Доходный дом сокол. Доходный дом М.В. Сокол на Кузнецком мосту Отрывок, характеризующий Доходный дом Сокол

Пятиэтажный доходный дом построен в начале 1904 года для московской домовладелицы М. В. Сокол архитектором И. П. Машковым.

Здание представляет собой каре застройки с внутренним двором и несколькими корпусами. Для улучшения обозрения здания на довольно узком Кузнецком Мосту и создания свободной площадки перед входом, архитектор отодвинул его вглубь от существующей красной линии улицы

Moreorless , GNU 1.2

Благодаря расположению здания на подъёме и высокому, плавно изгибающемуся аттику, дом Сокол виден с разных мест в центре города.

Господствующим мотивом построенного в стиле венского сецессиона здания является кривизна линий его центральной части, подчёркнутая балконами верхних этажей.

Майоликовая мозаика в аттике с изображением парящего над горами сокола, акцентированная двумя уходящими вверх пилястрами, была выполнена по эскизу живописца Н. Н. Сапунова на Бутырском керамическом заводе «Абрамцево».

И. П. Машков использовал для декорирования фасада также рельефные изразцы «рыбки» по рисунку М. А. Врубеля 1890-х годов.

Панно в аттике - своеобразная реплика врубелевского панно на гостинице «Метрополь», что особенно заметно со стороны Театральной площади, откуда хорошо просматриваются оба здания. Металлические решётки аттика состояли из плоскостных и объёмных элементов, оригинальностью отличался рисунок решётки ворот, балконов и оконных рам, что придавало им самостоятельную художественную ценность.

Дворовые корпуса доходного дома были жилыми, наиболее комфортабельные многокомнатные квартиры занимали также верхние этажи корпуса по улице; первые два этажа лицевого корпуса владельцы сдавали разным конторам и магазинам: в доме размещалось итальянское издательство «Данте Алигиери» с бесплатной читальней, фотография, фототипия и фотоцинкография фирмы «Шерер, Набгольц и Ко», часть здания занимал ресторан. В разное время здесь жили: дирижёр Большого театра Ю. Ф. Файер, актриса театра и кино Е. Н. Гоголева, оперная певица Е. И. Збруева.

В советское время в здании размещался магазин «Мосторга», книжная лавка «Международная книга», популярный книжный магазин издательства «Академия».

С 1960-х годов по сегодняшний день здесь работает ГУП «Моспроект-3» - организация по проектированию жилых и нежилых зданий и сооружений.

В 1980-х годах в здании располагались представительства иностранных авиакомпаний. При перестройках 1930-х - 1970-х годов были утрачены отделка ресторана и квартиры владелицы доходного дома, а также некоторые детали внешнего декора здания. Доходный дом М. В.

С конца 1730-х до середины 1780-х гг. владение принадлежало представителям дворянского рода Исленьевым (Ислентьевым). Наиболее ранние материалы о застройке участка относятся к 1745 г., когда владение принадлежало вдове Софье Михайловне Исленьевой. В 1778 г. владельцем участка числится отставной ротмистр Василий Васильевич Исленьев (Исленев).
В 1783 г. владение принадлежало гвардии прапорщику Михаилу Васильевичу Исленьеву (Исленеву).
С 1785 г. владение перешло к секунд-майору Григорию Семёновичу Товарову.

В 1802 г. домовладение числилось «в приходе церкви Воскресения Христова, что Словущее».
В 1821 г. владельцем усадьбы был генерал-майор Василий Александрович Новосельцев. В 1850 г., участо числится за дочерью генерала - Александройе Васильевной Новосельцевой.

В 1856 г. владение перешло к «фридрихгамскому купцу» Иосифу Фредерику Фульд, организовавшему здесь торговлю золотыми изделиями и бриллиантами.
С 1896 г. владение принадлежало почётному гражданину Александру Александровичу Арбатскому.

В 1902–1903 гг., когда владение принадлежало вдове генерал-майора Марии Владимировне Сокол, был выстроен нынешний доходный дом по проекту известного московского архитектора Ивана Павловича Машкова. Дом является ярким образцом стиля модерн в Москве, а благодаря постановке и оформлению его завершающей части, виден со стороны Театральной пл. и разных видовых точек в центре города.

Судя по оценочным описям строения 1913–1916 гг. и проекту устройства канализации 1911 г. в доходном доме находились: в подвале под двором - складские помещения магазинов; в полуподвальном этаже - складские помещения, магазины (бракованной обуви «Скороход» и книгоиздательство Зихман), квартиры, швейцарские, котельная, дворницкая; на первом этаже - магазины (Санкт-Петербургского производства обуви, дамских шляп Пемова, готового платья Якобсон), четыре квартиры, швейцарская; на втором этаже - парикмахерская Тихомирова, мебельный магазин Соловьёва, магазин роялей Дидерикс, три квартиры, ресторан; на третьем и четвёртом этажах - по восемь квартир; на пятом этаже - девять квартир.
Внутренняя планировка полуподвала, подвала под двором и первых двух этажей соответствовала складскому и торговому назначению. В восточном боковом, и обращённом к Кузнецкому пер. объёмах дома, находились: в полуподвале - склады и магазины; в первом этаже - магазины. В западном боковом и дворовом объёмах находились: в полуподвале - небольшие служебные квартиры и технические помещения; в первом этаже - небольшие доходные квартиры.
Типовые доходные квартиры третьего-пятого этажей, значительно различаясь по площади и планировке, также имели функциональное зонирование. Более просторные и престижные квартиры находились в объёме, обращённом к Кузнецкому пер., их парадные помещения (гостиная, зал, кабинет) и часть жилых комнат (детская, спальни) были обращены в переулок, жилые комнаты и кухни - во внутренний двор, а хозяйственные (прихожая, коридор и т.д.) располагались со стороны внутренних капитальных стен и не имели окон.
Менее престижные и меньшие по площади квартиры располагались в боковых объёмах дома, и ещё более скромные - в дворовом объёме: их парадные и жилые помещения с кухнями были обращены в сторону двора, а хозяйственные - к внутренним капитальным стенам.

Также в доме размещалось итальянское издательство «Данте Алигиери» с бесплатной читальней, фотография, фототипия и фотоцинкография фирмы «Шерер, Набгольц и Ко», часть здания занимал ресторан. В разное время здесь жили: дирижёр Большого театра Ю. Ф. Файер, актриса театра и кино Е. Н. Гоголева, оперная певица Е. И. Збруева.
В советское время в здании размещался магазин «Мосторга», книжная лавка «Международная книга», популярный книжный магазин издательства «Академия». С 1960-х гг. по сегодняшний день здесь работает ГУП «Моспроект-3». В 1980-х гг. в здании располагались представительства иностранных авиакомпаний. При перестройках 1930–1970-х гг. были утрачены отделка ресторана и квартиры владельца доходного дома, а также некоторые детали внешнего декора здания.

К настоящему времени все жилые помещения приспособлены для административного использования.

Господствующим мотивом построенного в стиле венского сецессиона здания является кривизна линий его центральной части, подчёркнутая балконами верхних этажей. Майоликовая мозаика в аттике с изображением сокола, парящего над степными просторами, горами и колышущимися эдельвейсами, акцентированная двумя уходящими вверх пилястрами, была выполнена по эскизу живописца Н. Н. Сапунова на Бутырском керамическом заводе «Абрамцево». И. П. Машков использовал для декорирования фасада также рельефные изразцы «рыбки» по рисунку М. А. Врубеля 1890-х гг. Панно в аттике - своеобразная реплика панно на гостинице «Метрополь». Металлические решётки аттика состояли из плоскостных и объёмных элементов, оригинальностью отличался рисунок решётки ворот, балконов и оконных рам, что придавало им самостоятельную художественную ценность.

Объект культурного наследия регионального значения.

Годы

Доходный дом М. В. Сокол - исторический доходный дом в Москве , расположен на улице Кузнецкий Мост . Здание является объектом культурного наследия регионального значения .

Благодаря расположению здания на подъёме и высокому, плавно изгибающемуся аттику , дом Сокол виден с разных мест в центре города. Господствующим мотивом построенного в стиле венского сецессиона здания является кривизна линий его центральной части, подчёркнутая балконами верхних этажей. Майоликовая мозаика в аттике с изображением парящего над горами сокола , акцентированная двумя уходящими вверх пилястрами, была выполнена по эскизу живописца Н. Н. Сапунова на Бутырском керамическом заводе «Абрамцево». И. П. Машков использовал для декорирования фасада также рельефные изразцы «рыбки» по рисунку М. А. Врубеля 1890-х годов. Панно в аттике - своеобразная реплика врубелевского панно на гостинице «Метрополь» , что особенно заметно со стороны Театральной площади , откуда хорошо просматриваются оба здания. Металлические решётки аттика состояли из плоскостных и объёмных элементов, оригинальностью отличался рисунок решётки ворот, балконов и оконных рам, что придавало им самостоятельную художественную ценность.

Дворовые корпуса доходного дома были жилыми, наиболее комфортабельные многокомнатные квартиры занимали также верхние этажи корпуса по улице; первые два этажа лицевого корпуса владельцы сдавали разным конторам и магазинам : в доме размещалось итальянское издательство «Данте Алигиери» с бесплатной читальней, фотография, фототипия и фотоцинкография фирмы «Шерер, Набгольц и Ко» , часть здания занимал ресторан. В разное время здесь жили: дирижёр Большого театра Ю. Ф. Файер , актриса театра и кино Е. Н. Гоголева , оперная певица Е. И. Збруева . В советское время в здании размещался магазин «Мосторга» , книжная лавка «Международная книга», популярный книжный магазин издательства «Академия». С 1960-х годов по сегодняшний день здесь работает ГУП «Моспроект-3» - организация по проектированию жилых и нежилых зданий и сооружений. В 1980-х годах в здании располагались представительства иностранных авиакомпаний. При перестройках 1930-х - 1970-х годов были утрачены отделка ресторана и квартиры владелицы доходного дома, а также некоторые детали внешнего декора здания. Доходный дом М. В. Сокол является объектом культурного наследия регионального значения.

Напишите отзыв о статье "Доходный дом Сокол"

Примечания

  1. . Сайт «Москомнаследия». Проверено 20 мая 2011. .
  2. , с. 38.
  3. , с. 398.
  4. , с. 200.
  5. , с. 40.
  6. Величко С. // Наука и жизнь. - 1999. - № 11 . - С. 67 .
  7. , с. 126.
  8. Анчугова Т. // Информпространство. - 2008. - № 4 .
  9. , с. 55.
  10. , с. 400.
  11. // Раннее утро. - 3 мая 1909. - № 146 .
  12. , с. 134.
  13. . Сайт «Моспроект-3». Проверено 10 февраля 2011. .
  14. , с. 69.

Литература

  • Нащокина М. В. Московский модерн. - 2-е изд. - М .: Жираф, 2005. - 560 с. - 2500 экз. - ISBN 5-89832-042-3 .
  • Латур А. Москва 1890-2000. Путеводитель по современной архитектуре. - 2-е. - М .: Искусство-XXI век, 2009. - 440 с. - 1000 экз. - ISBN 978-5-98051-063-3 .
  • / И. Л. Бусева-Давыдова, М. В. Нащокина, М. И. Астафьева-Длугач. - М .: Стройиздат, 1997. - 512 с. - ISBN 5-274-01624-3 .
  • Федосюк Ю. А. Москва в кольце Садовых. - М .: Астрель, АСТ, 2009. - 448 с. - 3000 экз. - ISBN 5-239-01139-7 .
  • Сорокин В. В. // Наука и жизнь. - 1988. - № 11 .
  • Федосюк Ю. А. Кузнецкий мост // Наука и жизнь . - М ., 1983. - № 1 . - С. 68-73 .
  • Бранденбург Б. Ю., Татаржинская Я. В., Щенков А. С. Архитектор Иван Машков. - М .: Русская книга, 2001. - 136 с. - ISBN 5-268-00413-1 .

Отрывок, характеризующий Доходный дом Сокол

– Нет, Ростову вы знаете?
– Слышала тогда только про эту историю. Очень жалко.
«Нет, она не понимает или притворяется, – подумал Пьер. – Лучше тоже не говорить ей».
Княжна также приготавливала провизию на дорогу Пьеру.
«Как они добры все, – думал Пьер, – что они теперь, когда уж наверное им это не может быть более интересно, занимаются всем этим. И все для меня; вот что удивительно».
В этот же день к Пьеру приехал полицеймейстер с предложением прислать доверенного в Грановитую палату для приема вещей, раздаваемых нынче владельцам.
«Вот и этот тоже, – думал Пьер, глядя в лицо полицеймейстера, – какой славный, красивый офицер и как добр! Теперь занимается такими пустяками. А еще говорят, что он не честен и пользуется. Какой вздор! А впрочем, отчего же ему и не пользоваться? Он так и воспитан. И все так делают. А такое приятное, доброе лицо, и улыбается, глядя на меня».
Пьер поехал обедать к княжне Марье.
Проезжая по улицам между пожарищами домов, он удивлялся красоте этих развалин. Печные трубы домов, отвалившиеся стены, живописно напоминая Рейн и Колизей, тянулись, скрывая друг друга, по обгорелым кварталам. Встречавшиеся извозчики и ездоки, плотники, рубившие срубы, торговки и лавочники, все с веселыми, сияющими лицами, взглядывали на Пьера и говорили как будто: «А, вот он! Посмотрим, что выйдет из этого».
При входе в дом княжны Марьи на Пьера нашло сомнение в справедливости того, что он был здесь вчера, виделся с Наташей и говорил с ней. «Может быть, это я выдумал. Может быть, я войду и никого не увижу». Но не успел он вступить в комнату, как уже во всем существе своем, по мгновенному лишению своей свободы, он почувствовал ее присутствие. Она была в том же черном платье с мягкими складками и так же причесана, как и вчера, но она была совсем другая. Если б она была такою вчера, когда он вошел в комнату, он бы не мог ни на мгновение не узнать ее.
Она была такою же, какою он знал ее почти ребенком и потом невестой князя Андрея. Веселый вопросительный блеск светился в ее глазах; на лице было ласковое и странно шаловливое выражение.
Пьер обедал и просидел бы весь вечер; но княжна Марья ехала ко всенощной, и Пьер уехал с ними вместе.
На другой день Пьер приехал рано, обедал и просидел весь вечер. Несмотря на то, что княжна Марья и Наташа были очевидно рады гостю; несмотря на то, что весь интерес жизни Пьера сосредоточивался теперь в этом доме, к вечеру они всё переговорили, и разговор переходил беспрестанно с одного ничтожного предмета на другой и часто прерывался. Пьер засиделся в этот вечер так поздно, что княжна Марья и Наташа переглядывались между собою, очевидно ожидая, скоро ли он уйдет. Пьер видел это и не мог уйти. Ему становилось тяжело, неловко, но он все сидел, потому что не мог подняться и уйти.
Княжна Марья, не предвидя этому конца, первая встала и, жалуясь на мигрень, стала прощаться.
– Так вы завтра едете в Петербург? – сказала ока.
– Нет, я не еду, – с удивлением и как будто обидясь, поспешно сказал Пьер. – Да нет, в Петербург? Завтра; только я не прощаюсь. Я заеду за комиссиями, – сказал он, стоя перед княжной Марьей, краснея и не уходя.
Наташа подала ему руку и вышла. Княжна Марья, напротив, вместо того чтобы уйти, опустилась в кресло и своим лучистым, глубоким взглядом строго и внимательно посмотрела на Пьера. Усталость, которую она очевидно выказывала перед этим, теперь совсем прошла. Она тяжело и продолжительно вздохнула, как будто приготавливаясь к длинному разговору.
Все смущение и неловкость Пьера, при удалении Наташи, мгновенно исчезли и заменились взволнованным оживлением. Он быстро придвинул кресло совсем близко к княжне Марье.
– Да, я и хотел сказать вам, – сказал он, отвечая, как на слова, на ее взгляд. – Княжна, помогите мне. Что мне делать? Могу я надеяться? Княжна, друг мой, выслушайте меня. Я все знаю. Я знаю, что я не стою ее; я знаю, что теперь невозможно говорить об этом. Но я хочу быть братом ей. Нет, я не хочу.. я не могу…
Он остановился и потер себе лицо и глаза руками.
– Ну, вот, – продолжал он, видимо сделав усилие над собой, чтобы говорить связно. – Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю мою жизнь и люблю так, что без нее не могу себе представить жизни. Просить руки ее теперь я не решаюсь; но мысль о том, что, может быть, она могла бы быть моею и что я упущу эту возможность… возможность… ужасна. Скажите, могу я надеяться? Скажите, что мне делать? Милая княжна, – сказал он, помолчав немного и тронув ее за руку, так как она не отвечала.
– Я думаю о том, что вы мне сказали, – отвечала княжна Марья. – Вот что я скажу вам. Вы правы, что теперь говорить ей об любви… – Княжна остановилась. Она хотела сказать: говорить ей о любви теперь невозможно; но она остановилась, потому что она третий день видела по вдруг переменившейся Наташе, что не только Наташа не оскорбилась бы, если б ей Пьер высказал свою любовь, но что она одного только этого и желала.
– Говорить ей теперь… нельзя, – все таки сказала княжна Марья.
– Но что же мне делать?
– Поручите это мне, – сказала княжна Марья. – Я знаю…
Пьер смотрел в глаза княжне Марье.
– Ну, ну… – говорил он.
– Я знаю, что она любит… полюбит вас, – поправилась княжна Марья.
Не успела она сказать эти слова, как Пьер вскочил и с испуганным лицом схватил за руку княжну Марью.
– Отчего вы думаете? Вы думаете, что я могу надеяться? Вы думаете?!
– Да, думаю, – улыбаясь, сказала княжна Марья. – Напишите родителям. И поручите мне. Я скажу ей, когда будет можно. Я желаю этого. И сердце мое чувствует, что это будет.
– Нет, это не может быть! Как я счастлив! Но это не может быть… Как я счастлив! Нет, не может быть! – говорил Пьер, целуя руки княжны Марьи.
– Вы поезжайте в Петербург; это лучше. А я напишу вам, – сказала она.
– В Петербург? Ехать? Хорошо, да, ехать. Но завтра я могу приехать к вам?
На другой день Пьер приехал проститься. Наташа была менее оживлена, чем в прежние дни; но в этот день, иногда взглянув ей в глаза, Пьер чувствовал, что он исчезает, что ни его, ни ее нет больше, а есть одно чувство счастья. «Неужели? Нет, не может быть», – говорил он себе при каждом ее взгляде, жесте, слове, наполнявших его душу радостью.

Доходный дом М. В. Сокол на Кузнецком мосту, 3 был построен в стиле венского сецессиона в начале 1904 года. Венский сецессион — стилистическое течение в искусстве Австрии периода модерна, появился всего за семь лет до строительства этого дома, в 1897 году. Его характерные черты в архитектуре — чёткость объёмов, ритмическая упорядоченность, лаконичность декора, рациональность композиционного и конструктивного решений.
По-видимому, абсолютно "венской" деталью в глазах современников выглядели золочёные завершения устоев аттика, сейчас окрашенные в серый цвет. Использование золотого цвета и кованых украшений представлялось заимствованием у австрийского архитектора Отто Вагнера — лидера австрийского сецессиона.

Московская домовладелица госпожа Сокол предполагала использовать дом под сдачу квартир внаём, начиная со второго этажа, а в первом расположить респектабельные магазины. Чтобы дом приносил доход и был интересен арендаторам, она искала архитекторов, имеющих уникальные проекты. Таким оказался Иван Павлович Машков. Его новаторский проект в плане оформления здания, к тому же прославляющий фамилию домовладелицы, сразу привлёк её внимание. Поддержал затею архитектора художник Николай Николаевич Сапунов, который выполнил эскиз панно для аттика.

Проект фасада доходного дома Сокол М.В. на Кузнецком мосту в Москве. Архитектор И.П. Машков, 1903

1. Господствующим мотивом в оформлении здания стала кривизна линий его центральной части, подчёркнутая балконами верхних этажей. Оригинальное оформление имели также решётки самого аттика, а также балконов.

2. Панно акцентировано двумя пилястрами и напоминает по исполнению панно на расположенной неподалёку гостинице "Метрополь".

3. На майоликовой мозаике изображен парящий сокол, под крыльями которого простираются степи и горы с цветущими эдельвейсами. Майолика была выполнена в мастерских Бутырского завода по выпуску керамических изделий "Абрамцево".

4. Кривизну линий фасада подчеркивают и балконы, расположенные на верхних этажах.

11. Для декорирования фасада здания архитектор Машков также использовал плитки с радужным металлическим блеском и рельефные изразцы "рыбки" по рисунку Михаила Врубеля 1890-х годов.

13. В начале XX века в доме располагались: итальянское издательство с читальней под вывеской "Данте Алигьери", торговый дом "Шерер, Набгольц и Ко", предоставлявший различные фотографические услуги, богато отделанный ресторан.

14. В разное время в меблированных квартирах проживали дирижер Ю.Ф. Файер, оперная дива Е.И. Збруева, актриса Е.Н. Гоголева.

15. Кратко о создателях этого уникального для Москвы дома:
Иван Павлович Машков (1867-1945) — архитектор, реставратор, просветитель, исследователь древнерусского зодчества. Большинство построек Машкова принадлежит к псевдорусскому стилю и неоклассицизму, но наиболее известен он постройкой доходного дома М. В. Сокол на Кузнецком Мосту в Москве и реставрацией Смоленского собора Новодевичьего монастыря и Успенского собора в Кремле.
Николай Николаевич Сапунов (1880-1912) — живописец, театральный художник, один из лучших сценографов за историю русского театра. Член Московского товарищества художников, "Алая" и "Голубая роза", "Мир искусства"; известен также большим циклом натюрмортов. Сапунов погиб во время лодочной прогулки в Териоках; перегруженная лодка перевернулась, и он единственный утонул, все остальные пассажиры были спасены подоспевшим судном.

16. С 1960-х годов и по настоящее время в доме № 3 располагается группа компаний "Моспроект-3".

17. Во время многочисленных реконструкций здания в период с 1930 по 1970 годы были утрачены многие элементы декора внутренних помещений и фасада, но основные черты, дающие право дому оставаться объектом культурного наследия столицы, сохранены.

18. Здание располагается на подъеме улицы, и благодаря своим конструктивным особенностям — изгибающемуся аттику и высоте постройки, хорошо видно с разных точек. К сожалению, почему-то у такой богатой компании, как Моспроект-3, на нашлось средств для цивилизованного кондиционирования здания, и после очередной "реставрации" фасад дома покрылся "бородавками".

Доходный дом М. В. Сокол на Кузнецком мосту, 3 был построен в стиле венского сецессиона в начале 1904 года. Венский сецессион - стилистическое течение в искусстве Австрии периода модерна, появился всего за семь лет до строительства этого дома, в 1897 году. Его характерные черты в архитектуре - чёткость объёмов, ритмическая упорядоченность, лаконичность декора, рациональность композиционного и конструктивного решений.
По-видимому, абсолютно "венской" деталью в глазах современников выглядели золочёные завершения устоев аттика, сейчас окрашенные в серый цвет. Использование золотого цвета и кованых украшений представлялось заимствованием у австрийского архитектора Отто Вагнера - лидера австрийского сецессиона.

Московская домовладелица госпожа Сокол предполагала использовать дом под сдачу квартир внаём, начиная со второго этажа, а в первом расположить респектабельные магазины. Чтобы дом приносил доход и был интересен арендаторам, она искала архитекторов, имеющих уникальные проекты. Таким оказался Иван Павлович Машков. Его новаторский проект в плане оформления здания, к тому же прославляющий фамилию домовладелицы, сразу привлёк её внимание. Поддержал затею архитектора художник Николай Николаевич Сапунов, который выполнил эскиз панно для аттика.

Проект фасада доходного дома Сокол М.В. на Кузнецком мосту в Москве. Архитектор И.П. Машков, 1903

1. Господствующим мотивом в оформлении здания стала кривизна линий его центральной части, подчёркнутая балконами верхних этажей. Оригинальное оформление имели также решётки самого аттика, а также балконов.

2. Панно акцентировано двумя пилястрами и напоминает по исполнению панно на расположенной неподалёку гостинице "Метрополь".

3. На майоликовой мозаике изображен парящий сокол, под крыльями которого простираются степи и горы с цветущими эдельвейсами. Майолика была выполнена в мастерских Бутырского завода по выпуску керамических изделий "Абрамцево".

4. Кривизну линий фасада подчеркивают и балконы, расположенные на верхних этажах.

11. Для декорирования фасада здания архитектор Машков также использовал плитки с радужным металлическим блеском и рельефные изразцы "рыбки" по рисунку Михаила Врубеля 1890-х годов.

13. В начале XX века в доме располагались: итальянское издательство с читальней под вывеской "Данте Алигьери", торговый дом "Шерер, Набгольц и Ко", предоставлявший различные фотографические услуги, богато отделанный ресторан.

14. В разное время в меблированных квартирах проживали дирижер Ю.Ф. Файер, оперная дива Е.И. Збруева, актриса Е.Н. Гоголева.

15. Кратко о создателях этого уникального для Москвы дома:
Иван Павлович Машков (1867-1945) - архитектор, реставратор, просветитель, исследователь древнерусского зодчества. Большинство построек Машкова принадлежит к псевдорусскому стилю и неоклассицизму, но наиболее известен он постройкой доходного дома М. В. Сокол на Кузнецком Мосту в Москве и реставрацией Смоленского собора Новодевичьего монастыря и Успенского собора в Кремле.
Николай Николаевич Сапунов (1880-1912) - живописец, театральный художник, один из лучших сценографов за историю русского театра. Член Московского товарищества художников, "Алая" и "Голубая роза", "Мир искусства"; известен также большим циклом натюрмортов. Сапунов погиб во время лодочной прогулки в Териоках; перегруженная лодка перевернулась, и он единственный утонул, все остальные пассажиры были спасены подоспевшим судном.

16. С 1960-х годов и по настоящее время в доме № 3 располагается группа компаний "Моспроект-3".

17. Во время многочисленных реконструкций здания в период с 1930 по 1970 годы были утрачены многие элементы декора внутренних помещений и фасада, но основные черты, дающие право дому оставаться объектом культурного наследия столицы, сохранены.

18. Здание располагается на подъеме улицы, и благодаря своим конструктивным особенностям - изгибающемуся аттику и высоте постройки, хорошо видно с разных точек. К сожалению, почему-то у такой богатой компании, как Моспроект-3, на нашлось средств для цивилизованного кондиционирования здания, и после очередной "реставрации" фасад дома покрылся "бородавками".