Законы библии.  Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - Десять заповедей. смертных грехов - самые тяжкие отступления от заповедей



ВВЕДЕНИЕ :


Исход 34:27-28 И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем. И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие .

Второзаконие 10:4 И написал Он на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне .

Десять заповедей, иначе называемые десятисловием , являются кратким сводом непреложных моральных законов. Эти заповеди были даны Богом своему избранному израильскому народу на горе Синай приблизительно через пятьдесят дней по их выходу из Египта (Исход 19:10-25 ).

Они были написаны перстом Божьим на каменных скрижалях (табличках). Первые скрижали были во гневе разбиты Моисеем, когда он спустился с ними с горы (Исход 32:19 "Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою" ). Позже по наказу Господа Бога Моисей поднялся на гору во второй раз, чтобы Бог повторно написал на новых скрижалях "слова, какие были на прежних скрижалях" (Исход 34:1 ).

Эти скрижали с десятью заповедями позже были помещены в ковчег завета (Второзаконие 10:5 "И обратился я, и сошел с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сделал, чтоб они там были, как повелел мне Господь" , 3 Царств 8:9 "В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исшествии их из земли Египетской" ).

Что с ними произошло дальше, истории неизвестно. Слово Божье также называет их "заветом" (Второзаконие 4:13 ), "скрижалями завета" (Второзаконие 9:9,11 ; Евреям 9:4 ) и "десятисловием" (Второзаконие 4:13 ).

Давайте же рассмотрим некоторые часто задаваемые вопросы о десяти заповедях.

Ветхий Завет о десяти заповедях



Десять заповедей перечисляются в двух местах Ветхого Завета: в Исходе 20:1-17 и во Второзаконии 5:6-21 . Обратимся к одному из них:

Исход 20:1-17 И изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Бог есть Дух (Иоанна 4:24), а десять заповедей - это сжатая версия духовного закона, данного человеку Богом. Именно поэтому десять заповедей называют Законом Божьим.

Перечисление десяти заповедей:

1. Почитай Бога и одному Ему служи.
2. Не сотвори себе кумира.
3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
4. Помни день субботний.
5. Почитай отца твоего и мать.
6. Не убивай
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай ничего, что у ближнего твоего


Господь Бог есть "Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои" (Исход 20:5-6 ). Он хочет, чтобы мы любили Его. Поэтому Он и сказал, что ненавидящих Его будет наказывать, а любящих Его - благословлять.

Под словом любовь имеется в виду не просто чувство обожания, а в первую очередь - повиновение : Второзаконие 11:1 Итак люби Господа, Бога твоего, и соблюдай, что повелено Им соблюдать . Иоанна 14:15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди .



Новый Завет о десяти заповедях

Многие люди считают, что когда пришёл Иисус Христос, Он отменил Закон Ветхого Завета и принёс Свой Новый Закон. На самом же деле всё обстоит совсем по-другому. Давайте обратимся к Библии и посмотрим, что Новый Завет говорит по этому поводу:

A. Иисус не пришёл нарушить Закон, а исполнить :

Матфея 5:17-19 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном .

B. Иисус объясняет духовную сторону Закона : (Матфея 5:21-45)

1. Не убий
Матфея 5:21-26 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака" (дурак), подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта .

2. Не прелюбодействуй
Матфея 5:27-30 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

3. О разводе
Матфея 5:31-32 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

4. Не преступай клятвы
Матфея 5:33-37 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

5. Око за око
Матфея 5:38-42 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

6. Люби ближнего, ненавидь врага
Матфея 5:43-47 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

Иисус пришёл не для того, чтобы отменить или нарушить Закон, а для того, чтобы исполнить его и донести до нас истинный духовный смысл Закона Божия. На примере разных заповедей Иисус показал, что если человек не согрешает в поведении, но грешит в мыслях, то он повинен в нарушении всего Закона Божия.
Иаков 2:8-9 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием [фаворитизмом], то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.

Христос также объяснил, что люди, подобные книжникам и фарисеям - служителям Закона, только делали вид, что исполняли Закон Божий. В действительности же они лишь делали вид, что исполняют Закон. В глазах Бога они выглядели подобно детям, которым родители сказали сделать уборку в комнате, а они закинули игрушки под кровать, а мусор замели под половик. Со стороны кажется, что в комнате порядок, но на самом деле это только видимость порядка.

Бога в первую очередь волнует состояние нашего сердца, а не дела. Именно поэтому Иисус предупредил нас, что видимость исполнения Божьих заповедей и так называемое "духовное пускание пыли в глаза" нас не спасут:
Матфея 5:20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

Своей жизнью и учением Господь Иисус Христос раскрыл истинный духовный смысл десяти заповедей и показал желание нашего Творца видеть нас святыми и непорочными - такими, какими мы были созданы Им по облику и подобию Божию:

Матфея 5:48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Самая главная заповедь


Практически каждый человек хотя бы однажды задумался над тем, какая из десяти заповедей является самой важной. Кто-то задаётся этим вопросом осознанно и формулирует его таким образом: "Какая заповедь важнее?". Другие затрагивают этот вопрос, зачастую сами того не осознавая в следующих высказываниях: "Все мы грешные. И я тоже, но я никого не грабил и не убивал". Подобные утверждения свидетельствуют о том, что они всё же считают, что не все десять заповедей равнозначны по своей важности и значимости.

Обратимся к Священному Писанию и выясним, какая из десяти заповедей является самой важной.

1. Ответ Иисуса
Матфея 22:36-40
Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: 1)Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь ; 2) Вторая же подобная ей : возлюби ближнего твоего, как самого себя .

Как мы видим, этот вопрос волновал людей ещё 2000 лет назад. Уже тогда они пытались выяснить, какая же из 10 заповедей - самая важная. Иисус ответил на этот вопрос весьма интересным образом. Он назвал две заповеди, которые являются самыми главными в Законе: (1) Возлюби Бога и (2) Возлюби ближнего.

2. На сих двух заповедях утверждается весь Закон и пророки

Эту фразу, озаглавившую пункт второй, можно найти в Евангелии от Матфея 22:40. Это - заключение Иисуса, которое Он сделал, отвечая на вопрос о том, какая из 10 заповедей является самой главной в Законе Божьем. Почему Иисус выделил только 2 заповеди из всего Закона и сказал, что именно на них "утверждается весь Закон"? Чем эти две заповеди так примечательны? И вообще, где Иисус вычитал вторую упомянутую им заповедь - "Возлюби ближнего"? Под каким номером она записана в 10 заповедях?

Десять заповедей можно разделить на 2 крупные категории:

 Заповеди по отношению к Богу.

 Заповеди по отношению к ближнему.

Первые четыре заповеди - (1) Почитай Бога и одному Ему служи, (2) Не сотвори себе кумира. (3) Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно, и (4) Помни день субботний - касаются наших взаимоотношений с Богом. Иисус сформулировал эти взаимоотношения как любовь к Богу . Если ты любишь Господа Бога всем сердцем и умом, то будешь стараться угодить Ему и исполнить Его волю.
Остальные шесть заповедей - (5) Почитай отца твоего и мать, (6) Не убивай, (7) Не прелюбодействуй, (8) Не кради, (9) Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего, и (10) Не желай ничего, что у ближнего твоего, - касаются наших взаимоотношений с окружающими. Иисус сформулировал эти взаимоотношения как любовь к ближнему .
Римлянам 13:9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя .
Если ты любишь окружающих, то не будешь замышлять злое против них, не будешь им завидовать и обижать их словами, или делами.

3. Любовь есть исполнение Закона.

Если вы обратили внимание на эти две заповеди, подчеркнутые Иисусом, на которых "утверждается весь Закон и Пророки", то вы, наверняка, заметили, что ключевым словом в них является слово "возлюби ".

Римлянам 13:8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон .

Римлянам 13:10 Итак любовь есть исполнение закона .

Бог есть любовь. 1 Иоанна 4:8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь . 1 Иоанна 4:16 Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем .

Закон Божий воздвигнут на любви. Именно поэтому Иисус сформулировал суть всего Закона в двух заповедях любви - возлюби Господа Бога твоего и возлюби ближнего, как самого себя!


Исполнение десяти заповедей

Многие задаются вопросом: "Достаточно ли я хорош, чтобы попасть в рай?" Один из способов, чтобы найти ответ на этот вопрос, - это проанализировать себя через призму 10 заповедей. Иногда люди рассуждают так: "Подумаешь, если я вдруг нарушил какую-нибудь маленькую заповедь. Но я ведь не убивал никого и не делал ничего подобного в своей жизни".

Давайте же рассмотрим этот вопрос поподробнее…

1. Почитай Бога и одному Ему служи.

Является ли Бог первым и главным в твоей жизни?

Рассажу вам одну историю: Один человек купил огромный телевизор для своих детей. Когда он пришел домой с работы, то дети даже не вышли навстречу, чтобы поприветствовать его, как они это делали раньше. Отец очень обиделся на это, осознав, что теперь не он занимает первое место в сердцах своих детей, а телевизор…
Точно также, если что-то или кто-то другой, а не Бог занимает первое место в нашем сердце и в нашей жизни, то мы виновны в нарушении самой первой заповеди. В Евангелии от Матфея 10:37 сказано, что если кто-то любит своих родителей или детей больше, чем Бога, то не достоин Его. Это не значит, что мы не должны любить своих родных и близких. Это лишь подчеркивает, что если мы любим их больше Бога, то эта любовь не достойна Бога. Бог хочет от нас большего…

2. Не сотвори себе кумира.
Есть такая поговорка "Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, а человек сотворил себе бога по своему образу и подобию".
То, что занимает первое место в нашей жизни и в нашем сердце (если, конечно, это не БОГ), - является нашим идолом. То, что (или кого) мы любим больше своей жизни, - является нашим идолом. Это могут быть деньги, власть, слава, вещи, люди и их мнение, строй или жизненный уклад, какая-то цель в жизни…Да что угодно! Идол - это не обязательно статуэтка, как было принято считать раньше…
Идолопоклонство - один из старейших грехов человечества. Но Библия ясно говорит, что идолопоклонники не наследуют Царства Небесного: 1 Коринфянам 6:9

4. Помни день субботний.
Суббота (в переводе "покой"). Бог дал людям один выходной день. Не просто для того, чтобы они отдыхали, делали всё, что им хочется, но чтобы они находили время рассуждать о своём Творце. Наш Господь хочет, чтобы мы пришли к Нему и "нашли покой душам нашим" (Матфея 11:29 ).

5. Почитай отца твоего и мать.
Постарайся припомнить, как часто в детстве и юности ты был непослушен своим родителям? Мы уже не говорим о взаимоотношениях с родителями сегодня, лишь вспоминаем детство и юность… Наверняка, многое уже забылось… Однако, Бог ничего не забыл. Он не припоминает нам наших грехов только тогда, когда мы исповедуем их и просим у Него прощения:
Исаия 43:25 Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну . Евреям 8:12 Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более .

6. Не убивай
Возможно, ты никого не убил. Но Иисус сказал, что ненавидящий ближнего своего является убийцей (Матфея 5:21-26 ). Таким образом, получается, что можно нарушить заповеди даже в своих мыслях и намерениях.

7. Не прелюбодействуй.
Эта заповедь предупреждает против сексуальных грехов, таких как: секс до брака, секс вне брака, секс с партнёром одного пола, секс с родственниками, секс с животными и т.д. Кроме того, Иисус подчеркивал, что прелюбодеяние в сердце (в мыслях) равносильно прелюбодеянию реальному (Матфея 5:27-3 ). Помните, что блудники Царства Божия не наследуют (1Коринфянам 6:9 )!

8. Не кради.
Случалось ли такое, когда вы вольно или невольно присваивали себе что-то, не принадлежащее вам? Причем это может быть не только вещь или деньги, но и время, звание, слава, идея и т.д. и т.п. А ведь это и есть нарушение заповеди: не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Если вы когда-нибудь кого-то обманывали или говорили о ком-то неправду (включая неправду о самом себе), то вы повинны в нарушении девятой заповеди.

10. Не желай ничего, что у ближнего твоего.
Эта заповедь объясняет саму себя. Зависть - есть такой же грех, как и ложь или воровство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Мы рассмотрели все 10 заповедей и разобрали, что значит - исполнять Закон Божий. Тем, кто считает, что одна заповедь важнее другой, и потому думает, что одни заповеди можно нарушать, а другие нельзя, - советуем ознакомиться со следующими словами из Библии:

Иакова 2:10 Кто соблюдает весь Закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всём. Ибо Тот же, Кто сказал: "не прелюбодействуй", сказал и: "не убей"; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник Закона .

А теперь давайте на минуту задумаемся о себе и своих взаимоотношениях с Богом. И вопрос, который напрашивается в связи с рассматриваемой темой - "Являюсь ли я преступником Закона Божия или нет ?"


Предназначение десяти заповедей

I. ДЛЯ ЧЕГО ЖЕ БОГ ДАЛ НАМ 10 ЗАПОВЕДЕЙ?

1. Бог дал нам Свой Закон, чтобы показать, что Он хочет видеть Свой народ святым и достойным Его.
Левит 11:44 Будьте святы, ибо Я свят.
Матфея 5:48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный .

2. Бог дал Закон для блага людей, а не для того, чтобы просто что-то запретить.
Второзаконие 30:19-20 Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих .

3. Бог дал нам Свой Закон, чтобы человек понял, что он не в состоянии его исполнить.
Римлянам 3:19-20 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть ...

Закон был дан человеку, что бы он понял, что не способен достичь совершенных Божьих стандартов своими силами и стараниями. Ни один человек на Земле не способен исполнить святой Закон Божий. Только Иисус Христос - Бог во плоти - исполнил весь Закон. И если кто-то из нас считает себя исполнителем Божьего Закона и Его десяти заповедей, то он - лжец. Потому что:
Во-первых , среди нас совершенных людей нет. И если ты не нарушаешь Божий Закон действием, то ты обязательно нарушаешь его в мыслях.
Иаков 2:8-9 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.
А во-вторых , если ты нарушил хотя бы одну заповедь Закона, то становишься виновным в нарушении всего Закона:
Иаков 2:10-11 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.

4. Бог дал нам Свой Закон, чтобы мы, люди, могли "Законом познать грех".
Не было бы заповеди, человек бы не знал, что можно, и что нельзя; что хорошо, а что плохо; что угодно Богу, а что является мерзостью в Его глазах.
Римлянам 7:7 ...Я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.
Римлянам 5:13 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона.
Римлянам 3:20 ...ибо законом познаётся грех .

Если кто-то надеется оправдаться перед Богом исполнением Его Закона, то он обольщается, потому что Библия гласит, что оправдаться Законом невозможно:
Галатам 3:11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.

Слово Божье предупреждает, что получить оправдание перед Богом можно только верою в Иисуса Христа и Его искупительную жертву на кресте:
Галатам 2:16 ...Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа .
Ефесянам 2:8-9 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился .

II. КАКИМ ОБРАЗОМ ВЕРУЮЩИЙ ОПРАВДЫВАЕТСЯ ПЕРЕД БОГОМ ЧЕРЕЗ ВЕРУ?

Ответ простой: на верующего в Иисуса Христа распространяется другой Божий закон - Закон Благодати:

Римлянам 3:21-26 Но ныне, независимо от закона , явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром , по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса .

Римлянам 8:1-4 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти . Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу .

Всё, что нужно сделать - признать Иисуса Христа своим Господом и Спасителем прямо сейчас! Отдайте Ему своё сердце и посвятите Ему всю свою оставшуюся жизнь. Поверьте, вы никогда об этом не пожалеете.

10 заповедей христианства – это тот путь, о котором сказал Христос: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). Сын Божий является воплощением добродетелей, так как добродетель – вещь не сотворенная, но свойство Бога. Их соблюдение нужно каждому человеку, чтобы достичь своей меры, которая приближает к Богу.

Заповеди Божии даны на горе Синай евреям после того, как у человека стал ослабевать внутренний закон по причине греховности, и они перестал слышать голос своей совести.

Основные заповеди христианства

Десять ветхозаветных Заповедей (Декалог) человечество получило через Моисея – ему явился Господь в Огненной Купине – кусте, который горел и не сгорал. Этот образ стал пророчеством о деве Марии – которая приняла в себя Божество и не сгорела. Закон был дан на двух каменных скрижалях (плитах), перстом начертал на них заповеди Сам Бог.

Десять Заповедей христианства (Ветхий Завет, Исх.20:2-17, Второзаконие 5:6-21):

  1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
  2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.
  4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
  6. Не убий.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не укради.
  9. Не лжесвидетельствуй.
  10. Не пожелай ничего чужого.

Многие думают, что главные заповеди христианства – это свод запретов. Господь сделал человека свободным и никогда не покушался на эту свободу. Но для желающих быть с Богом, есть правила, как провести свою жизнь в согласии с Законом. Следует помнить, что Господь – это источник благ для нас, и его закон – это как светильник на пути и способ не навредить себе, так как грех разрушает человека и его окружение.

Основные идеи христианства по заповедям

Рассмотрим подробнее, в чем заключаются основные идеи христианства по заповедям.

Я Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим

Бог – это Творец видимого и невидимого миров и источник всякой силы, могущества. Стихии движутся благодаря Богу, семя прорастает потому, что в нем живет сила Божия, любая жизнь возможна только в Боге и нет жизни вне ее Источника. Всякая сила – это собственность Божия, которую он отдает и забирает тогда, когда Ему это угодно. Следует просить только у Бога и ждать только от Него способностей, даров, различных благ, как у Источника животворящей силы.

Бог – это источник мудрости и знания. Он поделился Своим разумом не только с человеком – каждая тварь Божия наделена своей мудростью – от паучка до камня. Иная мудрость у пчелы, иная – у дерева. Животное чувствует опасность, благодаря мудрости Божией, птица прилетает на то самое гнездо, которое оставила осенью – по той же причине.

Всякая доброта возможна только в Боге. Во всем созданном Им есть эта доброта. Бог милосерден, терпелив, благ. Поэтому все, что сделано Им – бездонным Источником добродетели, — переполнено добротой. Желая добра себе и ближним, нужно молиться Богу об этом. Нельзя служить Богу, Создателю всего, и другому одновременно – в этом случае человек будет разорен. Нужно твердо решиться быть верным своему Господу, Ему одному молиться, служить, бояться. Его одного любить, боясь ослушаться, как своего Отца.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли

Не обожествляй творение вместо Творца. Что бы, кто бы это ни был – никто не должен занимать это священное место в твоем сердце – поклонение Творцу. Грех ли, страх ли отвращает человека от его Бога – всегда нужно найти в себе силы и не искать себе бога другого.

Человек после грехопадения стал слаб и непостоянен, он часто забывает близость Божию и Его заботу о каждом своем чаде. В минуты душевной слабости, когда грех берет верх, человек отвращается от Бога и обращается к Его слугам – творению. Но Бог милосерднее Своих слуг и необходимо найти в себе силы вернуться к Нему и получить исцеление.

Человек может считать божеством свое богатство, на которое возложил все надежды и упование; даже семья может быть таким божеством – когда ради других людей, пусть и самых близких, попирается Божий закон. А Христос, как мы знаем из Евангелия, сказал:

«кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37).

То есть, необходимо смиряться перед обстоятельствами, которые кажутся нам жестокими, и не отрекаться от Создателя. Человек может из власти, славы сделать себе идола, если также отдает этому все свое сердце и мысли. Из всего можно создать кумира, даже из икон. Некоторые христиане поклоняются не самой иконе, не материалу, из которого сделан крест, а образу, который стал возможен благодаря воплощению Сына Божия.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Нельзя произносить имя Божие небрежно, между делом, когда подвластен своим эмоциям, а не тоской по Богу. В повседневной жизни мы «замыливаем» имя Божие, произнося его неблагоговейно. Оно должно быть произносимо только в молитвенном напряжении, осознанно, ради высшего блага для себя и ближних.

Такое замыливание привело к тому, что сегодня люди смеются над верующими, когда те произносят фразу «хотите ли поговорить о Боге». Эта фраза была много раз произнесена всуе, и истинное величие имени Божьего обесценилось людьми как нечто банальное. А ведь эта фраза несет в себе огромное достоинство. Неминуемый вред ждет человека, для которого имя Божие стало банальным, а порой, и ругательным.

Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему

Седьмой день создан для молитвы и Богообщения. Для древних иудеев эта была суббота, но с наступлением Нового Завета мы приобрели Воскресение.

Не верно, что, в подражание ветхим правилам, мы должны избегать всякого труда в этот день, но труд этот должен быть во славу Божию. Сходить в храм и помолиться в этот день для христианина – святая обязанность. В этот день следует отдохнуть, в подражание Создателю: шесть дней Он творил этот мир, а в седьмой почил — написано в Бытие. Значит, седьмой день освящен особо – он создан для размышления о вечности.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле

Это первая заповедь с обещанием – исполни ее, и продлятся дни твои на земле. Необходимо уважать родителей. Какие бы ни были с ними отношения – они те, через кого Творец дал тебе жизнь.

Познавшие Бога еще до твоего появления на свет, они достойны почитания, как и всякие, что прежде тебя познал Вечную Истину. Заповедь о почитании родителей распространяется на всех старших по возрасту и далеких предков.

Не убивай

Жизнь – это бесценный дар, на который нельзя посягать. Родители не дают жизнь ребенку, но лишь материал для его тела. Вечная же жизнь заключена в духе, который неуничтожим и который вдыхает сам Бог.

Поэтому Господь всегда взыщет разбитый сосуд, если кто-то посягнет на чужую жизнь. Нельзя убивать детей в утробе, так как это новая жизнь, принадлежащая Богу. С другой стороны, никто не может убить жизнь полностью, так как тело – это лишь оболочка. Но истинная жизнь, как дар Божий, совершается в этой оболочке и ни родители, ни другие люди – никто не имеет права отнимать ее.

Не прелюбодействуй

Незаконные связи разрушают человека. Нельзя недооценивать вред, который причиняется телу и душе от нарушения этой заповеди. Необходимо со всей тщательностью хранить детей от разрушительного влияния, которое может оказать этот грех на их жизнь.

Потеря целомудрия – это потеря цельного разума, порядка в мыслях и жизни. Мысли людей, для которых блуд является нормой, становятся поверхностными, неспособными постичь глубину. Со временем появляются ненависть и отвращение ко всему святому, праведному, в человеке укореняются злые привычки и дурной навык. Это страшное зло сегодня нивелируется, но от этого прелюбодеяние, блуд не перестал быть смертным грехом.

Не укради

Поэтому украденное повлечет за собой только большие убытки для вора. Таков Закон этого мира, который всегда соблюдается.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Что может быть страшнее и обиднее клеветы? Сколько судеб разрушено по ложному доносу? Достаточно одного навета, чтобы поставить крест на любой репутации, на любой карьере.

Переломанные таким образом судьбы не ускользают от карающего взгляда Божьего, и обличение последует на злой язык, так как у этого греха всегда есть минимум 3 свидетеля – кого оклеветали, кто оклеветал и Господь Бог.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего

Эта заповедь является переходом в новозаветные заповеди блаженства – более высокий моральный уровень. Здесь Господь смотрит в корень греха, его причину. Грех всегда рождается сперва в помысле. От зависти бывают кражи и другие грехи. Таким образом, научившись десятой заповеди, человек сможет соблюсти и остальные.

Краткое изложение 10 основных заповедей христианства позволит усвоить знание для здоровых отношений с Богом. Это тот минимум, который необходимо соблюдать любому человеку, чтобы жить в гармонии с собой, окружающими людьми и Богом. Если есть рецепт счастья, загадочная чаша Грааля, которая дает полноту бытия, то это 10 заповедей — как лекарство от всех болезней.

Наверное, все слышали про 10 заповедей Библии. Они считаются основополагающими законами и в христианских религиях, и в иудаизме. Это простые тезисы, но по их толкованию написаны просто-таки целые тома. Реально ли применять их в сегодняшней жизни? Принесет ли это какую-то практическую пользу?

Происхождение Десяти заповедей

О том, как появился этот свод законов, повествует Библия. 10 заповедей Божьих были объявлены с неба во всеуслышание всему израильскому народу, который собрался возле Позже сам Бог написал провозглашенный свод законов на десяти каменных скрижалях и передал Моисею для того, чтобы этот оригинал хранился в народе из поколения в поколение.

Рассказ о том, как Бог давал израильскому народу 10 заповедей, записан в двадцатой главе книги Исход. Вот их краткое содержание:

  1. Поклоняйся только своему Создателю.
  2. Не делай для поклонения никаких статуй и картин.
  3. Не используй имя Бога неподобающе.
  4. Субботу посвящай Богу (не занимайся повседневной работой).
  5. Уважай родителей.
  6. Не убивай.
  7. Не участвуй в распутстве.
  8. Не воруй.
  9. Не лги.
  10. Не завидуй.

Надо ли соблюдать христианам?

Относятся ли требования Закона, данного в древности Моисею, к христианам? Нелишним будет упомянуть, что постановления Закона не ограничивались лишь десятью пунктами. Он включает в себя около 600 различных указаний. Однако эти десять заповедей содержат в себе главные принципы, которые остальные постановления объясняли более широко.

Главным мерилом для принятия тех или иных решений для христиан, по идее, должна бы быть Библия. 10 в ней нигде не упоминаются. И даже более того, когда Иисуса Христа спросили, какая заповедь в Законе самая главная, он привел два высказывания, которые не являются частью 10 заповедей Библии.

Означает ли это, что Христос считал их устаревшими к тому времени или неактуальными для своих последователей, которые должны были перестать исповедовать иудаизм и стать первыми христианами?

Отнюдь нет. Если проанализировать знаменитую Нагорную проповедь Христа, легко увидеть схему, по которой он ее строил: конкретное постановление из Закона - объяснение того, как его выполнять правильно. Так вот, среди этих постановлений есть и требования, включенные в 10 заповедей Библии, и те, которые не являются их частью.

Сам Иисус Христос заверил своих учеников в том, что он пришел на землю не для того, чтобы нарушить Закон, а для того, чтобы его исполнить. Не случайно на протяжении тысячелетий Слово Бога сохранялось, невзирая на все попытки его уничтожить. И это не простое совпадение, что сегодня у нас есть список 10 заповедей Библии. Закон Божий был написан для нашей же пользы. А потому принципы, содержащиеся в Десяти заповедях, непосредственно касаются христиан и сегодня.

Уникальность закона Бога

Даже при весьма беглом взгляде на знаменитые заповеди в глаза бросается сходство с основными законами любого цивилизованного общества. И это не удивительно, ведь в них отражается понимание человеческой сущности. Однако одна из заповедей в корне отличается от любого человеческого закона.

Подумайте о самом смысле существования законов. Они принимаются ради защиты интересов общества в целом и отдельно взятых членов этого общества в частности. К тому же любое постановление, которое что-либо запрещает, предполагает определенную меру наказания в случае нарушения. Соответственно определяются и методы фиксации этих нарушений.

Однако подумайте, как можно проследить за исполнением последней из заповедей: «Не завидуй»? Как можно определить, обвинить, доказать и добиться наказания для того, кто нарушит это указание? Для человека это просто невозможная задача.

Существование десятой заповеди - одно из косвенных доказательств правдивости библейского повествования. Бог в состоянии исследовать сердце и увидеть мотивы поступков и скрытые желания. Следить же за своей непорочностью в этом вопросе каждый должен самостоятельно.

10 заповедей Библии и современное общество

Еще в 2000 году был проведен опрос на предмет отношения респондентов к Десяти заповедям. Результаты ярко проиллюстрировали изменение ценностей в пределах соседних поколений. Почти 70% опрошенных, которым было более 60 лет, знали заповеди и старались поступать в соответствии с ними. А вот среди молодых людей до 30 лет таковых не набралось и 30%. И подобная тенденция лишь усугубляется.

Подмена понятий и ценностей

Практически каждый, даже очень далекий от религии человек скажет, что выполнение Десяти заповедей полезно и правильно. Да и не один здравомыслящий индивидуум не заявит, что надо идти против Бога. Подмена библейских ценностей - тех ценностей, которые были изначально установлены самим Создателем, - происходит на более тонком уровне.

Убивать - грех? Да! А если убивать, защищая свою страну? Убийца переименовывается в героя…. Причем независимо от того, защищается эта страна или нападает.
Прелюбодеяние - грех? Да! А если это - настоящая любовь? Вроде уже и звучит как-то по-другому….

Не делай изображений для поклонения. Вроде как абсолютно определенное указание. Но если это икона…. То, что согласно закону Бога - неприемлемо, в какой-то момент превратилось в освященное.

Вот так, незаметно, идет влияние на подсознание человека. И в момент, когда надо принять решение о том, как поступить, мозг автоматически предложит более комфортный вариант. Хотя последствия могут быть и плачевными.

Обучение детей

Когда стоит начинать знакомить детей с библейскими наставлениями? В наше время популярно мнение, что ребенку не стоит давать религиозное воспитание. Лучше подождать, пока он вырастет и сможет принять свое собственное осознанное решение в этих вопросах.

Однако подобные умозаключения несостоятельны. 10 заповедей полезны не меньше, чем для взрослых. А знание этих принципов вреда уж точно никакого не причинит.

Подумайте, мы же не ждем сознательного возраста у ребенка, чтобы начать учить его пользоваться ложкой. А следуя вышеприведенной логике, надо было бы все полностью пустить на самотек, ожидая подходящего момента.

Сам Закон Бога предписывает необходимость обучать своих детей заповедям с самого раннего возраста. Но как это можно делать практически?

Во-первых, не бойтесь читать с детьми Библию в оригинале с юного возраста. Не стоит недооценивать способность к восприятию и обучению у малышей. Лучше всего, если вы будете использовать ясный и легко понятный перевод Библии, а не отдавать предпочтение устаревшему варианту только из-за традиции.

Кроме того, сейчас в изобилии имеется литература, которая знакомит с основными библейскими требованиями, написанная специально для детей. Читайте ее вместе с ребенком. Поощряйте его задавать вопросы и вместе ищите на них ответы. И не сомневайтесь в том, что ваши усилия окупятся сторицей.

Десять Заповедей – это десять законов в Библии, данных Богом израильскому народу после исхода из Египта. Десять Заповедей фактически являются итогом 613 указаний, содержащихся в законе Ветхого Завета. Первые четыре заповеди рассматривают наши отношения с Богом. Последующие шесть заповедей обращены к нашим отношениям друг с другом. Десять Заповедей были зафиксированы в Библии, в книгах Исход 20:2-17 и Второзаконие 5:6-21, и заключаются в следующем:

1. «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим». Это – повеление против поклонения любым богам, кроме одного истинного Бога. Все другие боги – ложные боги.

2. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им». Данная заповедь запрещает создание идолов, визуального отображения Бога. Мы не в состоянии сделать такое изображение, которое могло бы точно изобразить Бога.

3. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Это – указание против использования имени Господа напрасно. Мы не должны говорить о Нём легкомысленно. Мы должны оказывать почтение Богу, упоминая Его с уважением.

4. «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему». Заповедь выделять субботу как день покоя, посвященный Господу.

5. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Это – повеление всегда относиться к своим родителям с честью и уважением.

6. «Не убивай». Это – указание против умышленного убийства другого человека.

7. «Не прелюбодействуй». Нам запрещено вступать в половые отношения с кем-либо, кроме своего супруга/супруги.

8. «Не кради». Мы не должны брать что-либо, не принадлежащее нам, без разрешения человека, которому оно принадлежит.

9. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Это – повеление против дачи ложных показаний. По сути, это заповедь против лжи.

10. «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». Это – повеление, запрещающее желать что-либо, не принадлежащее нам. Зависть может привести к нарушению одной из вышеперечисленных заповедей: к убийству, прелюбодеянию или краже. Если что-то является неправильным, то неправильным является и желание это сделать.

Многие люди ошибочно рассматривают Десять Заповедей как набор правил, соблюдение которых гарантирует вход в Рай после смерти. На самом деле, целью Десяти Заповедей было показать людям, что они не могут безупречно исполнить Закон (Римлянам 7:7-11) и, таким образом, нуждаются в Божьей милости и благодати. Несмотря на утверждения богатого юноши, упомянутого в Евангелии от Матфея 19:16, никто не может идеально исполнить Десять Заповедей (Экклезиаст 7:20). Десять Заповедей демонстрируют, что мы все согрешили (Римлянам 3:23) и нуждаемся в Божественном прощении и искуплении, возможном только через веру в Иисуса Христа.

Настоящая добрая христианская жизнь может быть только у того, кто имеет в себе веру Христову и старается жить по этой вере, то есть добрыми делами исполняет волю Божию.
Чтобы люди знали, как им жить и что делать, Бог дал им Свои заповеди - Закон Божий. Десять заповедей пророк Моисей получил от Бога приблизительно за 1500 лет до Рождества Христова. Это произошло, когда евреи вышли из египетского рабства и подошли в пустыне к горе Синай.
Сам Бог написал Десять заповедей на двух каменных скрижалях (плитах). В первых четырех заповедях были изложены обязанности человека по отношению к Богу. В остальных шести заповедях излагались обязанности человека по отношению к его ближним. Люди в то время еще не привыкли жить по воле Божией и легко совершали тяжёлые преступления. Поэтому за нарушение многих заповедей, как например: за идолопоклонство, плохие слова против Бога, за плохие слова против родителей, за убийство и за нарушение супружеской верности - полагалась смертная казнь. В Ветхом Завете господствовал дух строгости и наказания. Но эта строгость была полезна для людей, так как сдерживала их плохие привычки, и люди мало-помалу стали исправляться.
Известны также другие Девять заповедей (заповеди Блаженства), которые дал людям Сам Господь Иисус Христос в самом начале Своей проповеди. Господь взошёл на невысокую гору около Галилейского озера. Вокруг Него собрались апостолы и множество людей. В заповедях Блаженства господствует любовь и смирение. В них изложено, как человек постепенно может достичь совершенства. В основе добродетели лежит смирение (духовная нищета). Покаяние очищает душу, потом появляется в душе кротость и любовь к Божией правде. После этого человек делается сострадательным и милостивым и его сердце настолько очищается, что он делается способным видеть Бога (чувствовать Его присутствие в своей душе).
Но Господь видел, что большинство людей выбирает зло и что злые люди будут ненавидеть и преследовать истинных христиан. Поэтому в последних двух заповедях блаженства Господь учит нас терпеливо переносить все несправедливости и преследования от плохих людей.
Мы должны сосредоточивать свое внимание не на мимолётных испытаниях, которые неизбежны в этой временной жизни, а на том вечном блаженстве, которое Бог приготовил для людей, любящих Его.
Большинство заповедей Ветхого Завета говорят, чего мы не должны делать, а заповеди Нового Завета учат нас, как надо поступать и к чему стремиться.
Содержание всех заповедей как Ветхого, так и Нового Завета можно изложить в двух заповедях любви, данных Христом: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим. Вторая подобная ей - взлюби ближнего своего, как самого себя." И еще Господь дал нам верное руководство, как поступать: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними."

Десять заповедей Ветхого Завета.

Объяснение Десяти Заповедей Ветхого Завета.

Первая заповедь Ветхого Завета.

"Я - Господь Бог твой, пусть не будет у тебя других Богов, кроме Меня."

Первой заповедью Господь Бог указывает человеку на Самого Себя и внушает нам почитать Его единого истинного Бога, и, кроме Него, никому мы не должны воздавать Божеского почитания. Первой заповедью Бог нас учит правильному Богопознанию и правильному Богопочитанию.
Богопознание - значит правильно знать Бога. Богопознание есть важнейшее из всех знаний. Оно составляет первую и важнейшею нашу обязанность.
Для приобретения Богопознания мы должны:
1. Читать и изучать Священное Писание (а дети: книгу Закона Божия).
2. Регулярно посещать Божий храм, вникать в содержание церковных служб и слушать проповедь священника.
3. Думать о Боге и о цели нашей земной жизни.
Богопочитание означает, что мы должны всеми своими поступками выражать свою веру в Бога, надежду на Его помощь и любовь к Нему как к нашему Создателю и Спасителю.
Когда мы ходим в храм, молимся дома, соблюдаем посты и почитаем церковные праздники, оказываем послушание своим родителям, помогаем им чем можем, усердно учимся и исполняем домашние задания, когда мы ведем себя тихо, не ссоримся, когда помогаем ближним, когда мы постоянно думаем о Боге и сознаём Его присутствие с нами, - тогда мы истинно почитаем Бога,то есть выражаем свое Богопочитание.
Таким образом, первая заповедь в известной мере содержит в себе остальные заповеди. Или остальные заповеди объясняют, как исполнять первую заповедь.
Грехами против первой заповеди являются:
Безбожие (атеизм) - когда человек отрицает существование Бога (например: коммунисты).
Многобожие: почитание многих богов или идолов (дикие племена Африки, Южной Америки и др.).
Неверие: сомнение в Божественной помощи.
Ересь: искажение той веры, которую нам дал Бог. В мире существует множество сект, учение которых придумано людьми.
Богоотступничество: отречение от веры в Бога или от христианства из-за страха или расчетов получить награду.
Отчаяние - когда люди, забывая, что Бог устраивает всё к лучшему, начинают недовольно роптать или даже покушаются закончить свою жизнь самоубийством.
Суеверие: вера в разные приметы, звезды, гадания.

Вторая заповедь Ветхого Завета.

"Не делай себе идола и никакого подобия того, что на небе вверху, что на земле внизу, что в водах под землею. Не кланяйся и не служи им."

Евреи почитают золотого тельца, которого сами сделали.
Эта заповедь была написана тогда, когда люди были очень склонны почитать разных идолов и обоготворяли силы природы: солнце, звёзды, огонь и т.д. Идолопоклонники сооружали себе идолов, изображающих их ложных богов, и поклонялись этим идолам.
В наши дни такое грубое идолопоклонство почти не существует в развитых странах.
Однако, если люди всё своё время и силы, все свои заботы отдают чему-то земному, забывая семью и даже Бога, такое поведение тоже является своего рода идолопоклонством, что запрещается этой заповедью.
Идолопоклонством является чрезмерная привязанность к деньгам и богатству. Идолопоклонством является постоянное чревоугодие, т.е. когда человек только о том и думает, только тем и занимается, чтобы много и вкусно поесть. Наркомания и пьянство тоже относятся к этому греху идолопоклонства. Нарушают также вторую заповедь гордые люди, которые хотят всегда быть центром внимания, хотят, чтобы все их почитали и беспрекословно слушались.
В то же время вторая заповедь не запрещает правильно почитать святой Крест и святые иконы. Не запрещает потому, что, почитая крест или икону, где изображен истинный Бог, человек воздает честь не дереву или краске, из которых эти предметы сделаны, а Иисусу Христу или святым, которые на них изображены.
Иконы напоминают нам о Боге, иконы помогают нам молиться, потому что душа наша так устроена, что на что мы смотрим, о том и думаем.
Почитая святых, изображенных на иконах, мы не воздаем им одинакового почитания как равным Богу, а молимся им как нашим покровителям и молитвенникам перед Богом. Святые - это наши старшие братья. Они видят наши трудности, видят нашу слабость и неопытность и помогают нам.
Сам Бог показывает нам, что Он не запрещает правильное почитание святых икон, напротив - Бог являет через святые иконы помощь людям. Существует множество чудотворных икон, например: Курской Божией Матери, плачущие иконы в разных частях света, множество обновившихся икон в России, Китае и других странах.
В Ветхом Завете Сам Бог повелел Моисею сделать золотые изображения херувимов (Ангелов) и поместить эти изображения на крышке Ковчега, где хранились скрижали с написанными на них заповедями.
Изображения Спасителя с древнейших времен почитаются в христианской Церкви. Одно из таких изображений - образ Спасителя, называемый "Нерукотворный." Иисус Христос приложил к своему лицу полотенце, и изображение лица Спасителя чудесным образом осталось на этом полотенце. Больной царь Авгарь, как только прикоснулся к этому полотенцу, исцелился от проказы.

Третья заповедь Ветхого Завета.

"Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно."

Третьей заповедью запрещается произносить имя Божие напрасно, без должного благоговения. Имя Божие произносится напрасно, когда употребляется в пустых разговорах, шутках, играх.
Этой заповедью запрещается вообще легкомысленное и неблагоговейное отношение к имени Божию.
Грехами против этой заповеди являются:
Божба: легкомысленное употребление клятвы с упоминанием имени Божиего в обыкновенных разговорах.
Богохульство: дерзкие слова против Бога.
Кощунство: неблагоговейное обращение со священными предметами.
Запрещается здесь также нарушение обетов - обещаний, данных Богу.
Имя Божие должно произноситься со страхом и благоговением только в молитве или при изучении Священного Писания.
Надо всячески избегать рассеянности в молитве. Для этого необходимо понимать смысл молитв, которые мы произносим дома или в храме. Надо перед тем, как говорить молитву, даже немного успокоиться, подумать, что мы собираемся беседовать с вечным и всемогущим Господом Богом, перед Которым даже ангелы предстоят с трепетом; и, наконец, произносить молитвы не спеша, стараясь, чтобы наша молитва была искренней - исходила прямо из нашего ума и сердца. Такая благоговейная молитва угодна Богу, и Господь по вере нашей даст нам те блага, которые мы просим.

Четвертая заповедь Ветхого Завета.

"Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все твои дела, а день седьмой - день покоя - да будет посвящен Господу Богу твоему."

Слово "суббота" по-еврейски значит покой. Так этот день недели назывался, потому что в этот день запрещалось работать или заниматься житейскими делами.
Четвертой заповедью Господь Бог повелевает шесть дней работать и заниматься своими обязанностями, а седьмой день посвящать Богу, т.е. в седьмой день совершать святые и угодные Ему дела.
Святыми и угодными Богу делами являются: забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Священного Писания и Закона Божия, размышления о Боге и о цели своей жизни, благочестивые разговоры о предметах христианской веры, помощь бедным, посещение больных и другие добрые дела.
В Ветхом Завете праздновалась суббота в воспоминание окончания сотворения Богом мира. В Новом Завете со времени св. апостолов стал праздноваться первый день после субботы, воскресенье - в воспоминание Воскресения Христова.
В воскресный день христиане собирались на молитву. Читали Священное Писание, пели псалмы и причащались на литургии. К сожалению, теперь многие христиане не такие усердные, как в первые века христианства, и многие стали реже причащаться. Тем не менее никогда нельзя забывать, что воскресный день должен принадлежать Богу.
Нарушают четвертую заповедь те, кто ленится и в будние дни не работает или не исполняет своих обязанностей. Нарушают эту заповедь те, кто по воскресеньям продолжает работать и не идет в церковь. Нарушают эту заповедь и те, что хотя и не работает, но проводит воскресенье в одних забавах и играх, не думая о Боге, о добрых делах и о спасении своей души.
Кроме воскресений христиане посвящают Богу и некоторые другие дни года, в которые Церковь отмечает великие события. Это так называемые церковные праздники.
Самым великим нашим праздником является Пасха - день Воскресения Христова. Это "праздников праздник и торжество из торжеств."
Есть 12 великих праздников, именуемых двунадесятыми. Некоторые из них посвящены Богу и называются Господскими праздниками, другие из них посвящены Божией Матери и называются Богородичными праздниками.
Господские праздники: (1) Рождество Христово, (2) Крещение Господне, (3) Сретение Господне, (4) Вход Господень во Иерусалим, (5) Воскресение Христово, (6) Сошествие Святого Духа на апостолов (Троица), (7) Преображение Господне и (8) Воздвижение Креста Господня. Богородичные праздники: (1) Рождество Божией Матери, (2) Введение во храм Пресвятой Богородицы, (3) Благовещение и (4) Успение Божией Матери.

Пятая заповедь Ветхого Завета.

"Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле."

Пятой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать родителей своих и за это обещает благополучную и долгую жизнь.
Почитать родителей значит: любить их, быть почтительными к ним, ни оскорблять их ни словами, ни поступками, повиноваться им, помогать им в повседневных трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу как при их жизни, так и после смерти.
Грех непочитания к родителям есть великий грех. В Ветхом Завете кто говорил плохие слова на отца или мать, тот наказывался смертью.
Наряду с родителями мы должны почитать и тех, кто в каком-либо отношении заменяет нам родителей. К таким лицам принадлежат: епископы и священники, заботящиеся о нашем спасении; гражданские власти: президент страны, губернатор штата, полицейские и все вообще из тех, на ком лежит обязанность поддерживать порядок и нормальную жизнь в стране. Также надо поэтому почитать учителей и всех людей старше нас возрастом, которые имеют опыт в жизни и могут нам дать добрый совет.
Грешат против этой заповеди те, кто не уважает старших, в особенности стариков, кто с недоверием относится к их замечаниям и наставлениям, считая их людьми "отсталыми," а их понятия "отжившими." Бог сказал: "Перед лицем седого вставай и почитай лицо старца" (Лев. 19:32).
Когда младший встречается со старшим, младший должен первый поздороваться. При входе учительницы в класс ученики должны встать. Если в автобус или поезд войдет престарелый человек или женщина с ребенком, то молодой человек должен встать и уступить своё место. Когда слепой человек хочет перейти улицу, надо ему помочь.
Только в том случае, когда старшие или начальники требуют от нас исполнить что-либо против нашей веры и закона, мы не должны им повиноваться. Закон Божий и послушание Богу являются высшим законом для всех людей.
В тоталитарных странах начальники иногда издают законы и дают распоряжения, противоречащие Закону Божию. Иногда они требуют от христианина, чтобы он отрёкся от своей веры или делал что-то против своей веры. Христианин в таком случае должен быть готов пострадать за свою веру и за имя Христово. Бог обещает в награду за эти страдания вечное блаженство в Царстве Небесном. "Претерпевший до конца, спасется... Кто отдаст жизнь свою ради Меня и Евангелия, тот снова приобретет ее" (Матф. 10-ая глава).

Шестая заповедь Ветхого Завета.

"Не убей."

Шестой заповедью Господь Бог запрещает убийство, т.е. отнятие жизни у других людей, а также и у самого себя (самоубийство) каким бы то ни было образом.
Жизнь есть величайший дар Божий, поэтому никто не имеет права этот дар отнимать.
Самоубийство есть самый страшный грех потому, что в этом грехе заключается отчаяние и ропот на Бога. А кроме того, после смерти нет возможности покаяться и загладить свой грех. Самоубийца обрекает свою душу на вечное мучение в аду. Чтобы не отчаиваться, надо всегда помнить, что Бог нас любит. Он наш Отец, Он видит наши трудности и имеет достаточно сил, чтобы нам помочь даже в самой трудной ситуации. Бог по Своим премудрым планам попускает нам иногда пострадать от болезни или какой-нибудь неприятности. Но надо твердо знать, что Бог всё устраивает к лучшему, и постигшие нас скорби Он обращает к нашей пользе и спасению.
Нарушают шестую заповедь несправедливые судьи, если осуждают подсудимого, невинность которого им известна. Всякий, кто помогает другим совершать убийство или помогает убийце скрыться от наказания, также нарушает эту заповедь. Нарушает эту заповедь и тот, кто ничего не сделал, чтобы избавить ближнего от смерти, когда вполне мог бы это сделать. Также тот, кто тяжёлым трудом и жестокими наказаниями изнуряет своих работников и тем ускоряет их смерть.
Грешит против шестой заповеди и тот, кто желает смерти другому человеку, ненавидит ближних и причиняет им скорбь своею злобой и словами.
Кроме телесного убийства, есть и еще другое страшное убийство: это духовное убийство. Когда человек соблазняет другого на грех, этим он духовно убивает своего ближнего, потому что грех есть смерть для вечной души. Поэтому нарушают шестую заповедь все те, кто распространяет наркотики, соблазнительные журналы и фильмы, кто учит других, как делать зло или подает плохой пример. Нарушают это заповедь и те, которые распространяют безбожие, неверие, колдовство и суеверия среди людей; грешат те, которые проповедуют разные экзотические верования, противоречащие христианскому вероучению.
К сожалению, приходится в некоторых исключительных случаях допускать убийство для прекращения неизбежного зла. Например, если неприятель напал на мирную страну, воины должны защищать свою родину и свои семьи. В таком случае воин не только убивает по необходимости, чтобы спасти своих близких, но и сам ставит свою жизнь в опасность и жертвует собой ради спасения своих ближних.
Также судьям приходится иногда осуждать на смерть неисправимых преступников, чтобы спасти общество от их дальнейших преступлений против людей.

Седьмая заповедь Ветхого Завета.

"Не прелюбодействуй."

Седьмой заповедью Господь Бог запрещает нарушение супружеской верности и всякую незаконную и нечистую связь.
Вступившие в брак муж и жена дали обещание жить вместе всю жизнь и делить вместе как радости, так и горести. Поэтому этой заповедью Бог запрещает разводиться. Если у мужа и жены разные характеры и вкусы, они должны прилагать все усилия, чтобы сглаживать то, что у них разное, а единство семьи ставить выше личных выгод. Развод есть не только нарушение седьмой заповеди, но и преступление против детей, которые остаются без семьи и после развода часто вынуждены бывают жить в чуждых для них условиях.
Неженатым Бог повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний. Надо избегать всего, что может возбудить в сердце нечистые чувства: плохие слова, нескромные шутки, бесстыдные анекдоты и песни, буйную и возбуждающую музыку и танцы. Надо избегать соблазнительных журналов и фильмов, а также чтения безнравственных книг.
Слово Божие повелевает нам хранить наши тела в чистоте, потому что тела наши "суть члены Христовы и храмы Духа Святого."
Самым страшным грехом против этой заповеди является противоестественная связь к лицам одинакового пола. В наши дни даже регистрируют своего рода "семьи" между мужчинами или между женщинами. Такие люди часто гибнут от неизлечимых и страшных болезней. За этот страшный грех Бог полностью уничтожил древние города Содом и Гоморру, о чем рассказывает нам Библия (гл. 19).

Восьмая заповедь Ветхого Завета.

"Не кради."

Восьмой заповедью Бог запрещает кражу, то есть присвоение каким бы то ни было образом того, что принадлежит другим.
Грехами против этой заповеди могут быть:
Обман (т.е. присвоение чужой вещи хитростью), например: когда уклоняются от платежа долга, утаивают найденное, не разыскивая хозяина найденной вещи; когда обвешивают при продаже или дают неправильную сдачу; когда не дают положенную плату рабочему.
Воровство - похищение чужой вещи.
Грабительство - отнятие чужой вещи насилием или при помощи оружия.
Нарушают эту заповедь также те, кто берет взятки, то есть берет деньги за то, что должен был бы сделать по обязанности своей службы. Нарушают эту заповедь те, кто притворяется больным, чтобы, не работая, получать деньги. Также те, кто нечестно работает, делает кое-что напоказ при начальстве, а когда его нет, бездельничает.
Этой заповедью Бог нас учит честно трудиться, быть довольными тем, что у нас есть, и не стремиться к большому богатству.
Христианин должен быть милосердным: часть своих денег жертвовать церкви и бедным людям. Все, что человек имеет в этой жизни, не принадлежит ему навеки, а дается человеку Богом для временного пользования. Поэтому надо делиться с другими тем, что у нас есть.

Девятая заповедь Ветхого Завета.

"Не произноси на другого ложного свидетельства."

Девятой заповедью Господь Бог запрещает говорить ложь о другом человеке и запрещает вообще всякую ложь.
Девятую заповедь нарушают те, кто:
Сплетничает - пересказывает другим недостатки своих знакомых.
Клевещет - сознательно говорит о других людях ложь с целью им повредить.
Осуждает - производит строгую оценку человека, причисляя его к плохим людям. Евангелие не запрещает нам оценивать сами поступки с точки зрения того, насколько они хороши или плохи. Мы должны отличать зло от добра, мы должны удаляться от всякого греха и несправедливости. Но не следует на себя брать роль судьи и говорить, что такой-то наш знакомый пьяница, или вор, или распутный человек и так далее. Этим мы осуждаем не столько зло, сколько самого человека. Такое право осуждать принадлежит только Богу. Очень часто мы видим только внешние поступки, но не знаем о настроении человека. Нередко грешники потом сами тяготятся своими недостатками, просят у Бога прощения грехов и с помощью Божией побеждают свои недостатки.
Девятая заповедь нас учит обуздывать свой язык, следить за тем, что мы говорим. Большинство наших грехов происходит от ненужных слов, от пустословия. Спаситель сказал, что человек должен будет дать ответ Богу за каждое слово, которое он скажет.

Десятая заповедь Ветхого Завета.

"Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его... ни всего того, что принадлежит ближнему твоему."

Десятой заповедью Господь Бог запрещает не только делать что-либо плохое другим, окружающим нас ближним, но запрещает плохие желания и даже плохие мысли по отношению к ним.
Грех против этой заповеди называется зависть.
Тот, кто завидует, кто в мыслях желает чужого, тот от худых мыслей и желаний легко может дойти и до плохих дел.
Но и сама по себе зависть оскверняет душу, делая ее нечистой перед Богом. Священное Писание говорит: "Мерзость перед Богом злые мысли" (Притч. 15:26).
Одной из главных задач истинного христианина является очищать свою душу от всякой внутренней нечистоты.
Чтобы избежать греха против десятой заповеди, необходимо хранить чистоту сердца от всякой чрезмерной привязанности к земным предметам. Надо быть довольным тем, что имеем и благодарить Бога.
Учащиеся в школе не должны завидовать другим ученикам, когда другие очень хорошо учатся и делают успехи. Каждый должен стараться учиться как можно лучше и свой успех приписывать не себе только, а Господу, давшему нам разум, возможность учиться и все необходимое для развития способностей. Истинный христианин радуется, когда видит у других успех.
Если будем искренне просить Бога, Он нам поможет стать истинными христианами.