-экологически биоценоз делится по ступеням экологической пирамиды на группы организмов - продуцентов, консументов и редуцентов, объединенных трофическими связями. Вместе с биотопом биоценоз составляет биогеоценоз. Структурно биоценоз делят на горизонты, слои, ярусы, пологи, меротопы. Биоценозы, развиваясь, либо самообновляются, либо после фазы самообновления стареют и в результате сукцессии относительно быстро и закономерно сменяются другими биоценозами.

Как функциональные части биогеоценозов биоценозы составляют практически непрерывный биоценотический покров - континуум. Как сложное своеобразное образование биоценоз характеризуется биомассой (первичной и вторичной) и биологической продуктивностью.

Более широким понятием, чем экосистема, является ландшафт. Ландшафт - конкретная территория, однородная по своему происхождению и истории развития и неделимая по зональным и азональным признакам, обладающая единым геологическим фундаментом, однотипным рельефом, общим климатом, единообразным сочетанием гидротермических условий, почв, биоценозов и определенной структурой, т.е. закономерным сочетанием его морфологических частей (местностей, урочищ, фаций); это основная единица физико-географического районирования. В зависимости от происхождения различают ландшафт: природный, геохимический, культурный, акультурный, антропогенный, агрикультурный, болотный, географический, элементарный и др.

Важное свойство ландшафта - быть средовоспроизводящей системой условий, необходимых для жизнедеятельности живых организмов, - поддерживать газовый состав воздуха, качество воды и почвы в экологически оптимальных пределах.

Экологические факторы как специфические элементы природной среды

Организмы не могут существовать изолированно от окружающей их среды со всем многообразием ее природных условий. Взаимодействия между компонентами биоценоза осуществляются через определенные элементы среды, т.е. посредством определенных факторов, действующих на биологические объекты. Однако не все факторы одинаково влияют на организм. Есть такие элементы среды, факторы, которые безразличны для организма. Поэтому необходимо различать средообразующие элементы, или факторы вообще, и экологические факторы, оказывающие определенное воздействие на организм.

Раздел экологии, который занимается изучением взаимоотношений живых организмов с окружающей их средой носит название аутэкология (факторальная экология). Так что же такое вообще экологический фактор?

Экологическими факторами называют элементы среды, оказывающие существенное влияние на живой организм. Они по своим особенностям весьма разнообразны, имеют различную природу и специфику действия.

Понятие экологического фактора - одно из наиболее общих и чрезвычайно широких понятий экологии. В соответствии с этим задача классификации экологических факторов оказалась весьма сложной, так что общепринятого варианта до сих пор нет. В то же время достигнуто согласие относительно целесообразности использования при классификации экологических факторов определенных признаков. Прежде всего экологические факторы делятся на внешние (экзогенные или энтопические) и внутренние (эндогенные) по отношению к данной экосистеме. К внешним относятся факторы, действие которых в той или иной степени определяют изменения, происходящие в экосистеме, но сами они практически не испытывают ее обратного воздействия. Таковы солнечная радиация, интенсивность атмосферных осадков, атмосферное давление, скорость ветра, скорость течения и т.д. В отличие от них внутренние факторы соотносятся со свойствами самой экосистемы (или отдельных ее компонентов) и в действительности образуют ее состав. Таковы численности и биомассы популяций, запасы различных веществ, характеристики приземного слоя воздуха, водной или почвенной массы и т.д.

Второй распространенный классификационный принцип - это деление факторов на биотические, абиотические и антропогенные.

Абиотические факторы - температура, свет, радиоактивное излучение, давление, влажность воздуха, солевой состав воды, ветер, течения, рельеф местности - это все свойства неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на живые организмы (климатические, эдафические, топографические, гидрофизические, гидрохимические факторы).

Биотические факторы - это все формы воздействия живых существ друг на друга. Каждый организм постоянно испытывает на себе прямое или косвенное влияние других, вступает в связь с представителями своего вида и других видов - растениями, животными, микроорганизмами, зависит от них и сам оказывает на них воздействие. Окружающий органический мир - составная часть среды каждого живого существа. К этой группе принадлежат топические взаимоотношения организмов на почве их совместного проживания (антагонизм организмов, выделение фитонцидов, антибиотиков и др.), трофические поглощения (автотрофы и гетеротрофы), генеративные отношения (на основе размножения).

Антропогенные факторы - это все формы деятельности человеческого общества, которые приводят к изменению природы как среды обитания других видов или непосредственно сказываются на их жизни. В ходе истории человечества развитие сначала охоты, а затем сельского хозяйства, промышленности, транспорта сильно изменило природу нашей планеты. Значение антропогенных воздействий на весь живой мир Земли продолжает стремительно возрастать.

Следует отметить, что деление факторов на эндогенные и экзогенные, как и на биотические и абиотические не совпадает. В частности, существуют как экзогенные биотические, например интенсивность заноса извне (из другой экосистемы) семян некоторых видов в экосистему, так и эндогенные абиотические факторы, такие, как концентрация О2 или СО2; в приземном слое воздуха или в воде (биогенное происхождение О2 и СО2 не превращает их в биотические факторы).

Широкое использование в экологической литературе находит классификация факторов в основном по отличительным свойствам экосистемы и внешней среды, специфическое влияние которых они характеризуют. Например, среди экзогенных различают метеорологические (климатические), геологические, гидрологические, миграционные (биогеографические), антропогенные факторы, а среди эндогенных - микрометеорологические (называемые также микро - или биоклиматическими), почвенные (эдафические), водные (относящиеся к водной массе) и биотические (характеризующие свойства растений, животных и микроорганизмов). Существуют и другие классификации. Важным классификационным показателем служит характер временной динамики экологических факторов, в особенности наличие или отсутствие ее периодичности (суточной, лунной, сезонной, многолетней).

Особая роль среди экологических факторов принадлежит суммативным (аддитивным) факторам, характеризующим численности, биомассы или плотности популяций организмов, а также запасы или концентрации различных форм вещества и энергии, временные изменения которых подчиняются законам сохранения. Например, говорят о ресурсах тепла, влаги, органической и минеральной пищи и т. д. В отличие от них такие факторы, как интенсивность и спектральный состав радиации, уровень шума, окислительно-восстановительный потенциал, скорость ветра или течения, размер и форма пищи и т.д., которые также сильно влияют на организмы, не относятся к категории ресурсов, так как к ним неприменимы законы сохранения.

Один и тот же фактор среды имеет различное значение в жизни совместно обитающих организмов разных видов. Например, сильный ветер зимой неблагоприятен для крупных, обитающих открыто животных, но не действует на более мелких, которые укрываются в норах или под снегом. Солевой состав почвы важен для питания растений, но безразличен для большинства наземных животных и т.п.

Изменения факторов среды во времени могут быть:

1. Регулярно-периодическими, меняющими силу воздействия в связи со временем суток или сезоном года или ритмом приливов и отливов в океане;

2. Нерегулярными, без четкой периодичности, например изменения погодных условий в разные годы, явления катастрофического характера - бури, ливни, обвалы и т.п.;

3. Направленными на протяжении известных, иногда длительных, отрезков времени, например при похолодании ли потеплении климата, зарастании водоемов, постоянном выпасе скота на одном и том же участке и т.п.

Экологические факторы среды могут оказывать на живые организмы воздействия разного рода:

1. Как раздражители, вызывающие приспособительные изменения физиологических и биохимических функций;

2. Как ограничители, обусловливающие невозможность существования в данных условиях;

3. Как модификаторы, вызывающие анатомические и морфологические изменения организмов;

4. Как сигналы, свидетельствующие об изменениях других факторов среды.

Несмотря на большое разнообразие экологических факторов, в характере их воздействия на организмы и в ответных реакциях живых существ можно выявить ряд общих закономерностей.

Все экологические факторы или во всяком случае основные, ведущие, довольно тесно взаимосвязаны друг с другом. Обычно изменение одного из них влечет за собой и изменение других. Однако следует помнить и о том, что каждый экологический фактор или комплекс взаимодействующих факторов по-разному действует на организмы в разные фазы их онтогенеза. Экологические свойства особей меняются с возрастом и в зависимости от жизненного состояния. Своеобразие действия фактора зависит и от того, каким путем размножается особь - генеративным или вегетативным. Наконец, надо учитывать и генетическую неоднородность популяций

Главные задачи экологии сводятся к познанию законов действия различных экологических факторов, взятых как в отдельности, так и в совокупности.

Факторы природной среды биосферы приходится рассматривать в двух системах - элементарной и комплексной.

Элементарная разделяет их по принципу разделения наук о природе. К физическим факторам относятся температура, свет, давление, электрические явления и все остальное, что изучает физика, к химическим - реакция среды, наличие веществ и элементов, к биологическим - влияние микроорганизмов, растений и животных.

Но факторов этих чрезвычайно много, и, работая в природе, изучать их сразу все очень трудно, и иногда невозможно. Однако можно выйти из положения, если учесть, что элементарные факторы в природе действуют не независимо друг от друга, а объединяются в закономерные комплексы. Например, стоит сказать, что такой комплекс, как ясная погода, сменился другим, пасмурной, - и каждый специалист поймет, что при этом давление понизилось, облачность и влажность увеличились, доля прямой радиации (солнечного излучения) резко уменьшилась, рассеянной возросла, суточные колебания температуры сократились... К основным подразделениям комплексной системы факторов относятся: климат - все воздействия, идущие через атмосферу; геологические условия - все особенности строения земной поверхности, почвы; биотические факторы - воздействия живой природы и, наконец, человеческая деятельность.

Какой системой факторов удобнее пользоваться - это зависит от обстоятельств, от целей работы. Если мы ставим полевой или тем более лабораторный опыт по подбору лучших дозировок удобрений, то удобна элементарная система. Если оцениваем хозяйственные угодья или ведем экспедиционные исследования, то все преимущества - у комплексной. Но оба метода познания, аналитический, заключенный в использовании элементарной системы факторов, и синтетический, связанный с комплексной системой, как всегда, дополняют друг друга в деле познания истины.

Действие одного фактора может быть изменено другим, но не может быть замещено. Однако при комплексном действии среды может наблюдаться как бы «эффект замещения», или, лучше, «эффект компенсации».

Чтобы судить о значении экологического фактора, надо учитывать продолжительность и повторяемость его экспериментального действия в течение жизни данного организма и потомков этого организма.

Каждый экологический фактор характеризуется определенными количественными показателями - интенсивностью и диапазоном действия. То есть влияние экологического фактора сильно зависит от его «дозировки». Действия фактора прежде всего характеризуются его амплитудой, размахом колебаний. В этом отношении еще со времен Сакса принято выделять три кардинальные точки для жизни (и отдельных функций) организма или вида (рис. 2) и значения интенсивности фактора.

Рис. 2.

Две точки - минимум и максимум - характеризуют «пороговое» действие фактора, при котором развитие организма или вида идет хуже всего. Этих точек две: одна в области недостаточного, другая в области избыточного значения фактора. Эти точки называют «пессимумом», зоной угнетения. Вся заштрихованная зона - зона жизнедеятельности организма. Наилучшее развитие идет при оптимальной интенсивности фактора (средняя часть). Зона действия фактора - от минимума до максимума - представляет собой экологическую валентность вида.

Вышесказанное может быть выражено и более простой кривой (рис. 3), в двух координатах, где по оси абсцисс отложена интенсивность фактора, а по оси ординат - изменение состояния организма «теоретически» оно бы шло по прямой (1), но действительное действие фактора оказывается иным (2). Диапазоном действия фактора являются такие его интенсивности, в пределах которых может существовать организм.

Рис. 3.

Таким образом, биологический процесс может осуществляться не при любых изменениях фактора, а в пределах двух его значений - максимального и минимального, которые представляют собой границы (пределы) толерантности данного процесса относительно данного фактора.

Однако следует помнить, что экологические факторы действуют не по отдельности, а в совокупности. Правило, или «закон», совокупного действия экологических факторов было установлено еще в начале XX в. В 1909 г немецкий агрохимик и физиолог растений А. Митчерлих вывел закон, который он назвал «закон эффективности факторов». В 1918 г. этот «закон» был пересмотрен и переименован Б. Бауле в «закон совокупного действия». Согласно этому закону: величина урожая () зависит не только от какого-нибудь одного (пусть даже лимитирующего) фактора, но и от всей совокупности действия факторов одновременно, т.е. = (Х1, X2, Х3, ....., Хn). Закон совокупного действия факторов иногда называют законом Митчерлиха-Бауле. Экспериментально установлено, что в природе один экологический фактор может воздействовать на дугой; поэтому успех вида в окружающей среде зависит от взаимодействия факторов. Например, повышенная температура способствует ускорению испарения влаги, снижение освещенности обусловливает снижение потребностей растений в содержании цинка в почве, животные труднее переносят высокие температуры при большой влажности.

Фактор, который при определенном наборе условий окружающей среды ограничивает какое-либо проявление жизнедеятельности организмов; называется лимитирующим фактором. Иначе можно сказать лимитирующий фактор - это экологический фактор, концентрация которого выше или ниже оптимальной.

Понятие о лимитирующем факторе ведет начало от закона минимума Либиха (1840) и закона толерантности Шелфорда (1913). Как лимитирующий фактор особенно часто выступают температура, свет, биогенные вещества, течение и давление среды, почва, пожары и т.д.

Закон минимума Либиха, иначе закон ограничивающих факторов, гласит, что факторы среды, имеющие в конкретных условиях пессимальное значение, т.е. наиболее удаляющиеся от оптимума, особенно затрудняют (ограничивают) возможность существования вида в данных условиях несмотря на оптимальное сочетание остальных условий. Такие уклоняющиеся от оптимума факторы приобретают первостепенное значение в жизни вида или отдельных особей, определяя их географический ареал. Например, растениям для нормального развития нужны К, N, Р и комплекс микроэлементов. В почвах конкретного поля некоторые из этих элементов могут быть в достаточном, другие - в явно недостаточном, количестве. Бездумное внесение всех без исключения удобрений нанесет вред окружающей среде, так как будут использованы только нужные элементы, а ненужные - будут смыты в водоемы и могут стимулировать цветение воды (эвтрофикацию).

Закон толерантности Шелфорда, закон, согласно которому лимитирующим фактором процветания может быть как минимум, так и максимум экологического фактора, диапазон между которыми определяет величину толерантности (выносливости) организма к данному фактору. Иными словами этот закон можно пояснить так: отсутствие или невозможность существования вида определяется как недостатком, так и избытком любого из ряда факторов, имеющих уровень, близкий к пределам переносимого данным организмом.

Однако надо сформулировать ряд положений, дополняющих «закон толерантности» Шелфорда.

Некоторым организмам свойственно иметь широкий диапазон толерантности в отношении одного фактора и узкий - в отношении другого.

Наиболее распространенными будут виды, имеющие широкий диапазон толерантности ко всем факторам.

В связи с первыми двумя положениями иногда выделяют противоположные пары видов: стенотермный - эвритермный (по температуре); стеногидрический - эвригидрический (по воде); стеногалинный - эвригалинный (по засоленности); стенойкный - звриойкный (местообитание). Соотношение этих пар видов можно изобразить графически (рис. 4), например зависимость роста (ордината) от температуры (абсцисса). В этом случае вид 1 будет стенотермным (узкая амплитуда) и, кроме того, олиготермным, т.е. развивающимся при малых температурах; иначе говоря, его минимум и максимум сближены («стено»), но оптимум лежит при низких температурах. Вид 2 будет тоже стенотермным, но в то же время мегатермным, приспособленным к высоким температурам. А вид 3 - эвритермный с промежуточно лежащим оптимумом.

Рис. 4.

3. Третьим дополнением к «закону толерантности» будет следующее: если условия по одному экологическому фактору не оптимальны для вида, то диапазон толерантности может сузиться и по отношению к другим экологическим факторам.

4. Использованию организмами оптимальных физических условий среды во многих случаях мешают конкурентные отношения.

5. Многие факторы среды становятся лимитирующими в критические периоды жизни организмов, особенно в периоды размножения.

Подводя итог сказанному о лимитирующих факторах, можно сказать, что всякое условие, которое приближается к пределам толерантности (терпимости) или выходит за эти пределы, называется лимитирующим фактором. Следовательно, в природе организмы зависят не только от содержания необходимых веществ, от соотношения и состояния критических физических факторов, но также и от диапазона толерантности (устойчивости) самих организмов к этим и другим компонентам среды.

Данный урок проводится в рамках ФГОС при изучении раздела «Биоценозы». В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием «среда обитания». С помощью учебной ситуации моделируются представления о факторах среды, влияющих на жизнедеятельность организмов. Учащиеся учатся их опознавать и определять значение этих факторов в жизнедеятельности животного в рамках взаимодействия с живой и неживой природой. Особое влияние уделяется значению антропогенного фактора среды.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ Факторы среды и их влияние на биоценозы»

План-конспект

урока по теме

«Факторы среды и их влияние на биоценозы»,

Составлен

учителем биологии

высшей квалификационной категории

МАОУ «Лицей №78 им. А. С. Пушкина» города Набережные Челны

Сальниковой Гульзерой Рустамовной

г. Набережные Челны

Название УМК: Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. М., Дрофа, 2012.

Предмет : Биология

Класс : 7

Тема урока : Факторы среды и их влияние на биоценозы

Место и роль урока в изучаемой теме: Второй урок в теме «Биоценозы»

Тип урока: Изучение нового материала с использованием мультимедийной технологии

Цель урока: сформировать знания учащихся о среде обитания, факторах среды обитания, их взаимодействии и влиянии на биоценозы; о роли антропогенного фактора и его воздействии на среду обитания животных и их жизнь. Сформировать умение характеризовать влияние факторов среды на процессы жизнедеятельности организмов, приводить примеры. Воспитание биологического мышления, бережного отношения к природе.

Задачи урока:

Образовательные: рассмотреть понятие среда обитания организмов, сформировать представления об экологических факторах (биотические, абиотические, антропогенные), рассмотреть влияние антропогенных факторов на биоценозы; формировать умения структурировать излагаемый материал, составлять схемы (формировать метапредметные универсальные учебные действия); выяснить в ходе совместной деятельности с учащимися, какие экологические факторы и как влияют на животный мир.

Развивающие: развивать познавательные универсальные учебные действия: анализ, синтез, умение сравнивать, выделять главное; продолжить работу по развитию интеллектуальных способностей учащихся: внимание, память, речь, мышление.

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес; продолжить работу по развитию навыков и приемов умственной деятельности учащихся: сравнивать, обобщать; творчески мыслить.

Предметные УУД: определяют понятия: «среда обитания», «абиотические факторы среды», «биотические факторы среды», «антропогенные факторы среды»

Познавательные УУД: характеризуют взаимосвязь организмов со средой обитания, влияние окружающей среды на биоценоз и приспособление организмов к среде обитания.

Регулятивные УУД: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено

Коммуникативные УУД: используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений

Личностные УУД: Формирование основ экологической культуры.

Методы, приемы работы : информационный, частично поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, контроля и самоконтроля, рефлексия по окончанию урока.

Необходимое оборудование и материалы : Компьютер (Microsoft Office 2007), медиапроектор, экран.

Формы организации учебной деятельности : Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Использованная литература:

    Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс. – М.: Дрофа, 2012 г.

    Парфилова Л. Д. Тематическое и поурочное планирование по биологии. – М. Экзамен, 2006.

План урока.

п/п

Этапы урока

Время

Организационный момент.

Постановка целей урока и актуализация знаний.

Изучение нового материала

а) изучение понятия «среда обитания»

б) изучение понятий «экологический фактор», виды экологических факторов

Закрепление

Итог урока

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Приветствие, настрой на плодотворную работу во время урока

Приветствуют учителя.

2. Постановка целей урока и актуализация знаний.

Тема нашего урока «Факторы среды и их влияние на биоценозы». Что мы должны вспомнить?

Дайте определение понятию «биоценоз».

Итак, что же мы должны узнать на этом уроке?

Что такое биоценозы?

Биоценоз – это совокупность растений, животных и микроорганизмов, населяющих конкретный участков суши или водоема, характеризующийся определенными взаимоотношениями между собой и приспособленность к условиям среды обитания.

Что такое среда, какие существуют факторы среды и как они влияют на биоценозы.

3. Домашнее задание

С каким параграфом мы будем работать на уроке?

С параграфом 54.

Записывают домашнее задание

4. Изучение нового материала

а) изучение понятия «среда обитания»

Обратите внимание на слайд. Что объединяет этих животных?

Что же такое среда обитания? Найдите ответ на стр. 273.

Вновь обратим внимание на слайд. Какие среды обитания данных животных представлены?

А какую среду обитания занимают глисты, вши, блохи?

Верно, отразим это в виде схемы.

Как вы думаете отличаются ли эти среды обитания по специфике условий?

Какая среда обитания была заселена живыми организмами первой? Почему?

В какой среде обитания больше всего кислорода? Меньше?

В какой среде обитания больше всего воды? Меньше?

Какая среда имеет минимальную плотность? Максимальную?

Какая из сред максимально освещена? Минимально?

Какая среда характеризуется минимальными перепадами температуры?

Они обитают в одной среде обитания.

Работа с текстом учебника.

Среда обитания – это совокупность условий жизни, прямо или косвенно действующая на живые организмы.

Водная, наземно-воздушная, почвенная.

Организменную.

Записывают схему

Водная, так как жизнь зародилась в воде.

Водная. Наземно-воздушная.

Наземно-воздушная. Почвенная.

Наземно-воздушная. Почвенная.

Наземно-воздушная. Организменная.

Организменная.

б) изучение понятий «экологический фактор», виды экологических факторов

Как вы думаете, влияет ли среда обитания на организмы?

А как она влияет?

Найдите, пожалуйста, на стр. 273 первый абзац, как называются условия среды влияющие на организмы.

[Учебная ситуация]

Сейчас мы с вами попробуем рассмотреть влияние среды на конкретный организм. Пусть это будем мышка.

А сколько выделяют факторов среды?

Перечислите их, пожалуйста.

Запишем это в виде схемы.

Давайте выделим эти факторы на нашем примере с мышкой, для этого каждый экологический фактор будем обозначать определенной фигурой. Например, абиотические – овал, биотические – прямоугольник, антропогенные – треугольник.

Учитель совместно с учениками работает со слайдом 7, происходит само- и взаимопроверка понимания учащимися учебного материала.

Теперь нам необходимо составить характеристику экологических факторов. Делимся по рядам.

1 ряд – абиотические факторы

2 ряд – биотические факторы

3 ряд – антропогенные факторы

Организмы вынуждены приспосабливаться к среде обитания.

Работа с текстом учебника.

Условия среды, влияющие на живые организмы биоценозов называются экологическими факторами или факторами среды.

Записывают определение в тетради.

Рисуют в тетради посередине листа мышку и стрелками показывают факторы, влияющие на нее.

Абиотические, биотические и антропогенные.

Записывают схему в тетради.

Работа с текстом учебника и тетрадью.

После окончания работы учащиеся дополняют друг друга и дописывают схему.

5. Закрепление

Определить среду обитания животного.

Распределить факторы на три группы: абиотические, биотические, антропогенные.

    Поедание малины медведем.

    Холодная зима.

    Выбросы вредных веществ в атмосферу.

    Опыление растений насекомыми.

    Минеральный состав и содержание гумуса в почве

    Симбиоз бобовых растений и клубеньковых бактерий

    Эрозия почв в результате загрязнения химическими элементами

    Ультрафиолетовое излучение

    Рельеф местности

    Лесной пожар, возникший из-за окурка.

6. Итог урока

Рефлексия.

Итак, что же мы сегодня изучали?

Как мы это изучали?

Что нового узнали?

Все ли из запланированного мы изучили?

Что понравилось? Что не понравилось?

Выставление оценок.

Спасибо за урок.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация урока Факторы среды»

Факторы среды и их влияние на биоценозы

Домашнее задание:

§54, закончить работу в рабочей тетради по §54



  • совокупность условий жизни, прямо или косвенно действующая на живые организмы


Среда

обитания

Наземно-

Водная

Почвенная

Организ-

воздушная

менная


  • условия среды, влияющие на живые организмы биоценозов


Экологические факторы

Абиотические

Антропо-

Биотические

генные

(компоненты

(компоненты

живой природы)

НЕживой природы)

(фактор

человеческой

деятельности)


К какой среде обитания вы отнесете следующие организмы?


  • Поедание малины медведем
  • Холодная зима
  • Выбросы вредных веществ в атмосферу
  • Опыление растений насекомыми
  • Минеральный состав и содержание гумуса в почве
  • Симбиоз бобовых растений и клубеньковых бактерий
  • Эрозия почв в результате загрязнения химическими элементами
  • Ультрафиолетовое излучение
  • Рельеф местности
  • Лесной пожар, возникший из-за окурка


Абиотические факторы

(компоненты НЕживой природы)


Абиотические факторы

(компоненты НЕживой природы)

Хладнокровные?


Абиотические факторы

(компоненты НЕживой природы)

Теплокровные?


Абиотические факторы

(компоненты НЕживой природы)

Дневные? Сумеречные? Ночные?


Сальникова Г. Р., учитель биологии МАОУ «Лицей №78 им. А. С. Пушкина» города Набережные Челны

Абиотические факторы

(компоненты НЕживой природы)

Влаголюбивые? Сухолюбивые? Промежуточные?


Биотические факторы

(компоненты живой природы)


Антропогенные факторы

(фактор человеческой деятельности)