Презентация на тему организации пмпк. Презентация "Организация психолого-медико-педагогического сопровождения в школе". Показатели развития ребенка, выносимые для обсуждения консилиума

1 слайд

Заседание школьного психолого-медико-педагогического консилиума Курган, 2012 Ковалёва С.В., зам. директора по УВР НШ Департамент социальной политики города Кургана Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10»

2 слайд

Консилиум – это постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка.

3 слайд

ПМПконсилиум составляет единый комплекс клинического, психологического, логопедического и педагогического разделов. В каждом из них выдвигаются определенные задачи, решение которых позволяет обобщить разнообразные данные, в интегрированном виде поставить диагноз и определить важнейшие индивидуально - психологические особенности ребенка.

4 слайд

Цель психолого-медико-педагогического сопровождения- создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

5 слайд

Основные задачи деятельности ПМПконсилиума – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированностей или нарушений в когнитивной, моторной, соматической, эмоционально-личностной сферах и в поведении.

6 слайд

Каждый специалист, ориентируясь на решение вопросов в сфере своей компетенции, вносит собственное понимание и, в то же время, одну из составных частей целостной картины квалификации развития ребенка и прогноза его возможностей в плане дальнейшего воспитания и обучения.

7 слайд

Принципы работы школьного ПМПК: комплексность изучения ребенка (тесное взаимодействие разных специалистов в ходе изучения ребенка: педагогов, логопеда, психолога и врача); стереогаозис - оценка состояния ребенка с различных точек зрения (разными специалистами); индивидуально - коллегиальное проведение обследования (индивидуальное обследование ребенка специалистами и коллегиальное решение о структуре отклоняющегося развития и вытекающих отсюда особенностях коррекционно-развивающих мероприятий).

8 слайд

Консилиумы бывают плановыми и внеплановыми. Плановый консилиум решает следующие задачи: определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка; выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута; динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы; решение вопроса об изменении образовательного маршрута, коррекционно-развивающей работы при завершении обучения (учебного года). Как правило, плановые консилиумы проводятся один раз в полгода.

9 слайд

Внеплановые консилиумы собираются по запросу специалиста, педагога или воспитателя. В задачи внепланового консилиума входят: принятие каких-либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам; изменение направления коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности; изменение образовательного маршрута (в рамках данного образовательного учреждения или подбор иного типа учебного заведения).

10 слайд

Консилиум имеет несколько этапов: Подготовительный этап; Основной этап; Заключительный этап. Подготовительный этап включает в себя: психолого-педагогическое изучение педагогически запущенного, проблемного ребенка; беседу с учителем (учителями); подготовку предварительной характеристиками и рекомендаций психолога, педагога, медика, социального педагога.


19%




Формы учета деятельности специалистов ПМПк Журнал записи детей на ПМПк. Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк. п/пДата, время Ф.И.О. ребенка Дата рождения (число, месяц, год) ПолИнициатор обращения Повод обращения График консультирования специалистами


Основные блоки 1. «Вкладыши»: педагогическая характеристика; выписка из истории развития; при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке врач ПМПк направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства 2. Документация специалистов ПМПк (согласно утвержденным формам): заключение специалистов ПМПк; коллегиальное заключение ПМПк; дневник динамического наблюдения с фиксацией: времени и условий возникновения проблемы; мер, предпринятых для обращения в ПМПк, и их эффективности; сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк.


Задачи ПМПк: выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в ОУ) диагностика отклонений в развитии и (или) состоянии декомпенсации; профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов; выявление резервных возможностей развития; определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в ОУ возможностей; подготовка и ведение документации, отражающей развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.


ПМПк Родители разъяснительная и консультативная работа; разработка конкретных рекомендаций. Обучающиеся наблюдение; диагностика; коррекция; определение образовательной траектории. Учитель диагностика педагогических затруднений; планирование самообразовательной деятельности; направление на курсы; планирование коррекционно- развивающей работы; разработка конкретных рекомендаций. Администрация создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся; создание благоприятной воспитывающей среды; организация 100% занятости во внеурочное время.


Учебный план для классов выравнивания Общеобразовательные областиОбразовательные компоненты 2 «В»3 «В»4 «В» Филология Русский язык444 Литературное чтение444 Математика 555 Естествознание Природоведение-22 Искусство Музыка111 ИЗО111 Физическая культура 222 Трудовая подготовка Технология222 Коррекционная подготовка: Ознакомление с окружающим миром и развитие речи 1 11 Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия 1 12 Обязательные занятия по выбору: Русский язык 111 Литература 111 Математика 111 ИТОГО:


Психолого-педагогическое сопровождение – это способ решения вопросов, связанных со взаимодействием ребенка и школьной системы в каждом конкретном случае. Психолого-педагогическое сопровождение – это способ решения вопросов, связанных со взаимодействием ребенка и школьной системы в каждом конкретном случае. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление. Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Задачи психолого-педагогического сопровождения: Задачи психолого-педагогического сопровождения: предупреждение возникновения проблем развития ребенка; предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; психологическое обеспечение образовательных программ; психологическое обеспечение образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов. развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов. Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению: Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению: профилактика; профилактика; диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг); диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг); консультирование (индивидуальное и групповое); консультирование (индивидуальное и групповое); развивающая работа (индивидуальная и групповая); развивающая работа (индивидуальная и групповая); коррекционная работа (индивидуальная и групповая); коррекционная работа (индивидуальная и групповая); психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого- педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей; психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого- педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей; экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений). экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).


Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях образования различны. Дошкольное образование - ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе. Начальная школа- определение готовности к обучению в школе и учет особенностей детей в обучении, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересо­ванности школьников в учебной деятельности, развитие позна­вательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, формирование желания и «умения учиться», развитие творческих способностей, обеспечение готовности к обучению в основной школе. Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно- смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости. Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзис­тенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, до­стижение личной идентичности), развитие временной перспек­тивы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.


При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выделение уровней сопровождения. Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности – развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций. Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности – развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций. Уровень учреждения. На данном уровне работа ведется педагогами- психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами, объединенными в службу, консилиум и т.д., выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне также реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная просветительская работа с администрацией и учителями. Уровень учреждения. На данном уровне работа ведется педагогами- психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами, объединенными в службу, консилиум и т.д., выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне также реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная просветительская работа с администрацией и учителями. Содержание программы определяется индивидуальными особенностями развития ребенка и направлено на коррекцию имеющихся нарушений в развитии, воспитании или обучении, выявленных в ходе углубленного диагностического обследования. Содержание программы определяется индивидуальными особенностями развития ребенка и направлено на коррекцию имеющихся нарушений в развитии, воспитании или обучении, выявленных в ходе углубленного диагностического обследования.


Психолого-педагогический консилиум – наиболее распространенная и действенная форма работы специалистов по сопровождению учащихся. В состав психолого-педагогического консилиума входят: В состав психолого-педагогического консилиума входят: 1. Зам.директора –председатель консилиума Члены консилиума: Члены консилиума: 1. Педагог-психолог 2. Учитель-дефектолог 3. Учитель-предметник 4. Классный руководитель 5. Медицинский работник


Информация, необходимая для проектирования программы психолого-педагогического сопровождения 1.Классный руководитель, опираясь на результаты своих собственных наблюдений и бесед с учителями-предметниками, дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников и класса в целом. Предоставляемая информация должна касаться, во-первых, трудностей, которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях, и, во-вторых, особенностей, индивидуальных черт его обучения, общения и самочувствия. Складывается из следующих показателей: Качественные характеристики учебной деятельности: трудности и особенности, проявляющиеся при подготовке домашних заданий; трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных ответах на уроке, у доски; трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих заданий и рутинной трудоемкой работы; трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала или повторения пройденного; виды заданий или учебного материала, вызывающие наибольшие трудности; предполагаемые причины описанных трудностей и особенностей. Количественные показатели учебной деятельности: успеваемость по основным предметам; предполагаемые причины низкой или не ровной успеваемости. Показатели поведения и общения в учебных ситуациях: описание и оценка поведения с точки зрения учебной активности и заинтересованности; описание и оценка поведения с точки зрения соблюдения общепринятых правил; индивидуальные особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и сверстниками. Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях: описание «типичного» для школьника эмоционального состояния на уроке; описание ситуаций, вызывающих у учащегося различные эмоциональные трудности (плач, раздражение, агрессия, испуг и др.).


2.Педагог-психолог 2.1.Информация по классам представляет собой сводные таблицы показателей, которые были получены при анализе данных психолого-педагогического мониторинга, наблюдений, экспертных опросов педагогов и родителей. На заседании рабочей группы психолог рассказывает о тех общих тенденциях в состоянии школьников, которые он обнаружил при анализе этих данных. 2.2.Информация о ребенке или его семье, во-первых, облекается психологом в формы, не нарушающие их права на конфиденциальность, а во-вторых, формулируется доступным и понятным педагогам и медику языком. В этой информации может быть: 1. Описание психологических особенностей обучения, поведения и самочувствия школьника в период сбора информации. Описание дается в свободной форме, но с опорой на содержание тех компонентов психолого-педагогического статуса школьника, которые были исследованы психологом. 2. Названы те сферы психической жизни ребенка или подростка, в которой обнаружены определенные нарушения или отклонения от возрастной, психической или социальной нормы и описаны конкретные проявления этих нарушений: умственное снижение по отношению к возрастной норме, психические нарушения, проявляющиеся в отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях и др. По возможности указываются причины существующих нарушений. 3. Названы те сферы психической жизни школьника, развитие которых характеризуется выраженными индивидуальными особенностями и описаны их реальные проявления. 4. Перечислены адекватные с точки зрения психолога формы сопровождения.


Члены консилиума должны обязательно располагать определенной информацией о состоянии здоровья и физических особенностях школьников по следующим показателям: Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума: соответствие физического развития возрастным нормам; состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы; переносимость физических нагрузок,(на основании данных учителя физкультуры). Факторы риска нарушения развития: наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказаться на развитии ребенка; факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний. Характеристика заболеваемости за последний год.


Участники процессов проектирования и реализации программы психолого-педагогического сопровождения. Проектированием программ психолого-педагогического сопровождения занимается рабочая группа: Необходимая информация от педагогов-предметников поступает через классного руководителя и частично педагога-психолога, рекомендации по уровню сопровождения и степени включенности специалистов - от ПМПк. Члены рабочей группы: Заместитель директора Педагог-психолог Учитель-дефектолог Классные руководители (в начальной школе - основные учителя). В состав рабочей группы могут входить: медицинский работник (могут быть подготовлены медицинские документы) социальный педагог. Проект разработанной программы обсуждается и согласовывается завучем со всеми участниками ее реализации. Программа психолого-педагогического сопровождения утверждается директором образовательного учреждения.


На рабочей группе оговаривается содержание программы сопровождения: Какого рода помощь требуется школьнику, каким конкретным содержанием желательно наполнить развивающую работу с ним, какие его особенности должны быть обязательно учтены в процессе обучения и общения. Какую сопровождающую работу могут взять на себя участники рабочей группы, какую необходимо осуществить силами педагогического коллектива данной параллели, а что можно сделать только с помощью семьи или специалистов различного профиля вне школы. В каких формах и в какие сроки в сопровождении школьника (класса) примут участие психолог, школьный медик, классный руководитель, учителя- предметники, социальный педагог? Какая по содержанию и формам будет предусмотрена работа с педагогическим коллективом или отдельными учителями, родителями школьника (класса) и школьной администрацией? Предполагается ли и какая социально-диспетчерская деятельность? Реализацией программы психолого-педагогического сопровождения занимаются все, кто каким-либо образом может способствовать решению поставленных в программе задач: классный руководитель, педагог- психолог, учитель-предметник, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог и др.


Основные положения психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей 1. Психологическое сопровождение детей и взрослых отражает содержание запросов, задачи, поставленные участниками школьной жизни. 2.Психологическое сопровождение является неэффективным, если оно дублирует учебный процесс во всех его проявлениях, не отвечает интересам школьников. 2.Психологическое сопровождение является неэффективным, если оно дублирует учебный процесс во всех его проявлениях, не отвечает интересам школьников. 3. Программа психологических занятий является практическим воплощением идеи о непрерывности психологического сопровождения детей и взрослых в школьной ситуации развития. 3. Программа психологических занятий является практическим воплощением идеи о непрерывности психологического сопровождения детей и взрослых в школьной ситуации развития. 4.Принципиально не называются психологические занятия уроками, тем самым подчеркиваются существенные различия между школьными уроками и встречами с психологом. 4.Принципиально не называются психологические занятия уроками, тем самым подчеркиваются существенные различия между школьными уроками и встречами с психологом. 5.По сути, это программа встреч, общения психолога с детьми, направленная на создание условий для проявления и развития личностных устремлений. 5.По сути, это программа встреч, общения психолога с детьми, направленная на создание условий для проявления и развития личностных устремлений. 6.Психологическое сопровождение ведется в аспекте профилактики, развития, диагностики, социально-психологического образования, консультирования детей и взрослых. 6.Психологическое сопровождение ведется в аспекте профилактики, развития, диагностики, социально-психологического образования, консультирования детей и взрослых. 7.Виды деятельности, составляющие программу психологического сопровождения, имеют выраженный практико-ориентированный характер (развитие умений и навыков в области общения, взаимоотношений, познания, самообладания и т.д.). 7.Виды деятельности, составляющие программу психологического сопровождения, имеют выраженный практико-ориентированный характер (развитие умений и навыков в области общения, взаимоотношений, познания, самообладания и т.д.). 8.Психологическое сопровождение создает условия, чтобы дети и взрослые почувствовали, поверили в свои разносторонние способности. 8.Психологическое сопровождение создает условия, чтобы дети и взрослые почувствовали, поверили в свои разносторонние способности. 9.Аксиома психологического сопровождения: индивидуальная жизнь человека самоценна, уникальна, должна быть лишена насилия. Опыт и активность в его накоплении способствуют личностному развитию. 9.Аксиома психологического сопровождения: индивидуальная жизнь человека самоценна, уникальна, должна быть лишена насилия. Опыт и активность в его накоплении способствуют личностному развитию. 10. Взрослые и дети лучше понимают и развивают друг друга, когда совместно решают значимые задачи. 10. Взрослые и дети лучше понимают и развивают друг друга, когда совместно решают значимые задачи. 11.Дети, учителя, родители от конфронтации приходят к взаимопониманию, если они уважительно относятся друг к другу, ответственно подходят к решению жизненных проблем, имеют право и навыки самостоятельного выбора. 11.Дети, учителя, родители от конфронтации приходят к взаимопониманию, если они уважительно относятся друг к другу, ответственно подходят к решению жизненных проблем, имеют право и навыки самостоятельного выбора.


Направления деятельности Администрация ОУ:1.Определяет необходимых специалистов, привлекаемых к решению проблемы, и степень участия каждого из них. 2.Утверждает состав рабочей группы по подготовке программы сопровождения 3.Рассматривает на заседаниях педагогического совета реализацию программ сопровождения 3.По итогам работы рабочей группы: утверждает программу сопровождения учащегося (группы) 4.Подводит итоги реализации программы сопровождения Классный руководитель: 1.Готовит представление с описанием проблемы ученика в администрацию ОУ Привлеченные специалисты: 1.Проводят углубленное диагностическое обследование, готовят представление с описанием проблемы ученика с приложением результатов диагностики, представляют рекомендации к содержанию программы по решению данной проблемы. Консилиум ОУ: 1. Проводится плановое заседание консилиума (вырабатываются рекомендации) 2. Проводит заседания консилиума по промежуточным итогам реализации программы 3. Проводит итоговое заседание консилиума: подводит итоги реализации программы Рабочая группа: 1. Разрабатывает программу сопровождения 2. При необходимости вносит корректировку в программу сопровождения Педагогический совет:1.Рассматривает программу психолого-педагогического сопровождения, принимает решение об утверждении. 2.Может рассмотреть тематические вопросы по организации психолого-педагогического сопровождения.


По отношению к деятельности специалистов как команды при проектировании программы можно выделить две модели: По отношению к деятельности специалистов как команды при проектировании программы можно выделить две модели: 1.Модель командного взаимодействия. 2.Моделирование программ комплексной помощи 1. Модель командного взаимодействия 1. Модель командного взаимодействия Административный уровень Административный уровень Цель административного уровня: определение необходимых специалистов, привлекаемых к решению проблемы, и степени участия каждого из них. Цель административного уровня: определение необходимых специалистов, привлекаемых к решению проблемы, и степени участия каждого из них. Задачами данного уровня являются: Задачами данного уровня являются: Оценка существующих внутренних ресурсов специалистов; Оценка существующих внутренних ресурсов специалистов; Рассмотрение вопроса о необходимости привлечения дополнительных ресурсов; Рассмотрение вопроса о необходимости привлечения дополнительных ресурсов; Формирование команды специалистов для решения частной проблемы ребенка; Формирование команды специалистов для решения частной проблемы ребенка; Организация работы команды специалистов; Организация работы команды специалистов; Привлечение специалистов и организаций другого профиля с целью повышения ресурсной базы ОУ; Привлечение специалистов и организаций другого профиля с целью повышения ресурсной базы ОУ; Обеспечение реализации программы комплексной помощи ребенку. Обеспечение реализации программы комплексной помощи ребенку.


На административном уровне определяется степень включенности специалиста в процесс реализации программы комплексной помощи субъекту образовательного учреждения: сопровождение- наблюдение реализация программы коррекционно-развивающих занятий с сопровождением- наблюдением кураторство специалист, участвуя в реализации программы комплексной помощи, осуществляет динамическое наблюдение за ребенком, разрабатывает рекомендации педагогу, родителям и другим участникам коррекционного процесса, консультирует их специалист проводит занятия и обеспечивает организацию всего комплекса мероприятий, необходимых для эффективного коррекционного воздействия (отслеживание динамики развития, консультирование родителей, взаимодействие с участниками коррекционного процесса) специалист консолидирует усилия участников вокруг проблемы ребенка, наблюдает за динамикой его развития. В его обязанности входит проведение КРЗ с сопровождением- наблюдением, а также отслеживание проведения комплексных диагностических обследований и коррекционных мероприятий другими специалистами


Административный уровень включает в себя внутренний и внешний подуровни: Внутренний подуровень обеспечивает работу команды специалистов образовательного учреждения и ее комплексность Внутренний подуровень обеспечивает работу команды специалистов образовательного учреждения и ее комплексность Внешний подуровень обеспечивает выход за рамки учреждения и привлечение дополнительных ресурсов для предоставления дополнительной специализированной помощи ребенку в решении его проблем Внешний подуровень обеспечивает выход за рамки учреждения и привлечение дополнительных ресурсов для предоставления дополнительной специализированной помощи ребенку в решении его проблем


Содержательный уровень Содержательный уровень Цель содержательного уровня – определение путей помощи ребенку и его семье в решении проблемы, составление и реализация индивидуальной комплексной программы занятий специалистов. Цель содержательного уровня – определение путей помощи ребенку и его семье в решении проблемы, составление и реализация индивидуальной комплексной программы занятий специалистов. Задачами содержательного уровня являются: Задачами содержательного уровня являются: Планирование конкретных действий специалистов, направленных на определение и решение проблем ребенка в рамках командного подхода; Планирование конкретных действий специалистов, направленных на определение и решение проблем ребенка в рамках командного подхода; Прогнозирование результатов работы команды; Прогнозирование результатов работы команды; Составление индивидуальных комплексных программ занятий с сопровождением (перечня конкретных мероприятий, направлений и содержания коррекционной работы); Составление индивидуальных комплексных программ занятий с сопровождением (перечня конкретных мероприятий, направлений и содержания коррекционной работы); Реализация и корректировка программ; Реализация и корректировка программ; Определение границ профессионального деятельностного поля специалистов в коррекционной работе с ребенком. Определение границ профессионального деятельностного поля специалистов в коррекционной работе с ребенком. Содержательный уровень включает прогностический и исполнительский подуровни. Содержательный уровень включает прогностический и исполнительский подуровни. Административный и содержательный уровни взаимосвязаны. Административный уровень организационно обеспечивает работу специалистов на содержательном уровне. С содержательного уровня могут поступать запросы на административный, которые формируют необходимые административные формы решения возникшей проблемы. Административный и содержательный уровни взаимосвязаны. Административный уровень организационно обеспечивает работу специалистов на содержательном уровне. С содержательного уровня могут поступать запросы на административный, которые формируют необходимые административные формы решения возникшей проблемы.


Формы взаимодействия специалистов на административном уровне Заседания психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) Заседания психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) Плановые заседания Плановые заседания Внеплановые заседания Внеплановые заседания Расширенные Расширенные Малые совещания проводятся, когда при рассмотрении вопроса ребенка не требуется принятия коллегиального решения всеми специалистами консилиума Взаимное консультирование осуществляется между специалистами для более глубокого понимания проблем ребенка на этапе планирования и реализации комплексных программ Супервизия используется, когда возникает необходимость в профессиональной поддержке для анализа сложных случаев и определения стратегии работы одного из специалистов.


Формы взаимодействия специалистов на содержательном уровне Формы взаимодействия специалистов на содержательном уровне Диагностическое направление: комплексный сбор данных о ребенке; многоуровневая диагностика со сведением результатов; совместное проведение диагностики; этапная комплексная диагностика: отслеживание динамики развития ребенка и результатов коррекционных занятий; сопоставительный анализ динамики Коррекционное направление: составление индивидуальных комплексных программ занятий (программ развития детей и коррекции нарушений); реализация комплексных программ; корректировка программ Консультативное направление: выработка совместных рекомендаций педагогам и родителям; индивидуальное консультирование педагогов и родителей; индивидуальное консультирование родителей группой специалистов (по итогам заседания консилиума); индивидуальные консультации курирующего специалиста; консультации участников образовательного процесса командой специалистов Просветительское и профилактическое направление: выступления на педсоветах, методических объединениях (междисциплинарный подход – общая тема раскрывается разными специалистами); выступления на родительских собраниях (о формах работы специалистов с классами, тематические выступления с рекомендациями); создание печатных работ. Организационно-методическое направление: системный анализ деятельности ПМПк; совместное обобщение практического опыта; оформление единой документации; участие в заседаниях ПМПк.


2.МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОГРАММ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ 2.МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОГРАММ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ Моделирование программ комплексной помощи – это процесс определения трудностей ребенка и путей их решения, он предполагает выявление круга проблем и конкретного содержания всей работы с ребенком, а также устанавливает степень включенности и взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок. Моделирование программ комплексной помощи предполагает соблюдение определенной структуры построения программ, которая отражает работу административного и содержательного уровней взаимодействия. В программе выделяются 2 блока: В программе выделяются 2 блока: Организационный блок: описывает совместные мероприятия специалистов, степень включенности и участия специалиста в программе, отражает необходимость привлечения внешних ресурсов; Организационный блок: описывает совместные мероприятия специалистов, степень включенности и участия специалиста в программе, отражает необходимость привлечения внешних ресурсов; Содержательный (основной) блок состоит из четырех частей: Содержательный (основной) блок состоит из четырех частей: 1. Описание круга проблем ребенка: содержит анализ данных комплексной диагностики, общее заключение ПМПк. 2. Общие рекомендации участникам, реализующим комплексную программу занятий: описание обобщенных приемов индивидуальной коррекционной работы, определение организационных и психолого-педагогических условий проведения занятий, конкретные рекомендации родителям или педагогу по выбору стратегии воспитания и обучения. 3. Содержание коррекционной работы, определение иерархии решаемых задач и направления коррекции и развития в соответствии со структурой и характером нарушений. 4. Этапность в построении работы.


ЭТАПЫ РАБОТЫ КОМАНДЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭТАПЫ РАБОТЫ КОМАНДЫ СПЕЦИАЛИСТОВ Диагностический этап: на данном этапе решаются задачи многоуровневой диагностики, постановки и уточнения проблемы и выработки комплексного заключения. Диагностический этап: на данном этапе решаются задачи многоуровневой диагностики, постановки и уточнения проблемы и выработки комплексного заключения. По форме работы это могут быть диагностика и обследование ребенка, анкетирование, беседы с родителями, наблюдения на занятиях (уроках), беседы с родителями и педагогами, изучение анамнестических данных. По результатам проводится заседание ПМПк (может быть расширенное). На заседании формулируется заключение и моделируется вариант комплексной помощи (командное сопровождение; командное сопровождение с коррекционными занятиями одного специалиста и др.), выносится решение о виде коррекционной работы, вырабатываются совместные рекомендации. Организационно-подготовительный этап: планирование работы специалистами, комплектация групп, составление расписания занятий, планирование совместных мероприятий по сопровождению. Организационно-подготовительный этап: планирование работы специалистами, комплектация групп, составление расписания занятий, планирование совместных мероприятий по сопровождению. В рамках взаимодействия проводятся: взаимное консультирование, назначение курирующего специалиста, планирование суммарной нагрузки на ученика и т.д. В рамках взаимодействия проводятся: взаимное консультирование, назначение курирующего специалиста, планирование суммарной нагрузки на ученика и т.д. Исполнительский (коррекционно-развивающий) этап: организация коррекционно- развивающей работы с нуждающимся в помощи ребенком. Исполнительский (коррекционно-развивающий) этап: организация коррекционно- развивающей работы с нуждающимся в помощи ребенком. В рамках взаимодействия проводятся: супервизия, совместная работа специалистов сопровождения, отслеживание динамики развития как результата коррекционного процесса и общего статуса развития ребенка, различные варианты консультирования. Проводится плановое заседание консилиума, на котором анализируется динамика развития ребенка, корригируются программы, принимается решение об изменении формы работы (индивидуальная - групповая).


Контрольный этап: предполагает внесение необходимых изменений в процесс сопровождения и содержание коррекционных занятий. Контрольный этап: предполагает внесение необходимых изменений в процесс сопровождения и содержание коррекционных занятий. В рамках взаимодействия проводятся: взаимное консультирование, планирование совместных мероприятий с учетом поступившей информации, индивидуальное консультирование курирующим специалистом участников образовательного процесса. Переходным моментом на следующий этап является оценка результативности комплексной помощи в конце учебного года. Итоговый этап: проводится завершающий консилиум, на котором обсуждается выполнение задач учебного года, планируется дальнейшая работа. На этом этапе проводится сбор диагностических и информационных сведений о развитии ребенка каждым специалистом со сведением результатов. Итоговый этап: проводится завершающий консилиум, на котором обсуждается выполнение задач учебного года, планируется дальнейшая работа. На этом этапе проводится сбор диагностических и информационных сведений о развитии ребенка каждым специалистом со сведением результатов. Важным моментом процесса взаимодействия является заполнение единой документации: 1. Протоколы заседаний консилиума. 2. Протоколы первичных обследований детей (могут находиться у специалиста). 3. Представления на детей. 4. Карты динамического развития детей (карта клиента). Карта содержит заключение ПМПК, комплексное заключение на ребенка ПМПк, представление специалистов, выписку из протокола консилиума с указанием рекомендаций, этапные заключения специалистов, планирование коррекционных занятий, работы ребенка. 5. Бланки программ комплексной помощи учащимся. ПМПк выступает как наиболее действенная форма помощи детям с проблемами, если его деятельность организует целостную систему работы команды специалистов, основанную на принципе междисциплинарного взаимодействия и представляет собой непрерывный процесс сопровождения детей и подростков. ПМПк выступает как наиболее действенная форма помощи детям с проблемами, если его деятельность организует целостную систему работы команды специалистов, основанную на принципе междисциплинарного взаимодействия и представляет собой непрерывный процесс сопровождения детей и подростков.



Литература: Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (2003 год) Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (2003 год) Материалы семинара областного ППМС-центра (26 марта 2009г) Материалы семинара областного ППМС-центра (26 марта 2009г) Вильшанская А.Д., кандидат педагогических наук, учитель-дефектолог. Взаимодействие специалистов ПМПк образовательного учреждения в процессе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии -2010г.-6 –с Вильшанская А.Д., кандидат педагогических наук, учитель-дефектолог. Взаимодействие специалистов ПМПк образовательного учреждения в процессе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии -2010г.-6 –с Вильшанская А.Д. Пути построения и реализация комплексных индивидуальных программ развития и коррекции учащихся в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов. Вильшанская А.Д. Пути построения и реализация комплексных индивидуальных программ развития и коррекции учащихся в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов. Вильшанская А.Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико- педагогического консилиума в системе коррекционно развивающего обучения. Вильшанская А.Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико- педагогического консилиума в системе коррекционно развивающего обучения. Дунаева З.М., Коробейникова И.А. Основные задачи и содержание диагностики в условиях работы ПМПк. //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии -2007г.-4–с Дунаева З.М., Коробейникова И.А. Основные задачи и содержание диагностики в условиях работы ПМПк. //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии -2007г.-4–с Сайт: Сайт:


Консилиум образовательного учреждения действует на основе Письма Министерства образования РФ(Приказ 27/901-6 от г.).Консилиум образовательного учреждения действует на основе Письма Министерства образования РФ(Приказ 27/901-6 от г.).


Примерное положение о психолого – медико - педагогическом консилиуме образовательного учреждения (27/90.1 – 6 от) Примерное положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательного учреждения регулирует деятельность психолого-педагогического консилиума (в дальнейшем ПМПк) как структурного подразделения психолого-медико-педагогической службы (далее ПМПС) в системе образования в качестве ее низового звена, оказывающего помощь детям со специальными образовательными потребностями. 1.2 ПМПк представляет собой объединение специалистов данного образовательного учреждения организуемое при необходимости комплексного, всестороннего, динамического диагностико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности адаптации к условиям данного образовательного учреждения в связи с отклонениями в развитии. 1.3 ПМПк не является самостоятельным учреждением и не имеет статуса юридического лица. Специалисты ПМПк выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, имеющихся у них функциональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на участке в работе консилиума. 1.4 ПМПк в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами, распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, Настоящим Примерным положением, уставом общеобразовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников, Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом Российской Федерации « Об образовании ».


Договор между образовательным учреждением (в лице руководителя образовательного учреждения) и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника образовательного учреждения о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении Руководитель образовательного учреждения _____________________________________ _______________ _____________________________________ _______________ (указать фамилию, имя. отчество) подпись_____________ М.П Руководители (законные представители) обучающегося, воспитанника _________________________________ ___________ _________________________________ ___________ _________________________________ ___________ (указать фамилию, имя, отчество ребенка и родителей (законных представителей), характер родственных отношений в соответствии с паспортными данными) подпись______________ М.П. Информирует родителей (законных представителей) обучающегося, воспитанника об условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами ПМПк. Выражают согласие (в случае несогласия договор не подписывается) на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение обучающегося, воспитанника в соответствии с показаниями, в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ПМПк.


Договор о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико- педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения Настоящим договором закрепляются следующие взаимные обязательства ПМПК (указать уровень ПМПК: региональная, муниципальная, др. ________________) и ПМПк образовательного учреждения _______________________________________________________________ (наименование образовательного учреждения) ПМПк обязуется: 1. Направлять детей и подростков с отклонениями в развитии для обследования на ПМПК в следующих случаях: при возникновении трудностей диагностики; в спорных и конфликтных случаях; при отсутствии в данном образовательном учреждении условий для оказания необходимой специализированной психолого-медико-педагогической помощи. 2. Информировать ПМПК соответствующего уровня: о количестве детей в образовательном учреждении, нуждающихся в специализированной психолого-медико- педагогической помощи; о характере отклонений в развитии детей, получающих специализированную психолого-медико-педагогическую помощь в рамках данного образовательного учреждения; об эффективности реализации рекомендаций ПМПК. ПМПК обязуется: 1. Проводить своевременное бесплатное обследование детей и подростков с отклонениями в развитии по направлению ПМПк образовательного учреждения, территориально относящегося к данной ПМПК, с последующим информированием ПМПк о результатах обследования. 2. Оказывать методическую помощь, обеспечивать обмен опытом между специалистами психолого-медико- педагогических консилиумов образовательных учреждений, территориально относящихся к данной ПМПК. 3. Осуществлять динамический контроль за эффективностью реализации рекомендаций по отношению к детям, прошедшим обследование на ПМПК, при необходимости вносить коррективы в рекомендации. 4. Информировать родителей о всех имеющихся в стране возможностях оказания ребенку психолого-медико- педагогической помощи (с опорой на имеющиеся в РФ базы данных) в соответствии с выявленными отклонениями в развитии и индивидуальными особенностями ребенка. Руководитель образовательного учреждения ____________________ (подпись) Председатель ПМПк ____________________ (подпись) М.П. Председатель ПМПК ____________________ (подпись) М.П.




Цель ПМПк- обеспечение диагностико-коррекционного психолого- медико- педагогического сопровождения обучающихся- воспитанников с отклонениями в развитии и/ или состоянии декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно- психического здоровья обучающихся, воспитанников. обеспечение диагностико-коррекционного психолого- медико- педагогического сопровождения обучающихся- воспитанников с отклонениями в развитии и/ или состоянии декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно- психического здоровья обучающихся, воспитанников.


Основные задачи ПМПк: -выявление и ранняя(с первых дней пребывания ребёнка в ОУ) диагностика отклонений в развитии и \или состояний декомпенсации;-выявление и ранняя(с первых дней пребывания ребёнка в ОУ) диагностика отклонений в развитии и \или состояний декомпенсации; -выявление актуальных и резервных возможностей развития ребёнка;-выявление актуальных и резервных возможностей развития ребёнка; -разработка рекомендаций учителю, родителям для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения;-разработка рекомендаций учителю, родителям для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения; -отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ;-отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ; -определение готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, поступающих в школу, с целью вычленения «группы риска»;-определение готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, поступающих в школу, с целью вычленения «группы риска»; -решение вопроса о создании в рамках данного образовательного учреждения условий, адекватных индивидуальными особенностями развития ребёнка;-решение вопроса о создании в рамках данного образовательного учреждения условий, адекватных индивидуальными особенностями развития ребёнка; -профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов; -выявление актуальных и резервных возможностей развития ребёнка;-профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов; -выявление актуальных и резервных возможностей развития ребёнка; -определение характера,продолжительности и эффективности специальной(коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательным учреждении возможностей;-определение характера,продолжительности и эффективности специальной(коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательным учреждении возможностей; -подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности, перспективное планирование коррекционно- развивающей работы, оценку его эффективности;-подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности, перспективное планирование коррекционно- развивающей работы, оценку его эффективности; -организация взаимодействия между педагогическим коллективом ОУ и специалистами, участвующих в работе ПМПк; при возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а также- отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендации ПМПК.-организация взаимодействия между педагогическим коллективом ОУ и специалистами, участвующих в работе ПМПк; при возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а также- отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендации ПМПК.


Функции ПМПк: - экспертно-диагностическая;- экспертно-диагностическая; - информационно-аналитическая;- информационно-аналитическая; - организационная;- организационная; - методическая;- методическая; - консультативная;- консультативная; - сопровождение;- сопровождение; - просветительская- просветительская


ПМПк имеет право затребовать следующие документы: - свидетельство о рождении ребёнка;- свидетельство о рождении ребёнка; -подробную выписку из истории развития ребёнка с заключениями узких специалистов;-подробную выписку из истории развития ребёнка с заключениями узких специалистов; -педагогическое представление;-педагогическое представление; -письменные работы и др.результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребёнка.-письменные работы и др.результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребёнка.


Представление на психолого–медико–педагогический консилиум школы Школа _____________________ Класс______________________ Ф. И. О.______________________________________________ Год рождения_______________ Дом. Адрес__________________________________________________________________________ 1. Семья из____________________________чел. Родители (Ф. И. О., место работы, возраст)_____ Мать________________________________________________________________________________ Отец________________________________________________________________________________ Проблемы семейного воспитания________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 2. Состояние здоровья (общее развитие, болезни, отклонения)________________________________ _____________________________________________________________________________________ 3. Краткая характеристика проблемы:____________________________________________________ а) интеллектуального развития__________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ в) отклонения в поведении______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 4. Выводы о готовности к обучению, проблемы адаптации к школе__________________________ ______________________________________________________________________________________ 5. Основания для представления на психолого – педагогический консилиум (задачи педагогической реабилитации)__________________________________________________________ Дата заполнения ____________________________ Учитель ___________________ (подпись)


ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО КОНСИЛИУМА Школа _____________________ Класс______________________Школа _____________________ Класс______________________ Ф. И. О.______________________________________________ Год рождения________________Ф. И. О.______________________________________________ Год рождения________________ Краткий анамнез речевого развития _____________________________________________________Краткий анамнез речевого развития _____________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Речевая среда и социальные условия _____________________________________________________Речевая среда и социальные условия _____________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Общая и мелкая моторика ______________________________________________________________Общая и мелкая моторика ______________________________________________________________ Артикуляционный аппарат _____________________________________________________________Артикуляционный аппарат _____________________________________________________________ Устная речь:Устная речь: Общее звучание речи:__________________________________________________________________Общее звучание речи:__________________________________________________________________ Понимание речи: _____________________________________________________________________Понимание речи: _____________________________________________________________________ Активный словарь: ____________________________________________________________________Активный словарь: ____________________________________________________________________ Грамматический строй речи: ___________________________________________________________Грамматический строй речи: ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Слоговая структура речи: ______________________________________________________________Слоговая структура речи: ______________________________________________________________ Звукопроизношение: __________________________________________________________________Звукопроизношение: __________________________________________________________________ Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез: ____________________________________Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез: ____________________________________ Связная речь: ________________________________________________________________________Связная речь: ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Темп и плавность речи: ________________________________________________________________Темп и плавность речи: ________________________________________________________________ Письмо:_____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________Письмо:_____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Чтение:_____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________Чтение:_____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Заключение:_________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________Заключение:_________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Рекомендации: _______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________Рекомендации: _______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ Дата обследования: _____________________ Подпись специалиста:_______________________Дата обследования: _____________________ Подпись специалиста:_______________________


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО КОНСИЛИУМА Школа _____________________ Класс______________________Школа _____________________ Класс______________________ Ф. И. О.______________________________________________ Год рождения________________Ф. И. О.______________________________________________ Год рождения________________ Особенности эмоционально – личностной сферы___________________________________________Особенности эмоционально – личностной сферы___________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Особенности мотивационно – волевой сферы_____________________________________________Особенности мотивационно – волевой сферы_____________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Привычки и интересы _________________________________________________________________Привычки и интересы _________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Особенности памяти___________________________________________________________________Особенности памяти___________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Особенности внимания_________________________________________________________________Особенности внимания_________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Особенности мышления________________________________________________________________Особенности мышления________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Особенности восприятия_______________________________________________________________Особенности восприятия_______________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Заключение школьного психолога (уровень актуального развития, специфические особенности в указанных сферах, рекомендации по коррекционной работе)Заключение школьного психолога (уровень актуального развития, специфические особенности в указанных сферах, рекомендации по коррекционной работе) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Дата обследования: _____________________ Подпись специалиста:_______________________Дата обследования: _____________________ Подпись специалиста:_______________________


Заключение консилиума от ________________________ Ф. И. О. ученика, возраст, класс: ____________________________________________________________________________________ Участники консилиума:______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Актуальное состояние: _______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Наличие отклонений и особенностей развития: _________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Содержание сопровождающей деятельности участников консилиума Участники консилиума Содержание работы Подписи Контрольный срок:________________________________________________ Подпись руководителя: ____________________ Результаты: ______________________________________________________ Подпись руководителя: __________________ Подпись руководителя: __________________ Дата:____________________ Дата:____________________


Плановые внеплановые Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя Плановый консилиум решает следующие задачи: 1) определение путей психолого- медико-педагогического сопровождения детей; 2) выработка согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута и дополнительных программ развивающей или коррекционной работы; 3) динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы; 4) решение вопроса об изменении образовательного маршрута, развивающей и коррекционной работы по завершении обучения (окончании учебного года) Задачами внепланового консилиума являются: 1) решение вопроса о принятии каких- либо необходимых экстренных мер по выявившимся обстоятельствам (в том числе, каким специалистом должен быть проконсультирован ребенок в первую очередь); 2) изменение направления ранее проводимой коррекционно- развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности; 3) решение вопроса об изменении образовательного маршрута либо в рамках деятельности данного образовательного учреждения, либо в подборе иного типа учебного заведения (повторное прохождение психолого-медико- педагогической комиссии).


Рабочая документация ПМПк Рабочая документация ПМПк п/п Дата, время Ф.И.О. ребенка Дата рождения (число, месяц, год) Пол Инициатор обращения Повод обращения График консуль- тирования специалис- тами В ПМПк ведётся следующая документация: 1.Журнал предварительной записи детей на ПМПк 2. Журнал регистрации плановых внеплановых консилиумах. 3.Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк п/ п Дата, время Ф.И.О. ребенка Дата рождения (число, месяц, год) Пол Пробле- ма Заключение специалиста или коллегиаль- ное заключение ПМПк Рекоменда- ции Специалист или состав ПМПк


4.Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника Основные блоки 1.«Вкладыши»: педагогическая характеристика; выписка из истории развития; при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медицинская сестра ПМПк направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка. 2. Документация специалистов ПМПк (согласно учрежденным формам): заключения специалистов ПМПк; коллегиальное заключение ПМПк; дневник динамического наблюдения с фиксацией: времени и условий возникновения проблемы, мер, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности, сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк.


5.Приказ директора о создании ПМПк. 5.Приказ директора о создании ПМПк. 6.Список специалистов ПМПк. 6.Список специалистов ПМПк. 6.График плановых заседаний ПМПк. 6.График плановых заседаний ПМПк. 7.Списки классов (групп) коррекционно-развивающей, иной специальной образовательной направленности, находящихся под динамическим наблюдением специалистов ПМПк. 7.Списки классов (групп) коррекционно-развивающей, иной специальной образовательной направленности, находящихся под динамическим наблюдением специалистов ПМПк. 8.Нормативные и методические документы, регулирующие деятельность специалистов ПМПк. 8.Нормативные и методические документы, регулирующие деятельность специалистов ПМПк. 9.Журнал регистрации архива консилиума. 9.Журнал регистрации архива консилиума. Архив консилиума, состоит из: журналов записи, протоколов консилиума и карт развития детей.Архив консилиума хранится в течении 10 лет и выдаётся только членам консилиума, о чём в журнале регистрации архива консилиума делается соответствующая запись. Архив консилиума, состоит из: журналов записи, протоколов консилиума и карт развития детей.Архив консилиума хранится в течении 10 лет и выдаётся только членам консилиума, о чём в журнале регистрации архива консилиума делается соответствующая запись.



Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Организация работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) «Детей нет, есть люди, но с иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем» Я. Корчак

2 слайд

Описание слайда:

Школа № 61 построена в 1968 году, проектная мощность 658 учеников. В 2017 набрано 49 классов 1400 учеников из них: 2 класса – 10 Б и 11 Б физико-математического профиля; 2 класса 10 В и 11 В по очно- заочной форме обучения. В штате 70 учителей; 28 человек - административно - хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала Учебно-материальная база представлена: 38 учебными кабинетами, 3 технологическими, 2 спортивными залами, 2 тренажёрными залами, библиотекой, актовым залом, столовой. Гордостью школы является стадион с суперсовременным искусственным газоном футбольного поля, тренажерами волейбольной площадкой.

3 слайд

Описание слайда:

Одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения является ПМПк, который создан приказом руководителя образовательного учреждения и объединяет специалистов психолого-медико-педагогического сопровождения для работы с обучающимися с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.

4 слайд

Описание слайда:

ПМПк в своей деятельности руководствуется: Конвенцией о правах ребенка; Законом РФ «Об образовании; ФЗ об основных гарантиях прав ребенка в РФ; Семейным кодексом РФ; Инструктивным письмом №27/901-6 от 27.03.2000 г. МО РФ; Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 декабря 2013 года № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями»; Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом МО и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082; Приказа Министерства общего и профессионального образования РО от 29 декабря 2016 года № 859 «Об организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии РО»; Уставом образовательного учреждения; Приказом о создании ПМПк в ОУ; Положением о ПМПк в ОУ; Договорами между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, ПМПк и ПМПкомиссией.

5 слайд

Описание слайда:

Целью ПМПк является: Обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, с отклонениями в развитии и/или состояния декомпенсации исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.

6 слайд

Описание слайда:

Задачи ПМПконсилиума: Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в ОУ) диагностика отклонений в развитии; Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов; Выявление резервных возможностей ребенка; Выбор дифференцированных педагогических условий; Выбор оптимальной для развития ребенка учебной программы; Выработка коллективных обоснованных рекомендаций по основным направлениям коррекционно-развивающей работы; Определение путей интеграции детей в соответствующие классы; Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

7 слайд

Описание слайда:

Состав ПМПк: Постоянный состав: -директор МБОУ «Школа № 61» – Денисенко С.Ю.; -заместитель руководителя образовательного учреждения по УВР –Пискунова И.В.; -педагог-психолог – Маргиева М.З.; -учитель, представляющий ребенка на ПМПк; -социальный педагог – Никалюкина О.А.; -медицинская сестра – Маракулина Е.Е.; -председатель МО учителей начальных классов – Ковпак И.Н.; - учитель ФЗК – Горбатенко Л.А. По желанию в работе школьного консилиума могут участвовать родители (законные представители) обучающегося.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Виды консилиумов: Плановые консилиумы (проводятся не реже одного раза в квартал): 1-е классы – проблемы адаптации к ситуации школьного обучения 5-е классы – проблемы адаптации к ситуации предметного обучения 6-8-е классы – проблемы младшего подросткового возраста 9-11-е классы – проблемы старшего подросткового возраста и профориентаци В комплексной помощи нуждаются учащиеся: С выраженными трудностями в обучении и общении; С отклонениями в поведении; С личностными нарушениями (тревожность, самооценка); С ограниченными возможностями здоровья и др.

10 слайд

Описание слайда:

Внеплановые консилиумы: Для принятия экстренных мер по выявившимся трудностям Внеплановый консилиум проводится по запросу педагога, родителей или любого из специалистов, работающих с учащимся, в случае необходимости (длительная болезнь, неожиданная аффективная реакция, возникновение иных внезапных проблем в обучении или коррекционной работе). Поводом для внепланового ПМПк является отрицательная динамика обучения и развития ребенка. Задачами внепланового ПМПк являются: Решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявленным обстоятельствам; Изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае ее неэффективности.

11 слайд

Описание слайда:

В ПМПк имеются: План работы ПМПк ОО на учебный год Отчёт о работе ПМПк ОО Журнал записи и учёта обучающихся, прошедших консультацию на ПМПк ОО Протоколы заседаний ПМПк ОО Журнал регистрации обучающихся, направленных на ПМПК Дневник наблюдений Карта развития ребенка, которая включает: - педагогическую характеристику выписку из истории развития педагогическое представление для отслеживания динамики развития психологическое представление для отслеживания динамики развития

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда: