Как зимуют кустарники и травы зимой. Подготовка сада к зиме: какие работы выполнить осенью. Осенняя подкормка деревьев

19.08.2015 4811 0

Цели: обобщить и углубить знания учащихся о жизни деревьев и кустарников в зимний период; познакомить учащихся с особенностями жизни травянистых растений зимой; учить делать выводы из наблюдений; рассмотреть внутреннее строение почек; развивать речевые умения, внимание.

Оборудование: пакетики, ведерко, лопатка.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы проведем урок-экскурсию в зимний парк. Послушайте, как Виталий Бианки говорит о зиме:

«Всю-то долгую зиму глядишь на засыпанную снегом землю да невольно и задумаешься: что там под ним, под этим холодным сухим морем снега? Осталось ли там, на дне его, хоть что-нибудь живое?»

– А как вы думаете, есть ли жизнь под снегом? (Под опавшей листвой зимуют насекомые, а в норках проводят зиму жабы, ящерицы.)

– А остались ли на дне «снежного моря» травы? Об этом мы узнаем сегодня.

Учитель проводит инструктаж о правилах поведения во время экскурсии: при продвижении по маршруту не забегать вперед, но и не отставать, продвигаться парами, разговаривать тихо, не кричать, все время держать друг друга в поле зрения (учитель определяет, кто за кого отвечает во время продвижения по маршруту), во время беседы стоять полукругом на расстоянии вытянутой руки от учителя.

II. Основная часть экскурсии.

1. Б е с е д а «Как зимуют травы».

– Кругом бело, и снег глубок. И грустно было бы думать, что сейчас на земле нет ничего, кроме снега, что все цветы давно отцвели и вся трава засохла.

А ведь так обычно и думают. Да ещё успокаивают себя: «Ну что же, так уж положено природой!»

Как мало мы ещё знаем природу!

Сегодня ясный день. Давайте расчистим снег.

По возможности учитель показывает ученикам, как зимуют многолетние растения: турецкая гвоздика, ирисы, флоксы. Раскопав снег лопаточкой, ученики находят зеленые побеги этих растений.

Если есть возможность, можно раскопать снег в саду или в огороде. Открытием для ребят станет то, что «на дне снежного моря» зеленеют земляника, одуванчик, подорожник, щавель, кошачья лапка, лютик едкий.

– Почему у трав зеленые листья не погибают в зимнюю стужу?

Потому, что под снегом не бывает сильного мороза. Снежная шуба защищает землю от зимней стужи.

Если есть возможность, то учитель знакомит с формой зимовки однолетних растений на примере озимых.

– Озимую пшеницу сеют осенью. Вскоре появляются всходы. Пшеница подрастает, кустится и в таком виде перезимовывает под снегом. Весной она продолжит рост и к концу лета принесет урожай.

2. Б е с е д а «Как зимуют кустарники и деревья».

– Какие кустарники и деревья растут в нашем парке?

– Как вы думаете, живы ли эти растения?

– Найдите и соберите оставшиеся семена кустарников и деревьев. Чтобы убедиться, живы ли эти растения, мы посадим их семена в горшочек с землей.

– Обратите внимание на кустарники и деревья. Как они выглядят? Есть ли на них листья?

– Засыпаны ли они снегом?

– Может ли мороз убить дерево?

– Если дерево промерзнет все насквозь, до самой сердцевины, – оно умрет. В особенно суровые, малоснежные зимы у нас погибает немало деревьев, большей частью – молоденьких.

– Как живут деревья зимой? Как они защищаются от холода?

– Все лето деревья с усердием запасают в стволах и ветвях соки на зиму. Соки (крахмал) дерева становятся густыми-густыми, и движение соков замедляется. Дерево словно бы засыпает. Создав запасы такого питания, дерево готово выдержать небольшие морозы. Первые морозы закаляют его, делают еще выносливей; сок дерева еще более густеет. И деревья впадают в настоящую спячку, как суслики, бурундуки, сурки. Чем холоднее, тем глубже спячка, покой у деревьев. И дышат деревья зимой в двести-четыреста раз слабее, чем летом.

Учитель читает рассказ В. Бианки «Лес зимой».

«…Деревья, собрав за лето силы, к зиме отказываются от еды, перестают питаться, перестают расти… погружаются в глубокий сон.

Много выдыхают тепла листья, долой на зиму листья! Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А кстати, сброшенные с ветвей гниющие на земле листья сами дают тепло и предохраняют нежные корни деревьев от промерзания.

Мало того! На каждом дереве есть панцирь, защищающий растения от мороза. Все лето, каждый год откладывают деревья под кожицей своего ствола и веток пористую ткань – мертвую пробковую прослойку. Воздух застаивается в ее порах и не дает источаться теплу из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем толще в нем пробковый слой – вот почему старые, толстые деревья лучше переносят холод, чем молоденькие деревца с тонкими стволиками и ветвями... Но самая лучшая защита от морозов – пушистое снежное покрывало. Известно, что заботливые садовники нарочно пригибают к земле зябкие молодые фруктовые деревца и забрасывают их снегом: так им теплее. В многоснежные зимы снег, как пуховое одеяло, накрывает лес, и уж тогда лесу не страшна никакая стужа...»

– Остаются ли деревья на зиму без листьев? (Хвойные деревья остаются на зиму с листьями-хвоинками. А лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву в период листопада.)

Учитель показывает почки на лиственных деревьях и кустарниках.

– Будущие листья спрятаны зимой в этих почках.

– А как человек может помочь деревьям зимой? (Засыпать приствольные круги снегом.)

3. З а н и м а т е л ь н а я с т р а н и ч к а.

Если позволяет погода, учитель может провести мини-викторину о зимнем времени года.

В о п р о с ы:

1) Какие природные явления можно наблюдать зимой? (Снегопад, метель, изморозь, оттепель.)

2) Что происходит в зимнее время с лиственными деревьями? (Сбросив листву, они засыпают.)

3) А почему не засыпают хвойные деревья? (Смола мешает промораживанию ствола, и в нем сохраняются соки.)

4) А вот кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами? (Он хрустит оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются лучи снежинок.)

5) Какое хвойное растение является чемпионом по выделению фитонцидов? (Можжевельник.)

– Один гектар можжевельника выделяет 30 кг фитонцидов в сутки. Этим количеством можно уничтожить всех микробов в большом городе.

6) О чем беспокоятся рыбы подо льдом? (Рыбы боятся задохнуться подо льдом. Необходимо делать лунки.)

7) Где зимой прячутся тетерева? (Под снегом.)

8) Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи перебираются поближе к человеческому жилью? (Зимой мало корма в лесу.)

9) Все ли грачи улетают от нас на зиму? (Нет.)

10) Куда на зиму исчезают летучие мыши? (Спят в дуплах, пещерах.)

11) Все ли зайцы белы зимой? (Русаки остаются серыми.)

12) Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже зимой, среди снега? (Клест.)

13) Я, как песчинка, мал, а землю покрываю. (Снег.)

14) Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь, барсук и другие звери, зимой впадающие в спячку.)

15) С прилета каких птиц мы считаем начало весны? (Грачей.)

16) В новой стене, в круглом окне за день стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь во льду ночью затягивается.)

17) В избе мерзнут, а на улице – нет. (Окна замерзают только изнутри.)

18) С какого числа начинается астрономическая зима и чем этот день замечателен? (С 22 декабря. Это самый короткий день в году.)

19) Бежит по снегу, а следа нету. (Ветер, поземка.)

20) Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, от матери рожден и мать рождает. (Лед.)

21) Лечу, кручу, на весь мир ворчу. (Вьюга, буран.)

22) Стоит Ермак, на нем колпак: ни шит, ни бран, ни поярковый. (Пень, а на нем снежная шапка.)

Учитель подводит итог игры.

III. Итог экскурсии.

– Какие подарки готовит нам каждый год зимушка-зима? (Белый снег, свежий воздух, красоту засыпанных снегом деревьев и др.)

– Как зимуют травы?

– Как зимуют деревья и кустарники?

– Как может человек помочь перезимовать растен

Конспект урока окружающего мира в 1 классе

Тема: «Как зимуют травы, кустарники и деревья»

Задачи урока:

Предметные :

    Расширить знания учеников о жизни деревьев и кустарников в зимний период.

    Познакомить учащихся с особенностями жизни травянистых растений зимой.

    Рассмотреть внутреннее строение почек.

    Продолжить обучение детей постановке опытов и формулировке их результатов.

Метапредметные :

    Продолжить работу по формированию умений учебного сотрудничества.

    Продолжить формирование умения работать с оглавлением учебника, учебными текстами.

    Развитие практического умения поиска информации путём проведения опытов.

    Продолжить формирование умения делать выводы из наблюдений.

    Продолжить работу по формированию у учащихся умения работать с различными источниками информации,

Личностные:

    Продолжить работу по воспитанию у детей бережного отношения к природе.

    Воспитание умения слушать и слышать учителя и одноклассников.

Оборудование и наглядные пособия:

Учебник О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Окружающий мир» 1 класс, хрестоматия «Давай знакомиться, мир!» 1 класс, тетрадь для самостоятельной работы, лупы, разрезанные почки деревьев и кустарников, веточки деревьев и кустарников, собранные во время экскурсии.

1.Организационный момент.

Организовать рабочее место учащихся

Контроль организации рабочих мест учащихся

Проверка готовности рабочих мест

Самоопределение

Мобилизация волевых усилий

II . Изучение нового материала.

Работа с содержанием учебника

Учить детей ориентироваться на страницах учебной книги.

    Как называется тема, с которой мы будем работать сегодня?

    На какой странице нам нужно открыть учебник?

    Откройте учебник на странице, где обозначена эта тема.

    Какие цели поставим на урок?

(Есть ли жизнь в воде подо льдом?)

(Как зимуют травы, кустарники и деревья)

Работать с оглавлением и справочниками учебника;

Работа с разворотом учебника

Актуализация знаний учащихся, полученных на экскурсии.

Работа с хрестоматией «Давай знакомиться, мир!».

Работа с разворотом учебника

    Рассмотрите пиктограммы на этой странице. Что они обозначают?

    Рассмотрите иллюстрацию на развороте учебника. Как вы думаете, какие растения могли бы увидеть Маша и Миша, оказавшись рядом со своим отцом?

Учитель .

    Есть ли жизнь под снегом?

    Что могли бы увидеть Маша и Миша под снегом в лесу, в поле, в саду?

    Как вы думаете, умирают ли на зиму травы? Для уточнения ответа на этот вопрос обратимся к хрестоматии. (с.40, «Умирают ли на зиму травы?»)

    Какой вывод сделаем из прочитанного?

    Можно ли под снегом увидеть цветущие растения?

    Рассмотрите изображение этих растений на иллюстрации. Знакомы ли они вам?

    Нелегко приходится растениям зимой. Как деревья зимой от мороза защищаются?

    На прошлых уроках мы много говорили о том, как помочь животным зимой, рыбам подо льдом, изготавливали и развешивали кормушки для птиц. А как можно помочь растениям зимой?

    Что делает папа Маши и Миши в саду? Зачем он это делает?

Подумай, проведение опыта, долгосрочный эксперимент.

Деревья: берёзу, сосну, ель, яблоню, кусты, травянистые растения: пижму, мятлик.

Зимующих под опавшей листвой насекомых, жаб, ящериц, сухие стебли с плодами и даже зелёные растения.

Ответы детей.

Текст читает учитель.

Травы на зиму не умирают. Многие из них остаются под снегом зелёными.

Пастушья сумка, анютины глазки, ярутка.

У деревьев прекращается сокодвижение, они заранее сбрасывают листву.

Укрыть теплолюбивые растения плёнкой, укрыть корни растений опавшей листвой или опилками, связать ветви кустарников.

Ответы детей.

Снег очень тяжёлый и может поломать ветки.

Формирование экологической культуры: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения;

Прогнозирование: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Формулирование и удержание учебной задачи.

Использование установленных правил в контроле способа решения;

Использование словаря учебника (УМК), в процессе изучения нового материала.

III . Практическая работа.

Правила при проведении опытов

Проведение опытов.

Работа в тетради на печатной основе

Фиксация результатов проведённых опытов

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях

Найдите пиктограмму «Подумай», прочитайте вопрос. Как вы думаете, остаются ли деревья на зиму без листьев?

    Что вы можете сказать о хвойных деревьях?

    А о лиственных?

    Рассмотрите рисунок слева, рядом с пиктограммой, указывающей на проведение опыта.

    Как вы думаете, что мы будем делать?

Учитель . Чтобы рассмотреть почку в разрезе, мы воспользуемся лупой.

Учитель Начнём практическую работу с повторения правил при проведении опытов

1.Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться.

2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.

3. Если опыт проводит один ученик, то второй молча наблюдает. Только после этого проводится обмен мнениями по результатам проведённого опыта.

4. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.

5. Подходить к столу и проводить замену оборудования можно только с разрешения учителя.

Опыт.

Учитель . Рассмотрите разрезанную почку через лупу. Что вы видите внутри почки?

Поменяйтесь местами и рассмотрите другие веточки.

Несмотря на то, что лиственные деревья и кустарники сбросили осенью листву, без листьев они не остались. Маленькие листья в зачаточном состоянии спрятаны в почках. Сверху они покрыты коричневыми чешуйками.

    Результаты своих наблюдений мы зарисуем в тетради для самостоятельных работ.

    Откройте тпо на с.31, найдите задание №30. Рассмотрите пиктограммы. О чём они говорят?

    Прочитайте задание. Зарисуйте свои наблюдения в пустом прямоугольнике.

    Кто хочет показать, что у него получилось?

Ответы детей.

Мы будем рассматривать разрезанную почку под лупой.

Дети выполняют опыт.

Очень маленькие зелёные листочки, ещё не распустившиеся цветочки.

1-2 ученика выходят к доске и показывают выполненное задание.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;

Работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад);

IV . Длительный эксперимент

Начало длительного наблюдения.

Проведение опыта.

Обогатить знания учащихся новыми сведениями о развитии зелёных листьев из почки.

    А теперь подумайте, в какое время года закладываются на деревьях почки? Обсудите в группе и договоритесь, кто будет отвечать.

Учитель . Оказывается, почки закладываются весной, когда на ветвях появляется молодая листва. Молодые листочки растут, а вместе с ними растут и почки на ветках. К осени эти почки успевают покрыться плотной чешуёй, подготовиться к зиме. А весной эти почки распустятся и образуются новые почки.

Учитель .

Совершенно безжизненными кажутся деревья в зимнем лесу. А между тем они в это время лишь отдыхают, накапливают силы, чтобы с наступлением весны сбросить зимние оковы. Если принести домой веточку дерева и поставить её в воду, то она оживёт, и на ней появятся зелёные листочки.

    Найдите пиктограмму «Длительное наблюдение» и рассмотрите рисунок. Что мы должны с вами сделать?

    Вы собрали веточки разных деревьев. Назовите, каких именно.

    Начав длительный эксперимент сегодня, каждый будет наблюдать за своими веточками с почками, пока из них не появятся зелёные листочки.

    В перемену поставите веточки в воду.

Обсуждение в группах и ответы детей.

Берёзы, липы, каштана, сирени, тополя, яблони.

Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

V. Итог урока.

    Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    Обобщить то, о чём мы сегодня говорили на уроке, поможет материал учебника. Прочитаем текст на с.43.

    Достигли мы целей урока?

Что почки образуются весной, что под снегом можно встретить и цветущие растения.

Удовлетворение познавательных интересов, поиска дополнительной информации об изучаемом предмете

VI. Рефлексия.

Дети выбирают и показывают цветной круг.


Урок 37Окружающий мир

гля-дишь
«Всю-то долгую
на
зиму
снегом
засыпанную
землю да невольно и
задума-ешься: что там
под ним, под этим
холодным
сухим
морем снега? Осталось
А как вы
ли там, на дне его,
думаете, есть
ли жизнь под
хоть
что-нибудь
живое?»
снегом?

Б е с е д а «Как зимуют травы»
– Кругом бело, и снег глубок. И грустно было бы
думать, что сейчас на земле нет ничего, кроме снега,
что все цветы давно отцвели и вся трава засохла.
А ведь так обычно и думают. Да ещё успокаивают
себя: «Ну что же, так уж положено природой!»
Как мало мы ещё знаем природу!
Сегодня ясный день. Давайте расчистим снег.
Почему у трав
зелёные листья
не погибают в
зимнюю стужу?

Факты
Потому, что под снегом не бывает сильного
мороза. Снежная шуба защищает землю от
зимней стужи.
сеют осенью. Вскоре
– Озимую пшеницу
появляются
подрастает,
Пшеница
всходы.
кустится и в таком виде перезимовывает под
снегом. Весной она продолжит рост и к концу
лета принесет урожай.

Б е с е д а «Как зимуют кустарники и деревья»
– Какие кустарники и деревья растут в нашем
парке?
– Как вы думаете, живы ли эти растения?
– Обратите внимание на кустарники и деревья. Как
они выглядят? Есть ли на них листья?
– Засыпаны ли они снегом?
– Может ли мороз убить дерево?
– Если дерево промёрзнет все насквозь, до самой сердцевины, – оно
умрёт. В особенно суровые, малоснежные зимы у нас погибает немало
деревьев, большей частью – молоденьких.

Всё лето деревья с усердием запасают в
стволах и ветвях соки на зиму. Соки (крахмал)
дерева становятся густыми-густыми, и движение
соков замедляется. Дерево словно бы засыпает.
Создав запасы такого питания, дерево готово
выдержать небольшие морозы. Первые морозы
закаляют его, делают еще выносливей; сок
дерева ещё более густеет. И деревья впадают в
настоящую спячку, как суслики, бурундуки, сурки.
Чем холоднее, тем глубже спячка, покой у

В. Бианки «Лес зимой»
холод,
«…Деревья, собрав за лето силы, к зиме отказываются
от еды, перестают питаться, перестают расти…
погружаются в глубокий сон.
Много выдыхают тепла листья, долой на зиму листья!
Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них,
чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А
кстати, сброшенные с ветвей гниющие на земле листья
сами дают тепло и предохраняют нежные корни
деревьев от промерзания.
Мало того! На каждом дереве есть панцирь,
защищающий растения от мороза. Все лето, каждый год
откладывают деревья под кожицей своего ствола и
веток пористую ткань – мертвую пробковую прослойку.
Воздух застаивается в ее порах и не дает источаться
теплу из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем
толще в нем пробковый слой – вот почему старые,
толстые деревья лучше переносят
чем
молоденькие деревца с тонкими стволиками и ветвями...
Но самая лучшая защита от морозов – пушистое снежное
покрывало. Известно, что заботливые садовники нарочно
пригибают к земле зябкие молодые фруктовые деревца
снегом: так им теплее. В
и
многоснежные
снег, как пуховое одеяло,
забрасывают их
зимы

Будущие листья спрятаны зимой в
этих почках.
– А как человек может
помочь деревьям зимой?
Закрыть деревья
укрывным материалом
Засыпать приствольные
круги снегом.

с
Занимательная страничка
1) Какие природные явления
можно наблюдать зимой?
2) Что происходит в зимнее
время
лиственными
деревьями?
3) А почему не
хвойные деревья?
4) А вот кто из вас знает, почему
хрустит снег под ногами?
5) Какое хвойное растение
по
является
чемпионом
выделению фитонцидов?
6) О чем беспокоятся рыбы подо
льдом?
засыпают

Осенью, когда весь урожай уже собран, работы в плодовом саду не заканчиваются. Пока участок не покроется снегом, нужно много чего успеть сделать. Как же подготовить сад к зиме?

Осенью деревья и кустарники требуют к себе особого внимания. В октябре снимите оставшиеся плоды, падалицу закопайте глубоко в землю, внимательно осмотрите растения и оцените их состояние. Не исключено, что их придется подлечить, поскольку деревья и кустарники должны зимовать здоровыми.

Уборка листьев

Аккуратно с помощью грабель соберите листья. Если ваши деревья и кустарники не были поражены болезнями и вредителями, отправьте листву в компостную кучу или теплые грядки, используйте в качестве мульчи для зимующих цветов. Но учтите: зараженные паршой, мучнистой росой и др. болезнями листья для этого не годятся. Вывезите их за пределы участка и сожгите.

Не забудьте убрать листья с крыш построек

Уход за плодовыми деревьями осенью

От мероприятий, проведенных осенью, во многом зависит урожай следующего года. Поэтому не отправляйте деревья на зимовку в неухоженном виде.

Удалите старую отмершую кору, мох и лишайники. Под ними любят зимовать личинки вредителей, поэтому весной важно не оставить насекомым ни единого шанса. Кроме того, снимите все ловчие пояса. Одноразовые (бумажные) – сожгите, а тканевые – постирайте, просушите и уберите до весны.

Обрезка деревьев

До наступления морозов в сухую погоду проведите обрезку плодовых деревьев. С помощью острого секатора или садовой пилы полностью удалите сухие, поврежденные, больные и растущие внутрь кроны ветки. После чего срезы обработайте раствором медного купороса (1 ч.л. вещества растворите в 1 л воды) и замажьте садовым варом либо масляной краской.

Обработка против болезней и вредителей

После листопада приступайте к осенней обработке сада. Если вы заметили на деревьях признаки плесени, опрыскайте растения 3%-ным раствором бордоской жидкости. Чтобы избавиться от возбудителей коккомикоза, парши, мучнистой росы и других распространенных болезней, обработайте кроны мочевиной (0,5 кг мочевины на 10 л воды). Также опрыскайте и почву вокруг деревьев, только более концентрированным раствором (1 кг мочевины на 10 л воды).

Обработка мочевиной помогает уничтожить вредителей, зимующих в верхнем слое почвы и на ветвях деревьев

В борьбе с вредителями помогает рыхление почвы вилами в приствольных кругах на глубину 20 см. После этой процедуры личинки насекомых оказываются на поверхности земли и погибают во время сильных морозов.

Осенняя подкормка деревьев

В качестве органических удобрений в это время года используют навозную жижу, разведенную 1:10, компост (для деревьев от 1 до 7 лет – 1,5-2 кг на 1 кв.м приствольного круга, для деревьев старше 7 лет – 2-3 кг), золу (100 г на 10 л воды), перегной (1/2 ведра на 1 кв.м приствольного круга).

Осенью плодовые деревья нуждаются и в минеральных удобрениях, за исключением азота, который активизирует нежелательные в это время процессы роста и снижает зимостойкость растений. В приствольный круг каждого дерева внесите фосфорно-калийное удобрение.

Для деревьев в возрасте до 10 лет на 1 кв.м приствольного круга расходуйте по 2 ст.л. суперфосфата и 1 ст.л. хлористого калия. Деревья старше 10 лет подкормите из расчета 4 ст.л. суперфосфата и 2 ст.л. хлористого калия. Вишни и сливы подкормите 3 ст.л. суперфосфата и 2 ст.л. сульфата калия, разведенными в 10 л воды. На каждое взрослое дерево используйте 4 ведра такого удобрения.

Обильный полив

Важно, чтобы плодовые деревья ушли на зимовку не высохшими. Если осень выдалась недостаточно дождливой, хорошо полейте почву в приствольных кругах. Во время влагозарядного осеннего полива расходуйте на взрослое растение около 50 л воды. Поливайте деревья поэтапно: примерно по 12-15 л в час. Почва должна стать влажной на глубину около 1 м. При этом учтите, что температура воды должна быть на 5°С выше, чем температура воздуха на улице.

После полива замульчируйте приствольные круги торфом, еловым лапником, перегноем или компостом. Это поможет сохранить влагу в грунте.

Осенняя побелка деревьев

Чтобы защитить деревья от вредителей и весенних солнечных ожогов, побелите стволы до основания нижних скелетных веток. Используйте готовую побелку (продается в садовых магазинах) или приготовьте ее самостоятельно: 3 кг извести и 500 г медного купороса разведите в 10 л воды.

Осеннюю побелку сада проводят в октябре-ноябре

Защита деревьев от грызунов

Зайцы и мыши зимой любят полакомиться корой плодовых деревьев. Грызуны могут нанести серьезный урон растениям, в особенности молодым саженцам. Чтобы этого не произошло, оберните стволы на высоту 50-100 см капроновыми колготками, рубероидом или разрезанными пластиковыми бутылками.

Укрытие винограда на зиму

Виноград – довольно прихотливая культура, поэтому осенью требует особого ухода. После опадения листвы обрежьте лозу, обработайте куст 3%-ным раствором железного купороса, после чего укройте виноград лапником, матами из камыша, соломой или другими материалами для зимнего укрытия растений.

Подготовка к зиме кустарников

Осенью у ягодных кустарников удалите ненужную поросль, больные, засохшие и старые ветки.

Срезы делайте над почкой, которая направлена наружу куста

Кроме того, у черной смородины обрежьте под корень все ветки возрастом старше 5 лет, у красной и белой смородины вырежьте ветви старше 8 лет. Это позволит молодым побегам весной быстрее тронуться в рост. Чтобы кусты лучше перезимовали, после обрезки подкормите их калийно-фосфорным удобрением (например, используйте по 1 ст.л. суперфосфата и сернокислого калия на каждое растение).

Кусты крыжовника осенью удобряют 30-50 г двойного суперфосфата (вносят в землю на глубину 7 см) и 20-25 г сульфата калия под каждый куст. Под перекопку можно вносить 2-3 ст. золы на куст. Обрезают кусты осенью ежегодно, после достижения ими 6-летнего возраста. Удалению подлежат все сухие, больные и непродуктивные ветки. Корневую поросль обрезают по мере отрастания.

На кустах летней малины вырежьте все отплодоносившие, больные и загущающие куст ветви. Оставьте только здоровые однолетние побеги. При необходимости пригните их к земле, чтобы растения лучше перезимовали. Ветви ремонтантной малины вырежьте у самой земли (но можно сделать это и ранней весной).

Малину эффективно подкормить перепревшим навозом (6 кг на 1кв.м почвы), разбавленным куриным пометом (1:12), как альтернативу можно использовать двойной суперфосфат в количестве 20 г на 1 м ряда малинника.

Теперь вы знаете, как подготовить сад к зиме и грамотно позаботиться о плодовых деревьях и ягодных кустарниках. Надеемся, ваши зеленые питомцы благополучно перезимуют и в следующем сезоне одарят хорошим урожаем вкусных плодов.

Разделы: Начальная школа

Цель : познакомить учащихся с особенностями жизни растений зимой.

Задачи :

  1. расширить знания учеников о жизни деревьев, кустарников, трав в зимний период;
  2. развивать умение группировать, наблюдать, делать выводы, работать с учебником и рабочей тетрадью;
  3. воспитывать бережное отношение к природе, интерес к окружающему миру.

Оборудование : учебник, тетрадь, лупы, веточки тополя с почками.

1. Организационный момент.

Приветствие.

2. Постановка проблемы.

На доске прикреплены картинки деревьев, кустарников и трав, временно закрытые.

Учитель загадывает загадку: Дышит, растёт, а ходить не может.

Дети отвечают: Растение

Учитель . Почему так решили?

Дети . Растения дышат, растут, питаются, размножаются и умирают.

На доске появляются карточки с этими словами.

Учитель . Что ещё скажете об этих предметах?

Дети . Это живая природа.

Учитель . Значит, разговор пойдёт о живой природе – растениях.

На доске открываются картинки.

Учитель . Рассмотрите всё внимательно. Какие мысли у вас появились? Какую работу предлагаете выполнить?

Дети . Можно разделить на группы.

Учитель . Какие, и как их определить?

Дети . Одна группа - деревья, у них один ствол и он толстый. Другая – кустарники, у них несколько стволов. Остались травы, стебли у них тонкие, их не всегда видно из-под снега.

Дети выходят к доске, выделяют группы и называют растения.

Игра на внимание.

Деревья - хлопаем, кустарники - топаем, травы – прыгаем.

Учитель . Хотите узнать, что происходит с растениями зимой?

Дети . Да.

3. Работа по теме урока.

Учитель . Где мы наблюдали за растениями?

Дети . На экскурсии в зимнем лесу.

Учитель . Что скажите о деревьях?

Дети . Лиственные деревья стоят без листьев. На рябине есть плоды. Они укрыты снегом, чтобы было тепло. А хвойные деревья стоят с иголками и тоже в снегу.

Учитель . А как выглядят кустарники?

Дети . Они тоже стоят без листьев. Торчат из-под снега верхушки. Им тепло, их укрыл снег.

Учитель . Что ещё мы наблюдали?

Дети . Когда лопатой разгребли снег, то под снегом увидели сухую траву, иголки от хвойных деревьев, сухие веточки с семенами и зеленые листики.

Учитель . Какое это было растение?

Дети . Это была кислица или заячья капуста. (Картинка на доске ).

Учитель . Все ли травы умирают на зиму?

Дети . Нет.

Учитель . Почему?

Дети . Их укрыл снег и им тепло под ним

Учитель . Вы правы, но точнее будет так: между снежинками есть воздух, а он, как известно, хорошо держит тепло. Почему под снегом листики остались зелёными?

Ответы детей: Тепло. Не знаю.

Учитель . Зелёные они потому, что строение их листа необычное, и зеленый цвет остается до весны.

4. Работа с книгой (с. 42-43)

Учитель . Рассмотрите иллюстрацию. Похоже ли это на нашу природу?

Дети . Да.

Учитель . Что делает папа Маши и Миши?

Дети . Он стряхивает снег с плодовых деревьев.

Учитель . Зачем?

Дети . Если будет много снега на ветках, то они могут сломаться.

Учитель . Почему вы решили, что это плодовые деревья?

Дети . На них нет листьев. Когда мы были в гостях у Маши и Миши осенью, то видели деревья с яблоками.

Учитель . Погибают ли лиственные деревья на зиму?

Ответы детей:

Да. Потому что им нет питания. Ведь земля замёрзла.

Нет. Они засыпают на зиму, а весной проснутся, и появятся листочки.

Учитель . Деревья засыпают на зиму, как животные. Они приспособились к этому, а вот как, мы с вами понаблюдаем. Возьмите со стола веточки тополя, сначала девочки, а потом мальчики. Рассмотрите их. Что можете сказать?

Дети . На ветках почки.

Учитель . Оторвите чешуйки почки. Возьмите лупу и рассмотрите, что находится под чешуйками Что теперь видите?

Дети . Внутри маленькие зелёные листики.

Учитель . Какой вывод сделаете?

Дети . Деревья на зиму не погибают. Они спрятали будущие листики под чешуйки.

Учитель . Когда появилась эта почка?

Ответы детей:

Не знаю.

Учитель . Ранней весной почка раскроется, появятся листочки. Они растут и почка растет. К зиме она вырастает и имеет вот такой вид.

5. Работа в тетрадях.

Учитель . В учебнике на с. 42 мы видим рисунок почки. В тетрадях на с. 31 выполните задание № 30: нарисовать и раскрасить почку.

6. Итог.

Чем полезным занимались?

Какие знания помогли нам в работе?

Что новое узнали?

Что особенно понравилось?