Анализ классного часа вредные привычки. Классный час на тему «Вредные привычки. Анализ воспитательной работы

Подготовила и провела
Алла Анатольевна Усатая,

учитель начальных классов.
Классный час "Вредные привычки
и их влияние на здоровье ".
“С людьми живи в мире,
а с пороками сражайся”.

Латинская пословица.
Цели:
личности;
 дать понятие устойчивого здорового развития
 объяснить, почему говорят, что из любой ситуации
есть выход; объяснить, что табак, алкоголь и
наркотики – вещества, приносящие вред здоровью.
Ход классного часа
Учитель: Еще древние римляне говорили: “В здоровом
теле – здоровый дух”. Как вы считаете, что
подразумевается под “здоровым телом”? (Ответы детей).
Здоровым бывает организм, когда здоровы все его органы:
кожа, кости, волосы, зубы, внутренние органы.
У древних “здоровый” и “красивый” обозначались одним
словом. А что такое “дух”? (Подсказка – совокупность
мыслей, поступков, знаний, стремлений, чувств).
Жизнь – это движение. Если мы движемся вперед с ней
вместе, то мы развиваемся. А если мы остановимся,
совершая плохие поступки, то начнем отставать от жизни.

То есть, человек имеет право на выбор – какой образ жизни
ему вести, он несет ответственность не только перед
людьми, но и перед самим собой.
Перед вами таблица частичных потребностей человека.
Давайте попытаемся ее заполнить: (на доске вычерчена
заранее таблица с заголовками, заполняют таблицу сами
школьники):
Без чего человек
не может
прожить
Без кого человек
не может
прожить
Можно прожить,
но трудно
Прежде, чем в космос полетел первый человек, учёные
сначала отправляли в космическую неизвестность
различных животных. Это были собаки, кролики,
насекомые и даже микробы
Учитель: Как вы думаете, от чего у человека может
наступить зависимость? Какая зависимость сильнее всего
отнимает силы и здоровье? (курение, алкоголь,
токсикомания, несоблюдение гигиены, наркотики) –
выходят школьники и рассказывают об этих вредных
привычкам, мешающих здоровью человека.
1 школьник: Листья растения острова Табаго были
завезены в Европу Христофором Колумбом в XV веке и
получили название “табак”. У курящих быстро наступает
тяга к курению и с ней трудно бороться. Индейцы считали
табак успокаивающим веществом и использовали его как
лечебное средство. Но сейчас доказано, что в табаке
содержится 400 химических веществ, многие из них – яды,
более 40 веществ вызывают рак. Табакокурение относят к
вредным привычкам. Никотин является веществом,
изменяющим сознание, и является самым сильным
наркотиком, кокаин стоит на втором месте после никотина.
2 школьник:
Выкуривая 1 пачку сигарет, курильщик забивает свои
легкие в год 1 литром никотиновой смолы.

Каждая сигарета укорачивает жизнь на 8 минут.
За последние 5 лет бросили курить 30 миллионов человек.
Сейчас в Америке считается курить “немодным”.
Ежегодно в Украине умирает около тысячи человек от
болезней, вызванных курением.
Курение не только сокращает жизнь, но и снижает ее
качество.
Никотин вызывает большое количество заболеваний, таких
как инсульт, инфаркт миокарда, болезни крови и артерий
ног, поражает органы чувств, пищеварения и дыхания,
поражает нервную систему.
31 мая во всем мире отмечают как День без табака.
3 школьник: Алкоголь называют “похитителем рассудка”.
Об опьяняющих свойствах спиртных напитков узнали за 8
тысяч лет до нашей эры, когда люди изготавливали
спиртные напитки из меда, винограда, пальмового сока,
пшеницы. Слово “алкоголь” означает “одурманивающий”.
Раньше пьянство в будние дни считалось грехом и позором.
Алкоголь действует на клетки головного мозга, человек
становится злым, агрессивным, теряет над собой контроль,
становится психически неуравновешенным.
4 школьник: Алкоголь – это внутриклеточный яд, который
разрушает жизненно важные органы человека – печень,
сердце, мозг. 100 граммов водки убивают 7,5 тысяч клеток
головного мозга. 30% всех преступлений совершаются в
состоянии опьянения. Пьяница в семье – это горе, особенно
детям. Дети алкоголиков в 4 раза чаще других людей
заболевают алкоголизмом и наркоманией. Алкоголь
особенно вреден для растущего организма и “взрослые”
дозы для детей могут стать смертельными или привести к
инвалидности при поражении головного мозга.
5 школьник: Наркотики – это химические вещества
растительного и химического происхождения. Их
употребление вызывает наркотическое опьянение, а люди
называются наркоманами. Назначение наркотиков – в
медицинских целях для снижения болевых ощущений при
операциях или тяжелых болезнях. К наркотикам
привыкают очень быстро, а зависимость вылечить очень
трудно. Наркотики изменяют сознание, вызывая

галлюцинации, бред, иллюзии. Применение наркотиков
вызывает химическую зависимость организма, а это часто
смертельное заболевание.
6 школьник: Наркоманы – плохие работники, их
трудоспособность низкая, они приносят семье большой
материальный ущерб, являются причиной несчастных
случаев. Наркотики убивают ум, здоровье, силы человека.
Наркоманы распространяют чаще других СПИД.
7 школьник: Неправильно считать, что проблема с
алкоголем и наркотиками появилась только сейчас. В
древние времена жрецы и шаманы использовали наркотики
для того, чтобы было легче управлять людьми. Алкоголь и
наркотики служили наградой за послушание и помогали
снимать страх перед трудностями. Подросток,
попробовавший наркотик, к 25 годам становится
законченным наркоманом, его личность деградирует,
потому что его психика еще не сформирована, и вылечить
его намного труднее.
8 школьник: Токсикомания – это пристрастие к химическим
веществам, то есть вдыхание паров бензина, аэрозолей,
ацетона, клея, толуола. Токсикоманы добиваются
опьянения, вдыхая эти пары или газы, при этом разрушая
легкие, желудок, сердце, мозг. Токсикомания развивается
очень быстро, вырастая из кратковременной привычки
употреблять вещества, изменяющие сознание и относится к
виду тяжелых заболеваний, лечение которых очень сложно.
Учитель: Как видите, ребята, влияние вредных привычек
только наносит человеку вред – вред его здоровью, силам и
положению в обществе. Эти и другие привычки тормозят
развитие личности, останавливают человека на полпути и
он может легко попасть в беду. Человек сам определяет
свою судьбу, и я вам советую уже сегодня задуматься “А
стоит ли курение, пьянство или наркотики того, чтобы я
сломал свою жизнь?”
Обсудите этот вопрос со своими друзьями, родителями
дома в спокойной обстановке, больше читайте литературы о
вреде этих привычек и постарайтесь к ним не привыкать. За
свои поступки человек отвечает не только перед близкими,
но и перед обществом, перед законом. В конце концов

человек оказывается перед выбором: вредные привычки
или жизнь?
Викторина.
За правильные ответы учасники получают жетон.
1. Конкурс пословиц.
В каждой шутке есть доля правды – так гласит народная
мудрость. Группам предлагается составить по 10 пословиц;
начало каждой из них написано на одном листе, конец – на
другом.
 Пословицы:
 Хмель шумит, | а ум молчит.
 Дали вина, | так и стал без ума.
 Пьяному море по колено, | а лужи по уши.
 И худой квас лучше | хорошей водки.
 Кто вино любит, | тот сам себя губит.
 Работа денежки копит, | хмель их топит.
 Вино полюбил – | семью разорил.
 Водка и труд | рядом не идут.
 Кто чарки допивает, | тот веку не доживает.
 Невинно вино, | но проклято пьянство.
2. Игра “буриме”. Учащимся предлагаются готовые
рифмы, из которых должно вырасти стихотворение. БедныйСлава, глупый Слава,
Ты не крут и не удал!
Повторим мы снова, снова:
Береги свое здоровье,
Пока молод, пока мал.
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • способствование предупреждению формирования у детей вредных привычек;
  • развитие у подростков осознанного неприятия к вредным привычкам как способов воздействия на свою личность;
  • формирование у учащихся потребности в ЗОЖ, ответственности за своё здоровье.

Подготовительная работа: За неделю объявить учащимся о классном часе и о конкурсе рисунков на тему “Скажем нет!”

Оборудование: презентация, раздаточный материал, листы красного и зеленого цветов.

Ход классного часа

Основная часть. Ребята, все вы знаете, что важнейшей потребностью каждого человека в современном обществе является укрепление и сохранение здоровья, хорошего самочувствия и настроения, высокой работоспособности, творческого долголетия.

Вопрос: Как вы думаете, какие факторы влияют на наше здоровье. (Ответы детей)

Одно из наиболее эффективных и доступных средств удовлетворения этой потребности – соблюдение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек.

Привычка - это то, что мы неизменно повторяем изо дня в день, в отличие от наших ошибок, на которых мы учимся.

Привычки бывают вредные, дурные, неразумные и порой опасные. Первые привычки берут свои истоки из детства. Самое неприятное в нашей жизни - это плохие привычки Мы знаем. Что они плохие, а зачастую ничего с собой сделать не можем - привыкли!

Что такое вредная привычка? (ребята дают понятие “вредная привычка” )

Вредная привычка – это автоматически повторяющееся многое число раз действие, причем действие это вредоносное с точки зрения общественного блага, окружающих или здоровья самого человека, который подпал под кабалу вредной привычки.

Вредные привычки бывают не полезны или прямо вредны. Такие автоматические действия проявляются из-за слабости воли. Если человек не может проявить силу воли, чтобы совершить прогрессивное действие, то он подпадает под силу привычки, которая возвращает его в старую колею, привычное действие.

Привычное действие – это и есть привычка. Но, с одной стороны, бывают привычки и манеры хорошие, полезные и, с другой, бывают дурные, или вредные привычки.

Полезными привычками мы можем назвать такие, как:

  • соблюдать режим дня,
  • делать зарядку по утрам,
  • мыть руки перед едой,
  • убирать за собой все вещи на место,
  • чистить каждый день зубы
  • правильное питаться и т.п.

Правильное выполнение режима, чередование физических нагрузок и отдыха необходимы. Они улучшают работоспособность, дисциплинируют человека, укрепляют его здоровье.

А вредную привычку можно рассматривать как болезнь или патологическую зависимость. Но наряду с вредными привычками существуют неполезные действия, которые нельзя рассматривать как болезнь, но которые возникают из-за неуравновешенности нервной системы.

К вредным привычкам можно отнести следующие действия:

Вот только небольшой перечень плохих привычек, которые нам мешают жить и порой создают конфликты.

Давайте охарактеризуем некоторые из них.

Алкоголизм – самая распространенная вредная привычка, зачастую превращается в серьезное заболевание, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него, сопровождающаяся систематическим потреблением алкогольных напитков несмотря на негативные последствия.

Вопрос: Чем же вредно пьянство? (Ответы детей: пагубно действует на мозг; речь становится нечеткой, непонятной; неровная походка; проснувшись после принятия большой дозы алкоголя, человек испытывает разбитость, слабость, вялость, отсутствие аппетита, сухость во рту и повышенную жажду; снижение работоспособности и др.) Приводит пьянство к автомобильным авариям, преступлениям, несчастным случаям на производстве.

Наркомания – хроническое прогредиентное (развитие болезни с нарастанием симптоматики) заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков.

Разные наркотики вызывают разную зависимость. Одни наркотики вызывают сильную психологическую зависимость, но не вызывают физической зависимости. Другие же, напротив, вызывают сильную физическую зависимость. Многие наркотики вызывают и физическую, и психологическую зависимость.

Различают позитивную привязанность - приём наркотика для достижения приятного эффекта (эйфория, чувство бодрости, повышенное настроение) и негативную привязанность - приём наркотика для того, чтобы избавиться от напряжения и плохого самочувствия. Физическая зависимость означает тягостные и даже мучительные ощущения, болезненное состояние при перерыве в постоянном приёме наркотиков (т.н. абстинентный синдром, ломка). От этих ощущений временно избавляет возобновление приёма наркотиков.

Курение - вдыхание дыма препаратов, преимущественно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях.

Вопрос. Почему же люди пробуют курить? (Ответы детей: за компанию, хотят казаться взрослыми и т. д.)

Игровая зависимость – предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми, а также лудомания – патологическая склонность к азартным играм заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, которые доминируют в жизни человека и ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, такой человек не уделяет должного внимания своим обязанностям в этих сферах.

Телевизионная зависимость. Телевидение стало самым распространенным способом бегства от себя в мир иллюзий. Оно вошло в жизнь практически каждого современного человека, стало привычным спутником его жизни.

По статистическим данным в среднем каждый человек примерно по 3 часа в день проводит перед телевизором. Это составляет примерно половину его свободного времени и около 9 лет из жизни каждого.

Интернет-зависимость - психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Интернет-зависимость является широко обсуждаемым вопросом, но её статус пока находится на неофициальном уровне

Основные 6 типов интернет-зависимости таковы:

1. Навязчивый веб-серфинг - бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.

2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам - большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.

3. Игровая зависимость - навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

4. Навязчивая финансовая потребность - игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.

5. Пристрастие к просмотру фильмов через интернет, когда больной может провести перед экраном весь день не отрываясь из-за того, что в сети можно посмотреть практически любой фильм или передачу.

6. Киберсексуальная зависимость - навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.

Вопрос: А есть ли у вас какие либо зависимости: телевизионная, интернет, игровая (ответы детей)

Привычка грызть ногти. Науке до сих пор неизвестно, что заставляет людей грызть ногти. Хотя теорий, пытающихся объяснить, почему люди грызут ногти, немало: от задумчивости до напряжения. Одна из самых распространенных теорий гласит, что привычка грызть ногти появляется на почве стресса. Грызут, чтобы расслабиться, грызут, чтобы лучше думалось, грызут, когда нервничают.

Техномания. Желание постоянно обновлять уже имеющиеся телефоны, компьютеры, телевизоры и бытовую технику, покупать все более новые и усовершенствованные модели. Постоянная потребность в приобретении новых моделей телефонов не редкость. Как правило это оправдывается несколькими новыми функциями, обновленным дизайном меню и т.п. То же самое и по отношению к другой технике. Эта зависимость тоже стала заболеванием, которая ведет к депрессиям, нервным расстройствам в случае, если нет финансовой или какой-либо другой возможности приобрести желаемую вещь.

Вопрос: А какие вредные привычки у вас и как вы с ними боретесь? (по очереди называют свои вредные привычки)

Самое главное - постарайтесь найти причины этой привычки.

Если уж ты решил отказаться от вредных привычек, ни в коем случае не давай себе поблажек.

Борьба с вредными привычками - дело, которым должен заняться практически каждый человек (все мы, увы, несовершенны). Давайте наметим основные принципы избавления от непродуктивных схем поведения.

Отучать себя

  • Замотивировать себя
  • Самому самоорганизовать себя
  • Замотивировать других организовать вас (найти себе “пастуха”)

Отучать других

  • либо отучить его вообще, чтобы он так не делал нигде и никогда,
  • чтобы он что-то не делал рядом с вами.

При этом одно дело - отучать посторонних людей, другое - близких, при этом отучать своих детей - другое, нежели отучать своих родителей.

Ведь здоровье человека – жизненно важная ценность, оно складывается из многих взаимосвязанных друг с другом компонентов. Что же можно, а что нельзя, чтобы ваше здоровье сохранить?

Практическая часть. Написать на листочках свои привычки и вредные и хорошие. Хорошие привычки необходимо написать на зеленых листочках, плохие - на красных листах.

Затем листы с плохими привычками скомкать и выбросить в мусорное ведро.

Так мы сделаем первый шаг от избавления привычек.

Сегодня мы с вами узнали, какие вредные привычки бывают у человека и как с ними бороться. Будьте осторожны с вредными привычками, зачастую они приводят к неблагоприятным последствиям, либо являются предвестниками серьезных заболеваний.

В итоге, ребята, хочется вам подарить схему ЗОЖ

Постарайтесь следовать этой схеме здоровья, и вы на долгие годы сохраните молодость и красоту. Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Ведь никто не позаботиться о вас лучше, чем вы сами.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Старицкая вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

Анализ проведения классного часа на тему:

« Спорт, как альтернатива пагубным привычкам».

Цель: определить степень позитивного влияния воспитательной деятельности на личностное развитие ученика.

Тема : воспитательное мероприятие для старшеклассников, посвящённое развитию здорового образа жизни.

Форма воспитательного мероприятия : классный час, с применением мультимедийной презентации.

Класс: 9-11

Кто проводил мероприятие: Чистякова Светлана Валерьевна

Дата проведения: 29.12.2015 г

На мероприятии проявились:
1.1 . Интерес к теме учащихся, учителей;
1.2. Общение : ясная и простая речь, сопровождаемая слайдами; хорошая дикция доброжелательность ведущего; объём подачи информации выдержан;
2. Воспитательный материал
2.1. Материал подобран в соответствии с возрастом , особенностями контингента и интересно представлен.
2.2. Материал стимулирует у учащихся развитие таких личностных качеств как ведение здорового образа жизни

3. В организации воспитательной деятельности :
3.1. Использовался опыт учащихся в обращении с аппаратурой, компьютерной техникой, в различных видах творческой деятельности.
3.2. Применялись разнообразные методы и средства воспитания. Методы : воздействие примером (спортсмены), поручение (при подготовке), методы формирования сознания: рассказ, убеждение (учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на осознание важности ведения здорового образа жизни. Убеждению соответствует самоубеждение — метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения проблемы формируют собственный комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим учеником). Средства : мультимедийная презентация (включает фотографии, плакаты)
4. Соответствие поставленной цели и задачам:

4.1 .Актуальность темы, своевременность проведения мероприятия.
4.2. Реализация требований комплексного подхода к воспитательным воздействиям: - пропаганда здорового образа жизни; - разнообразие видов деятельности (познавательная, трудовая, художественная и т.д.), в которую вовлекались учащиеся в процессе подготовки и проведения мероприятия; - эмоциональное состояние, возникшее в процессе мероприятия.

5. Результативность. Общий эмоциональный фон мероприятия способствовал решению поставленных цели и задач. Исходя из специфики формы мероприятия - классный час - можно утверждать, что использованные воспитательные методы были наиболее оптимальными для достижения цели. В качестве рефлексии в начале мероприятия был проведен блиц- опрос и после мероприятия был проведён ряд опросов среди учащихся, результаты которых говорят о частичном конечном достижении цели

Целями проведения классного часа было сформировать у учащихся здоровый образ жизни, рассказать, что входит в это понятие, прививать любовь к спорту, как альтернативе вредных привычек.

Быть здоровым — естественное желание каждого человека. Здоровье — понятие не только биологическое, но и социальное. Хорошее здоровье — это радостное восприятие жизни, высокая трудоспособность. Здоровый образ жизни — совокупность духовных ценностей и реальных видов, форм и благоприятных для здоровья эффектов дея-тельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребно-стей человека. Формирование здорового образа жизни — сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни со-временного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей. Школьники, систематически занимающиеся спортом, физически более развиты, чем их сверстники, которые не занимаются спортом. Утренняя гимнастика, уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях, подвижные игры и спортивные развлечения, туризм — все это укрепляет здоровье и предохраняет организм от заболеваний.

В ходе классного часа были рассмотрены вопросы: Что означает здоровый образ жизни? Правила здорового образа жизни. Как вредные привычки пагубно влияют на наше здоровье? История развития вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). Беседа сопровождалась показом слайдов презентации. В конце занятия, для закрепления, ученики ответили на вопросы учителя по этой теме и сами задавали интересующие их вопросы.

6. Общая оценка воспитательного мероприятия

1. Классному руководителю в целом удалось достигнуть поставленных целей и задач. Привлекать учащихся к анализу ситуаций.

2. Педагогические выводы и предложения в адрес классного руководителя и учащихся: учить детей делать выводы, обобщать, анализировать, учит правильно излагать свои мысли.

Директор школы ______________Л.А.Дроздова

Классный час на тему « Вредные привычки»,

Цели и задачи:

Профилактика вредных привычек среди подростков;

Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Описание Классного часа

Классный руководитель: Ребята, начать сегодняшний разговор о вредных привычках мне хотелось бы с анализа высказываний известных мыслителей, ученых и философов. Прослушайте их и объясните, как вы поняли следующие известные афоризмы:

Вся вторая половина человеческой жизни составляется обыкновенно из одних только накопленных в первую половину привычек. (Ф.М. Достоевский)

Когда в силу обстоятельств нарушается равновесие духа, восстанови самообладание как можно быстрее и не оставайся в подавленном настроении слишком долго, иначе тебе будет уже нельзя ничем помочь. Привычка восстанавливать гармонию усовершенствует тебя. (Марк Аврелий)

Привычка - вторая натура. (Марк Туллий Цицерон)

Привычка есть разум дураков. (Фридрих Великий)

Привычки превращают обязанности в удовольствия, а удовольствия - в обязанности. (Э.А. Севрус (Ворохов)

Привычка, эта вторая натура, оказывается для большинства людей их единственной натурой. (Р. Роллан)

(Учитель заслушивает рассуждения ребят)

1. О «незаметных» привычках

Классный руководитель: Именно в подростковом возрасте многие из нас подвержены влиянию так называемых «безобидных» вредных привычек: склонность к ябедничеству, лжи, плаксивости, забывчивости, азартным играм (карты и другие настольные игры). На данном этапе возрастного развития могут проявляться такие привычки, как обсасывание ручек, бесцельное рисование на листах бумаги, почесывание головы, уха или носа и т. д.

Стремление познать мир, а порой - неудовлетворительные жилищные условия и безразличие родителей к своим детям приводят к возникновению привычки «гулять» - бесцельному проведению времени на улице. А это уже первый шаг к бродяжничеству. Именно младшие подростки, занимающиеся бродяжничеством, более всего подвергаются риску сексуальных домогательств со стороны взрослых, вовлечения в уличную преступность и мелкое хулиганство.

К следующим категориям вредных привычек можно отнести уже привычки, связанные со стремлением «быть похожими на взрослых». Эти увлечения уже могут иметь более серьезные последствия, например, для здоровья: увлечения мобильными телефонами (CMC, игры, мелодии), внешнее подражание героям кинобоевиков или эстрады, нездоровый интерес к японской анимации, подражание молодежным течениям (спортивной, музыкальной, общественно-политической направленности) и т. д. В этот же период у некоторых подростков возникает интерес к разговорам о сексе, просмотру эротических журналов и видеофильмов, к различным «экспериментам» над собственным телом. Этот интерес может перерасти во вредную привычку.

В этом случае уже необходимо «включение» в процесс профилактической работы специалистов - медиков, психологов или юристов. Подростки порой не понимают, что стремление владеть современной маркой мобильного телефона подвергает их риску ограбления со стороны мошенников. Ношение мобильников в карманах одежды, продолжительные разговоры или прослушивание музыки может влиять на психическое состояние растущего подросткового организма. Увлечение расписыванием стен есть не что иное, как вандализм, а это уже влечет административную или уголовную ответственность подростков (или их родителей).

Одной из новых проблем современного общества является игромания и компьютерная зависимость. Это увлечение компьютерными играми, интернет-технологиями, игровыми автоматами.

Игромания - увлечение или болезнь? Психиатры утверждают - игромания лечится, но бороться с зависимостью нужно уже на ранней стадии. Врачи считают, что болезнь начинается с патологической привязанности к компьютерным играм. Игра - это взаимодействие. И не важно с кем - с людьми, компьютером или с самим собой. Любая зависимость - это зависимость взаимодействия, когда человек оказывается вовлеченным в некий процесс, при котором он забывает, кто он, что он, когда он полностью «теряет», «забывает себя», ведь в игре он в первую очередь - «игрок», учитывающий все правила этой игры. А может быть подросток убегает от реальности? Чаще всего иллюзорный мир игры больше привлекает подростка, чем мир подросткового возраста. Подросток «убегает» в игру, чтобы там забыться, затеряться, превратиться в правило, так как быть самодостаточной, самоактуализирующейся, уникальной личностью страшно, а порой просто невозможно.

Задание

1. Согласны ли вы с приведенными фактами и выводами?

2. Предложите игроману свои варианты выхода из психологического тупика.

2. Проблемы компьютерной зависимости

Классный руководитель : Компьютерная зависимость (как и любая другая) - форма ухода от реальности. В основном состояние компьютерной зависимости дезадаптирует подростка, выбивает из жизни, причем таким образом, что у него не остается других интересов, кроме игры. Ребенок уже не может жить без нее. Она становится доминантной, поэтому можно сказать, что компьютерная зависимость - своеобразный вид наркомании. Чрезмерное увлечение компьютерными играми стало одной из актуальных проблем начала третьего тысячелетия. У подростка формируется влечение, с которым сам он уже не всегда способен справиться. Его поведение отличается неадекватностью реакции на различные жизненные ситуации, так как реальный мир управлению с помощью нажатия на клавиши не поддается. Появляются раздражительность, агрессивность, импульсивность, быстрая утомляемость, неспособность переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими, нарушается сон, пропадает желание общаться с кем-либо. Общее развитие такого ребенка замедляется. Если подросток зависим от компьютерных игр, то, как правило, он не может контролировать время, проводимое за компьютером (обещает уменьшить его, выйти из программы, но не в силах этого сделать), лжет, скрывает вид занятий, переоценивает роль компьютера в собственной жизни. Он ощущает депрессию и тревогу, когда что-либо или кто-либо мешает его планам «посидеть» за компьютером, часто погружен в виртуальную активность, будучи вне доступа к компьютеру, например, размышляет о том, как пройти следующий уровень игры, страдает из-за несделанных важных дел реальной жизни. Подросток использует компьютер как способ скрыться от проблем или избежать чувства неадекватности в реальной жизни.

Основными критериями, определяющими начало компьютерной зависимости, можно считать следующие:

Беспричинное возбуждение или вялость, частые и резкие перепады настроения от безучастно-подавленного до эйфорически-приподнятого, болезненная и неадекватная реакция на критику, замечания, советы, нарастающая оппозиционность к родителям, старым друзьям, значительное эмоциональное отчуждение;

Ухудшение памяти, внимания;

Снижение успеваемости, систематические прогулы занятий;

Ограничение общения с ранее значимыми людьми: родственниками, друзьями, любимым человеком, значительное изменение круга общения, подозрительные контакты, телефонные звонки, встречи;

Уход от участия в делах, которые ранее были интересны, отказ от хобби, любимого дела;

Пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги ребенка;

Появляющиеся изворотливость, лживость;

Неопрятность, неряшливость, не характерные ранее;

Приступы депрессии, страха, тревоги.

Компьютер, выполняет действительно широкий спектр задач: проигрывание музыки, воспроизведение фильмов и программ телеканалов, фиксация текстовых наработок, отображение текстов, графических объектов и анимации, выполнение функций телефона и калькулятора, отображение и предоставление возможности изучения глобальных сетей и участия в электронных играх и др. Таким образом, перед ребенком открывается новый мир бесчисленных возможностей и интересов, который «отключает» его от реального мира, «переключая» на себя. Психологическая невозможность совладать с желанием насытиться новой информацией, и есть компьютерная зависимость. Несмотря на то, что стремления, возникающие при компьютерной зависимости, изначально несут положительные аспекты, данный тип зависимости ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного «Я», ухудшению психологического здоровья, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости.

Подростка привлекает в игре:

Наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;

Отсутствие ответственности;

Реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;

Возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;

Возможность самостоятельно принимать (любые) в рамках игры решения, вне зависимости от того, к чему они могут привести.

Нет смысла игнорировать возможности компьютеров, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.

Задание

Дополните или опровергните следующие причины опасности нового вида «игровой деятельности»:

1. С начала посещения компьютерных залов у некоторой части детей и подростков достаточно быстро формируется компьютерная зависимость, и они вплотную сталкиваются с проблемой поиска средств на удовлетворение своего пристрастия. Деньги на игры выпрашивают у родителей, вымогают, отнимают, зарабатывают всеми доступными способами, что становится фактором школьной и социальной дезадаптации и приводит к многочисленным конфликтам в семье и школе. Если у одной части детей это, зачастую, провоцирует первый опыт сознательного воровства и вымогательства, то у другой - тяжелый опыт попадания в долговую зависимость. Вокруг салонов формируется определенный социум со своими правилами и законами. Потратив деньги, которые были предназначены для других целей или взяты в долг, ребенок из страха наказания порой уходит в бродяжничество.

2. Следует помнить о том, что организм в подростковом возрасте особенно уязвим. Неконтролируемое никем время пребывания у компьютеров, перегрузка яркой зрительной информацией, высокая эмоциональная вовлеченность ребенка в игру приводят к перевозбуждению нервной системы, наносят безусловный вред соматическому и психическому здоровью формирующейся личности. А в результате - повышенная утомляемость в интеллектуальной деятельности, нарушение способности к восприятию информации, уступающей по яркости и доступности компьютеру, потеря интереса к реальной жизни.

3. Так как именно в этих залах ребенок получает опыт игры на деньги (парная игра или соревнование команд), то существует реальный риск формирования у подростков склонности к азартным играм.

(Размышления ребят по поводу прослушанного)

3. Негативное воздействие курения на организм подростка

Классный руководитель: О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья.

Стремление быть похожим на взрослых, быть «таким как все» толкает подростка на путь курения. К сожалению, в настоящее время разговор о курении очень актуален не только для мальчиков пятых классов, но и девочек. Беседы о вреде курения должны быть аргументированы конкретными фактами, предупреждениями врачей-специалистов, приглашенных на классные часы в 5-е классы. Продолжение разговора должно идти на родительских собраниях, так как порой первыми курящими взрослыми людьми в жизни детей становятся их собственные родители или близкие родственники.

Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают ее всерьез.

Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли.

Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь).

Курильщик не погибает потому, что доза вводится постепенно, не в один прием. К тому же часть никотина нейтрализует формальдегид - другой яд, содержащийся в табаке. В течение 30 лет курильщик выкуривает примерно 20 ООО сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Систематическое поглощение небольших, несмертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению.

Никотин включается в процессы обмена, происходящие в организме человека, и становится необходимым.

Однако если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина, может наступить смерть. Такие случаи наблюдались в разных странах. Известным ученым - фармакологом Н.П. Крафковым описана смерть молодого человека после того, как он впервые в жизни выкурил большую сигару.

Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьезных заболеваний. Табачный дым задерживает солнечные ультрафиолетовые лучи, которые важны для растущего ребенка, влияет на обмен веществ, ухудшает усвояемость сахара и разрушает витамин С, необходимый ребенку в период роста. В возрасте 5-9 лет у ребенка нарушается функция легких. Вследствие этого происходит снижение способностей к физической деятельности, требующей выносливости и напряжения. Обследовав свыше 2 тысяч детей, проживающих в 1820 семьях, профессор С.М. Гавалов выявил, что в семьях, где курят, у детей, особенно в раннем возрасте, наблюдаются частые острые пневмонии и респираторные заболевания. В семьях, где не было курящих, дети были практически здоровы.

Многими учеными установлено, что никотин и сухие частицы табачного дыма способствуют развитию многих аллергических заболеваний у детей, и чем меньше ребенок, тем больший вред причиняет его организму табачный дым.

Курение подростков в первую очередь сказывается на нервной и сердечно-сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке.

Курение отрицательно влияет на успеваемость школьников. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих.

Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха.

Курение и обучение в школе несовместимы. Школьные годы - это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками.

Задание

1. Приведите еще факты губительного вреда курения для подростков или опровергните приведенные в данном тексте.

2. Как, по вашему мнению, в настоящее время можно бороться с курением?