Повторительные упражнения на правописание предлогов, союзов, междометий и звукоподражательных слов. Правописание наречий, производных предлогов и союзов Тренировочные упражнения производные и непроизводные предлоги

Транскрипт

1 Упражнения по теме «Правописание предлогов» Упражнение 1. Раскройте скобки. Там, где нужно, поставьте дефис. Выйти (из) комнаты, из(за) болезни, узнать (от)друга, присесть (к)столу, по(над) лесом, (по)реке, взяться(за) дело, инспектор (из)министерства, невнимательный (к) людям, скупой (на)слова, из(под) стола, путь(к) заводу, лекарства(от)гриппа, добрый (по)натуре, рассеянный (до)крайности, полезный (для)практики, мечтать (о)счастье, поставьте (на)шкаф, бродить (по) городу; подумать (перед)тем, как отвечать; смахнуть пыль (с)плеча, ждать (до) утра, признаться (при)всех, думать (об, обо)мне, (под, подо)льдом, (с)нами, (через) реку, (по)лугу, (за)днепром, (у)калитки, по(за)тыном огород, (со)стола, (без, безо)всяких усилий. Упражнение 2. Раскройте скобки, поставив заключенные в них слова в нужном падеже. Поступить наперекор (желание) друзей, идти навстречу (ветер), действовать согласно (закон), вопреки (предсказание), благодаря (прочные знания), добиться успеха благодаря (серьезное отношение) к делу, по (сколько) книг вы получили, нам дали (несколько) тетрадей, выдали по (десять) рублей, по (приезд) в город устроился в гостинице, тосковал по (родное село), грустил по (вы), сделать доклад по (возвращение), приехать на стройку по (окончание) вуза, вопреки (совет) друзей, тужить по (он), 1 / 17

2 действовать согласно (предписание), скучать по (сын). Упражнение 3. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. 1) (В) течени... дня, (в) продолжени... речи, (на) счет меня не беспокойся, (в) продолжени... романа, (в) следстви... болезни, (в) завершени... работы состоялось собрание; (в) следстви..., которое вел опытный работник...; (в) течени... болезни наметились улучшения; (в) отличи... от Онегина..., (в) заключени... врача, (в) заключени... юриста; недостатки выявились (в) завершени... отчета; он пробыл (в) заключени... три года, (во)избежан... пожара, (в)отношен... доклада; все дело (в)отлич... между героями, (в)роде птицы, (в)место веселья, (на)встречу волнам. 2) (В)виду длительной засухи мы часто поливали огород водой из соседнего озерка. (В)следстви... по этому делу было много погрешностей. (В)заключени... доклада были приведены убедительные цифры. (Не)смотря на поздний час, спать никто не ложился. В те страшные времена (в)заключени... находилось много прекрасных и умных людей из русской интеллигенции. Парашютист прыгнул, (не)смотря вниз. Охотники стали на поляне (на)против густых зарослей леса. (В)заключени... акта ревизии давалась оценка работы казначея. Имей (в)виду: я могу обидеться. (В)следстви... ремонта клуб был закрыт. Упражнение 4. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание предлогов. 2 / 17

3 (В)следстви... сильного снегопада, делать (на)перекор желанию, (по)прибыти... на место, узнать (на)счет подписки, перевести деньги (на)счет фирмы, (в)следстви... по делу, (в)виду приближения осени, иметь (в)виду, (в)связи с собранием, (в)силу аттестации, иметь (в)виду ряд обстоятельств, (в)продолжени... романа известного автора, (в)продолжени... утра, идти, (не)смотря по сторонам, (не)смотря на обстоятельства, (в)место благодарности, (в)течени... пяти лет, (в)течени... бурной реки, (в)виду недостатка времени, узнать (в)последстви..., (не)что (в)роде шара, отсутствовать на занятиях (в)течени... недели, наблюдать изменения (в)течени... реки, отсутствовать (в)продолжени... месяца, читать о судьбе героя (в)продолжени... романа, отменить экскурсию (в)следстви... дождя, (в)последстви... вернется в город, договориться (на)счет транспорта, (в)виду нелетной погоды, непредвиденные обстоятельства нужно иметь (в)виду, (в)связи с изменением расписания, письма (в)роде дневника, (в)соответстви... с государственным образцовым стандартом, (не)взирая на преграды. Упражнение 5. Спишите, раскрывая скобки и подчеркивая сложные предлоги. 1. Желтые шустрые огоньки вырвались (из) под сизого дыма (Полев.). 2. (По) (над) Доном сад цветет (Колъц.). 3. Темные глаза смотрели (из) под бровей сурово (М.Г.). 4. По (над) рекой сквозь едкий дым они проходят на рассвете (Сур.). 5. (В) виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым (Стан.). 6. Трудно было понять, какое удобство имел (в) виду столяр, загибая так немилосердно спинки стульев (Ч.). 7. Телеграфные столбы потом опять показывались в лиловой дали (в) виде маленьких палочек 3 / 17

4 (Ч.). 8. (В) виде этом много ярких красок. 9. Письма стали чем-то (в) роде моего дневника. 10. (В) роде бояр Старицких были выходцы и из других фамилий. 11. (В) след (за) тем показалась гостям шарманка (Г.). 12. Ваш хор выступит (за) тем артистом, который стоит у рояля. 13. (По) мере надобности он подливал воды в кастрюлю. 14. (По) среди обширных трудов своих он не переставал осведомляться о своем любимце (Л.). 15. Сговорившись (на) счет завтрашнего дня, они распростились (Стан.). 16. Все эти доходы переведите (на) счет нашей бригады. 17. Незнакомец с удивлением посмотрел ему (в) след (Т.). 18. Охотники осторожно, след (в) след шли за волком. 19. С грустью он посмотрел (в) след поезду. 20. Рассудку вопреки, (на) перекор стихиям... (Гр.). 21. Он всегда действовал (на) перекор. Упражнение 6. Спишите, раскрывая скобки. Вместо точек на конце слов поставьте нужные буквы. Объясните правописание данных слов. (В) течени... дня Хорь не раз заговаривал со мною (Т.). 2. (В) течени... военных событий произошли резкие изменения. 3. Иногда на базаре какая-нибудь барыня давала Ванюше свою корзину и платила ему пятак (за) то, что он (в) продолжени... часа таскал за ней по базару эту корзину (М. Г.). 4. О судьбе героев автор обещал рассказать (в) продолжени... романа. 5. (В) следстви... подчиненного положения Якова в пансионате товарищи об ращались с ним небрежно (Г.). 6. (В) следстви... по делу арестованного вмешались представители общественных организаций. 7. (В) последстви... я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки (Аре). 8. (В) течени...всей дороги Касьян сохранял упрямое молчание (Т.). 9. Она повторяла свою роль (на) ходу, низко кланялась и несколько раз потом качала головою (на) подоби... глиняных котов (П.). 10. (В) следстви... какой-то задержки в пути лошади отстали (Аре). 4 / 17

5 11. (В) продолжени... всего лета он раза два-три в неделю приезжал к нам (Л. Т.). Упражнение 7. Прочитайте текст. Выделите в нем предлоги и сформулируйте общее правило их правописания с существительными. Напишите изложение. ДЕБЮТ Известный русский певец Федор Иванович Шаляпин в 1901 году был приглашен в Милан для репетиций оперы композитора Бойто «Мефистофель» в театре «Ла Скала». Шаляпину была поручена главная партия в надежде на то, что его знаменитый бас поможет публике оценить оперу, которая после шумного провала не ставилась в течение 32 лет и сейчас, в сезон 1900/01 гг., в театре возобновилась. Репетиции шли в продолжение двух недель, подготовка спектакля была очень сложней. Все певцы, как это было принято в их творческом коллективе, репетировали, но от Шаляпина, которого здесь еще не знали, дирижер Артуре Тосканини потребовал пения в полный голос. Шаляпинский бас показался всем, кто присутствовал на репетиции, таким могучим, что они были потрясены. С нетерпением актеры и публика ожидали премьеры. Наступил вечер первого представления. Нарядная толпа шумно входила в партер, поднималась на балкон, размещалась в ложах. Мефистофель-Шаляпин вышел на сцену в прологе. И этот первый выход певца, его красивый голос, высокая фигура, естественность и выразительность движений 5 / 17

6 произвели огромное впечатление на публику. Когда Шаляпин окончил свою партию, ему показалось, что на него обрушилась лавина, такой шум поднялся в зале. Это были аплодисменты в честь его таланта и приветственные крики в адрес певца. После пролога Шаляпину снова была устроена шумная овация. С каждой картиной успех его возрастал. Партнером Шаляпина был Энрико Карузо, тогда тоже, как и Шаляпин, молодой еще, начинающий певец. Спек такль стал триумфом и для него. Но русский бас был на особом положении, так как публика «Ла Скала» особенно взыскательна к неизвестным ей, приехавшим на гастроли певцам. Этот вечер для молодого русского артиста закончился блистательным успехом. Упражнение 8. Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. I. (В) следстви... ранения Ибрагим носил повязку (П.). 2. Мне было лет двадцать пять, когда я начинал писать что-то (в) роде воспоминаний (ГерцЛ. 3. (В) продолжение дороги мы два раза переехали через реку (Акс). 4. Признаюсь, сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь (на) подобие лодки, но безуспешно (Л.). 5. Хромой старичишка вышел (из) за шалаша в углу огорода и закричал на Герасима (Г.). 6. (В) 6 / 17

7 течени... двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям (Т.). 7. Темные глаза смотрели (из) под бровей сурово (М. Г.) 8. Я вынул из чемодана и показал золотой медальон (в) виде сердечка (Кае.). 9. (По) над рекой сквозь едкий дым они проходят на рассвете (Сурк.). 10. Катер пошел со специальным заданием, и (в) виду бурной погоды за него беспокоились (Сим.). 11. Воронин хотел было спросить (на) счет завтрака, но промолчал (Каз.). 12. (В) связи с эвакуацией работа на заводе приостановилась (Аж.). II. 1. (По) среди обширных зеленых лугов паслись тучные стада. 2. Вслед (за) тем из дверей показалась светлая головка девочки. 3. (В) заключени... старики просили, чтобы Мироныча не трогали (Акс). 4. (В) по следствие. я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки (Акс). 5. У многих русских рек, (на) подоби... Волги, один берег горный, другой луговой (Г.). 6. Телеграфные столбы потом опять показывались в лиловой дали (в) виде маленьких палочек. 7. Имейте (в) виду задание ответственное (Эренб.). 7 / 17

8 Упражнение 9. Объясните различие в написании выделенных слов в приводимых попарно предложениях. 1. В течение ближайших суток погода не изменится. В течении болезни наступило улучшение. 2. В продолжение всей лекции слушатели были весьма внимательны. О дальнейшей судьбе героев автор собирается рассказать в продолжении повести. 3. В заключение собрания была принята резолюция. В заключении врачей указан метод дальнейшего лечения. 4. Вследствие плохой погоды экскурсия не состоялась. В следствии по уголовному делу использованы данные медицинской экспертизы. 5. Ввиду предстоящего скорого отъезда нужно поторопиться со сборами. Следует иметь в виду возможные изменения условий работы. 6. Получилось что-то вроде самодельного велосипеда. В роде Толстых было немало одаренных людей. Упражнение / 17

9 Напишите текст под диктовку МОРСКАЯ СТИХИЯ В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно, глядя на играющее море. Вблизи море прозрачно и чисто, а в отдалении лежит густой темно-синей полосой, чуть-чуть подернутой дымкой. Далеко-далеко белеет одинокий парус. Несмотря на чудесную погоду, море пусто. Близ берега над волнами носятся то туда, то сюда чайки. Вдруг чайки, как будто сговорившись, улетают прочь от берега. По-видимому, их зоркие глаза рассмотрели вдали пароход, и они направились к нему. С их отлетом над морем становится по-прежнему тихо. Ниоткуда не слышно никаких звуков. Впоследствии я всегда с удовольствием вспоминал свои прогулки по морскому берегу. Тест по теме «Правописание предлогов» 1. В каком варианте предлог пишется слитно? 9 / 17

10 1) (не) смотря на погоду 2) (за) счет усердия 3) (в)течение года 4) (из)за помарок 2. В каком варианте предлог пишется раздельно? 1) (в)следствие неудачи 2) (в)виду отъезда 3) (на)счет работы 4) (в)связи с работой 10 / 17

11 3. В каком варианте предлог пишется слитно? 1) (в)целях безопасности 2) (в)продолжение экзамена 3) (в)отличие от друзей 4) (не)взирая на успех 4. В каком варианте неправильная грамматическая характеристика ведет к орфографической ошибке? 1) поговорить (на) счет отпуска предлог, пишется слитно 2) учить (в)течени... года предлог, пишется раздельно, на конце Е 11 / 17

12 3) прочитать (в)продолжени... повести существительное с предлогом, пишется раздельно, на конце И 4) идти (на)встречу ветру существительное с предлогом, пишется раздельно 5. Найдите вариант с ошибкой. 1) Ты опоздал из-за меня. 2) Я вернусь в течение часа. 3) Вместо назначения поезд опоздал. 4) Имей в виду, я буду поступать по-своему. 6. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно? 12 / 17

13 1) (В) течение всего пути он хранил молчание. 2) Что вы имеете в (виду)? 3) Плавать в этой реке опасно (в) следствие быстрого течения и водоворотов. 4) (В) продолжение разговора малыш с интересом посматривал на взрослых. 7. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно? 1) О судьбе героя мы узнаем (в) продолжении романа. 2) (В) связи с плохой погодой аэропорт закрыт. 3) (В) следствие ранения солдату пришлось долго лечиться. 4) Я старался увидеть что-нибудь (на) подобие летающей тарелки, но безуспешно. 13 / 17

14 8. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно? 1) Я всматривался (в) течение реки, медленное и величавое. 2) Он вел разговор, (не) смотря на собеседника. 3) (В) виду приближающегося шторма рыбакам запретили выходить в море. 4) Девушка поднялась со скамьи и сделала несколько шагов (на) встречу. 9. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно? 1) (На) встречу нам подул сильный ветер. 14 / 17

15 2) (В) последствии мы никак не могли вспомнить, когда состоялась встреча. 3) Дальше начинался подъем (на) подобие гигантских террас. 4) (В) отличие от других спортсменов пловцы тренировались интенсивнее. 10. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно? 1) (В) течение двадцати лет я хорошо узнал этот лесной край. 2) (В) следствие плохой погоды поход пришлось отменить. 3) (В) виде исключения мне разрешили досрочно сдать экзамен. 4) Ребята спешили (на) встречу с писателем. 11. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно? 15 / 17

16 1) (По) отношению к делам нельзя проявлять небрежность. 2) Может быть, вам стоит подумать о чем-то (в) роде воспоминаний? 3) Грубые слова, сказанные (в) место благодарности, обидели и огорчили. 4) (В) следствие холодов занятия в школе отменили. 12. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно? 1) (Не) смотря на усталость, студенты усердно занимались. 2) Вдумайся (в) следствие теоремы Пифагора. 3) (В) течение всего дня я усердно работал. 16 / 17

17 4) Озеро показалось вдали (в) виде маленькой лужицы. 13. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно? 1) Облака, казалось, плыли (на) встречу нашей яхте. 2) (Не) взирая на ливень, туристы продолжили свой путь. 3) (В) отличие от своих сверстников, он казался более серьезным. 4) (В) последствии мы никак не могли вспомнить, с чего все началось. Ответы: 17 / 17


Терехова Валентина Петровна учитель русского языка и литературы МКОУ «Суриковская CОШ» с.суриково Бирилюсский район Красноярский край Тип урока УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ Цель учебного занятия:

Предлог. Правописание предлогов Предлог служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях. Предлоги, как и окончания

Правописание предлогов Предлоги делятся на непроизводные, сложные как разновидность первых и производные. 1. Предлоги без(безо), в(во), за, из(изо), к(ко) на, над(надо), о(об, обо), по, под(подо), про,

Мой любимый друг 1. Вчера я рассказал преподавателю. 2. Это друзья. 3. 18 лет. 4. Я всегда на день рождения дарю книгу. 5. Мы занимаемся в одной группе. 6. Я объяснил, почему я купил этот компьютер. 7.

ТЕСТ 1. «РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ» Вариант 1 1. У меня нет (брат, сестра). 2. В моей комнате нет (телефон, телевизор). 3. Я думаю, завтра не будет (дождь, снег). 4. У него не было (виза). 5. На этой улице нет

Тест по русскому языку как иностранному I сертификационный уровень Субтест 1. ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА Время выполнения теста 60 минут. При выполнении теста пользоваться словарем нельзя. Напишите Ваше имя и

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Субтест ЧТЕНИЕ Инструкция к выполнению теста Время выполнения теста 50 минут. При выполнении теста можно пользоваться словарём. Вы получили

Урок русского языка с использованием методики Т.Я. Фроловой. Тема. Служебные части речи и их грамматические признаки. Цели: 1. Повторение и обобщение знаний о служебных частях речи. 2. Наблюдение за употреблением

ВЫРАЖЕНИЕ ВРЕМЕНИ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Когда шёл дождь, дети играли дома. 1 А) Прочитайте предложения. Разделите их на 3 группы предложения, где действия: а) совпадают во времени полностью, б) совпадают

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ УРОВЕНЬ Субтест ЧТЕНИЕ Инструкция к выполнению теста Время выполнения теста 45 минут. При выполнении теста можно пользоваться словарём. Вы получили

ГБОУ СОШ 156, ЮЗАО ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ Ерохина Наталия Юрьевна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ 156 ТЕМА: Предлог (повторение темы). Урок 123-124. Предлог (повторение

СОДЕРЖАНИЕ 1 ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ....................................................... 3 Вид 1. Найди ошибку........................................................... 3 Вид 2. В каком словосочетании верно

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» Русский язык как иностранный Время

Повторение и обобщение изученного по теме «Предлог» У Ч И Т Е Л Ь Р У С С К О Г О Я З Ы К А М Б О У Л И Ц Е Й Ф Е Д Ч У Н С В Е Т Л А Н А В Л А Д И М И Р О В Н А Какая это часть речи? Неизменяемая часть

И.А. Алексеева И.Г. Новосельский КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА 2 И.А. Алексеева И.Г. Новосельский КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА 2 Москва 2012 Пособие предназначено для проведения интервью с детьмимигрантами школьного возраста

План-конспект урока составила Баринова Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 507 Московского района Класс: 5 Предмет: Русский язык Учебник: «Русский язык 5-9» под редакцией Т.

Прочитайте внимательно фрагмент из рассказа А.П.Чехова «Ионыч» и выполните задания. Старцев подумал и вечером поехал к Туркиным. Вера Иосифовна, уже сильно постаревшая, с белыми волосами, пожала Старцеву

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РУССКИЙ ЯЗЫК Вариант 2 Школа Класс 4 Фамилия, имя фамилия, имя учащегося ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ На выполнение работы отводится 40 минут. В работе тебе встретятся разные

ÔÈËÜÌ 2 ÏÎ ÌÎÑÊÂÅ }ohgnd 1 Серёжа решил показать Кате Москву. Он родился и живёт в Москве, а Катя в Москве первый раз. Серёжа считает, что для англичанки любая информация о Москве будет новой. Но так ли

С т р а н и ц а 1 Предложный падеж имён существительных в значении места (единственное число). Урок 20 Русский язык Страница 2 Где мой учебник и моя тетрадка? Твой учебник на столе, а твоя тетрадка в столе.

Discourse Cohesion Activity Handout. 1. Прочитайте две версии пересказа рассказа Ф.А. Искандера «Урок». 2. Чем отличаются эти два пересказа? 3. Расскажите о чём эта история своими словами, используя словасвязки.

Как волк своё получил дна"жды но"чью лиса" пошла" в ау"л 1 за ку"рицей. Она" пошла" туда" потому", что о"чень хоте"ла есть. В ау"ле лиса" укра"ла* са"мую большу"ю ку"рицу и бы"стро-бы"стро побежа"ла в

ОБРАЗЕЦ ТИПОВОГО ТЕСТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (фрагмент) Время выполнения теста 45 мин. При выполнении теста можно пользоваться словарём. Тест имеет 3 части: Грамматика/Лексика, Чтение и Письмо. Вы получили

2016 학년도 1 학기노어문법 I 중간고사 출제교수 : 문성원 2016년 4월 21일 3,4 교시 러시아어과학년학번 : 이름 : А. 주어진단어를변화시켜문장을완성하세요. (* 필요한경우전치사를넣으세요.) 1. синяя тетрадь Я купила. В сумке лежит. Я пишу упражнения. 2. один мой хороший друг

Письмо с радуги Привет, моя любимая хозяйка и все, кто меня любил! Я тоже по вам сильно скучаю:-) Тоже, потому что знаю, что вы сильно привязались ко мне. И действительно очень хотели, чтобы я осталась

Класс: 6 Тема урока Приставка и предлог Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний. Цель: формирование у детей четкого представления о роли приставок в слове и предлогов в речи человека, умение отличать

ВХОДНОЙ ТЕСТ I. Заполните анкету. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С.ПУШКИНА АНКЕТА Фамилия, имя (на родном языке / на русском языке) Дата рождения пол муж. / жен. Страна (гражданство) Домашний

1 Тест 3. Лексика. Грамматика Время - 30 минут Инструкция Прочитайте предложения. Выберите нужное слово или форму слова (а, б или в). Отметьте его в контрольном листе. 1. Моя мама экономист, она работает.

一. Прочитайте предложения и выберите самое подходящее слово для подставки.(30 баллов) 1. В детстве она увлекалась 1. А) спорта Б) спорту В) спортом 2. Чем больше учусь, 1 больше знаю. А) чем Б) так В)

Урок русского языка в 4 классе Тема: «Правописание звонких и глухих согласных» Цели: формирование умения сопоставлять произношение и написание парных согласных; продолжить работу по формированию навыка

Конспект занятия по теме «Родной край» «С чего начинается Родина» (для детей старшего дошкольного возраста) Составила: Воспитатель Литвиненко Е.В. Тема занятия: С чего начинается Родина. Программное содержание:

Надежда Щербакова Ральф и Фалабелла Жил на свете кролик. Его звали Ральф. Но это был необычный кролик. Самый большой в мире. Такой большой и неуклюжий, что не мог даже бегать и скакать, как остальные кролики,

Вы знаете его? Я знаю его. Как его зовут? Я никогда не видела его. Сергей сказал, что в пятницу было только 5 человек на уроке. Это правда? Да. Кто был в пятницу на уроке? Он хочет домой, в Китай. Сколько

: : : ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЧАСТЬ 1 ЧТЕНИЕ (30 баллов, 50 минут) Прочитайте следующие микротексты и подчеркните ответ, соответствующий содержанию прочитанного. Микротекст 1 --Марина,

Урок 1 СКЛОНЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ ЗАДАНИЕ 1. а) Напишите вопросы к выделенным словам. Образец: Анна рассказывала об этом старом московском парке. О каком парке рассказывала

Тема: Творческое рассказывание «Интервью у осеннего леса» Цель: Развитие детского творчества, коммуникативно-речевых умений. Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с интересной формой разговора интервью.

Урок 1. Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Цели урока: - Повторить и уточнить знания учащихся о способах выражения подлежащего и сказуемого. - Обеспечить понимание учащимися

Производные предлоги Производные предлоги: значение, употребление и отличие от сходных с ними существительных и наречий Бо льшая часть предлогов это первоо бразные, наиболее древние предлоги. Кроме них,

Время выполнения: 80 мин. (Всего 100 баллов) ЧАСТЬ 1. (80 баллов) I. ГРАММАТИКА (38 баллов) Задание. Выберите правильный грамматический вариант. (по 2 балла) 1. Брат вчера был.... А. театру В. театр C.

ПЕДАГОГИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Азарина Светлана Артемовна учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия 1 г. Липецк, Липецкая область УРОК В 7 КЛАССЕ «ПРЕДЛОГ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ»

Я уже обошёл весь город. Видно? Вам видно? (Вы хорошо видите, что на доске? Вы можете видеть?) Она хотела переехать в Зеленогорск, но потом передумала. Я не знаю, куда пойти. Мы были в церкви в Зеленогорске.

Összeállította: Dr. Oszipova Irina Orosz nyelvi segédlet Szintfelmérő belépő teszt (A1-A2) Kiadvány címe TÁMOP 2.2.1-08/1-2008-0002 A képzés minőségének és tartalmának fejlesztése Készült a Nemzeti Szakképzési

Меня вокруг все отвлекает, И все мне чем-нибудь мешают, Я ничего не понимаю... Без тебя я так скучаю! Не торопись... не надо... помолчи... Слова уносит ветер, их забудешь... О счастье, о любви ты не кричи,

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 класс Вариант 5 Инструкция по выполнению работы На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий. Ответы на задания

Урок 49 Ударение в некоторых глаголах прошедшего времени. Изложение текста повествовательного характера Цель: прививать учащимся навыки правильного произношения некоторых глаголов прошедшего времени; формировать

Приёмная комиссия Александра я не видела 100 лет. Какая сегодня погода? Сильный дождь Идёт дождь Сильный ветер Ветер такой сильный, что зонт улетает. Сколько градусов? 17 градусов. Нет солнца. Пасмурно.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «Имя прилагательное как часть речи» Наумов Максим Вячеславович, учитель русского языка и литературы школы 9 г.дубна Московской области Тип урока: повторение изученного материала,

КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В 3 4 КЛАССАХ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЕ Стр. Конструирование предложения 3 10 1. Составление ответов на вопросы 3 6 2. Распространение предложений

Задание 1 3904 Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно (1) и (2) если бы Константинов не осознавал (3) что сфера его научных интересов не может понастоящему

1. Моя мама экономист, она работает. а) в банкомате б) в баре в) в банке 2. Я очень познакомиться с вашей женой. а) готов б) рад в) занят 3. Очень жаль, кажется, мы опоздали на автобус, нужно искать такси.

2 Деревья разговаривать не умеют и стоят на месте, но всё-таки они живые. Они дышат. Они растут всю жизнь. Даже огромные старики-деревья и те каждый год подрастают, как маленькие дети. Стада пасут пастухи,

Упражнения по теме "Употребление прилагательных в речи" Упражнение 1. Дайте оценку употреблению вариантных форм кратких прилагательных (за справками обращайтесь к словарям). 1) Дом как бы спит, но я знаю

Явления природы 1. Посмотри презентацию. Запомни явления природы. Дождь Дождь это осадки, выпадающие в виде капель воды. Капельки воды в облаках становятся слишком тяжёлыми и начинают падать на землю.

МБДОУ Д сад 20 «Аллюки» Конспект тематического мероприятия для старшей разновозрастной группы: Ведущая: «День музыки» Здравствуйте, друзья. Сегодня в этом прекрасном зале мы собрались, чтобы отметить День

Урок-игра по математике в 1 классе «Морское путешествие» Цель: - работа над числовым рядом; - повторение состава чисел; - подготовка к решению задач; - решение примеров. Оборудование: Числа; знаки; флажки;

РУССКИЙ ЯЗЫК. 9 класс Вариант 13-1 / 10 Инструкция по выполнению заданий Итоговое собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий. Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста. Задание

Надежда Щербакова Мама, не плачь! Моя мама гладильщица. Она работает в химчистке, гладит уже постиранные вещи. У них есть всякие специальные машины, которыми они гладят. Мама уходит утром и приходит вечером.

Тест по русскому языку «Базовый уровень» СУБТЕСТ 1. ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА Выберите правильный вариант и отметьте его. 1. Он знает русскую литературу. (А) много (Б) очень (В) хорошо (Г) часто 2. Наташа, я

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КК ИНОСТРННОМУ ЯЗЫКУ ЗОЫЙ УРОЕНЬ Субтест ЛЕКСИК. РММТИК Инструкция к выполнению теста ремя выполнения теста 50 минут. Тест состоит из 4-х частей, включающих 110 заданий. При выполнении

Газета для родителей Выпуск 1 Что такое музыка? У старика спросил поэт: Что музыка такое, дед? Воспоминание она. В ней юность давняя слышна. Был задан девочке вопрос, Она ответила всерьез: Похожа музыка

ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ

Упражнение 1

Запишите словосочетания и предложения, раскрывая скобки и графически выделяя приставки.

I. (В)ходим (в) кабинет; (во)шёл (в о) двор; (по)плыли (по) реке; (от)ехать (от) дома; (от)толкните лодку (от)берега; (по)плыл, (по)качиваясь, (по) волнам; (до)плыви (до) знакомой деревни; (по)бежали (по)оврагу; (на)правился (на) стадион, (под)бежать к (под)ъезду; (пере)браться через (пере)езд. (про)читал (про)завод; (под)полз (под)машину; (на)кричал (на)собаку; (за)катился (за)шкаф.

II.1. Всегда (до)води дело (до) конца! 2. Вот тебе (под)ушки белые(под)ушки. Одеяльце (на)пуху и платочек(на)верху. (С.Маршак) 3. На горе (под)солнышком выросли(под)солнушки. (Под)солнышком (под)солнечник,когда денёк погожий,весь день глядит (на)солнышко,сам (на)него похожий. 4.(Под)осинами (на)кочке гриб в малиновом платочке,(под)осиновиком звать,и его придётся взять!

Упражнение 2.

С какими падежами употребляются производные предлоги? Запишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Вариант 1.

Согласно (расчёт), вопреки (мнение) специалистов, наперекор (предсказание), вследствие (невнимательность), благодаря (знания), несмотря на (метелица), ввиду (наступление) холодов, навстречу (ветер), по (задание) командира, по (истечение) часа, по (возвращение) из командировки, по (прибытие) в город, работать по (ночи).

Вариант 2.

Согласно (правило), вопреки (запрет) докторов, наперекор (общественное мнение), вследствие (болезнь), благодаря (поддержка) друзей, несмотря на (неудача), ввиду (предстоящие события), навстречу (приключения), по (поручение) тренера, по (прибытие) на станцию, по (возвращение) из отпуска, по (приезд) в город, заниматься по (вечера).

Вариант 3.

Соскучиться по (они), уверенность в (победа), вера в (победа), выполнять согласно (инструкция), действовать наперекор (здравый смысл), вернуть книгу по (истечение срока), поздравим по (приезд из отпуска), стрелять по (мишень), поступить согласно (традиция), встретиться по (приезд), тосковать по (мы), читал (в)течение (сорок минут), прийти из (школа), предостеречь от (ошибки), получил по (предъявление) паспорта, выехали (в)место (девять часов) в одиннадцать.

Упражнение 3.

Слитно или раздельно? Раскройте скобки и определите, слитно или раздельно нужно написать НЕ со словами. Укажите части речи (произв. предлог или деепричастие с НЕ).

(Не) смотря на разницу лет, (не) смотря на молодость, (не) смотря в окно, (не) смотря на ранний час, (не) смотря на хорошую погоду, (не) смотря на цветы, (не) смотря на дружеский совет, (не)смотря на дорожные знаки, (не) смотря на предсказания, (не) смотря через мутное стекло, (не) смотря в глаза собеседнику, (не) смотря на все его достоинства, (не)взирая на усталость, (не) смотря в зеркало, (не)взирая на запрет врачей, (не) смотря по сторонам, (не) смотря на препятствия, (не) смотря на беспокойство родных, (не) смотря на, (не) смотря вниз.

Упражнение 4.

Предлог? Наречие или существительное с предлогом? Раскройте скобки и определите, слитно или раздельно нужно написать слова со скобками. Определите части речи.

    (На) встречу с выпускниками;

    (В) виду предстоящего отъезда;

    Расположиться (в) виду города;

    Поинтересоваться (на) счёт путёвки;

    Перевести деньги (на) счёт предприятия;

    (В)виду недостатка времени;

    Прибыть (в)место назначения;

    Разместить (в)место предисловия;

    Торопиться (на)встречу с писателем;

    Выйти (на) встречу гостям;

    Надеть (в) место шляпы;

    Спросить (на)счёт здоровья;

    Находиться (в)виду неприятеля;

    Иметь (в) виду;

    (В)виду отсутствия транспорта;

    Брошка (в)роде бабочки;

    Распорядиться (на)счёт раненых;

    Держаться (в) виду берега;

    Согласовать слова (в) роде и числе;

    Предмет (в) роде шара.

Упражнение 5.

Слитно или раздельно? Раскройте скобки и определите, слитно или раздельно нужно написать букву В со словами. Объясните выбор конечной гласной Е или И.

  1. (В) течени… вечера звучала музыка.
  2. Об этом я узнал (в)последстви...
  3. (В)следстви… по делу выяснились подробности.
  4. (В) течени… реки много порогов.
  5. Демобилизация (в)следстви… ранения.

    (В)следстви… непогоды вылет задерживается.

    (В) течени… реки был рез­кий по­во­рот.

    О дальнейшей жизни героев узнаем (в)продолжени…фильма.

    (В)следстви…, начатом прокурором, много неясного.

    Пётр (в)последстви… хвалил себя за предусмотрительность.

    Ехать (в)продолжени.. всего дня;

    Участвовать (в)следстви..;

    Пораниться (в)следстви... неосторожности;

    Ждать (в)течени.. полутора суток.

    Пожалел (в)последстви… о сказанных словах.

    Бездельничал (в) течени… урока,

    Всмотреться (в)течени… ручейка.

    Уволился (в)следстви… контузии.

    Проиграть (в)следстви.. невнимательности.

    Настаивать (в) продолжени… переговоров на своей точке зрения.

    (В) заключени… эксперта.

    Раскланяться (в) заключени… концерта.

    (В) заключени… речи остановиться на чем-либо.

    Участвовать (в) заключени.. перемирия.

    (В) следстви… задержки сеанса связи




На какие разряды делятся предлоги? Простые состоят из одного слова, например: к, у, около Составные состоят из двух (реже трех) слов, например: в течение Производные образуются путём перехода самостоятельных частей речи в служебные, утрачивая при этом своё лексическое значение и морфологические признаки, например: в течение (отрезок времени), насчет (=о), несмотря на (= вопреки). Сравни: Он находился внутри (= в) троллейбуса. Снаружи холодно, а внутри (нареч.) тепло. Благодаря (= из-за) дождю всходы не погибли. Мы прощались, благодаря (дееприч.) хозяев за гостеприимство. Непроизводные не образованные из самостоятельных частей речи, например: над, через, при.


Употребление предлогов 1. Предлоги могут употребляться с одним, двумя, тремя падежами 2. Особенности употребления предлога ПО - Предлог по употребляется с Пр.п. в значении «после чего-либо»: Выяснить по прибытии на место; по приезде в город. - При глаголах чувства (тужить, плакать, скучать и т.п.) предлог по употребляется с существительным в дат. п., а с местоимением - в предл. п. : Грущу по брату; грущу по вас 3. Предлоги согласно, благодаря, вопреки, наперекор употребляются только с дат.п.: Согласно просьбе, согласно приказу с однимс двумяс тремя с Род. п. : без, до, для, у, ради с Дат. п. : к С Вин. п. : про, через, сквозь С Тв. п. : над, перед С Пр. п. : при с Вин., Тв. п. : в, на, о с Род., Тв. п.: между (меж) с Вин., Тв. п.: за, под с Вин., Дат., Пр. п. : по с Род., Вин., Тв. п. : с


Правописание этих предлогов запомни! ДефисСлитноРаздельно Из-за Из-под По-над По-за Вследствие («причина»), но: впоследствии (нареч.) Наподобие Напртив (здания) Наперекор Насчет («о») Сверх (меры) Ввиду(«по причине» ненастья); но: иметь в виду Вроде («подобно») Вместо Несмотря на (грипп) Невзирая на (обстоятельства) Впереди (класса) Вблизи (озера) Вокруг (стола) Исходя из (выводов) В течение (значение времени) В продолжение (значение времени) В целях В виде (исключения) В связи с (отпуском) По мере По причине В силу (обстоятельств) Со стороны В отличие от (нас) В заключение (доклада) В отсутствие В отношении (других) По направлению к (дому)




Упражнение 1. Распределите в два столбика (1 – предлоги; 2 – созвучные формы знаменательных частей речи) следующие предложения: (Не)смотря на плохую погоду, турнир состоялся. Он бежал, (не)смотря по сторонам. (В)виду сильных морозов соревнования были отменены. Имейте (в)виду, что улицу надо переходить в установленных местах. Задача (на)подобие треугольников. Из газеты он сделал что-то (на)подобие шляпы. Шли по долине (в)течени(и,е) целого дня. (В)течени(и,е) реки следует опасаться водоворотов. Нелегко отыскать ошибки (в)следстви(и,е). Ошибки допущены (в)следстви(и,е) невнимательности. (В)последстви(и,е) он обо всем рассказал. Я сделаю это для вас (в)виде исключения. ключ


Упражнение 2. Спишите, объясняя графически орфограммы и вставляя пропущенные знаки препинания. Прямоугольником выделите производные предлоги (В)течени(и, е) нескольких часов можно сидеть неподвижно, глядя на играющее море. (В)близи оно прозрачное, зеленоватого цвета, (в)дали лежит темно-синей полосой, чуть-чуть подернутой дымкой. Красиво море на рассвете, когда из(за) горизонта выплывает огненный шар. (Не)смотря на хорошую погоду берег пуст. Близ него носятся белокрылые чайки. Вдруг они, (как)буд(то) сговорившись, улетают проч(?) от берега. (По)видимому, их зоркие глаза заметили (в)дали моря пароход, и они направились к нему. (В)продолжени(и, е) трех недель своего отпуска я каждое утро ходил к морю. (В)последстви(и,е) с большим удовольствием вспоминал свои прогулки по морскому берегу. ключ


Упражнение 3. Тест 1 вариант2 вариант 1. Укажите производные предлоги Укажите непроизводные предлоги а) идти через мост; б) стоять около школы; в) встает из-под колес. а) строить позади дома; б) (на)встречу двигалась колонна бойцов; в) ребята собрались (на)встречу с учителями. 2. Укажите предложения, в которых выделенные слова – предлоги а) (Не)смотря на занятость, он помогал другу. б) Впереди шли самые стойкие. в) (На)встречу с ним я не надеялся. а) Туристы, (не)смотря на дождь, продолжали маршрут. б) Дева глядит вокруг изумленными глазами. в) Все ушли, благодаря хозяйку за гостеприимство.




4. Какую букву нужно вставить? Укажите столбик (а, б, в или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам 1 вариант2 вариант Варианты ответаа)б)в)г)Варианты ответаа)б)в)г) В продолжени… часа еееи Отдыхать по приезд… уиее Вопреки ожидани… юяюю Согласно приказ… ууау Встретиться по прибыти… еюии В течени… суток еиее Вспомнил впоследстви.. еиии Вследстви… невнимательности иеее ключ


Ключ 1 Предлоги Созвучные формы знаменательных частей речи Несмотря (= вопреки) на плохую погоду, турнир состоялся. Ввиду (= из- за) сильных морозов соревнования были отменены. Из газеты он сделал что-то наподобие шляпы. Шли по долине в течение целого дня. Ошибки допущены вследствие (= из-за) невнимательности. Я сделаю это для вас в виде исключения. Он бежал, не смотря (= не глядя – дееприч.) по сторонам. Имейте в виду (сущ.), что улицу надо переходить в установленных местах. Задача на подобие (сущ.) треугольников. В течении (сущ. на –ие) реки следует опасаться водоворотов. Нелегко отыскать ошибки в следствии (сущ. на –ие). Впоследствии (нареч.) он обо всем рассказал. оглавление


Ключ 2 В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно, глядя на играющее море. Вблизи (наречие) оно прозрачное, зеленоватого цвета, вдали (наречие) лежит темно-синей полосой, чуть-чуть подернутой дымкой. Красиво море на рассвете, когда из-за горизонта выплывает огненный шар. Несмотря на хорошую погоду, берег пуст. Близ него носятся белокрылые чайки. Вдруг они, как будто сговорившись, улетают прочь от берега. По-видимому (наречие), их зоркие глаза заметили в дали моря пароход, и они направились к нему. В продолжение трех недель своего отпуска я каждое утро ходил к морю. Впоследствии (нареч.) с большим удовольствием вспоминал свои прогулки по морскому берегу. Красным цветом выделены производные предлоги. оглавление Морфологический разбор предлога План разбора: 1.Часть речи. Общее значение. 2.Морфологические признаки: простой или составной; производный или непроизводный. Образец письменного разбора: Над землёю туман облаками вставал. Над - предлог. Х 1.Вставал (над чем? Тв. п.) над землёю. 2. Морф. призн.: прост.; непр.; неизм.


В каких значениях употреблено слово предлог в стихотворении? Чудесный выдался денёк, А я учу уроки… Я должен твердо знать урок: У нас учитель строгий! И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: Что значит – « по»? Что значит – « за»? И « за», и « по» - предлоги… А хорошо бы – ЗА порог И – мчаться ПО дороге! Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги? А.Шибаев

Чаще всего наречия пишутся слитно (вконец разорился, начал сначала, прострелил навылет, кинулся вбок) ; их следует отличать от других частей речи:

Капитан смотрел вдаль (куда? - наречие)

Корабль ушел в даль моря (т.е. в морскую даль ; во что? – сущ. с предлогом)

Через дефис пишутся: 1. Наречия, образованные повторением слов, коренй, синонимов (еле-еле, точь-в-точь, худо-бедно ). 2. Наречия с приставкой КОЕ_- или суффиксами –ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ (кое-что, где-то, кто-либо, куда-нибудь ). 3. Наречия с приставкой ПО- и суффиксами –ОМУ, -ЕМУ, -И (по-простому, по-прежнему, по-дружески ). Прим .: эти наречия следует отличать от слов других частей речи (по прежнему пути - местоимение) 4. Наречия, произошедшие от числительных, начинающихся с приставок В-/ВО- с суффиксами –ЫХ, -ИХ (во-вторых, в-третьих ).

Слитно пишутся: 1. Наречия, в которых основное слово начинается с гласного (в одиночку, в угоду). 2. Наречия с предлогами В, НА исуффиксами –АХ, -ЯХ (в сердцах, на радостях ). 3. Наречия, образованные повторением существительных, одно из которых в именительном падеже, другое – в творительном (честь-честью, дурак-дураком ). 4. Наречие в сочетании так же, как (сделай так же, как вчера ).

Упражнение 21. Найдите наречия и объясните их написание.

Придти издалека, взяться за дело немедля, уйти подобру-поздорову, спрятать кое-что, пройти в конец вагона, уйти не медля ни минуты, в-десятых, испачкаться дочерна, выть по-волчьи, правда в сердцах людей, отроду не купаться, отвечать немедля, сидеть вполоборота, слушать вполуха, смотреть вполглаза, ходить по двое, выходить поодиночке, летать по одному и подвое, девушка не замужем, пяти лет от роду, сделать исподтишка, перейти вброд, держать втайне, иметь в виду, впоследствии не встречались.

Упражнение 22. Выберите слитное или раздельное написание.

По_утру не суди о погоде на день. Наговорил Егор с гору, да все не_в_пору. Разок надоумить можно, а на_век ума не дашь. Не_во_время гость пуще злодея. На миру и горе в_пол_горя. 6. Не_в_пору гость - одна злость. В_след гостя не потчуют. 8. От_чего лентяй гладок? От_того, что на отдых падок. Нельзя жить в_пол_сердца и работать в_пол силы. Думай в_вечеру, делай по_утру. Коротко да ясно, от_того и прекрасно. Трудовая денежка до_веку кормит. Чего жена не любит, того мужу во_век не едать. Делаешь на_спех, сделаешь на_смех. Мороз и железо рвет и на_лету птицу бьет. Человек не всегда таков, каким с_виду кажется. Кто с_первоначалу прытко берет, тот к концу язык высунет. Без хозяина и железо в_двойне ржавеет. Сытому коню и овраг ни_по_чем и гора - ровная дорога. На_тощак и песня не поется. Кому и намек не_в_домек. Для дорогого гостя и дверь на_стежь. Рысь пестра с_наружи, а человек – из_нутри. Кто ростом мал, тот в_миг проскочит, а кто велик - перешагнет. Упрямый в_брод не ходит, только в_плавь. И опытный и не дурак иногда попадает в_просак. Худая славушка пройдет - никто за_муж не возьмет.



Через дефис пишутся предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПО-НАД, ПО-ЗА (из-за туч, из-под шкафа, по-над Доном, по-за тыном ).

Пишутся раздельно 1. с конечным –Е : в отличие от нас, в течение суток, в продолжение полугода, в виде конуса, по мере прибытия, по приезде на место, по причине болезни, в целях обороны, в обмен на соль, в силу занятости, в заключение речи ; с конечным : в связи с отъездом, по истечении срока, по прибытии на место, по окончании школы, в отношении нас, в сравнении с вами .

Пишутся слитно : ввиду заморозков, вроде креста, вместо тебя, вследствие наводнения, наподобие веревки, насчет поездки, сверх плана, навстречу поезду, несмотря на уговоры, невзирая на стужу, наперекор судьбе, вопреки приказу, согласно распоряжению, благодаря мужеству, внутри здания, посреди поля, наряду с солдатами, накануне войны, напротив школы, поперек комнаты, вокруг села, поверх платка, остановиться в виду города .

Прим .: Производные предлоги нужно отличать от иных частей речи:

Наряду с солдатами против захватчиков сражались простые крестьяне (т.е. вместе с солдатами , предлог). На ряду с овощами стояли тетки с могучими красными руками (т.е. на овощном ряду ; стояли - где, на чем? – на ряду , существительное).

Упражнение 23.

Его упрашивали в_продолжени... недели. В_след_за_тем странное равнодушие охватило его. Заботливая хозяйка по_многу раз в день меняла ему горячие припарки. В_продолжени_ романа можно будет узнать о дальнейшей судьбе героини. Я не обольщаюсь насчет качества этих переводов. Охотники ели редко и по_многу. И мысли охотника унеслись в_глубь времен. Опасения Ивана Николаевича полностью оправдались: прохожие обращали на него внимание и оборачивались. В_следстви... этого он принял решение покинуть большие улицы и пробираться переулочками. На_счет в банке было переведено четыреста миллионов рублей. Казарка с ужасом замечала, что, не_смотря на все ее усилия, сокол все приближается. По_над Доном сад цветет, во саду дорожка; на нее я б все глядел, сидя, из окошка. Речь эта, как в_последстви... узнали, шла об Иисусе Христе. От_чего же на этой странице я когда-то загнул уголок? За_чем пойдешь, то и найдешь. Не_ взирая на опасность, целыми тучами опускаются нежданные и незваные гости на палубу. Не_смотря на то, что мы это знали, все-таки темнота застала нас врасплох. Не успели мы выйти за город, как на_встречу нам вышли женщины с освященным молоком и помазали им людей и животных. С приглушенным шепотом плещется речонка, убегающая куда-то в_глубь степей. Звуки мало_помалу слабеют, по_немногу замирают, а скоро их со_всем уже не слышно. Но в_место того, встретивши Галку, Иван Иванович начал бранить, за_чем она шатается без дела.

Слитно пишутся союзы : зато, также, тоже, чтобы, притом, причем, итак. Прим.: эти союзы следует отличать от иных частей речи (Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел). Прим .: Сочетание ни при чем пишется в три слова (Я здесь совершенно ни при чем ).

Раздельно пишутся: 1. пояснительные союзы то есть и то бишь (разг.) (Она была воспитана no-старинному, то есть окружена мамушками, нянюшками, подружками... ) 2. Составные союзы для того чтобы , потому что, так как, так что, в то время как и др. (Я пришел, потому что не мог не думать о вас ).

Упражнение 24. Вставьте пропущенные буквы, выберите слитное, дефисное или раздельное написание.

За что купил, за_то_и продаю. На то и щука, что _бы карась не дремал. И_так правильно говорить, и_так. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что_бы делало твое добро, если_бы не существовало зла, и как_бы выглядела земля, если_бы с нее исчезли тени? Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм, и при_том осторожность никогда не мешает. Он вернулся через два часа и получил тот_же ответ, причем лакей как_то косо посмотрел на него. И_так, почти все объяснилось. Он готов сделать любое, что_бы ему ни предложили. Ложка нужна, что_бы суп хлебать, а грамота, что_бы знания черпать. Бранил Гомера, Феокрита, за_то читал Адама Смита и был глубокий эконом. При чем здесь наши отношения? Я спросил его, при чем здесь приезжие гости. И так каждый раз; время обеда, а дома никого нет.

Упражнение 25. Исправьте допущенные ошибки.

А) Светло стало от того, что взошла луна. Конечно, мне уже теперь двадцатый год пошел: втечение семи лет я сделал значительные успехи. Шаги звучали только на верху. Он неторопливо шел с боку коня. Вследствии какой-то задержки в пути лошади отстали. И вдруг в переди машины взметнулся клуб черного дыма. К томуже, углубившись в кустарник, мы не видели ничего во круг дальше, чем на десять шагов. Каждая усадьба представляла прямоугольник земли, обсаженный покраям рябинами. Покраям дороги иногда попадались плакучие березы. Ввиду недостатка в продовольствиии сокращение пути теперь было особенно важно. Частая мысль о дальнем отнимает внимание к ближнему, но еще чаще, на против, внимание к ближнему совершается засчет мысли.

Б) Анфису приняли в единственный оставшийся навремя блокады в Ленинграде театр. В середине августа вдруг наступили отвратительные погоды, какие итак свойственны северному побережью Черного моря. К началу сентября погода вдруг резко и совсем нежданно изменилась. Потому, как, побагровев, засветились курчавые головы сосен и острые шпили елей, угадывалось, что поднялось солнце. Нельзя гнать человека только по тому, что вы подозреваете его в чем-то. Оттоголи, что учреждение это находилось в глухом губернском городе, или по другим причинам, но жильцов в нем всегда было мало.

В) Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно также закрываются к вечеру. Один только месяц все также блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и также прекрасна была земля в дивном серебряном блеске. В ячейке сети запуталось около сотни скумбрий, но попалась также одна очень странная, не виданная мною доселе рыбка. Наташа была также влюблена в своего жениха, также успокоена этой любовью и также восприимчива ко всем радостям жизни. Чтобы он ни говорил, чтобы ни предлагал, его слушали так, какбудто то, что он предлагал, давно известно и есть то самое, что нужно.

Г) Говорить о том, чтобы было, если бы Наполеон дал свою гвардию, все равно, что говорить о том, чтобы было, если бы осенью сделалась весна. И так, все было готово. Ему вдруг стало досадно на самого себя, зачем он так распространился перед этим барином. Потому, что говорил дед, ясно было, что Витька сдержал слово. Иногда молний было так много, что они сливали свой свет в долгое сияние, но это сияние освещало лишь бугры могучего мрака на небе, отчего было еще страшнее. Хотя я обладал некоторыми сценическими навыками, но настоящей актерской техники, конечно, у меня не могло быть, почему мне и приходилось затрачивать очень много физических усилий. Вам не случалось быть притом, когда в ваш дом родной входил, гремя своим ружьем, солдат страны иной?


Частицы НЕ и НИ

Правописание отрицательной частицы НЕ .

1. НЕ пишется слитно со словами, которые не употребляются без НЕ (невежа, неугомонный, недоумевать).

2. НЕ пишется раздельно при наличии противопоставления антонимов с союзом А (не тяжелый, а легкий груз; это не правда, это ложь ). Прим .: при отсутствии антонима НЕ пишется слитно: река неширокая, но глубокая .

3. НЕ пишется раздельно при наличии отрицательного зависимого слова (ничем не оправданный поступок, нисколько не береженная вещь ).

4. НЕ пишется раздельно в составе следующих отрицательных частиц: ВОВСЕ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, ДАЛЕКО НЕ, СОВСЕМ НЕ (вовсе не странный наряд ).

5. НЕ пишется слитно при наличии у существительных, прилагательных, наречий или полных причастий наречий меры и степени (очень нескромный вопрос, чересчур некстати пришел, в высшей степени необъяснимый поступок ).

Для справок . Наречия меры и степени: абсолютно, совершенно, очень, чересчур, чрезвычайно, довольно, весьма, крайне, в высшей степени и др.

6. НЕ пишется слитно со словами, к которым можно подобрать синоним без НЕ (неудача – промах, неблизкий – далекий, негромко – тихо ).

7. НЕ пишется раздельно с глаголами, деепричастиями и краткими причастиями (не приехал, не глядя, не проверены ). Одиночные полные причастия с НЕ пишутся слитно, причастия с зависимыми словами – раздельно. Прим .: Нужно отличать деепричастие и производный предлог: Человек шел, не смотря себе под ноги (буквальное значение, деепричастие). Несмотря на непогоду, он был весел (переносное значение, производный предлог).

8. НЕ пишется слитно в составе приставки НЕДО -, обозначающей систематическое действие, законченное не в нужном, недостаточном объеме: Сироты в приюте недоедают (т.е. едят недостаточно). В пивной недоливают (т.е. наливают меньше, чем нужно). Прим : Глаголы с приставкой недо- нужно отличать от глаголов с частицей не и приставкой до -: Ребенок не доел суп (т.е. суп остался). В чайник не долили воды (т.е. вообще не сделали то, что нужно).

9. НЕ пишется раздельно со сказуемыми: Я не рад видеть отца .

10. НЕ пишется слитно в отрицательных наречиях под ударением (негде, некуда, неоткуда, незачем ). В отрицательных местоимениях под ударением также пишется НЕ слитно или раздельно при наличии предлога (некто, нечто, не о чем). В два слова отрицательные наречия и местоимения не пишутся.

11. НЕ пишется раздельно со сравнительными степенями: Эта игрушка не хуже предыдущей .

12. НЕ пишется раздельно с синонимами, соединенными сочинительным союзом: Река была не широкая и не узкая, не глубокая и не мелкая, не быстрая и не медленная – в общем, средняя такая была река .

13. НЕ пишется раздельно с наречиями, образованными от существительных и числительных (пришел не вовремя, не однажды обращался за помощью ).

14. НЕ пишется в простых восклицательных и вопросительных предложениях (в так называемых риторических вопросах): Ах, где я только не бывал!

15. НЕ пишется во временных придаточных рядом с подчинительным союзом ПОКА: Пока не приехали родители, братья не помирились.

16. НЕ пишется в конструкциях НЕ КТО ИНОЙ/НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК (синонимичны слову ИМЕННО ): Это был не кто иной, как Лев Толстой (т.е. именно Лев Толстой).

17. НЕ пишется в случае двойного отрицания: Он не мог не запомнить ее лица (т.е., он запомнил ее лицо).

Правописание усилительной частицы НИ :

1. НИ пишется в предложениях с отрицательным глаголом-сказуемым: Я никогда ни от кого не получал помощи. У меня нет ни минуты свободной.

2. НИ пишется при усилении утверждения в придаточном предложении рядом с союзными словами: Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит. К кому я ни обращался, все мне отказывали .

3. НИ пишется в отрицательных местоимениях без ударения слитно или раздельно при наличии предлога (никто, ничто, ни о чем ).

4. Частица НИ при однородных членах превращается в повторяющийся союз «НИ… НИ…» : Анюту не смогли остановить ни просьбы, ни мольбы, ни угрозы .

Упражнение 26. Вставьте пропущенные буквы. Отметьте слитное или раздельное написание.

А) Он н__мог н__согласиться, н__отказаться и стоял, словно н__емой. Людовиков н__просто н__взлюбил Гарри, он возн__навидел его с первых же дней его пребывания в цирке и н__навидел тщательно, последовательно до конца сезона. Н__глаженная, н__брежно заправленная рубашка покрылась пятнами н__чем н__отстирывающейся краски. Поток бежит, нет ему н__минуты покоя. Сбитый с толку, он говорил н__внятно, н__впопад, да и выглядел как-то н__лепо. Сашино яблоко н__больше Таниного. Н__менее важно уделить внимание вопросам конкурентоспособности. Совершив этот н__чем н__оправданный поступок, Н__хлюдов и н__думал раскаиваться. Это был н__дорогой, а дешевый билет. Растение, н__погибающее в этих н__мыслимых условиях, поражает ученых. Н__слышные шаги времени оставляют н__стираемые следы.

Б) Страшное н__настье разыгралось за окнами. Задача была н__из легких. Чрезвычайно н__внимательная, Вера, тем н__менее, была далеко н__глупой. Н__взирая на распластавшихся у подножия трона послов, н__удостоив их н__ единым взглядом, Иоанн поднялся и прошествовал в свои покои. Теперь они ходят н__вдвоем. Н__лучше ли отправиться знакомой дорогой? Н__смотря на уговоры, Танечка уехала в тот же день. В кармане Мармеладова н__было н__ рубля. Н__легко было выбросить весь этот совершенно н__нужный, н__умещающийся уже на н__освещенном чердаке хлам.

В) Я во что бы то н__стало должен был достать билеты на этот концерт. Чуть ли н__конец света случился из-за н__чтожного просчета. Думаешь, ты меня объегорил? – Как бы н__так! У Ленуси из-за письма Комаровского была кошмарная истерика, чуть ли н__припадок. Он н__должен возвращаться домой. Я никогда н__склонен отступаться от своего слова. Нам н__суждено быть вместе. Люда еще н__разу н__уходила так далеко от дома. Эта фамилия названа здесь н__случайно. Все прошло, и н__чего н__жаль. Это было н__что иное, как солнечное затмение. Н__стоило так поступать с друдьями.

Г) Страховку ему выплатили н__полностью. Дядя держал в руках н__на что н__похожий предмет. У тетушки несколько дней был н__здоровый вид. Н__уклюжий, еще н__оперившийся птенец н__торопливо ковылял по дорожке. Н__с кем так н__скучно, как в его компании. Из бессемейных н__один Лапников присутствовал при выборе старосты. Н__один н__признался в совершенном преступлении. Мы н__хотя посмотрели отнюдь н__интересный спектакль. Дом и участок достались Селезневу н__даром. Н__даром говорят: как аукнется, так и откликнется. Потом он н__раз мысленно возвращался к этому дню, но так и н__додумался, что же н__правильного он сказал, что сделал н__так. Леонард н__о_чем н__жалел: н__о_чем был жалеть.

Упражнение 27. Отметьте слитное или раздельное написание.

Девочка не_доела гарнир. План не_довыполнен. Не_достаточно знать о мерах предосторожности, нужно соблюдать их. За ребенком не_досмотрели. Милиционер что-то не_досказывал. В пятницу они обычно не_дорабатывали. Мне не_достает терпения и сил. Дедушка не_достает до кнопки лифта. В связи с новой работой я не_досыпаю. В коробке не_достает двух лампочек. В последнее время заводу не_достает ресурсов. Девушка не_дослушала пластинку.

Упражнение 28. Исправьте допущенные ошибки.

А) Неприятности приобретали не уемный характер. Незачем было идти дальше: ничего впереди не было, лишь не ясные очертания холмов. Деревня была не далеко и не близко. Не охота вставать такую рань. Мой неженатый брат недовольствовался домашними обедами и питался в не дорогом кафе не подалеку от дома. Он был не жив, не мертв. Теперь нет мест, куда ни ступала нога человека. Никто неможет заменить мне того ниопрятного, ни ухоженного старичка, встречавшего меня на станции всякий раз, когда бы я ни приехал.

Б) Кто ни любит леса! Егерь нимало испугался, ненайдя в условленном месте столь не обходимого ему пороха. Это было совершенно не смешно. Кто ни заезжал в нашу деревню! Невидимые во тьме, солдаты шли непроторенной дорогой. С утра дул не сильный, но порывистый ветер. Мне эти письма больше ненужны. Полы в доме были некрашеные, ни кем неметеные. Кого не встертишь на реке, всякий не медля ответит, что такой Валенков и причем тут не гашеная известь. Несоответствующий стандарту продукт должен нимедленно отправиться на переработку. Неласково негреющее солнце. Делай невторопях.

В) В группе был неодин не успевающий студент. Старуха смотрела неласково, а злобно. Невпору пришедший, он чувствовал себя не ловко в не приветливом доме. Нелюбимая, но верная жена уже копошилась на кухне, похрапывал за стенкой еще непроснувшийся сын. Не с чем не сравнимое ощущение охватило его. Немало ни мешкая, мы бросились в погоню. Никто в шляпе и не приметном плаще маячил в подъезде дома напротив. Ленечка был непрочь поразвлечься. Платье Оле было невполне по возрасту, а если честно, то вовсе невпору.