Троица: что важно сделать и что категорически нельзя делать в этот праздник. Открытие иконы (Рублевская Троица) Троицкие храмы на Руси

«Приидите, людие, трисоставному Божеству поклонимся!»

Троица. Иконы

Одним из первых в иконографии Троицы появился сюжет о явлении трех Ангелов Аврааму («Гостеприимство Авраама»), изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли».

Катакомбы Виа Латина
Гостеприимство Авраама. Санта-Мария Маджоре. Мозаика римского храма Санта Мария Маджоре (1-я пол. V в.)
​Мозаика в храме Сан Витале. Равенна (1-я пол. VI в.)

Во втором тысячелетии возникает обычай дописывать сюжет «Гостеприимство Авраама» словами «Святая Троица»: такая надпись имеется на одной из миниатюр греческой Псалтыри XI века. На этой миниатюре голова среднего Ангела увенчана крестчатым нимбом: он обращен к зрителю фронтально, тогда как два другие Ангела изображены в трехчетвертном обороте.

Такой же тип изображения встречается на дверях храма Рождества Богородицы в Суздале (ок. 1230) и на фреске Феофана Грека из новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице. Крестчатый нимб указывает на то, что центральный Ангел отождествляется с Христом.

Троица. Феофан Грек. 1378 г. Фреска в камере на хорах. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород
Зырянская Троица. Конец XIV в. Вологодский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Вологда

Известно, что иконографический вариант Троицы без праотцев существовал и до Рублева в византийском искусстве. Но все эти композиции не носят самостоятельного характера. Андрей Рублев не только придает изображению цельный и самостоятельный характер, но делает его законченным богословским текстом. На светлом фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Средний ангел возвышается над остальными, за его спиной изображено древо, за правым ангелом - гора, за левым - палаты. Головы ангелов склонены в молчаливой беседе. Их лики похожи, будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук, и все эти круги сходятся в эпицентр иконы, где изображена чаша, а в чаше - голова тельца. Перед нами не просто трапеза, но евхаристическая трапеза, в которой совершается искупительная жертва. Троица Андрея Рублева - это символическое изображение троичности Божества, на что указал уже Стоглавый Собор. Ведь и посещение Авраама тремя Ангелами не было явлением Пресвятой Троицы, а было лишь «пророческим видением этой тайны, которая в течение веков будет постепенно открываться верующей мысли Церкви». В соответствии с этим и в иконе Рублева перед нами предстают не Отец, Сын и Святой Дух, а три Ангела, символизирующие Предвечный Совет трех Лиц Святой Троицы. Символизм рублевской иконы в чем-то сродни символизму раннехристианской живописи, скрывавшей глубокие догматические истины под простыми, но духовно значимыми символами.

Троица. Андрей Рублев. XV век
Троица. XV век. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник
Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» Новгород, XVI век
Сошествие Святого Духа на апостолов. Афон, монастырь Дионисиат, ХIV век
Троица Ветхозаветная. Середина XVI в. Ярославский художественный музей, Ярославль
Троица Ветхозаветная. Вторая половина XVI в. Москва, ГТГ
Святая Троица. Конец XVI - начало XVII вв. Ярославский художественный музей, Ярославль
Троица Ветхозаветная. Конец XVI - начало XVII вв. Москва, ГТГ
Троица. Конец XIV в. Из собрания Н. П. Лихачева. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Троицкие храмы на Руси

Один из первых храмов на Руси был посвящен Троице. Его построила княгиня Ольга на своей родине, в Пскове. Деревянный храм, возведенный в X веке, простоял около 200 лет. Второй храм был каменным. По преданию, его заложил в 1138 году святой благоверный князь Всеволод (в крещении Гавриил). В XIV веке свод храма обрушился и на его основании возвели новый собор. Но до нашего времени и он не сохранился - сильно пострадал в 1609 году во время пожара. До настоящего времени сохранился четвертый собор, построенный на том же месте и по-прежнему носящий название Свято-Троицкого.

Собор Василия Блаженного, что на Красной площади в Москве, построен на месте Троицкого храма, возле которого стояло еще семь деревянных церквей - в память казанских побед освящены они были во имя тех праздников и памятей святых, когда происходили решающие сражения. В 1555-61 гг. на месте этих храмов был построен один каменный - девятипрестольный. Центральный престол освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а один из приделов посвятили Троице. До XVII века собор так и носил народное название Троицкого.

Пресвятой Троице посвящен и самый знаменитый русский монастырь - Троице-Сергиева Лавра . Поселившись на Маковце в 1337 году, преподобный Сергий построил деревянный храм во имя Святой Троицы . В 1422 году на месте прежнего деревянного храма ученик преподобного Сергия, игумен Никон, заложил каменный Троицкий собор. При его строительстве были обретены мощи преподобного Сергия. Расписывали собор знаменитые мастера Андрей Рублев и Даниил Черный. Для иконостаса был написан знаменитый образ Троицы ветхозаветной.


Во имя святой Троицы был основан Свято-Троицкий Марков монастырь в Витебске. Основание Маркова монастыря предположительно относится к XIV–XV векам. Существует легенда об основателе монастыря - некоем Марке, который уединился на принадлежащем ему участке земли и построил там часовню. Вскоре к нему присоединялись единомышленники по духу. Монастырь существовал до 1576 года, после был упразднен, а Троицкий храм превращен в приходской. Монастырь возобновлен в 1633 году князем Львом Огинским, в 1920 году закрыт. На его территории долгое время размещалась милиция и другие учреждения. Все здания, кроме Свято-Казанской церкви, были разрушены (в том числе Троицкий собор - один из лучших образцов деревянного белорусского зодчества). Казанская церковь в период Великой Отечественной войны была повреждена, однако затем частично восстановлена. Это единственная церковь в Витебске, которая в послевоенные годы не закрывалась. Главный престол храма освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, а боковой придел - в честь св. Сергия Радонежского. Монастырь возрожден в 2000 году.


Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре

В честь святой Троицы был основан Свято-Троицкий (Тройчанский) монастырь в г. Слуцке (Белоруссия). Время основания Свято-Троицкого монастыря неизвестно. Первое упоминание о нем датируется 1445 годом. Стоял монастырь близ города, ниже по течению реки Случь. Вокруг монастыря стали селиться люди, образовалось предместье Тройчаны, а улица от города к монастырю стала зваться Тройчанской. Монастырь имел грамоту польского короля, подтверждавшую его православный статут. С 1560 года при монастыре существует духовная школа, в которой изучались богословие, риторика, славянская и греческая грамматики. Известно и о маленькой библиотеке монастыря: в 1494 году было 45 книг. В 1571 году настоятелем монастыря был архимандрит Михаил Рагоза (ум. 1599 г.), будущий киевский митрополит. При монастыре открывается православная семинария, которой руководил до 1575 года бывший игумен Троице-Сергиевой лавры Артемий (? - начало 1570-х г.). В начале XVII века семинарии уже не было. Снова она возникает в XVIII веке. В Первую Мировую войну в монастыре был лазарет. Летом 1917 года строения монастыря, где жило 13 монахов и 13 послушников, передано Белорусской гимназии, настоятель, архимандрит Афанасий Вечерко, выслан. 21 февраля 1930 года монастырь закрыли, реликвии были переданы в музеи. Окончательно монастырские постройки разрушены в 1950-е годы. Впоследствии на его месте находился военный городок. В 1994 году на месте обители установлен памятный крест.


Слуцкий Свято-Троицкий монастырь. Н. Орда. Вторая пол. XIX века

В 1414 году на берегу реки Нурмы, неподалеку от ее впадения в Обнору, на территории современного Грязовецкого района Вологодской области был основан Троицкий Павло-Обнорский монастырь. Основателем обители являлся ученик преподобного Сергия Радонежского - Павел Обнорский (1317–1429 гг.). В 1489 году монастырь получил от Великого князя Ивана III грамоту о наделении монастыря лесом, деревнями и освобождении от податей. Привилегии монастыря были впоследствии закреплены Василием III, Иваном IV Грозным и их преемниками. В монастыре строится соборный храм Троицы (1505–1516 годы). В середине XIX века в монастыре проживало 12 монахов. В 1909 году монастырь пострадал от сильного пожара. В огне расплавился крест, полученный преподобным Павлом от Сергия Радонежского. Перед революцией в монастыре проживало около 80 насельников. Монастырь закрыт в 1924 году по решению Грязовецкого уездного исполкома РКП(б). В 1920–30-е годы были разрушены Троицкий собор с прилегающими храмовыми постройками, колокольня и ограда. На территории монастыря размещались опытная педагогическая станция, школа, детский дом. В 1945 году открылся детский санаторий, затем областная санаторно-лесная школа. Возвращен РПЦ в 1994 году.


Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь

Во имя святой Троицы освящен Ульяновский Троицко-Стефановский монастырь. Расположен в селе Ульяново Усть-Куломского района Республики Коми. По преданию, обитель была основана в 1385 году святителем Стефаном Пермским (1340-е гг. - 1396 гг.) с целью распространения христианства на Верхней Вычегде. Но данное сооружение просуществовало недолго. По местным легендам, Ульяновский монастырь был назван в честь девушки Ульянии, которая, не желая попасть в руки врагу, решила утопиться в реке. Напротив этого места был построен монастырь. В годы советской власти Ульяновский монастырь был закрыт, а его имущество разграблено. Многие монахи были репрессированы. Полностью разрушен Троицкий собор, большинство хозяйственных построек находились в плачевном состоянии. Предметы, изъятые из Ульяновского монастыря, находились в Национальном музее Республики Коми. В 1994 году монастырь был передан РПЦ.


Троице-Стефано-Ульяновский монастырь

Во имя святой Троицы был основан Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в г. Костроме. Монастырь впервые в летописи упоминается в 1432 году, но основан, возможно, был гораздо раньше. Согласно общепринятой версии, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите (ок. 1283/ 1288 - 1340/1341 гг.) и принявшим в Москве крещение под именем Захария. В этом месте ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским (ум. 325/326 гг.), результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление на этом месте был основан монастырь. Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена. Вокруг располагались жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными. После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в середине XVI века. В этот период происходит бурное развитие монастыря. После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднен, а его ценности национализированы. На территории обители долгие годы располагался музей, часть экспозиции которого находится там и ныне. В 2005 году монастырь передан РПЦ.


Ипатьевский монастырь. Вид со стороны старого русла реки Костромы

Во имя Троицы был основан Стефано-Махрищский Свято-Троицкий монастырь. Расположен на реке Молокча в селе Махра Александровского района Владимирской области. Основан в XIV веке Стефаном Махрищским (ум. 14 июля 1406 г.) как мужской монастырь. С 1615 до 1920-х был приписан к Троице-Сергиевой лавре. Закрыт в 1922 году. Вновь открыт в 1995 году как женский монастырь.


Стефано-Махрищский Свято-Троицкий монастырь

Во имя святой Троицы в 1520 году был основан Троицкий Антониево-Сийский монастырь. Основал обитель преподобный Антоний Сийский (1477–1556 гг.). В допетровское время Сийский монастырь был одним из крупнейших на Русском Севере центров духовной жизни. Из монастырского книжного собрания происходят такие уникальные рукописи, как Сийское евангелие XVI века и иллюстрированные святцы. После революции старинные документы были у монахов изъяты и переданы в Архангельский областной архив, откуда в 1958 и 1966 годах перевезены в Москву (сейчас - в РГАДА). Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома от 12 июня 1923 года и решением президиума Архангельского губисполкома от 11 июля 1923 года. Территория использовалась для нужд трудовой коммуны, колхоза. В 1992 году монастырь передан РПЦ.


Троицкий Сийский монастырь. Дореволюционная открытка

Во имя Троицы был освящен монастырь в Астрахани. История Троицкого монастыря в Астрахани начинается с 1568 года, когда царь Иоанн Грозный, посылая сюда игумена Кирила, повелел ему устроить в городе «Николы Чудотворца монастырь общий». К 1573 году игуменом Кирилом были выстроены: «храм Живоначальной Троицы, к которому была прирублена трапеза о шести сажень, да келарская о трех саженях, 12 келий, две погребицы с сушилами, глебня и поварня». Все постройки были деревянные. Ко времени кончины игумена Кирила в 1576 году им было выстроено в монастыре еще два деревянных храма: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Николы Чудотворца. Сам монастырь, первоначально именуемый Никольским, позже получил название Троицкого, в честь соборного храма Живоначальной Троицы. В 90-х годах XVI века новый игумен Феодосий занялся перестройкой монастыря из деревянного в каменный. 13 сентября 1603 года освящен был новый каменный Троицкий собор. Чуть позже к нему был пристроен придел в честь святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Кроме того, при игумене Феодосии были построены: каменная колокольня с храмом святителя Николы Чудотворца под ней и деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с приделом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В советские годы в обители было устроено архивохранилище, а святыни были преданы поруганию.


Троицкий монастырь в Астрахани

Во имя Троицы основан монастырь в г. Муроме Владимирской области. Монастырь основан во второй четверти XVII века (1643 год) муромским купцом Тарасием Борисовичем Цветновым, по мнению ряда краеведов - на месте так называемого «старого городища», где первоначально в период XI–XIII веков располагался деревянный кафедральный собор в честь святых Бориса и Глеба, а позднее существовал деревянный Свято-Троицкий храм. В 1923 году монастырь был закрыт. В 1975 году на территорию монастыря был привезен деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского из соседнего Меленковского района, являющийся памятником деревянного зодчества XVIII века. Открыт в 1991 году. Главной святыней обители являются мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, перевезенные из местного музея 19 сентября 1992 года. До 1921 года мощи почивали в городском Рождественском соборе.


Свято-Троицкий женский монастырь г. Мурома в XIX веке

Также во имя святой Троицы освящен Александро-Свирский монастырь, Зеленецкий-Троицкий монастырь, Клопский монастырь, Елецкий Троицкий монастырь, Белопесоцкий и Троицкий Болдин монастыри, монастыри в Казани, Свияжске, Калязине, Переславле-Залесском, Тюмени, Чебоксарах и других городах.

В честь святой Троицы основаны обители в Сербии, Грузии, Греции, Палестине, Финляндии, Швеции.

В честь Троицы освящен храм в Великом Новгороде. Храм датируется 1365 годом. Построен по заказу новгородских купцов, торговавших с Югрой (Приуральем). Наибольший ущерб церковь Троицы получила во время Великой Отечественной войны. Наряду с другими памятниками новгородского зодчества была отреставрирована в 1975–1978 годах, хотя фактически работы продолжаются до сих пор.


Церковь Троицы Живоначальной в Ямской слободе в Великом Новгороде

Также в честь Троицы освящена церковь Духова монастыря в Великом Новгороде. Церковь Троицы с трапезной палатой построена около 1557 года по заказу игумена Ионы. Она расположена почти в центре территории монастыря. На первом этаже трапезной располагались поварня, хлебня и два квасных погреба; на втором этаже - трапезная и келарская. Церковь серьезно пострадала во время шведской оккупации 1611–1617 гг., а также от сильного пожара, случившегося в 1685 году.


Троицкая церковь Духова монастыря в Великом Новгороде

Во имя Троицы Живоначальной освящен храм в Москве - в Полях. Впервые упомянут в 1493 году в Воскресенской летописи. В 1565 году была построена каменная церковь. В 1639 году рядом с каменным Троицким храмом с приделами Николы Чудотворца и Бориса и Глеба, выстроенным боярином М. М. Салтыковым (двоюродный брат царя Михаила Федоровича), был выстроен деревянный храм в честь Сергия Радонежского. Церковь Троицы была разрушена в 1934 году. Быстрота сноса не позволила провести детальное исследование памятника архитектуры. На ее месте был разбит сквер, на место трапезной был поставлен памятник первопечатнику Ивану Федорову.


Церковь Троицы Живоначальной в Полях. Фото из альбома Найденова Н. А., 1882 год

Во имя Троицы освящен храм в Никитниках (Москва). Еще в XVI веке здесь существовала деревянная церковь во имя святого мученика Никиты (ум ок. 372 г.). В 1620-е годы она сгорела, и по заказу жившего рядом ярославского купца Григория Никитникова в 1628–1651 годы был сооружен новый каменный храм во имя святой Троицы. Источники упоминают о строительных работах в 1631–1634 и 1653 годах. Южный придел храма был посвящен Никите Мученику, в него же была перенесена чтимая икона этого святого из сгоревшей церкви. Он служил усыпальницей храмоздателя и членов его семьи. В 1920 году храм был закрыт для богослужений и в 1934 передан в состав Государственного исторического музея. В 1991 храм вернули РПЦ.

С. Камень г. Лиепая (Латвия), в дер. (Латвия), в дер. (Литва), г. (Эстония), дер. Водзилки (Польша), г. Ири (США).

Храм Троицы Живоначальной ДПЦ. Лиепая
Храм во имя Святой Троицы ДПЦ. Кублищино

Кроме того, праздник Святой Троицы является престольным для женского Николо-Улейминского монастыря РПсЦ и для Свято-Троицкого мужского монастыря РДЦ в пос. Каменка Злынского р-на Брянской области.



Троица всегда отмечается на 50-й день после Пасхи. В 2017 году День Святой Троицы приходится на 4 июня, а понедельник, 5 июня, также будет выходным. Почему этот день считается великим? Что нельзя делать на Троицу? Какие традиции связаны с праздником?

Праздник Святой Троицы символизирует открытие Богом своей триединой сущности. Когда-то верующие знали только Бога-Отца и Бога-Сына – Иисуса Христа.

Считается, что на 50-й день после Пасхи, когда все апостолы с Божьей Матерью и другим верующими молились в одной горнице, с неба раздался шум, и "явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали".

Так, значение Дня Святой Троицы заключается в том, что людям было показано великое таинство – единство Бога проявляется в трех лицах: Отец, Сын и Дух Святой.

В память о сошествии Святого Духа апостолы был установлен праздник для чествования Святой Троицы, оно всегда приходится на воскресенье. В понедельник славят Святого Духа, поэтому его называют Духов День. Суббота, предшествующая празднику Троицы, называется Родительского - в этот день поминают умерших близких, молятся о спасении их душ.

Пять главных запретов в этот день:
1. Нельзя убирать дом, стирать, резать
2. Не стоит назначать свадьбу (но можно говорить о ней)
3. Ни в коем случае не проводить никакие земляные работы
4. Не стоит посещать кладбище на Троицу (праздник считается настолько светлым и радостным, что в сам день Троицы не принято особо поминать умерших)
5. Советуют не гулять у воды и купаться в открытых водоемах (мол, "русалки заберут к себе"). Существует поверье, что на Троицу не обходится без утопленника.
6. Не нужно говорить о плохом, злиться и завидовать
7. Нельзя рубить и пилить деревья, ломать сучья, колоть дрова, так как молодое зеленое деревце принято использовать в Троицких ритуалах. Девушки украшают его лентами и венками из цветов, завивают ветви и гадают о судьбе.

День Святой Троицы считается самым веселым и радостным праздником. Нельзя злиться, нужно простить родным и друзьям все обиды, оставить их в прошлом. Дни перед Троицей именуются Русальной неделей, а первые три дня после – Зелеными праздниками.
В субботу в храмах совершается особое поминовение всех умерших. Также рекомендуют посетить вечернюю службу и исповедаться, а воскресным утром прийти в храм на литургию и причаститься.

А по народным приметам (традиции празднования Святой Троицы тесно переплелись с языческими обычаями) на Троицу можно сплести венок и пустить его на воду. Если он утонет – случится несчастье, поплывет далеко – близится свадьба, а если останется у берега – девушке еще придется подождать своего суженого-ряженого.

Перед Троицей украшают дом зеленью: чем больше ее будет в доме в этот праздник, тем счастливее будет ваш дом.
Считается, что если в этот день идет дождь – урожай будет хороший, а лето – теплое. А вот жара, напротив, сулила плохой урожай и засушливое лето.

Его необычность заключается в том, что этот праздничный день не подкреплен никакими евангельскими текстами.

Также этот праздник еще отличается тем, что в Киевской Руси его начали отмечать только спустя 3 века после Крещения Руси, когда происходил самый расцвет православия на тех землях.

История праздника Троицы

Много внимания следует уделить истокам этого весьма интересного праздника – Святой Троицы, название которого означает единство Бога: Отца, Сына и Святого Духа. Троицу отмечают на 50-й день после Пасхи, и по обыкновению, этот праздник выпадает на конец мая или на первые дни июня.

История гласит о том, что праздник Троица был установлен в память важного события – сошествия святого духа на землю к апостолам.

Эта церковная версия подкреплена текстами в новозаветном произведении. Неизвестные авторы этой литературной работы рассказывают о том, что на 50-й день после того, как Иисус Христос воскрес, апостолы собрались все вместе, как велел Иисус перед своим вознесением на небеса. И внезапно раздался рокот с неба, словно от страшной грозы, и на землю к апостолам спустился с неба святой дух в обличии яркого пламени.

И святой дух сделал так, что каждый из апостолов стал говорить на другом языке. Духовные лица объясняют это знаменательное событие тем, что всевышний наделил апостолом умением говорить на разных языках, дабы они впоследствии могли проповедовать евангельские писания, распространяя христианство по всему миру.

Историки полагают, что христиане позаимствовали этот праздник Святой Троицы у религии древних евреев, которые существовали еще задолго до христианства. Истоки Троицы берут свое начало в древнееврейском празднике Пятидесятница. В этот день праздновался конец полевых работ, когда люди радовались тому, что больше не будет изнурительного труда на поле и не будет волнений по поводу урожайности года.

Но, следует отметить, что древнееврейские народы, помимо ликования, также приносили жертвы различным духам, как бы благодаря богов и завоевывая их почтение.

Традиции и обычаи празднования Троицы

Святую Троицу народ празднует уже не одно тысячелетие, не утратив запал к обрядам и традициям.

По обыкновению, Троица празднуется в течение трех дней, первым из которых является Клечальное воскресенье.

Именно в этот день людям необходимо быть крайне осмотрительными из-за враждебности мавок, потерчат, русалок и прочей нечистой силы. Легенды гласят, что в этот день нельзя бродить возле водоемов, а то русалки затянут под воду.

Также не стоит бродить по лесу одному, не то мавки защекочут до смерти. А потерчата – это души умерших некрещеных детей, они вреда людям не приносят, зато пугают здорово.

Клечальное воскресенье народ соблюдает все традиции празднования. Полы в церквах и домах украшают различными травами, а на иконы вешают веточки березы, считая это оберегом от нечисти. Зеленый цвет трав обозначает силу святого духа, которая обновляет, очищает и животворит. Также такое же символизирование имеют белый и золотистый цвет.

Следует отметить, что в этот день люди идут на кладбища, где поминают умерших родных людей, приводят в порядок могилы, а также оставляют на могилках различные угощения. Считается, что если не прийти к усопшим родственникам на могилу в этот день, то они прийти в дом и забрать кого-то с собой. А ближе к вечеру в селах проходят концерты и народные гуляния, где развлекается все селянство, водя хороводы и распевая песни.

Второй день – это Клечальный понедельник. В этот день происходили богослужения в храмах и церквах, после которых священники шли на поле, где читали молитвы, тем самым прося у Бога урожайного года. А сельские дети тем временем играли в увлекательные игры-забавы. Третий день назывался - Богодухов день. В этот день молодые девушки «водили Тополю». Суть заключалась в том, что «Тополей» выбирали самую прекрасную девушку, которая еще незамужем.

Другие же девушки украшали «тополю-девушку» ленточками и венками так, что бы ее не смогли узнать. Далее «тополю» водили по всему селу, дабы получить щедрые угощения от хозяев. В этот день также святили воду в колодцах, считая что этим избавляются от нечистой силы.

На Троицу принято плести венки из веток березы, с помощью которых девушки определяли: выйдут они замуж в этом году или нет.

Суть заключалась в том, что барышни самостоятельно плели венки, потом их надевали, гуляя в них весь вечер. А под конец празднования девушки снимали венки и бросали в воду, глядя на то - потонет он или нет. Если утонет, то в этом году девушка не выйдет замуж. А если останется на плаву, то скорее всего девица найдет своего суженого и обручится с ним. Сегодня этот церковный праздник отмечают особенно в селах.

Накануне Троицы хозяйки убирают в своем доме и во дворе, готовят различные блюда. Также ранним утром женщины собирают травы и цветы, чтобы украсить свой дом (комнаты, окна, двери). Ведь есть поверье, что эти травы не дадут пройти нечистой силе в дом, выполняя некую защитную функцию.

Украшая свои жилица, народ таким образом хотел пойти на контакт с полевыми и лесными духами, от который, как считалось тогда, зависел будущий урожай и плодородность полей. До обеда в церквях происходят службы, посвященные этому празднику. А уже ближе к вечеру народ собирается на концерты, гуляния, а также различные соревнования, поскольку погода в это время года позволяет это. К несчастью, большинство обычаев празднования забыто, но тем не менее Троица остается одним из важнейших церковных праздников.

Данная статья предлагает вам советы и идеи для организации сельского праздника в честь Троицы.

Троица – важный православный праздник, который очень любят и уважают верующие люди. С этим праздником связано очень много традиций и обычаев, которые можно и нужно чтить. Праздник Троица – это праздник жизни и природы. Главным символом торжества выступает молодое дерево или ветки березы, которые сравнивают с буйством молодой жизни.

В этот праздник все радуются, пиршествуют и поют песни. Церковь готовится к встрече Троицы за целую неделю. Делается это по средствам специальных молебных песен и украшения храма зеленью. Интересно то, что Троице предшествует еще Родительская Троицкая Суббота – день, в который нужно поминать усопших предков и близких, ушедших из жизни по средствам самоубийства (единственный день, когда делать это позволяет церковь).

Православные же люди (не священнослужители) празднуют Троицу один день. Праздник всегда выпадает на воскресенье. В этот день категорически запрещено работать на земле, стирать и шить. Позволено только лишь стряпать, готовить пищу и осуществлять мелкие дела по хозяйству (если, к примеру, что-то рассыпалось и это нужно срочно убрать).

ВАЖНО: Считается, что если человек нарушает этот обычай празднования Троицы и занимается повседневной работой, он легко навлекает на себя неурожай, болезни скота и собственный недуг.

После Троицы следует неделя святок, а после них приходит Петров пост. Точной даты у поста нет, так как его временные отрезки зависят только от того, как рано или поздно празднуется в году Пасха.

Как празднуют Троицу:

  • В субботу перед Троицей поминают умерших родных, посещают и приводят в порядок их могилы.
  • В воскресенье люди идут в храм на молитву, ставят свечи за здравие у нужных икон и свечи за упокой душ.
  • В воскресенье принято украшать дом ветвями молодых деревьев, желательно березы, чтобы привлечь к себе благополучие и здоровье.
  • В Троицу принято посещать родных и близких, наведываться в гости к друзьям и устраивать пиршества.
Церковное празднование Троицы

Сценарий празднования Троицы в сельском клубе, Доме культуры

В сельской местности такому церковному празднику, как Троица, уделяется намного больше внимания. Дело в том, что люди, живущие в деревнях и селах, более набожные и праведные, они чтят традиции предков. Часто за придумывание сценария и проведение праздника, способного подарить радость всей округе и жителям, берутся специальные сельские организаторы, в помощь которым будут идеи из данной статьи.

ВАЖНО: Если позволяют погодные условия, праздник на Троицу лучше всего проводить под открытым небом, чтобы полностью насладиться красотой и единством с природой. Если возможности нет, то мероприятие, проведенное в клубе или Доме культуры, тоже допустимо.

Варианты вступительной речи:



Вариант № 1

Вариант № 2

Вариант № 3

ВАЖНО: Во вступительной части праздника так же хорошо рассказать зрителям об истории празднике, причинах его возникновения и названии. Преподносить информацию следует доступным легким языком, хорошо показывать картинки и изображения.

История возникновения Троицы

Хорошо разнообразить развлекательную программу большим количеством стихотворений и поздравлений. Читать эти строки могут все желающие, ведь самое важное — донести их смысл.

Стихи для организации праздника на Троицу:



Стихи № 1

Стихи № 2

Стихи № 3

Стихи № 4

Конкурсы для празднования Троицы: чем разнообразить программу?

Особое место в празднике занимают развлечения и конкурсы. Они непременно поднимут настроение всем присутствующим и позволят получить приятные эмоции от всего торжества. Лучше всего проводить подобные конкурсы на свежем воздухе, так как они активные и требуют не только достаточного количества территории, но и выплеска энергии.

Конкурсы на Троицу:



Развлечение «Дерево»

Конкурсы для взрослых

Традиционный конкурс для села

Конкурс на Троицу

Интересный конкурс

Видео: «Троица в селе»

Игры для празднования Троицы на улице и в помещении для взрослых

В зависимости от того, какая аудитория соберется на празднике в сельском Клубе или Доме культуры, можно устроить развлекательные игры. Естественно, старшее поколение не захочет брать участие, а молодые люди и дети получат от это максимальное удовольствие.

Видео: «Троица в селе»

Игры на Троицу для детей: как развлечь детей на празднике?

Детский сценарий для праздника должен отличаться обилием развлекательных мероприятий. Для этого так же следует задействовать младшее поколение. Для детей полезно устраивать игры и конкурсы, хорошо устроить ленточную карусель, которая ассоциируется с солнцем и теплом. Как провести и организовать детские конкурсы на Троицу вы можете прочитать .

Видео: «Троица в селе»

Сценарий концерта на Троицу в сельском клубе, Доме культуры

Разнообразить праздничную программу для взрослых помогут веселые песни. Их могут петь все, а могут только желающие: взрослые, дети, старики, хоры или солисты. Заранее распространите слова, чтобы каждый знал их.

Песни на Троицу:



Песни № 1

Песни № 2

Песни № 3

Песни № 4

Песня № 5

Частушки на Троицу, песни для развлекательной программы

Частушки — любимые песни сельского народа. На Троицу такие песни украсят любой праздник. Их можно петь, как под фонограмму, так и под живую музыку.



Частушки на Троицу

Троицкие частушки

Видео: «Троица в селе»

Что по традиции сжигали девушки на Троицу?

Одна из древних сельских традиций на Троицу гласит, что молодым девушкам следует под конец дня сжигать старые мужские штаны. Их можно было набить соломой, а можно было просто подвесить на шесте. Причина ритуала очень проста, считалось, что этот огонь позволит в селе появиться невестам (т.е. парни становятся более смелыми и делают предложения своим девушкам).

Видео: «Троица традиции»