Гласные после шипящих и Ц (упражнения и тест). Урок «Употребление гласных после шипящих и Ц Задание на правило о е после шипящих

Упражнение 15. Вставьте гласные (а, я, ы, и, у, ю ) после шипящих. Дайте фонетическую транскрипцию сочетания звуков: шипящий + гласный.

Параш..т, ж..знь, ж..рный, ш..бка, ш..тка, ж..ри, отч..яние, ч..до, пощ..да, ч..ткий, щ..ка, ш..тка, сощ..риться, ч..ша, ч..ры, брош..ра, ощ..щать, снеж..нка, сброш..ровать, ш..на, ш..ло, ч..гун, ч..с, Ж..ль Верн, ш..рж, ш..р, ш..ллинг, ш..рина, ш..фр, щ..риться, ч..вство, ч..довище, ч..мазый, ч..чело, ч..шь, площ..дка, ч..ть-ч..ть.

Упражнение 16. Вставьте после шипящих пропущенные гласные ё, е, о в следующих парах слов. Обоснуйте выбор гласной буквы. Дайте транскрипцию сочетания: шипящий + гласный.

Груш..вка - деш..вка, нет княж..н - нет ж..н, книж..нки - саж..нки, бумаж..нка - пш..нка, туш..нка (маленькая туша) - (говяжья) туш..нка, с грач..м - не при ч..м, душ..нка - жж..нка, еж..вый - деш..вый, девч..нка - печ..нка, ш..ры - дириж..ры, под гараж..м - (мы) стриж..м, смеш..н - запряж..н, трещ..тка - щ..тка.

Упражнение 17. ё, е, о после шипящих. Распределите эти слова по соответствующим правилам.

Артиш..к, бараш..к, бесш..вный, богач.., в ч..м, верблюж..нок, веч..вой, волч..нок, вооруж..н, говорить общ.., греш..н, гуж..вой, девч..нка, деньж..нки, дж..нка, дж..уль, душ..нка, ерш..вый, ещ.., ж..ваный, ж..лоб, ж..лтый, ж..лудь, ж..рдочка, ж..рнов, жж..шь, ж..кей, ж..нглёр, жуч..к, заверш..н, затуш..вывать, излиш..к, казач..нок, клоч..к, кляч..нка, ковш..вый, колыш..к, коммивояж..р, копч..ная колбаса, копч..ности, кореш..к, корч..вка, кош..лка, краснокож..го, крыж..венный, крюш..н, кумач..вый, ландыш..вый, лезть на рож..н, луж..к, луч..вой, лущ..вка (от лущить), мальчиш..чка, мальч..нка, медвеж..нок, меш..ч..к, мыш..нок, нагиш..м, неискуш..нность, нет киш..к, неуклюж.., нипоч..м, нить-круч..нка, нож..вой, нож..вка, нож..ньки, нож..нка, ноч..вка, обреч..нность, одеж..нка, ож..г руку, ож..г руки, отвлеч..нный, очаж..к, парич..к, парч..вый, пауч..к, перемеж..вка, плеч..вой, плюш..вый, под вожж..й, подж..г дома, пощ..чина, прож..г пиджак, прож..рливый, пч..лка, пш..нник, пятач..к, пять кош..к, размеж..ванный, раскорч..вка, расч..ска, ретуш..р, реч..нька, реч..нка, реш..тка, рж..т, с дач..й, с каланч..й, с левш..й, с лихач..м, с малыш..м, с мираж..м, с нош..й, с продаж..й, с тягач..м, саж..нки, саранч..вый, свеж.. на улице, сгущ..нка, сгущ..нное молоко, смущ..нность, сокращ..нный, стаж..р, старуш..нка, стиш..к, сторож..вой, стосвеч..вая лампа, сургуч..м, суч..к, теч..т, Торж..к, трещ..тка, трещ..точный, трущ..ба, трущ..бный, туш..ное мясо, свиная туш..нка, тысч..нка, удруч..н, уч..т, часоч..к, чащ..ба, ч..лка, ч..лн, ч..рный, ч..рствый, ч..рт, ч..рточка, ч..ч..тка, ч..канье, ч..порный, ш..лк, ш..пот, ш..винизм, ш..к, ш..колад, ш..мпол, ш..ркать, ш..рничать, ш..рох, ш..ры, ш..ссейный, ш..тландский, ш..фёр, щ..голь, юбч..нка.

Упражнение 18. Вставьте пропущенные гласные ё, е, о после шипящих.

1. Направо, тихо пош..птывая и изредка вздрагивая от налетевш..го ветра, темнела ольховая роща (Тургенев). 2. Главная улица ш..ссирована и содержится в порядке (Чехов). 3. Бурелом, чащ..ба - тяж..лые места (А.Н. Толстой). 4. Над крыш..ю крайней избушки полощется кумач..вый флаг (Д. Бедный). 5. Ушла в одной юбч..нке на улицу (А.Н. Толстой). 6. Тут ещ.. тоже всё очень общ.. (Шолохов). 7. Сижу за реш..ткой в темнице сырой (Пушкин). 8. С плеч его свисал ж..ваный чесуч..вый пиджак (Федин). 9. Ни копейки вперёд не даёт хозяин, упёрся: нет! Такой ж..х (Вересаев). 10. Устал до ч..рта (Маяковский). 11. Чтоб музыканты не застыли на морозе, им отпущен боч..нок водки (Шишков). 12. Пастуш..нку Пете трудно жить на свете (Есенин). 13. Девч..нок всегда мог отвлечь какой-нибудь пустяч..к (Искандер). 14. Я был смущ..н и напуган (Шаляпин). 15. Американскую свиную туш..нку называли (у нас в войсках) консервами «второй фронт» (Полевой). 16. Вояж..р оторопело смотрел ему вслед (Вс. Иванов). 17. Бешеная чеч..тка сменялась вихрем присядки (Степанов). 18. Пирож..к лишь разломила да кусоч..к прикусила (Пушкин). 19. Две ж..рдочки положены через поток (Пушкин). 20. Я был очень смеш..н в костюме Мефистофеля (Шаляпин). 21. Они напомнили ей те молодые дни, когда она красивой и наивной девч..нкой танцевала на веч..рках (Фадеев). 22. В это время вош..л старич..к (Л. Толстой). 23. Стёкла больших очков в роговой оправе не могли скрыть напряж..нного и беспокойного взгляда, следившего за карандаш..м Полякова (Рыбаков). 24. Мне жаль его холодного ч..рствого сердца (Лермонтов). 25. Ежели душ..нка у тебя заиграла от моего разговора, моряком будешь (Гладков). 26. На окне, в уголке, скромно стояла грош..вая чернильница с пожелтевшим гусиным пером (Мамин-Сибиряк). 27. Я вышел на опушку леса и побрёл по полю меж..й (Тургенев). 28. По полям бредя с кош..лками, улыбались старики (Есенин). 29. Жуткий страх мчал их через тьму и непролазную трущ..бу (Шишков). 30. Артист он был исключительный и всесторонний: одинаково хорош.. ж..нглировал, работал на трапеции и на турнике (Куприн).

Упражнение 15. Вставьте гласные (а, я, ы, и, у, ю ) после шипящих. Дайте фонетическую транскрипцию сочетания звуков: шипящий + гласный.

Параш..т, ж..знь, ж..рный, ш..бка, ш..тка, ж..ри, отч..яние, ч..до, пощ..да, ч..ткий, щ..ка, ш..тка, сощ..риться, ч..ша, ч..ры, брош..ра, ощ..щать, снеж..нка, сброш..ровать, ш..на, ш..ло, ч..гун, ч..с, Ж..ль Верн, ш..рж, ш..р, ш..ллинг, ш..рина, ш..фр, щ..риться, ч..вство, ч..довище, ч..мазый, ч..чело, ч..шь, площ..дка, ч..ть-ч..ть.

Упражнение 16. Вставьте после шипящих пропущенные гласные ё, е, о в следующих парах слов. Обоснуйте выбор гласной буквы. Дайте транскрипцию сочетания: шипящий + гласный.

Груш..вка – деш..вка, нет княж..н – нет ж..н, книж..нки – саж..нки, бумаж..нка – пш..нка, туш..нка (маленькая туша) – (говяжья) туш..нка, с грач..м – не при ч..м, душ..нка – жж..нка, еж..вый – деш..вый, девч..нка – печ..нка, ш..ры – дириж..ры, под гараж..м – (мы) стриж..м, смеш..н – запряж..н, трещ..тка – щ..тка.

Упражнение 17. ё, е, о после шипящих. Распределите эти слова по соответствующим правилам.

Артиш..к, бараш..к, бесш..вный, богач.., в ч..м, верблюж..нок, веч..вой, волч..нок, вооруж..н, говорить общ.., греш..н, гуж..вой, девч..нка, деньж..нки, дж..нка, дж..уль, душ..нка, ерш..вый, ещ.., ж..ваный, ж..лоб, ж..лтый, ж..лудь, ж..рдочка, ж..рнов, жж..шь, ж..кей, ж..нглёр, жуч..к, заверш..н, затуш..вывать, излиш..к, казач..нок, клоч..к, кляч..нка, ковш..вый, колыш..к, коммивояж..р, копч..ная колбаса, копч..ности, кореш..к, корч..вка, кош..лка, краснокож..го, крыж..венный, крюш..н, кумач..вый, ландыш..вый, лезть на рож..н, луж..к, луч..вой, лущ..вка (от лущить), мальчиш..чка, мальч..нка, медвеж..нок, меш..ч..к, мыш..нок, нагиш..м, неискуш..нность, нет киш..к, неуклюж.., нипоч..м, нить-круч..нка, нож..вой, нож..вка, нож..ньки, нож..нка, ноч..вка, обреч..нность, одеж..нка, ож..г руку, ож..г руки, отвлеч..нный, очаж..к, парич..к, парч..вый, пауч..к, перемеж..вка, плеч..вой, плюш..вый, под вожж..й, подж..г дома, пощ..чина, прож..г пиджак, прож..рливый, пч..лка, пш..нник, пятач..к, пять кош..к, размеж..ванный, раскорч..вка, расч..ска, ретуш..р, реч..нька, реч..нка, реш..тка, рж..т, с дач..й, с каланч..й, с левш..й, с лихач..м, с малыш..м, с мираж..м, с нош..й, с продаж..й, с тягач..м, саж..нки, саранч..вый, свеж.. на улице, сгущ..нка, сгущ..нное молоко, смущ..нность, сокращ..нный, стаж..р, старуш..нка, стиш..к, сторож..вой, стосвеч..вая лампа, сургуч..м, суч..к, теч..т, Торж..к, трещ..тка, трещ..точный, трущ..ба, трущ..бный, туш..ное мясо, свиная туш..нка, тысч..нка, удруч..н, уч..т, часоч..к, чащ..ба, ч..лка, ч..лн, ч..рный, ч..рствый, ч..рт, ч..рточка, ч..ч..тка, ч..канье, ч..порный, ш..лк, ш..пот, ш..винизм, ш..к, ш..колад, ш..мпол, ш..ркать, ш..рничать, ш..рох, ш..ры, ш..ссейный, ш..тландский, ш..фёр, щ..голь, юбч..нка.


Упражнение 18. Вставьте пропущенные гласные ё, е, о после шипящих.

1. Направо, тихо пош..птывая и изредка вздрагивая от налетевш..го ветра, темнела ольховая роща (Тургенев). 2. Главная улица ш..ссирована и содержится в порядке (Чехов). 3. Бурелом, чащ..ба – тяж..лые места (А.Н. Толстой). 4. Над крыш..ю крайней избушки полощется кумач..вый флаг (Д. Бедный). 5. Ушла в одной юбч..нке на улицу (А.Н. Толстой). 6. Тут ещ.. тоже всё очень общ.. (Шолохов). 7. Сижу за реш..ткой в темнице сырой (Пушкин). 8. С плеч его свисал ж..ваный чесуч..вый пиджак (Федин). 9. Ни копейки вперёд не даёт хозяин, упёрся: нет! Такой ж..х (Вересаев). 10. Устал до ч..рта (Маяковский). 11. Чтоб музыканты не застыли на морозе, им отпущен боч..нок водки (Шишков). 12. Пастуш..нку Пете трудно жить на свете (Есенин). 13. Девч..нок всегда мог отвлечь какой-нибудь пустяч..к (Искандер). 14. Я был смущ..н и напуган (Шаляпин). 15. Американскую свиную туш..нку называли (у нас в войсках) консервами «второй фронт» (Полевой). 16. Вояж..р оторопело смотрел ему вслед (Вс. Иванов). 17. Бешеная чеч..тка сменялась вихрем присядки (Степанов). 18. Пирож..к лишь разломила да кусоч..к прикусила (Пушкин). 19. Две ж..рдочки положены через поток (Пушкин). 20. Я был очень смеш..н в костюме Мефистофеля (Шаляпин). 21. Они напомнили ей те молодые дни, когда она красивой и наивной девч..нкой танцевала на веч..рках (Фадеев). 22. В это время вош..л старич..к (Л. Толстой). 23. Стёкла больших очков в роговой оправе не могли скрыть напряж..нного и беспокойного взгляда, следившего за карандаш..м Полякова (Рыбаков). 24. Мне жаль его холодного ч..рствого сердца (Лермонтов). 25. Ежели душ..нка у тебя заиграла от моего разговора, моряком будешь (Гладков). 26. На окне, в уголке, скромно стояла грош..вая чернильница с пожелтевшим гусиным пером (Мамин-Сибиряк). 27. Я вышел на опушку леса и побрёл по полю меж..й (Тургенев). 28. По полям бредя с кош..лками, улыбались старики (Есенин). 29. Жуткий страх мчал их через тьму и непролазную трущ..бу (Шишков). 30. Артист он был исключительный и всесторонний: одинаково хорош.. ж..нглировал, работал на трапеции и на турнике (Куприн).

Упражнение 19. Вставьте пропущенные гласные после ц . Сделайте транскрипцию выделенных слов.

Бледное лиц.., с бледным лиц..м, полнолиц..го ребёнка, о полнолиц..х детях, лиц..вать , лиц..вой нерв, перелиц..вать, перелиц..вывать, с рубц..м, зарубц..ваться, красные рубц..,сланц..вый , глянц..вый, с глянц..м, с хрипотц..й , с расчётц..м, с хитрец..й, мясц.. , бегать трусц..й, марганц..вка, с марганц..м, интермецц.., герц..гиня, мудрые индейц.., ц..клевать полы ,ц..трусовые растения, нарц..сс, пац..ент, плоскогубц.., бац..лла, встать на ц..почки , у границ.., куц..й хвост, вкусные леденц.. , ц..гарка , глиц..ния , операц..я , свинц..вать, под оконц..м , ц..тата, дефиц..т, братья-близнец.., танц..вальный, танц..вщица, фиксац..я, ц..ганёнок , ц..кнуть зубом, окольц..ванный, палацц.., ц..пки на руках.

ПОВТОРЯЕМ, ЗАКРЕПЛЯЕМ!

ОПРНЫЙ КОНСПЕКТ К § 35

2. Правописание гласных И, Ы после приставок и

О, А в приставках

1. Гласная буква и в начале корня после приставок, оканчивающихся на согласную букву, меняется на ы (в соответствии с произношением).

Ср.: и гра – с ы грать, раз ы граться, под ы грать.

Исключения: гласный и в начале корня сохраняется:

· после приставок меж-, сверх- ;

Меж и нститутский, сверх и нтересный.

· после иноязычных приставок и частиц (ад-, диз-, ин-, -интер-, кон-, контр-, об-, суб-, супер-, транс-, пан- );

Суб и нспектор, контр и ск, пан и ндийский.

· в сложносокращённых словах.

Пед и нститут, спорт и нвентарь.

2. В приставках раз-, рас-, роз-, рос- в ударном положении (в соответствии с произношением) пишется о , а в безударном положении (в соответствии с произношением) пишется а .

Ро́ звальни – ра звали́ться, ро́ ссыпи – ра ссы́паться.

Исключение: ро зыскно́й (от ро́ зыск ).

Упражнение к теме «Правописание гласных, обусловленное их произношением»

Упражнение 8. Вставьте пропущенные гласные буквы ы или и .

Без..нициативный, без..дейный, пред..сполкома, без..мянный, вз..грать, воз..меть, из..скание, об..грать, сверх..зобретательный, супер..дея, от..скать, под..скать, пред..стория, пред..юльский, над..ндивидуальный, глав..здат, контр..ск, меж..мпериалистический, сверх..ндустриализация, пан..сламизм, суб..нспектор, без..скусственный, транс..орданский.

ПОВТОРЯЕМ, ЗАКРЕПЛЯЕМ!

ОПРНЫЙ КОНСПЕКТ К § 36


П у т е в о д и т е л ь Слайды 2 – 4 «Алгоритм» и «Лабиринт» и инструкция по их применению Слайды 5 – 6 «Разложи пасьянс» и инструкция по его раскладке Слайды 7 – 8 «Дуэль» и инструкция по её проведению Слайды 9 – 11 «Тренажёры» и инструкция по их использованию


Алгоритм и лабиринт Следующие слайды помогут вам отработать порядок действий по применению правил. Используя алгоритм, выберите правильное написание для слов, расположенных в нижней части слайда. Проведите по лабиринту слова, расположенные в нижней части слайда. Сверьтесь с ответами (вызовите их щелчком мыши)


Не ошибиться в выборе О, Ё (Е) поможет алгоритм 1.Ш_к 2.Кумач_вый 3.Прощ_нный 4.Нож_вка 5.Плеч_м 6.Печ_м в суффиксахв окончаниях без ударения словарь есть чередование Ё//Е нет чередования Ё//Е Ё О сущ., отымён. прил., наречий под ударением без ударения ОЕ Е, Ё сущ., прилагат. глаголов Ё под ударением без ударения ЕО ещё глагольных (глаголы, прич., отгл. прил., образ. от них сущ.) в корнях под ударением В какой морфеме находится орфограмма 1.Шок 2.Кумачовый 3.Прощённый 4.Ножовка 5.Плечом 6.Печём


Данная орфограмма находится в корне? Это существительное с суффиксом –ёр? Это слово глагол или образовано от него? Слово можно изменить так, чтобы на этом месте стояла Е? Это существительное, образованное от глагола с корнем -жег-? Это существительное с суффиксом -ок-? Орфограмма в ударном слоге? о ё/её/еёоё/её/еое Л а б и р и н тЛ а б и р и н т вход нет нет да о нет да нет 1.Зайч_нок 2.Плащ_м 3.Обреч_нный 4. Корч_вка 5. Груш_вый 6. Груш_вка 1. Зайчонок 2. Плащом 3. Обречённый 4. Корчёвка 5. Грушевый 6. Грушовка


Разложи пасьянс Работая со следующим слайдом, щелчком мыши выбери слово. Реши, какую букву надо вставить. В случае затруднения обращайся к презентации «О – Ё (Е) после шипящих и Ц», к лабиринту, к алгоритму. Проверь: вызови правильный ответ щелчком мыши. Повторяя эти действия, разложи «пасьянс» до конца.




Д у э л ь Для работы со следующим слайдом вызови на «дуэль» соперника. Определите очерёдность ходов- «выстрелов». Первый участник щелчком мыши вызывает на экран слово и решает, какая буква пропущена. Правильность проверяется щелчком мыши. Право «выстрела» получает следующий участник. Дуэль может продолжаться до первой «раны» - ошибки. Дуэль может продолжаться, пока не будет открыто всё табло. Победитель тот, кто допустил меньше ошибок.






Тренажёр О – Ё (Е) после шипящих и Ц 1.анч_ус 2.ш_рстка 3.боч_к 4.зайч_нок 5.корч_вка 6.сгущ_нка 7.напряж_нный 8.печ_м 9.ружьец_ 10.свинц_вый 11.ситц_вый 12.каланч_й 13.задач_й 14.общ_ 15.изж_га о ё ё ё о о е о е о о ё о ё 16.ш_мпол 17.бесш_рстный 18.крюч_к 19.верблюж_нок 20.ноч_вка 21.туш_нка 22.измельч_нный 23.береж_т 24.крыльц_ 25.кумач_вый 26.ключ_м 27.плюш_вый 28.зайц_м 29.горяч_ 30.заж_гший о е о е ё ё ё о о о о о ё ё ё о


Тренажёр О – Ё (Е) после шипящих и Ц 1.дж_уль 2.реш_тка 3.сапож_к 4.бельч_нок 5.коч_вка 6.заверш_нный 7.дириж_р 8.стриж_шь 9.бельец_ 10.грош_вый 11.груш_вый 12.свеж_ 13.пальц_м 14.щ_лочь 15.плащ_м о ё ё ё о о е о е ё о ё о ё 16.деш_венький 17.крюш_н 18.языч_к 19.собач_нка 20.размеж_вка 21.замещ_нный 22.монтаж_р 23.стереж_т 24.плеч_ 25.образц_вый 26.песц_вый 27.ключ_вой 28.одеяльц_м 29.пеш_чком 30.калач_м о е о е о ё о о о о о о ё ё ё ё о о о ё



В.П.УГОЛЬНИКОВА,
частная школа "Гарант", п. Школьное, Крым

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ
о-е-ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И ц

Только что прочитала статью Е.Г. Шатовой «Формирование обобщенных знаний при обучении орфографии в системе урока. Новый подход» (Русский язык, № 19/2001). Совершенно согласна с автором статьи, так как я работаю примерно по такому принципу (формирование обобщенных знаний) уже лет 20. Просто живем мы сейчас в разных странах (к моему большому сожалению), меньше стало совместной методической работы. Выписываю постоянно вашу газету, но писать как-то не решалась, думая, что у вас и своих авторов хватает. Но теперь рискнула: может быть, пригодятся и мои разработки.
Я составила свою карточку с орфограммами как раз на основе обобщения материала. Не буду приводить вам ее полностью, хотя работаю по ней около 20 лет, теперь уже точно могу сказать, что с ее помощью сформировать грамотность письма гораздо проще. Мой опыт обобщен в Крыму, и по карточке работают другие учителя русского языка, а я систематически провожу семинары для них.
Итак, предлагаю свое видение той же самой темы – «Правописание гласных о–е–ё после шипящих и ц». Только это не план урока, а лишь набор необходимых заданий, а уж как их скомпоновать – дело учителя.

Для начала сообщаю ученикам, что шипящих в русском языке всего 4 – ж, ш, ч, щ .
Предлагаю упражнения-разминку на формирование фонематического восприятия и внимание. (Количество и необходимость таких упражнений определяет учитель.)

    Эти специальные упражнения, воспринимаемые как игровые, направлены одновременно на развитие внимания, формирование навыков анализа, синтеза, классификации и обобщения, фонематического анализа. На эту работу отводится 3–5 минут урока.

После того как дети научились легко выполнять эти упражнения, т.е. фонематическое восприятие и внимание активизировано, можно приступать к работе над орфограммами.

Задание 1 . Продиктовать предложения в темпе школьного диктанта. Выписать все шипящие .

1. Над ржаным полем, шелестящим жесткими ржаными колосьями, воздух горяч и неподвижен (ж ш щ ж ж ч ж).
2. Жаркие солнечные лучи и шепот морского прибоя зовут отдыхающих на пляжи (ж ч ч ш щ ж).
3. В лесной чаще стоит тишина, только жужжат пчелы над цветами шиповника да щебечут в вышине деревьев неугомонные птицы (ч щ ш ж ж ж ч ш щ ч ш).
4. Бывают чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужу ужасно больно.
Вот. (ч ж ж ж ж ж ж)

5. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)

6. Бывают в жизни чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужасно больно.
Вот. (ж ч ж ж ж ж ж)

7. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)

Задание 2. Укажите часть слова (к орень – к или з а к орнем зк ), в которой имеется орфограмма « о е ё после шипящих и ц ». Исключение обозначьте: искл , а глаголы и отглагольные формы – г .

Образец: Желтый пушок – к, зк .

Черный, шов, испеченный, ночевка, желтый, шел, шоколад, бечевка, течет, кошелка, печенка, зайчонок, расческа, речонка, девчонка, крыжовник, шоссе, щелка, рассечет, медвежонок.

Ответ: к, искл, г, г, к, г, искл, к, г, к, к, зк, к, зк, зк, искл, искл, к, г, зк .

Познакомимся с орфограммой «о–е–ё после шипящих и ц» .

а) в корне под ударением пиши ё , если слово можно изменить так, чтобы писалось е ё лтый – же лтеть) ; остальные слова, которые пишутся с о в корне, назовем исключениями;
б) за корнем (в суффиксе и окончании) под ударением – о , без ударения – е ;
в) ё – в глаголах и отглагольных формах, т.е. словах, которые образованы от глаголов: испечённый – испечь, ночёвка – ночевать, тушёнка – тушить, сгущёнка – сгустить;
г) слова с суффиксом -ёр дирижёр, тренажёр, но танцор .

Задание 3. В русском языке несколько десятков корней, в которых после шипящих стоит ё . Запишите слова, используя приведенные ниже корни. Составьте с ними словосочетания.

Задание 4 . Чтобы лучше запомнить слова-исключения, в корне которых после шипящих пишется о , прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 24 таких слова. Нарисуйте иллюстрацию к этому рассказу.

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр , а в кузове тряслись чопорный шотландец , бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник . Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном , жонглёр жонглировал крыжовником , нанизывая его на шомпол . Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон . Настроение у всех было мажорное . Будто ехали они на веселое шоу . Вдруг послышался шорох . Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.

К рассказу следует добавить такие слова, как трущобы и чащоба. (С ними дети сами охотно придумают последнее предложение.)

    Предыдущие задания готовят учеников к отработке данной орфограммы. Рисунок выполняется учениками на доске попутно с чтением рассказа учителем. Заранее рассказ не читается. После того как рисунок выполнен, учитель еще раз читает рассказ, рисунок стирается с доски, а ученики пишут по памяти слова-исключения. Затем определяем, кто больше запомнил слов, какие слова не запомнились. Все это дает возможность еще раз их повторить. Прием рисования позволяет «включить» еще и эмоциональную память ученика. Это вообще очень хороший прием, я использую его и при работе над ошибками.

Теперь приступаем непосредственно к отработке написания о–е–ё после шипящих. Повторяем данную орфограмму. Обращаем внимание учащихся на то, что для данного правила нужно уметь видеть состав слова и отличать отглагольные формы и глаголы от других частей речи.
(Под термином «отглагольные формы» подразумеваются слова, которые образованы от глагола. Это и причастия, и отглагольные существительные, и прилагательные. Снимается необходимость определять часть речи, что упрощает выполнение действий.)

Задание 5. Заполните таблицу, воспользовавшись словами, перечисленными ниже. Какие слова вы не включили в таблицу? Почему?

За корнем под ударением

В корне под ударением

В глаголах и отглагольных формах

Слова-исключения

Суффикс -ёр

Медвежонок

Шоколад, обжора

Тренажёр

Проверь себя:

1-й столбик: 6, 9, 10, 19, 26, 27, 31, 32, 37.
2-й столбик: 13, 23, 29, 38.
3-й столбик: 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 18, 20, 22, 25, 34, 35, 36, 42, 44.
4-й столбик: 7, 40, 41, 43, 45.
5-й столбик: 4, 24, 30.
Никуда не вошли слова с написанием е (а не ё ) после шипящих, слова с безударным суффиксом и наречие ещё (искл.).

Данное упражнение помогает сформировать сознательный подход к работе с правилом правописания (орф. № 14), вычленяет этапы умственной деятельности учащихся при выборе гласной.

Если ученик допустил много ошибок, ему можно предложить выполнить любое упражнение из учебника или пособия, а затем заполнить такую же таблицу словами из упражнения. Таблица наглядно покажет типичные ошибки каждого ученика: если в какой-то колонке больше ошибок, чем в другой, это значит, что данный этап правила ученик по какой-либо причине не усвоил. Например, многие слова неверно внесены в первый столбик или глаголы оказались не в первой колонке – значит, ученик забывает или не умеет выделять суффиксы, не видит глаголов.

Задание 6 (для самопроверки). Вставьте пропущенные буквы, укажите номер и букву орфограммы .

Щ_голь, беч_вка, ж_ваный, реш_тка, ж_лоб, бесш_вный, ж_рдочка, туш_нка, верблюж_нок, приш_л, испеч_нный, зач_т, прож_рливый, ч_рточка, девч_нка, наш_птывать, корч_вка, ш_ковый, ч_порный, печ_нка, галч_нок, переж_вывать, сгущ_нка, сокращ_н, ж_сткий, горяч_, дириж_р, шалаш_м, нож_м, лягуш_нок, ж_нглер, защ_лка, уч_ба, ш_рох, крыж_вник, сч_т, ж_рдочка, реч_нка, ноч_вка, жж_т, расч_ска, щ_лочь, ч_ткий, ш_ссе, кош_лка, пощ_чина, трущ_бы, ш_лковый, копч_ный, ч_рствый.

Посчитайте коэффициент усвоения данной орфограммы: каждое правильно написанное слово = 2%.

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Достаточный уровень. Вставьте пропущенные буквы.

Быч_к, боч_нок, ноч_вка, бумаж_нка, плющ_м, копч_ности, нож_вка, напряж_нный, внуч_к, гараж_м, раскрепощ_нный, печ_нка, сгущ_нка, девч_нка, протяж_нный, свеч_й, ж_нглер, ж_луди, переш_л, ж_рдочка.

Средний уровень . Напишите текст под диктовку. Обозначьте орфограмму № 14 .

В раннее весеннее утро, когда солнце еще не горячо и в воздухе свежо, ребята во главе со стажером провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапчонка, из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щетки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.

(Из кн.: Д.Розенталь, И.Голуб . Русский язык. М.: Айрис, 1999.)

Высокий уровень . Найдите и исправьте ошибки. Объясните правописание слов с орф. № 14, указав рядом букву (14а, 14б...). См. таблицу в начале раздела.

Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ГРАМОТНОСТИ

1. Выпишите слова, в которых допущены ошибки на данное правило.
2. Разберитесь, почему именно так нужно было написать слово.
3. Еще раз поработайте с таблицей, заполняя ее, используя слова любого упражнения по данной теме.
4. Сами составьте аналогичное задание для одноклассника.
5. Выпишите из литературного произведения слова с орф. № 14, объясните графически их правописание (выделите часть слова, поставьте ударение или обозначьте: искл.).

На этапе контроля можно использовать и другие задания, предусматривающие комплексную работу с орфографией и пунктуацией.

P.S. С удовольствием выписываю вашу газету, хотя она почти не по карману. Кроме того, что она – хороший помощник в работе, это еще и ниточка, связывающая меня с Россией. Да, не в чести сейчас русский язык в Украине, как и все русское.