Царство мертвых в греческой мифологии. Боги древней греции. Боги Древней Греции – Зевс

Гадес (Аид, Аидоней, Ад, Плутон), бог подземного царства мертвых

Гадес (Аид, Аидоней, Ад, Плутон), греч. - сын Крона и Реи, бог царства мертвых.

Гадес был старшим из сыновей Крона и вместе со своими братьями Зевсом и Посейдоном составлял троицу высших богов греческого пантеона. После победы над Кроном (см. статью «Кронос») братья решили разделить наследие Крона с помощью жребия, причем Зевс все устроил так, что ему досталась власть над небом и землей, Посейдону - власть над морем, а Гадес стал всемогущим владыкой подземного царства мертвых.

Нельзя сказать, чтобы Гадесу выпал самый удачный жребий, но он вполне подходил его мрачному и неумолимому характеру. Его царство было поистине ужасным, оно скрывалось в глубинах земли, недоступное лучам солнечного света. Там раскинулась унылая равнина, поросшая бледными цветами дикого асфоделя, по которой протекало пять рек, образующих границы этого царства: леденящий Стикс, река плача Ахеронт, река скорби Кокит, огненная река Пирифлегетон и темная Лета, вода которой давала забвение былой земной жизни. Немногим героям удалось спуститься в царство Гадеса и вернуться оттуда живыми, но и они мало что могли рассказать о том, как оно выглядит. Говорят, что на западе находился элизиум (елисейские [блаженные, райские] поля), где жили вечной жизнью души праведников, где-то в самых глубинах преисподней - тартар, в котором отбывали свои вечные наказания грешники, а в огражденной части этого царства был Эреб - здесь стоял дворец Гадеса и его супруги Персефоны, повелевавших подземным богам и душам умерших.

Души умерших на пути в царство Гадес проходят через темные пропасти, ведущие в глубины земли. Одна из них находилась у мыса Тенар на южном конце Пелопоннеса, другая - в аттическом Колоне, еще одна - под Этной на Сицилии; по Гомеру, вход в царство мертвых располагался на крайнем западе, куда не достигали лучи солнца. Входные ворота царства Гадеса сторожил трехголовый пес Кербер, охотно впускавший пришельцев, но не выпускавший никого. Дорога от ворот вела к водам Ахеронта, где их поджидал со своим челном ворчливый старик Харон. За перевоз через реку Харон взимал с мертвых плату, но ни за какие деньги не соглашался везти их в обратном направлении. Расставшись с Хароном, душа умершего приходит к трону Гадеса, у подножия которого восседают судьи умерших, Минос, Радаманф и Эак - сыновья Зевса. Лишь немногие попадали в элизиум, на блаженные поля. На души преступников налагались наказания в зависимости от степени их вины, а тот, кто не был ни добрым, ни злым (или был и тем, и другим), отправлялся на асфоделевый луг, обреченный блуждать по нему в виде тени, не зная ни радости, ни печали, не испытывая никаких желаний. Таких людей было большинство, причем в их число нередко попадали и величайшие герои. (Среди них оказался и ; о том, как ему там жилось, можно судить по его жалобе Одиссею: «Я б на земле предпочел батраком за ничтожную плату/У бедняка, мужика безнадельного, вечно работать,/Нежели быть здесь царем мертвецов, простившихся с жизнью».)

Постер и кадры из фильма «Битва Титанов». В роли Гадеса - актер Лиам Нисон, который согласился сниматься, потому что его сыновья - большие любители греческой мифологии.

Богов подземного мира, подвластных Гадесу, было меньше, чем небесных или морских, но тем больший ужас внушали они людям. Первым среди них был бог Танатос в черном плаще и с черными ледяными крыльями, который срезал волосы умирающим и уносил их души. Были среди них мрачные Керы, которые губили воинов на поле боя и высасывали их кровь; была отвратительная Эмпуса, убивавшая путников на перекрестках дорог; страшная Ламия, которая крала и пожирала спящих детей; трехголовая и трехтелая Геката; бог одурманивающего сна Гипнос, перед которым не могут устоять ни люди, ни боги; были там и неумолимые Эринии, богини проклятия и мести, послушные только Персефоне, супруге Гадеса.

Люди ненавидели царство Гадеса, ведь каждый, кто вступал в него, должен был оставить всякую надежду. Немногим героям удалось вернуться оттуда: Гераклу, Орфею, Тесею (но его вызволил Геракл). На пороге царства мертвых побывал хитроумный Одиссей. Как рассказывает Вергилий, спускался в подземное царство и Эней.

Картина «Данте и Виргилий в Аиде», Вильям Бугро.

Сам Гадес редко покидал свои владения. Надумав жениться, он отправился на поверхность земли, похитил Персефону и увез ее к себе. Иногда он посещал совет богов на Олимпе. Боги его недолюбливали, и он платил им тем же. В дела, происходившие между небом и землей, он обычно не вмешивался - так же как и в человеческие судьбы. Ведь он хорошо знал, что «каждый пришедший на свет в назначенный час постучится в ворота подземного царства».

Гадес относится к древнейшим греческим богам; его имя появляется уже на табличках линейного письма «Б» (14-13 вв. до н. э.), найденных в Пилосе. Представления о нем почти не менялись в первые послегомеровские века. Греки почитали Гадеса и как дарителя богатств, происходивших из глубин земли (полезных ископаемых, плодов земледелия), - в этом качестве он назывался Плутон. Позже, возможно под влиянием элевсинского культа, образ Гадеса лишился некоторых своих мрачных черт. Хотя он по-прежнему был неумолим, люди начали сооружать ему святилища и храмы. Самый известный из них находился в Элиде (храм открывался лишь раз в году, и никто, кроме его жреца, не смел в него вступать), а также в Элевсине - перед пещерой, через которую он, по преданию, унес в свое царство Персефону. Воззвать к Гадесу было проще простого: достаточно было опуститься на колени и постучать по земле. Из жертвенных животных Гадесу больше всего были по вкусу черные овцы. Однако при этом нельзя было смотреть на приносимую жертву - полагалось отводить взгляд в сторону. Из деревьев греки посвятили Гадесу кипарис, а из цветов - нарцисс.

В изображении античных художников Гадес был похож на своего брата Зевса, но обычно отличался от него более мрачным видом и взъерошенными волосами. Наиболее известные статуи Гадеса, римские копии греческих оригиналов 4-3 вв. до н. э., различаются по именам собраний, в которых они находятся или находились: «Гадес Ватиканский», «Плутон Боргезский», «Плутон Уффицийский», «Плутон Пармский». Гадес изображен также на ряде рельефов, начиная с терракотового «Гадес и Персефона» (5 в. до н. э.) из г. Локры и кончая «Похищением Персефоны» на римских саркофагах (кон. 3 в. н. э.). Гадес со своим дворцом, женой и почти всеми своими подчиненными изображен на нескольких вазах.

Европейские художники не баловали самого Гадеса вниманием, но он часто оказывался в поле их зрения благодаря Персефоне - см. об этом в соответствующей статье.

Также, Антонио Гадес - легендарный испанский артист балета и байлаор.

Кадры из мультфильма «Геркулес» (1997 г.) с Аидом, одним из главных персонажей диснеевского мультсериала.

Также есть игра God of War: Ascension с Аидом, богом, который многопользовательском режиме дает геймерам определенные бонусы.

Новость: Археологи нашли прообраз подземного царства Аида

Древнегреческие пещеры размером почти с четыре футбольных поля и с собственным подземным озером могут быть прообразом мифов о греческой преисподней, утверждают археологи.

Пещера, под названием Alepotrypa, что означает «укромное местечко», была скрыта от людей на протяжении веков в бухте Дирос на юге Греции, пока человек, выгуливавший свою собаку, не нашел крошечный вход в пещеру в 1950 году. Сам вход в пещеру был завален около 5000 лет назад.

Эксперты уже несколько десятилетий занимаются раскопками в пещере и верят, что сотни людей жили в Alepotrypa. Это делает пещеру одной из самых старейших доисторических достопримечательностей в Европе.

Археологи обнаружили в настоящее время инструменты, керамику, изделия из обсидиана, серебра и меди, а также артефакты, которые относятся к неолиту, начавшемуся в Греции около 9000 лет назад. Важнейшим открытием стало то, что пещера использовалась древними обитателями тех мест в качестве кладбища, это натолкнуло ученых на мысль, что она «вдохновила» людей на создание легенды о подземном мире.

Первый археолог, занимавшийся раскопками в пещере, предположил, что неолитические жители считали, что эта пещера была царством Аида. «Несложно догадаться, почему исследователь выдвинул эту гипотезу. Пещера действительно напоминает описанную в древнегреческих мифах преисподнюю. Здесь есть водоем, который возможно стал прообразом реки Стикс. Эта пещера существовала в начале бронзового века в микенской Греции на заре той эпохи, когда слагались мифы о древних героях Греции», - сказал в интервью журналистам археолог Майкл Галатэй.

«Вы должны представить себе место, заполненное людьми с факелами, провожающими в последний путь мертвых. Захоронения и ритуалы, которые проводились в этой пещере действительно создают атмосферу подземного мира. Пещера была своего рода местом паломничества, здесь хоронили только уважаемых людей», - добавил он. Длина центрального зала пещеры более 1000 метров, так что археологам еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем они изучат все содержимое пещеры. «Мы не знаем, насколько глубоко уходит пещера. Вполне вероятно, что в глубине мы найдем неандертальцев», - добавил археолог.

По материалам РИА Новости

Владыка царства мертвых – Аид Аид (Галес)- старший сын Кроноса и Реи и два его брата поделили весь мир между собой.

Аид

Громовержец правит над землей и всеми ее обитателями, Океан – над морскими и речными просторами и, Аид- внушающий, страх и почтение, властитель царства мертвых.

Уважали и трепетали смертные перед верховными божествами, но самый большой страх и трепет внушал им Аид – царь подземного царства, откуда нет возврата.

Смертные так боялись его, что старались никогда не произносить вслух его имя. «Незримый», «Бессмертный», «Богатый», «Гостеприимный», «Получатель даров» - это только несколько имен, называющих владыку царства теней.

Нет, его не считали кровожадным и жестоким, он был справедлив и разумен, но его суда никто не мог избежать. В его взгляде не было ненависти к людям, но когда он устремлял на смертного свои холодные глаза, никто не мог лгать.

Все дурные и хорошие поступки были открыты перед этим мрачным Богом, и только он мог решить, что произойдет с душой в его царстве: будет ли она обречена на вечные страдания или упокоится в тиши и беспамятстве.

Подземное царство мертвых

Три темные холодные реки преграждали смертным путь в царство Аида:

  • через первую Ахеронт перевозит души старый перевозчик Херон, но он повезет только тех, кто может заплатить за его работу, поэтому родственники умерших обязательно вкладывали им в руки мелкую серебряную монетку,
  • вторая – Лета - река забвения,
  • третья Стикс- она омывает берега царства теней.

Самая страшная и нерушимая клятва у Богов и людей – водами Стикса, никто не посмеет нарушить ее. Никогда не проникают лучи солнца в подземный мир, никогда тени умерших не выйдут на поверхность земли, никогда живой человек не сможет проникнуть в царство мертвых.

Чтобы этого не случилось, строго охраняет вход в преисподнюю пес Цербер (Кербер), все его три головы зорко следят за порядком, ядовитые змеи сплетаются в клубок на его шее и ядовитая слюна капает с его клыков на землю.

Подданные Аида

Не сам великий Аид забирает смертные души, у него в подчинении его слуга и сподвижник Бог смерти Танатос. В черном широком плаще на смоляных огромных крыльях летает он над землей и уводит с собой души людей. Кто попал в его сильные руки, уже не вырвется! Безжалостные Эринии – богини-мстительницы с бичами в руках преследует людей, преступивших закон.

Нигде не спрятаться от их гнева, они стегают бичами и язвят змеями людей с нечистой совестью, и рано или поздно заберут их души на суд Аида. Души добрых благодетельных людей в царство, откуда нет возврата, провожает Гермес. Он доводит их до перевоза и помогает сесть в лодку.

Огромен, мрачен и прекрасен дворец Аида (Галеса). Стоит он в самом центре царства мертвых, не проникают туда ни стоны, ни крики, ни радости, ни ликования. В огромном зале стоит золотой трон, на котором и восседает Владыка мира. С его решениями никто не спорит. Он ни с кем не враждует. Он никого не боится. Он не пытается искушать людей, он не требует от них любви и уважения.

Аид знает, что когда-нибудь все прибудут в его владения на его суд. В руках у Аида рог изобилия, спелые плоды и драгоценные камни сыпятся из него, но умершим душам уже это ничего не нужно. Около трона стоит грозный Танатос и его милосердный брат Гипнос – бог Сна. Смерть безжалостна и беспощадна, а сон - всем желанен, он дает отдых, возвращает силы и здоровье, утешает и успокаивает в горе.

Неумолимая Геката

Одна из самых страшных богинь греческой мифологии неумолимая Геката также живет в царстве Аида. Покровительница черной магии, колдунов и привидений, часто сама является на землю в безлунные ночи и бродит в поисках жертвы. Три тела и три страшных лица имеет Богиня, поэтому храмы для нее строили на перепутье трех дорог. Колдуны и ведьмы поклоняются этой Богине, она помогает им в их черных делах. Кровавые жертвы приносят ей в храмах: собак, кошек, а иногда и младенцев.

Персефона

Рядом с Аидом сидит его молодая красавица жена Персефона, дочь Деметры. Полюбил ее никогда не любивший Аид и похитил у матери. Все боятся Владыку царства мертвых и лишь Персефона может замолвить доброе словечко за кого-нибудь.

Есть смельчаки, что живыми спускались в мир теней:

  • Орфей, чтобы спасти любимую Эвридику,
  • нежная Психея за Амуром,
  • Геракл по приказанию царя за псом Цербером.

Но нельзя покинуть царство мертвых по своему желанию, нужно, чтобы такое разрешение дал сам Аид. И не следует живым показываться в этом мире раньше срока, ведь всем назначен его срок.

Главными богами в Древней Элладе признавалось те, что относились к младшему поколению небожителей. Некогда оно отняло власть над миром у старшего поколения, олицетворявшего основные вселенские силы и стихии (см. об этом в статье Происхождение богов Древней Греции). Богов старшего поколения обычно именуют титанами . Победив титанов, младшие боги во главе с Зевсом поселились на горе Олимпе. Древние греки чтили 12 олимпийских богов . В их список обычно включались Зевс, Гера, Афина, Гефест, Аполлон, Артемида, Посейдон, Арес, Афродита, Деметра, Гермес, Гестия. К богам-олимпийцам близок и Аид, но он живёт не на Олимпе, а в своём подземном царстве.

Боги Древней Греции. Видеофильм

Бог Посейдон (Нептун). Античная статуя II в. по Р. Х.

Олимпийская богиня Артемида. Статуя в Лувре

Статуя Афины Девы в Парфеноне. Древнегреческий скульптор Фидий

Венера (Афродита) Милосская. Статуя ок. 130-100 до Р. Х.

Эрот Земной и Небесный. Художник Дж. Бальоне, 1602

Гименей – спутник Афродиты, бога брака. По его имени и свадебные гимны назывались в Древней Греции гименеями .

– дочь Деметры, похищенная богом Аидом. Безутешная мать после долгих поисков нашла Персефону в подземном царстве . Аид, сделавший её своей женой, согласился, чтобы она часть года проводила на земле с матерью, а другую – с ним в недрах земли. Персефона была олицетворением зерна, которое, будучи «мёртвым» посеяно в землю, потом «оживает» и выходит из неё на свет.

Похищение Персефоны. Античный кувшин, ок. 330-320 до Р. Х.

Амфитрита – жена Посейдона, одна из Нереид

Протей – одно из морских божеств греков. Сын Посейдона, обладавший даром предсказывать будущее и менять свой облик

Тритон – сын Посейдона и Амфитриты, вестник морских глубин, трубящий в раковину. По внешнему виду – смесь человека, коня и рыбы. Близок к восточному богу Дагону.

Эйрена – богиня мира, стоящая у трона Зевса на Олимпе. В Древнем Риме - богиня Пакс.

Ника – богиня победы. Постоянная спутница Зевса. В римской мифологии – Виктория

Дике – в Древней Греции – олицетворение божественной правды, богиня, враждебная обману

Тюхе – богиня удачи и счастливого случая. У римлян – Фортуна

Морфей – древнегреческий бог сновидений, сын бога сна Гипноса

Плутос – бог богатства

Фобос («Страх») – сын и спутник Ареса

Деймос («Ужас») – сын и спутник Ареса

Энио – у древних греков – богиня неистовой войны, которая вызывает в бойцах ярость и вносит смятение в битву. В Древнем Риме – Беллона

Титаны

Титаны – второе поколение богов Древней Греции, порождённое природными стихиями. Первыми титанами были шесть сыновей и шесть дочерей, произошедших от связи Геи-Земли с Ураном-Небом. Шесть сыновей: Крон (Время. у римлян - Сатурн), Океан (отец всех рек), Гиперион , Кей , Крий , Япет . Шесть дочерей: Тефида (Вода), Тейя (Блеск), Рея (Мать-Гора?), Фемида (Справедливость), Мнемосина (Память), Феба .

Уран и Гея. Древнеримская мозаика 200-250 по Р. Х.

Кроме титанов Гея родила от брака с Ураном циклопов и гекатонхейров .

Циклопы – три великана с большим, круглым, огненным глазом посредине лба. В глубокой древности – олицетворения туч, из которых сверкает молния

Гекатонхейры – «сторукие» великаны, против ужасной силы которых ничто не может устоять. Воплощения страшных землетрясений и потопов.

Циклопы и гекатонхейры были так сильны, что сам Уран пришёл в ужас от их мощи. Он связал их и бросил вглубь земли, где они и теперь неистовствуют, вызывая извержения вулканов и землетрясения. Пребывание этих великанов во чреве земли стало причинять ей страшные страдания. Гея подговорила своего младшего сына, Крона , отомстить отцу, Урану, оскопив его .

Крон сделал это серпом. От пролившихся при этом капель крови Урана Гея зачала и родила трёх Эриний – богинь мщения со змеями на голове вместо волос. Имена Эринний – Тизифона (убивающая мстительница), Алекто (неутомимая преследовательница) и Мегера (ужасная). Из той части семени и крови оскоплённого Урана, что упала не на землю, а в море, родилась богиня любви Афродита.

Ночь-Нюкта в гневе на беззаконие Крона родила ужасных существ и божеств Таната (Смерть), Эриду (Раздор), Апату (Обман), богинь насильственной смерти Кер , Гипнос (Сон-Кошмар), Немесиду (Отмщение), Гераса (Старость), Харона (перевозчика умерших в подземное царство).

Власть над миром перешла теперь от Урана к титанам. Они поделили вселенную между собой. Крон вместо отца стал верховным богом. Океан получил власть над огромной рекой, которая по представлениям древних греков, течёт вокруг всей земли. Четверо других братьев Крона воцарились в четырёх сторонах света: Гиперион – на Востоке, Крий – на юге, Япет – на Западе, Кей – на Севере.

Четверо из шести старших титанов женились на своих сёстрах. От них пошло младшее поколение титанов и божеств стихий. От брака Океана с его сестрой Тефидой (Водой) были рождены все земные реки и водяные нимфы-Океаниды. Титан Гиперион – («высокоходящий») взял в жёны свою сестру Тейю (Блеск). От них родились Гелиос (Солнце), Селена (Луна) и Эос (Заря). От Эос родились звёзды и четыре бога ветров: Борей (северный ветер), Нот (южный ветер), Зефир (западный ветер) и Эвр (восточный ветер). Титаны Кей (Небесная Ось?) и Феба родили Лето (Ночную тишину, мать Аполлона и Артемиды) и Астерию (Звездный свет). Сам Крон женился на Рее (Мать-Гора, олицетворение производительной силы гор и лесов). Их дети – олимпийские боги Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон, Зевс.

Титан Крий женился на дочери Понта Эврибии, а титан Япет – на океаниде Климене, которая родила от него титанов Атланта (он держит на своих плечах небо), надменного Менетия, хитроумного Прометея («мыслящий прежде, предвидящий») и слабоумного Эпиметея («думающий после»).

От этих титанов произошли другие:

Геспер – бог вечера и вечерней звезды. Его дочери от ночи-Нюкты – нимфы Геспериды , которые охраняют на западном краю земли сад с золотыми яблоками, некогда подаренный Геей-Землёй богине Гере при её бракосочетании с Зевсом

Оры – богини частей дня, времён года и периодов человеческой жизни.

Хариты – богини изящества, веселья и радости жизни. Их три – Аглая («Ликование»), Ефросина («Радость») и Талия («Изобилие»). У ряда греческих писателей хариты носят иные имена. В Древнем Риме им соответствовали грации

Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса, Аид . Полно мрака и ужасов его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида. Мрачные реки текут в нем. Там протекает все леденящая священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги.

Катят там свои волны Коцит и Ахеронт; души умерших оглашают своим стенанием, полным печали, их мрачные берега. В подземном царстве струятся и дающие забвение всего земного воды источника Леты . По мрачным полям царства Аида, заросшим бледными цветами асфодела , носятся бесплотные легкие тени умерших. Они сетуют на свою безрадостную жизнь без света и без желаний. Тихо раздаются их стоны, едва уловимые, подобные шелесту увядших листьев, гонимых осенним ветром. Нет никому возврата из этого царства печали. Трехглавый адский пес Кербер , на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход. Суровый, старый Харон, перевозчик душ умерших, не повезет через мрачные воды Ахеронта ни одну душу обратно, туда, где светит ярко солнце жизни. На вечное безрадостное существование обречены души умерших в мрачном царстве Аида.

В этом-то царстве, до которого не доходят ни свет, ни радость, ни печали земной жизни, правит брат Зевса, Аид. Он сидит на золотом троне со своей женой Персефоной. Ему служат неумолимые богини мщения Эринии. Грозные, с бичами и змеями преследуют они преступника; не дают ему ни минуты покоя и терзают его угрызениями совести; нигде нельзя скрыться от них, всюду находят они свою жертву. У трона Аида сидят судьи царства умерших - Минос и Радамант. Здесь же, у трона, бог смерти Танат с мечом в руках, в черном плаще, с громадными черными крыльями. Могильным холодом веют эти крылья, когда прилетает Танат к ложу умирающего, чтобы срезать своим мечом прядь волос с его головы и исторгнуть душу. Рядом с Танатом и мрачные Керы. На крыльях своих носятся они, неистовые, по полю битвы. Керы ликуют, видя, как один за другим падают сраженные герои; своими кроваво-красными губами припадают они к ранам, жадно пьют горячую кровь сраженных и вырывают из тела их души.

Здесь же, у трона Аида, и прекрасный, юный бог сна Гипнос. Он неслышно носится на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога снотворный напиток. Нежно касается он своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не могут противиться ему ни смертные, ни боги, ни даже сам громовержец Зевс: и ему Гипнос смыкает грозные очи и погружает его в глубокий сон.

Носятся в мрачном царстве Аида и боги сновидений. Есть среди них боги, дающие вещие и радостные сновидения, но есть боги и страшных, гнетущих сновидений, пугающих и мучащих людей. Есть боги и лживых снов, они вводят человека в заблуждение и часто ведут его к гибели.

Царство неумолимого Аида полно мрака и ужасов. Там бродит во тьме ужасное привидение Эмпуса с ослиными ногами; оно, заманив в ночной тьме хитростью людей в уединенное место, выпивает всю кровь и пожирает их еще трепещущие тела. Там бродит и чудовищная Ламия; она ночью пробирается в спальню счастливых матерей и крадет у них детей, чтобы напиться их крови. Над всеми привидениями и чудовищами властвует великая богиня Геката. Три тела и три головы у нее. Безлунной ночью блуждает она в глубокой тьме по дорогам и у могил со всей своей ужасной свитой, окруженная стигийскими собаками . Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Гекату призывают как помощницу в колдовстве, но она же и единственная помощница против колдовства для тех, которые чтут ее и приносят ей на распутьях, где расходятся три дороги, в жертву собак.

Ужасно царство Аида, и ненавистно оно людям .

  1. Древние греки представляли себе царство Аида, царство душ умерших, мрачным и страшным, а «загробную жизнь» - несчастьем. Недаром тень Ахилла, вызванная Одиссеем из подземного царства, говорит, что лучше быть последним батраком на земле, чем царем в царстве Аида.
  2. Отсюда выражение: «канула в Лету», т. е. забыто навсегда.
  3. Асфодел - дикий тюльпан.
  4. Кербер - Иначе - Цербер.
  5. Чудовищные собаки подземного царства Аида, с берегов подземной реки Стикса.
  6. Подземные боги олицетворяли главным образом грозные силы природы; они много древнее богов-олимпийцев. В народных верованиях они играли более значительную роль.

Аид – правитель нижнего мира, подземного царства, где пребывают тени умерших людей и некоторые бессмертные персонажи мифологии, проигравшие Зевсу и олимпийцам битву за власть.

Люди старались не произносить имя этого бога (Аид), а упоминали его иносказательно. Его называли "Незримым" (Aidoneus – Аид) или "Богатым". Последнее имя по-гречески звучало как "Плутон" (откуда произошло римское имя этого бога), а по-латыни – Дис (от слова dives – "богатый"). Другие, менее распространенные имена – Добрый Советник, Прославленный, Гостеприимный, Запирающий Врата и Ненавистный. И еще его называли Зевсом Подземелья или Зевсом Нижнего Мира.

Хотя греки считали Аида угрюмым, холодным и беспощадным, они не видели в нем злых или сатанинских черт. Аида – так же как Зевса и Посейдона – изображали в виде зрелого бородатого мужчины. Одним из атрибутов Аида является дающий невидимость шлем, подаренный ему циклопами, а в качестве бога богатства его изображают с рогом изобилия.
Происхождение

Аид , сын Кроноса и Реи, сразу же после рождения был проглочен отцом. Когда Зевс и Метида дали Кроносу рвотное и он отрыгнул всех своих детей, братья – Аид и Посейдон – присоединились к Зевсу в его борьбе против Кроноса и титанов. Одержав победу, братья разделили между собой мир. Аиду по жребию досталось подземное царство.

У Аида не было детей, и ему посвящено мало мифов. Большую часть времени он проводит в подземном царстве, невидимый для окружающих. Лишь дважды он выходил на поверхность. Один раз, согласно Гомеру, Аид отправился на Олимп за помощью, когда Геракл ранил его стрелой. Более известный случай, когда он поднялся наверх, чтобы похитить Персефону.

Сфера влияния

Его сфера влияния в царстве душ, это сфера бессознательного, поэтому его называли незримым. Хотя Аид (Аид) и является правителем царства мертвых, не следует путать его с Сатаной. Как бог смерти, Аид угрюм, непреклонен и бескомпромиссно справедлив. Его решения не подлежат обжалованию. Однако он не олицетворяет зло и не является ни врагом человечества, ни искусителем. Его царство подземного мира сравнивают со смертью в том плане, что смерть лишь является сменой мерности, сменой одной проявленной формы например то что мы называем материальной, на другую не доступную к восприятию из материи, то есть переход из одного качества в другое, преобразование. Иначе выразить, то что было в сфере подсознательного переходит в осознание, вследствие чего происходит качественное изменение, отсюда и добавка к уже существовавшему ранее, то есть богатство.

Поэтому другое имя Аида – Плутон, что по-гречески означает "богатство", "достаток". Незримая полнота этого бога символически изображалась в виде рога изобилия, который он держал в руках. Этот рог переполнен разнообразными плодами или же драгоценными камнями и металлами.

Конечно этот процесс как правило болезненный поэтому Аида – связывали как, управляющего временем упадка. И первое его проявление в душе ощущалось, привнесением в жизнь сумрак, и как источник тревог, спадов и печалей, – однако он же обладает способностью нести просветление и обновление.

Поэтому бога подземного мира и его царство называются одним словом – Аид, или Аид. Он наименее известен ведь пока не осуществится переход из одной мерности в другую он остается "незримым".

А чтобы познакомиться с его царством, необходимо спуститься «вниз». Лишь тогда можно обнаружить несметные богатства в сумраке и холоде того пространства, которое мистики называют "темной ночью души", а психологи – глубокой депрессией, когда человек отрезан от привычной реальности и "солнечный свет" повседневной жизни кажется ему нестерпимым.

В Аид человека приводит дух смерти. Туда же нас может привести "смерть" взаимоотношений, привычного образа жизни, надежд, целей, смысла. Сам опыт ожидания физической смерти, – когда ее близость вероятна или неизбежна, – тоже знакомит человека с подземным царством.

Большинство людей спускаются в Аид для встречи с Аидом не по своей воле. Подобно Ахиллу в Трое, герой – мужчина (или женщина), чье эго и достоинство отождествляется с успехом, – может "умереть" вследствие крупного поражения в сражении или состязании. Такое поражение знаменует гибель его образа непобедимого героя и ощущения собственной неуязвимости. Вынужденное нисхождение в подземный мир может произойти, когда человек становится жертвой. Приходит момент когда каждый может почувствовать себя беспомощным, испытать ужас – и войти в темное, холодное, отрезанное от мира подземное царство. Когда человек чувствует себя жертвой, он оказывается "похищен" Аидом, – что и произошло с Персефоной.

Некоторые добровольно спускаются в Аид для встречи с царем подземного мира. В случае Психеи это было последнее из ее героических заданий – единственная возможность воссоединиться с Эротом. Орфеем, спустившимся в Аид за Эвридикой, тоже двигала любовь. Дионис ходил в подземный мир, чтобы отыскать свою мать, Семелу. В шумерской мифологии Инанна-Иштар добровольно идет в подземный мир для встречи со своей темной сестрой, Эрешкигаль. Кроме любви, человека может побудить к нисхождению в подземное царство стремление к мудрости или знанию. Так, Одиссей решился спуститься в подземный мир ради встречи со слепым провидцем Тиресием, который мог указать ему путь домой. Добровольное нисхождение сопряжено с большим риском, ибо никогда нет гарантии, что смельчаку удастся вернуться.

Царство Аида

Царство Аида – это бессознательное, как личное, так и коллективное. Там пребывают подавленные нами воспоминания, мысли и чувства – все, что кажется слишком болезненным, постыдным или неприемлемым, чтобы показать это при свете дня, – неосуществленные желания, не оформившиеся возможности. В подземном мире коллективного бессознательного находится все, что только возможно себе представить, все, что когда-либо было. Должно быть, именно познав этот мир, римский поэт Теренций произнес свое знаменитое изречение: "Ничто человеческое мне не чуждо".

Вестник богов Гермес провожал души в подземный мир, он же вывел оттуда Персефону. Менее известная вестница богов Ирида-радуга тоже могла спускаться в подземный мир, когда хотела. После того как, съев семена граната, Персефона вернулась в верхний мир, она также обрела возможность периодически спускаться в Аид. Как царица подземного царства, она встречает и служит провожатой для тех, кто спускается туда добровольно. Хотя подземный мир достался Аиду по жребию, но он живет там постоянно. Хотя властелин подземного мира может покидать свои владения, однако, согласно мифам, он воспользовался этой возможностью лишь дважды.

В жизни, как и в мифологии, некоторые люди могут спускаться в подземное царство и возвращаться оттуда, некоторые могут сопровождать в это царство другие души, а некоторые даже очень хорошо знают подземный мир, поскольку живут там постоянно или периодически.

Для того чтобы работать в глубинах души, ищущему требуется архетипическая связь с Гермесом, Персефоной, Дионисом или Аидом. Эти архетипы помогают человеку познакомиться с областью бессознательного и всем, что там находится, включая безумие. Эти же архетипы позволяют человеку плодотворно работать с вопросами смерти и умирания. Так что депрессии и околосмертные переживания, в каком то роде – наиболее распространенные способы инициации для вхождения в царство Аида. После этого человек больше не боится смерти – как, говорят, не боялись ее те, кто прошел инициацию в элевсинских мистериях.

Однако на горе Олимп, где правил Зевс, Аида не любили и очень боялись. Патриархия и патриархальные религии видят в подземном мире царство зла, где правит Сатана, – люди предпринимают массу усилий, чтобы не попасть туда после смерти, а при жизни недооценивают это измерение. До тех пор пока культура в целом и отдельные индивидуумы отождествляют себя только с Зевсом и небесными богами, подземный мир будет восприниматься скорее как царство ужаса, чем источник богатств. А ведь в подземном мире есть все, что необходимо человеку для обретения целостности. Живущие там тени суть образы коллективного бессознательного, или архетипы, – формы, нуждающиеся в жизненной энергии; бесплотные потенциалы, ожидающие рождения.

Подземный мир в наиболее негативном христианском описании называется адом и ассоциируется с вечным огнем и проклятием. Английское слово hell ("ад") происходит от имени норвежской богини подземного мира Хел (Hel). Кельтского властелина смерти зовут Хелман. Как и в случае с Аидом, имена божеств подземного царства тут совпадают по звучанию с названием самого царства. Исследовательница Барбара Г. Уокер отмечает, что дохристианский "ад" (hell) у кельтов представлял собой маточный символ – святилище, или священную пещеру перерождения, которая на норвежском языке называлась hellir. Согласно еще более ранним мифологическим представлениям Hel – это котел-матка, наполненный очищающим огнем. Изначально подземный мир был царством Матери, и лишь потом он перешел во владение к Отцу. И по мере того, как в мире все больший вес обретали ценности небесного бога, подземный мир стал восприниматься в негативном свете и внушать страх.

Аид также представляет собой один из подавленных аспектов архетипа отца. В патриархальной культуре, как и на Олимпе, правит Зевс. Именно по его подобию сформулирован превалирующий образ отца. В отдельных индивидуумах и в культуре в целом Аид существует как бессознательный фактор, и для того, чтобы познать и оценить его, необходимо совершить нисхождение.