Преподобный никита столпник переславский. Никитский монастырь, Переславль-Залесский: история, достопримечательности и интересные факты Преподобный аскет столпник который копал колодец

Житие преподобного Никиты Столпника, Переяславского

Пре-по-доб-ный Ни-ки-та Столп-ник Пе-ре-я-с-лав-ский был уро-жен-цем го-ро-да Пе-ре-я-с-лав-ля-За-лес-ско-го и за-ве-до-вал сбо-ром ка-зен-ных по-да-тей и на-ло-гов. В 1152 го-ду князь Юрий Дол-го-ру-кий пе-ре-нес го-род Пе-ре-я-с-лавль и ка-мен-ный храм во имя Все-ми-ло-сти-во-го Спа-са на но-вое ме-сто. В свя-зи с рас-хо-да-ми по стро-и-тель-ству го-ро-да и хра-ма был про-из-ве-ден уси-лен-ный сбор по-да-тей с жи-те-лей го-ро-да. Ни-ки-та, ру-ко-во-див-ший эти-ми сбо-ра-ми, нещад-но гра-бил жи-те-лей, со-би-рая огром-ные сум-мы де-нег для се-бя. Так дли-лось мно-го лет. Но ми-ло-серд-ный Гос-подь, же-ла-ю-щий всех греш-ни-ков спа-сти, и Ни-ки-ту при-вел к по-ка-я-нию.

Од-на-жды он при-шел в цер-ковь и услы-шал сло-ва про-ро-ка Ис-а-ии: «Из-мый-те-ся, и чи-сти бу-де-те, отьи-ми-те лу-кав-ства от душ ва-ших... на-учи-те-ся доб-ро тво-ри-ти... из-ба-ви-те оби-ди-ма-го, су-ди-те си-ру (за-щи-ти-те си-ро-ту) и оправ-ди-те вдо-ви-цу» (). Слов-но гро-мом, был по-тря-сен он эти-ми сло-ва-ми, про-ник-ши-ми в глу-би-ну серд-ца. Всю ночь Ни-ки-та про-вел без сна, вспо-ми-ная сло-ва: «Из-мый-те-ся и чи-сти бу-де-те». Од-на-ко утром он ре-шил при-гла-сить дру-зей, чтобы в ве-се-лой бе-се-де за-быть ужа-сы про-шед-шей но-чи. Гос-подь вновь при-звал Ни-ки-ту к по-ка-я-нию. Ко-гда же-на ста-ла го-то-вить обед для уго-ще-ния го-стей, то вдруг уви-де-ла в ки-пя-щем кот-ле то всплы-вав-шую че-ло-ве-че-скую го-ло-ву, то ру-ку, то но-гу. В ужа-се по-зва-ла она му-жа, и Ни-ки-та уви-дел то же са-мое. Вне-зап-но в нем про-бу-ди-лась уснув-шая со-весть, и Ни-ки-та яс-но осо-знал, что сво-и-ми по-бо-ра-ми он по-сту-па-ет как убий-ца. «Увы мне, мно-го я со-гре-шил! Гос-по-ди, на-ставь ме-ня на путь Твой!» - с та-ки-ми сло-ва-ми вы-бе-жал он из до-ма.

В трех вер-стах от Пе-ре-я-с-лав-ля сто-ял мо-на-стырь во имя свя-то-го ве-ли-ко-му-че-ни-ка Ни-ки-ты, ку-да и при-шел по-тря-сен-ный страш-ным ви-де-ни-ем Ни-ки-та. Со сле-за-ми он при-пал к но-гам игу-ме-на: «Спа-си по-ги-ба-ю-щую ду-шу». То-гда игу-мен ре-шил ис-пы-тать ис-крен-ность его по-ка-я-ния и дал пер-вое по-слу-ша-ние: три дня сто-ять при мо-на-стыр-ских во-ро-тах и ис-по-ве-до-вать всем про-хо-дя-щим гре-хи свои. С глу-бо-ким сми-ре-ни-ем Ни-ки-та при-нял пер-вое по-слу-ша-ние. Через три дня игу-мен вспом-нил о нем и по-слал од-но-го ино-ка по-смот-реть, что он де-ла-ет у мо-на-стыр-ских во-рот. Но инок не на-шел Ни-ки-ту на преж-нем ме-сте, а об-на-ру-жил его ле-жа-щим в бо-ло-те; он был по-крыт ко-ма-ра-ми и мош-ка-ми, те-ло его бы-ло в кро-ви. То-гда сам игу-мен с бра-ти-ей при-шел к доб-ро-воль-но-му стра-даль-цу и спро-сил: «Сын мой! что ты де-ла-ешь с со-бой?» «Отец! Спа-си по-ги-ба-ю-щую ду-шу», - от-ве-чал Ни-ки-та. Игу-мен одел Ни-ки-ту во вла-ся-ни-цу, сам ввел в мо-на-стырь и по-стриг в мо-на-ше-ство.

Всем серд-цем при-няв мо-на-ше-ские обе-ты, пре-по-доб-ный Ни-ки-та про-во-дил дни и но-чи в мо-лит-ве, пе-нии псал-мов и чте-нии жи-тий свя-тых по-движ-ни-ков. По бла-го-сло-ве-нию на-сто-я-те-ля он воз-ло-жил на се-бя тя-же-лые вери-ги и на ме-стах сво-их мо-на-ше-ских по-дви-гов ис-ко-пал два глу-бо-ких ко-лод-ца. Вско-ре пре-по-доб-ный уси-лил свой по-двиг - он вы-ко-пал глу-бо-кую круг-лую яму и там, воз-ло-жив на гла-ву ка-мен-ную шап-ку, стал, по-доб-но древним столп-ни-кам, на пла-мен-ную мо-лит-ву. Толь-ко го-лу-бое небо да ноч-ные звез-ды ви-дел он со дна сво-е-го стол-па-ко-лод-ца, да уз-кий под-зем-ный ход вел под цер-ков-ную сте-ну - по нему пре-по-доб-ный Ни-ки-та хо-дил в храм на бо-го-слу-же-ние.

Так, под-ви-за-ясь доб-рым по-дви-гом в оби-те-ли ве-ли-ко-му-че-ни-ка Ни-ки-ты, пре-по-доб-ный Ни-ки-та и сам за-вер-шил жизнь му-че-ни-че-ской кон-чи-ной. Од-на-жды но-чью род-ствен-ни-ки свя-то-го, при-хо-див-шие к нему для бла-го-сло-ве-ния, пре-льсти-лись его бле-стев-ши-ми ве-ри-га-ми и кре-ста-ми, при-няв их за се-реб-ря-ные, и ре-ши-ли овла-деть ими. В ночь на 24 мая 1186 го-да они разо-бра-ли по-кры-тие стол-па, уби-ли по-движ-ни-ка, сня-ли с него кре-сты и вери-ги, за-вер-ну-ли их в гру-бую хол-сти-ну и убе-жа-ли.

Пе-ред утрен-ним бо-го-слу-же-ни-ем по-но-марь, при-шед-ший за бла-го-сло-ве-ни-ем к свя-то-му Ни-ки-те, об-на-ру-жил разо-бран-ную кры-шу и со-об-щил об этом игу-ме-ну. Игу-мен с бра-ти-ей по-спе-шил к стол-пу пре-по-доб-но-го и уви-дел уби-то-го свя-то-го, от те-ла ко-то-ро-го ис-хо-ди-ло бла-го-уха-ние.

Меж-ду тем убий-цы, оста-но-вив-шись на бе-ре-гу ре-ки Вол-ги, ре-ши-ли по-де-лить до-бы-чу, но с удив-ле-ни-ем уви-де-ли, что это не се-реб-ро, а же-ле-зо, и бро-си-ли вери-ги в Вол-гу. Гос-подь про-сла-вил и эти ви-ди-мые зна-ки тай-ных по-дви-гов и тру-дов свя-то-го. В ту же ночь Си-ме-он, бла-го-че-сти-вый ста-рец Яро-слав-ско-го мо-на-сты-ря во имя свя-тых апо-сто-лов Пет-ра и Пав-ла, уви-дел над Вол-гой три яр-ких лу-ча све-та. Он со-об-щил об этом на-сто-я-те-лю мо-на-сты-ря и ста-рей-шине го-ро-да. Со-бор свя-щен-ни-ков и мно-го-чис-лен-ные го-ро-жане, со-шед-ши-е-ся к ре-ке, уви-де-ли три кре-ста и вери-ги «яко дре-во в во-дах волж-ских пла-ва-ю-щие». С бла-го-го-ве-ни-ем и мо-лит-ва-ми пе-ре-не-се-ны бы-ли вери-ги в оби-тель ве-ли-ко-му-че-ни-ка Ни-ки-ты и по-ло-же-ны на гроб пре-по-доб-но-го Ни-ки-ты. При этом про-изо-шли ис-це-ле-ния. Око-ло 1420-1425 гг. свя-ти-тель Фо-тий, мит-ро-по-лит Мос-ков-ский, бла-го-сло-вил от-крыть мо-щи свя-то-го Ни-ки-ты. Игу-мен мо-на-сты-ря с бра-ти-ей со-вер-шил мо-ле-бен, за-тем от-кры-ли бе-ре-сту, ко-то-рой бы-ло обер-ну-то нетлен-ное те-ло, но вдруг мо-ги-ла за-кры-лась зем-лей, и мо-щи оста-лись под спу-дом. В 1511-1522 гг. был воз-двиг-нут при-дел во имя пре-по-доб-но-го Ни-ки-ты, а в XIX ве-ке про-то-и-е-рей А. Сви-ре-лин со-ста-вил ака-фист свя-то-му.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь преподобному Никите Столпнику, Переяславскому

Правосла́вным смы́слом ю́ношская возжеле́ния возненави́дев/ и до́блественныя нра́вы восприи́м, врага́ победи́л еси́,/ и во благоразу́мии Бо́гу угоди́л еси́,/ и свы́ше от Него́ прие́м дар чуде́с,/ бе́сы прогоня́ти, неду́ги исцеля́ти,/ Ники́то пресла́вне,// моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: Православным разумом возненавидев юношеские страсти и начав мужественно , ты победил врага, и в своем усердии угодил Богу, и свыше от Него получил дар чудотворений: прогонять бесов, исцелять болезни. Никита преславный, моли Христа Бога да спасет души наши.

Кондак преподобному Никите Столпнику, Переяславскому

Христа́ ра́ди от твои́х рабо́в ну́ждную смерть претерпе́л еси́/ и вене́ц нетле́ния от Него́ восприя́л еси́,/ приходя́щим же с ве́рою от честна́го твоего́ гро́ба подае́ши цельбы́,/ о Ники́то преподо́бне,// моли́твенниче о душа́х на́ших.

Перевод: Ради Христа ты претерпел насильственную смерть от рабов твоих и принял от Него нетленный венец, приходящим же с верой от почитаемого твоего гроба подаешь исцеления, о Никита преподобный, молитвенник о душах наших.

Молитва преподобному Никите Столпнику, Переяславскому

О, всечестна́я главо́, преподо́бне о́тче преблаже́нне, Ники́то преподобному́чениче! Не забу́ди ни́щих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х свои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу и не забу́ди присеща́ти чад свои́х. Моли́ за ны, о́тче благи́й и избра́нниче Христо́в, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́, и не премолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя. Помина́й нас, недосто́йных, у Престо́ла Вседержи́телева и не преста́й моля́ся за нас ко Христу́ Бо́гу: тебе́ бо дана́ бысть благода́ть моли́тися за ны. Не мним бо тя ме́ртва су́ща, а́ще бо и те́лом преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти у́бо жив пребыва́еши. Не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я и соблюда́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския, засту́пниче и моли́твенниче наш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со Безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами у Престо́ла Вседержи́теля Бо́га досто́йно весели́тся. Ве́дуще у́бо тя вои́стинну и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем, и тебе́ мо́лимся, и ми́лися де́ем, е́же моли́тися о нас Всеси́льному Бо́гу о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние и невозбра́нно прейти́ от земли́ на Не́бо, и го́рьких мыта́рств, и возду́шных князе́й, и ве́чныя му́ки изба́вится нам, и Небе́сному Ца́рствию насле́дником бы́ти со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Ему́, Го́споду на́шему Иису́су Христу́. Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Безнача́льным Его́ Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист преподобному Никите Столпнику, Переславскому чудотворцу

Кондак 1

Взбранный чудотворче и великий Христов угодниче! Восхваляем тя с любовию, чада твоя, тепла предстателя к Богу тебе стяжавше. Ты же моли прославившаго тя Господа от всяких нам бед свободитися, зовущим: радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Икос 1

Ангелов подобника и бесов противоборца провидя тя всея твари Зиждитель словесы пророческими: измыйтеся и чисти будите, на покаяние огласив тя, яко втораго Павла, человеколюбно к себе призва, нас же научи ублажати тебе сице: Радуйся, сосуде избранный, свыше Богом предуведанный; радуйся, в храм Духа Всесвятаго предуставленный. Радуйся, сподобивыйся Божественнаго призвания; радуйся, удостоивыйся от Господа оправдания. Радуйся, благодать Божию, умягчающую сердце твое, получивый; радуйся, очистительнаго покаяния токи слез источивый. Радуйся, веру в призвавшаго тя Господа несумненну восприявый; радуйся, всего себе водительству Божию предавый. Радуйся, супружницу и клевретов твоих Господа ради оставивый; радуйся, невозвратное твое шествие к снисканию спасения направивый. Радуйся, Царствия Небеснаго стяжателю; радуйся, о всех к тебе притекающих теплый ко Господу предстателю. Радуйся, Никите преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 2

Видя супружницу твою, дивящуюся пременению снедных мяс якобы в человеческия члены и недоумевающую о неисповедимых судьбах Божиих, свыше озарен, исповедал еси, яко Господь на покаяние тя призывает, и абие познал еси спасающему тя Богу пети: Аллилуиа.

Икос 2

Разум недоразумеваемый, в дивном призвании твоем проявленный разумети ища, преподобне отче Никито, помышлял еси, како о Господе возмощи мир и диавола посрамити, к лавре святаго великомученика Никиты абие потекл еси, идеже и ангельский образ на ся восприим, добль воин Христов показался еси. Мы же, Господа спасшаго тя прославляюще, радостно вопием ти: Радуйся, яко мытарь, ко Господу о помиловании вопиявый; радуйся, яко заблудший сын, Отца Небеснаго взыскавый. Радуйся, яко хананея, от Христа не отступавый; радуйся, яко блудница, о гресех рыдавый. Радуйся, яко Езекия, умильно моливыйся; радуйся, яко Манассия, в покаянии смиривыйся. Радуйся, яко Иов, искушения крепко терпевый; радуйся, яко Даниил, премудрость Божию разумети вожделевый. Радуйся, Давидово раскаяние явивый; радуйся, Петровы слезы источивый. Радуйся, путь истинный к животу вечному обретый; радуйся, яко крин, любовию Божественною процветый. Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 3

Сила Вышняго осени тя, преподобне отче Никито, егда в начале не был еси удостоен приятия в лавру великомученика Никиты, и трехдневным твоим пред враты оныя приседением и всенародным грехов твоих исповеданием победителя на диавола тя яви, научая нас дающему крепость людем Своим Богу пети: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй благоприятное стремление во святей лавре великомученика Никиты водворитися, но от сея быв отреваем, в тинное блато наг поверглся еси на терзание мшицем и гадом. Мы же толико крепкому твоему терпению дивящеся, вопием ти: Радуйся, миру единожды навсегда умерый; радуйся, нераскаянно вся красная мира сего презревый. Радуйся, тщеславныя помыслы смиривый; радуйся, мысль в Бозе утвердивый. Радуйся, сребролюбие изсушивый; радуйся, сластолюбие умертвивый. Радуйся, всякий гнев и избыток злобы отложивый; радуйся, смиренномудрие возлюбивый. Радуйся, душу твою по слову Христа возненавидевый; радуйся, делы благими Велиара преобидевый. Радуйся, плоть со страстьми и похотьми распный; радуйся, по обращении твоем не себе, но единому Богу живый. Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 4

Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, святыя лавры игумен смятеся, зря тебе, грехолюбива бывша, на подвиги иночествующих толико бодренно дерзающа, в месте тесне тя затвори во испытание благаго твоего произволения; ты же на диавола, яко Давид на Голиафа, единоборствовати радостно с каменем веры потекл еси, поя Господу Сил: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав сказания житий древних подвижников, преподобне, како от Господа наставляеми и укрепляеми, труды ко трудом прилагаху, тем подражати возревновал еси, и тяжкия вериги, по благословению игумена, на ся возложив, день и нощь в молитвах пребывал еси. Мы же, дивное твое подвижничество прославляя, зовем ти таковая: Радуйся, житием отцев пустынных плененный; радуйся, любовию Божественною распаленный. Радуйся, произвольное узничество возлюбивый; радуйся, во умерщвление плоти железа на себе возложивый. Радуйся, в подвизех неутомимый; радуйся, во благочестии неохладимый. Радуйся, во плоти безплотных Ангелов сожителю; радуйся, своего произволения воли Божией покорителю. Радуйся, исправлении твоими безплотных удививый; радуйся, равноангельнаго жития образ истинный нам явивый. Радуйся, в собеседование с Богом выну углубленный; радуйся, благодатию Божиею преобогащенный. Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 5

Богопесненную Псалтирь к достижении Небеснаго Отечества, яко светильник, во уме твоем выну содержа, тою прославлял еси Небеснаго Отца, воспевая: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше ближнии и дальнии, еже по Бозе житие твое, преподобне, чудному твоих нравов изменению удивляхуся, добродетели же и подвиги твоя прославляху, с ними же и мы сице вопием ти: Радуйся, яко в старости крепость мужескую показал еси; радуйся, яко обет иночества делами оправдал еси. Радуйся, в многострастней плоти подвизавыйся, яко безплотный; радуйся, благими помыслы и делы многоплодный. Радуйся, твоими подвиги от обленения нас возставляяй; радуйся, твоею жизнию путь ко спасению всем изъявляяй. Радуйся, любовь велию к Богу показавый; радуйся, многообразне помощь Божию испытавый. Радуйся, Божией любви к кающимся зерцало; радуйся, подвизающимся на диавола крепкое забрало. Радуйся, выну о нас с молитвою Богу предстоящий; радуйся, и поднесь обитель твою нерушиму хранящий. Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 6

Проповедают тяжкия твоя вериги, смиренномудре Никито, труды и болезни, Бога ради тобою подъятыя, ихже ради дивно прослави тя Господь, обильныя исцелений струи тобою источая нам, да выну поем Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявшая в сокрушеннем сердце твоем благодать Всесвятаго Духа провидца будущих и скораго наветуемым от бесов свободителя показа тя, преподобне, научая всех вопити тебе сице: Радуйся, предняя, яко настоящая прорекавый; радуйся, дальная, яко близ сущая прозиравый. Радуйся, яко князю Михаилу вину разслабления его телеснаго объяснил еси; радуйся, яко мученическую кончину ему и болярину его быти предвестил еси. Радуйся, со пророки прославленный; радуйся, чудотворцем сопричисленный. Радуйся, гордыни диаволей низложителю; радуйся, бесов прогонителю. Радуйся, силу вражию поправый; радуйся, в силе Божией преспевавый. Радуйся, яко Царствие Божие внутрь себе стяжал еси; радуйся, яко Христа навеки в тебе жити восприял еси. Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 7

Хотящу диаволу явлением своим во образе дракона устрашити тя, стояща на молитве, оружием креста поражение бесконечное нанесл еси, победителю Богу воспевая: Аллилуиа.

Икос 7

Новую тварь показа тя Зиждитель, от миролюбия к толикому боголюбию сердце твое обратив, преподобне отче, яко ты на столп, аки Илия на огненную колесницу, возшед, бдение, пост и молитву, аки кони быстротечныя от земли к небеси стяжал еси, и тако ко Христу представ, выну ходатайствуеши о нас, вопиющих тебе: Радуйся, яко еже по Бозе истинное житие познал еси; радуйся, яко тое ищущим делами показал еси. Радуйся, велемудров века сего обуивый; радуйся, истинную мудрость в смиренномудрии быти явивый. Радуйся, иго Христа восприявый: радуйся, благость онаго житием оправдавый. Радуйся, язвы Господа Иисуса любезне на теле твоем понесый; радуйся, всего себе в жертву Господеви принесый. Радуйся, земный странниче; радуйся, Божий избранниче. Радуйся, монахов наставнице; радуйся, Богоприятный о нас молитвенниче. Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 8

Странное и преславное чудо видится всем, притекающим к тебе, отче Никито, яко и вода от изрытых тобою кладенцев, черплемая с верою, телесныя и душевныя недуги исцеляет, научая чудодеющему Богу пети: Аллилуиа.

Икос 8

Весь от Всесвятаго Бога облагодатствован еси, преподобне отче, яко духом Престолу Божию предстоиши, телом же в недре земли почивая, от гроба твоего подаеши цельбы. Сего ради и взываем ти таковая: Радуйся, верный рабе Владыки Всеблагаго; радуйся, храме преукрашенный Духа Всесвятаго. Радуйся, Царя Небеснаго предстоятелю; радуйся, скорый прошений подателю. Радуйся, источниче исцелений; радуйся, сокровищнице чудотворений. Радуйся, видимыми чудесы невидимую благодать, в тебе сущую, являяй; радуйся, верных души знаменьми в вере утверждаяй. Радуйся, чадам Церкве лучезарный светильниче; радуйся, дивный Христов угодниче. Радуйся, увенчанный подвижниче; радуйся, Богу присный любимиче. Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися великому свыше тебе дарованию, преподобне Никито, яко и древяный посох твой, страждущему телесным разслаблением Черниговскому князю Михаилу посланный от тебе и в руку им приятый, абие исцеление тому дарова и научи его пети чудодеющему тобою Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещаниии недоумеют по достоянию восхвалити тя, достославно отче, яко паче естества силу вражию преславно низлагаеши. Еще бо в телеси пребывая, беса, шествовавшу к тебе князю Михаилу явльшася во образе инока и благое княже предприятие воспящавша, видимо к столпу твоему именем Христа пригвоздил еси, и поднесь туюжде власть на бесы являеши, разрушая злокозненныя действа их на человеков. Сего ради и зовем ти сице: Радуйся, лжи диаволей обличителю; радуйся, прелести бесовския посрамителю. Радуйся, власть на духи нечистыя приявый; радуйся, туюжде и по смерти удержавый. Радуйся, яко демони и гроба твоего трепещут; радуйся, яко на них и вериги твоя стрелы палящия мещут. Радуйся, яко бесныя во обитель твою точию нуждею привлачаеми бывают; радуйся, яко они здравии и смыслящии тую оставляют. Радуйся, яко демони зде и не хотяще себе открывают; радуйся, яко тобою гоними, из одержимых ими скоро убегают. Радуйся, реко исцелений быстротечная; радуйся, стражо обители вечная. Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 10

Спасти хотя душу твою, богомудре отче, в кротости и смиренномудрии Христове выну поучался и дивно преуспел еси. Темже и рабом твоим, хотящим нуждно изъяти душу твою, ничтоже пререкл, ниже возопил еси; но, яко агнец незлобивый, главу подклонив, смерть от тех приял еси, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси всем, воспевающим тя и притекающим с верою к заступлению твоему, Никито столпниче. Темже и нам, к тебе прибегающим, буди столп непоколебим, от всяких нас бед и напастей выну застеняя и ограждая, за еже и поем тебе таковая: Радуйся, пристанище обуреваемых; радуйся, помоще озлобляемых. Радуйся, скорбных утешителю; радуйся, немощных укрепителю. Радуйся, грешных Бога умилостивляяй; радуйся, благих в добре утверждаяй. Радуйся, кающихся своим примером ободряяй; радуйся, о спасении подвизающимся спобораяй. Радуйся, мятущихся помыслами умирителю; радуйся, вражиих наветов отразителю. Радуйся, наших царей державо и похвало; радуйся, града Переславля утверждение и красото. Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 11

Пение благодарственное Господу приносят вси, приемлющии, видящии и слышащии многочисленная чудеса, от тяжких вериг и гроба твоего бывающая силою Божиею, юже ты выну на небесех прославляеши, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарное светило, на тверди церковней возсиявшее, преподобне отче Никито, показаша тя три огневидныя столпы, явльшияся над поверженными от убийц твоих и яко древо в водах волжских плававшими твоими веригами, яже и положити зде на гробе твоем, яко почесть трудов твоих, в нощнем видении повелел еси. Чесо ради твое водворение во светлостех святых быти уразумевше, тя воспеваем: Радуйся, жителю Божественнаго селения; радуйся, достигший вечнаго упокоения. Радуйся, благ неизреченных наслаждающийся; радуйся, лицезрения Божия насыщающийся. Радуйся, со Ангелы присно ликующий; радуйся, Трисвятую песнь немолчно поющий. Радуйся, с преподобными ублажаемый; радуйся, с мучениками увенчаваемый. Радуйся, радостию вечною преисполняемый; радуйся, любовию Божественною преуслаждаемый. Радуйся, яко тобою Вышний на небеси и на земли славится; радуйся, яко и ты сего ради Вышним на небеси и на земли прославился еси. Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 12

Благодать чудес твоих, преподобне отче Никито, в сердце первосвятителя Фотия велие ко отысканию многоцелебных мощей твоих желание возжже. Ты же, богомудре, аще и попустил еси откопати и видети нетленное и чудесы благоухающее тело твое; обаче якоже и прежде человеческия славы убегавший, всех из храма, аки бурею, изринув, паки себе в землю скрыл еси. Чесо ради дивному во святых Своих Богу Иаковлю воспеваем: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще преславно действующаго тобою чудеса Царя Небеснаго, тя, отче достославне, восхваляем, аще и недостойными устами, обаче усердно ублажая тя сице: Радуйся, честное Пресвятыя Троицы носило и похваление; радуйся, святыни Духа чистое и непорочное селение. Радуйся, чудес пучино, Богом излиянная: радуйся, мироварнице, на вся недуги врачеваниями преизобильная. Радуйся, образе агнцем и пастырем; радуйся, преукрашенный всяким Божественным дарованием. Радуйся, правило веры и образе кротости духовныя; радуйся, зрителю красоты Божественныя неизреченныя. Радуйся, мира Христова благоухание; радуйся, многоцветный крине райскаго прозябения. Радуйся, яко Ангели о твоих исправлениих радуются; радуйся, яко мнози человецы по твоему примеру и предстательству спасаются. Радуйся, Никито преподобне, столпниче и чудотворче.

Кондак 13

О, преславный чудотворче и великий Христов угодниче, Никите преподобномучениче! Нынешнее наше хвалебное приношение прием, не остави присно ходатайствовать о нас у Отца Небеснаго, да в житии сем сетей вражиих и прелести бесовския избывше, воздушных мытарств и геенны вси избегнем, и всельшеся в горний Иерусалим, сподобимся с тобою пети Всеблагому Богу нашему вечно немолчное: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва преподобному Никите Столпнику, Переславскому чудотворцу

О, всечестная главо, преподобне отче преблаженне, Никито преподобномучениче! Не забуди нищих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых своих и благоприятных молитвах к Богу и не забуди присещати чад своих. Моли за ны, отче благий и избранниче Христов, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, и не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных, у Престола Вседержителева и не престай моляся за нас ко Христу Богу: тебе бо дана бысть благодать молитися за ны. Не мним бо тя мертва суща, аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти убо жив пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя и соблюдая нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския, заступниче и молитвенниче наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами у Престола Вседержителя Бога достойно веселится. Ведуще убо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем, и тебе молимся, и милися деем, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, и горьких мытарств, и воздушных князей, и вечныя муки избавится нам, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Ему, Господу нашему Иисусу Христу. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Никитский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

В 20 веке снова разорен и практически полностью отстроен за последнее десятилетие. Никитский монастырь, чьи главы виднеются на выезде из города в сторону Ростова, основанный в середине 12 века князем Борисом Владимировичем, дабы обратить в христианство местных жителей-язычников.

История

Монастырь стал известен благодаря подвигам переславского святого Никиты Столпника. Никита до пострижения в монахи был княжеским сборщиком податей при Юрии Долгоруком и пользовался крайне дурной славой мздоимца и корыстолюбца до тех пор, пока не раскаялся и не ушел в монастырь.

По одним преданиям, раскаяться его заставило видение человеческой крови в котле с пищей в его доме, по другим - известия о княжеском гневе. По приходу к настоятелю Никитского монастыря он получил наказ три дня каяться до принятия в монастырь, и после пострижения носил, не снимая, вериги (железные цепи) и каменную шапку. Он был наделен даром врачевания и изгнания демонов; среди исцеленных им людей был Черниговский князь Михаил. В память об этом исцелении невдалеке от монастыря у дороги Москва-Ярославль стоит Черниговская часовня, построенная в 1702 г. Погиб Никита Столпник либо от рук людей, позарившихся на его вериги, казавшиеся серебряными, либо во время народных волнений, либо был убит посланцами князя.

Архитектура монастыря

Собор Великомученика Никиты

Был построен в центре монастырской территории по велению Ивана Грозного. Южный придел его - храм, построенный Василием III в 1520 г., по сути, первое каменное здание монастыря. Верх его был надстроен при сооружении нового большого собора.

Собор подвергался многочисленным перестройкам. Некогда восьмискатная кровля была переделана в четырехскатную, для чего были стесаны дуги закомар и сильно упрощен облик собора. Средний купол - необычайно крупный, так что рядом с ним далеко не самые маленькие боковые главы кажутся совсем небольшими. В конце 1980-х гг. центральный купол неожиданно обрушился, сейчас уже подходят к концу восстановительные работы.

Трапезная палата с Благовещенской церковью

В западных комнатах второго этажа палат, вероятно, останавливался, Петр I во время своих первых приездов в Переславль. Трапезная с церковью была сильно перестроена в XVII веке. К этому времени относится наружное убранство церкви и трапезной; в первом и втором ярусе декор здания различается. Особенно интересны оконные наличники второго яруса апсид, различающиеся между собой в мелких деталях.

Шатровая колокольня

Примыкающая к трапезной, находится между Никитским собором и Благовещенской церковью. Столп - восьмигранный, украшенный горизонтальными поясками. Площадка для колоколов и звона, накрытая шатром с заложенными «слухами», окружена широкими арочными проемами.

Новая колокольня

Надвратная, в три яруса, была построена в первые десятилетия XIX века. В ней был устроен храм Архангела Гавриила. Колокольня намного выше старой и выдержана в традициях своего времени, чем резко отличается от всего остального ансамбля.

Каменная часовня

За шатровой колокольней, в глубине монастырского двора стоит каменная часовня на месте столпа преподобного Никиты, построенная в XVIII веке.

Стены и башни

Стены монастыря, как и многие другие постройки, были возведены по приказу и при помощи Ивана Грозного. В стенах было три боя: верхний, средний и нижний. Стены были выложены из кирпича, скрепленного специальным раствором, а в фундамент были положены крупные валуны. Выступающие вперед из стен башни позволяли из своих бойниц свободно простреливать расстояние от одной башни до другой.

Никитский монастырь

Адрес: Переславский район, с. Никитская слобода, ул. Запрудная, д. 20.

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, Никитская Слобода, ул. Запрудная, д. 20
Дата основания: приблизительно 1186 год
Основные достопримечательности: мощи и вериги преподобного Никиты Столпника
Святыни: собор Никиты Мученика, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь Архангела Гавриила в колокольне, часовня
Координаты: 56°45"40.0"N 38°51"33.5"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Белокаменные стены Никитского монастыря стоят с севера от Переславля , неподалеку от Плещеева озера. По преданию, его еще в начале XI века основал сын Владимира Святославовича Красное Солнышко – Борис Ростовский . Монастырские башни и удивительно красивые храмы с серебряными куполами видны издалека и привлекают к нему много путешественников из разных концов земли.

Никитский мужской монастырь с высоты птичьего полёта

История Никитского монастыря с основания до XVII века

Современные насельники, живущие в Никитском монастыре, придерживаются версии, что он был основан в 1010 году. Именно тогда сын Владимира Святославовича Борис вместе с епископом Илларионом стал основывать первые христианские церкви вокруг Плещеева озера . Считается, что один из этих храмов и был первой монашеской обителью , которую создали для распространения христианской веры среди язычников.

А посвятили монастырь Великомученику Никите. Этого святого христиане еще называют Никитой Готским, поскольку по происхождению он был готом и родился на дунайских просторах. Согласно церковным летописям, Никита мученически погиб в 372 году, и позже был канонизирован христианской церковью как святой.

Вид на Никитский мужской монастырь

Если же опираться на литературные источники, то до монгольского периода в истории Руси, Никитский монастырь нигде не упоминается. Только в составленном в XV веке жизнеописании Никиты Столпника из Переславля приведены первые факты о жизни Никитской мужской обители.

Именно после появления в его стенах преподобного Никиты, монастырь приобретает большую известность и популярность в переславских землях. Произошло это в конце XII века . Согласно жизнеописанию, Никита был раскаявшимся грешником и жил в монашеской обители в смирении и молитве. Он обладал даром целительства, носил металлические вериги и каменную шапку. И даже вырыл глубокий столб-колодец, на дне которого неустанно молился.

Слева: северо-западная башня, собор Никиты Мученика, колокольня с церковью Архангела Гавриила. Справа: церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

За это он и получил прозвище Столпника. Здесь же, в монастыре, Никита при странных обстоятельствах был убит и похоронен иноками в храме Великомученика Никиты.

В конце XV века в Никитской обители недолго жил преподобный Даниил – основатель Свято-Троицкого Даниловского монастыря . В последующее время монастырь обрел большую силу, благодаря Ивану Грозному, много раз приезжавшему в Переславль на богомолье. Царь очень боялся измены своих опричников в Александровской слободе и стал готовить себе новую крепость, которой можно было бы воспользоваться, как запасной. Он повелел выстроить в монастыре высокие каменные стены с башнями и бойницами, а также каменные здания. Кроме того, царь передал обители многочисленные вотчинные земли – села и деревни вместе с проживавшими там крестьянами.

Слева направо: собор Никиты Мученика, часовня на месте молитвенного подвига Никиты Переславского, колокольня с церковью Архангела Гавриила, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Есть в истории этого монастыря особо героические страницы. В Смутное время монахи успешно выдержали первую атаку польского войска в 1609 году . А спустя два года, в 1611 году, хотя обороняющиеся 15 дней мужественно отражали удары польско-литовского войска Яна Сапеги, все же неприятелю удалось прорваться внутрь монастырских стен. Монастырь был разорен и сожжен, а большинство его защитников убиты.

Это был пример настоящего подвига. Ведь в то же самое время более мощный по своим оборонительным возможностям Борисоглебский монастырь, испугавшись врага, сдался на его милость без боя. Поврежденные стены Никитского монастыря восстановили только через 30 с лишним лет. А башни надстраивали заново уже в XIX веке.

Никитский монастырь в XVIII-XX веках

Паломники, приходившие в монастырь, всегда спешили увидеть столп преподобного Никиты, его каменную шапку и железные вериги. Считалось, что они обладают исцеляющим действием .

Часовня на месте молитвенного подвига Никиты Переславского

В XVIII и XIX веках строительные работы в монастыре продолжались. Сначала над столпом Никиты возвели часовню, потом в монастыре появилась высокая колокольня. А в 60-е годы XIX века был пристроен придел Николая Чудотворца к Благовещенской церкви, а также каменные служебные корпуса. С наступлением советской власти монастырь закрыли, ценности из него передали Переславскому музею , а позже сожгли уникальный монастырский иконостас. В помещениях в разные годы располагались школа для детей, женская колония, жилые квартиры, дом отдыха и различные госучреждения. В 60-70-е годы прошлого века началась реконструкция монастыря, и с 1993 года он вновь стал действующим.

Старые храмы и постройки на монастырской территории

Главным храмом монастыря стал Никитский собор. Этот четырехстолпный пятиглавый храм возвели по указу царя Ивана Грозного (1561-1564). А южным его пределом является каменная церковь Никиты Столпника, построенная еще раньше, по повелению отца Ивана Грозного - Василия III. Четырехскатную крышу для этот большого храма сделали позднее – в XVIII веке. И для симметрии, с северной стороны церкви пристроили Всехсвятский придел.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Здание Никитского собора монументально, величественно и очень светлое и просторное внутри. Центральный его купол значительно крупнее остальных. После проведения реставрационных работ в 60-70-х годах прошлого века, центральный купол в конце 1980-х годов неожиданно обрушился. Сейчас храм полностью восстановлен, и завершаются реставрационные и строительные работы по его внутренней отделке.

Неподалеку от главного храма стоит Благовещенская церковь с трапезной палатой, которую возводили и перестраивали в XVI-XVII веках. О многочисленных переделках свидетельствует тот факт, что декоративная отделка этажей этого храма отличается. Считается что здесь останавливался Петр I во время своих первых визитов в Переславль.

К трапезной палате пристроена шатровая колокольня, стоящая на восьмиграннике (1668 г.). «Слухи» шатра этой колокольни заложены, а площадка, где располагаются колокола и звоны, имеет вокруг широкие арочные проемы. Эта старая колокольня – не единственная в Никитском монастыре.

Колокольня с церковью Архангела Гавриила

Вторая, гораздо более высокая, устроена над въездными воротами. Она была возведена в начале XIX века имеет три яруса. Как более поздняя по времени постройка она отличается от общей архитектурной стилистики Никитского монастыря.

Рядом с монастырем установлена увенчанная главкой небольшая кирпичная часовня (1702 г.). Считается, что ее возвели на месте, где произошло чудесное исцеление черниговского князя Михаила Всеволодовича.

Монастырь окружен белокаменными стенами. Они были выстроены для оборонительного боя и имеют бойницы для ведения огня с трех уровней. Чтобы усилить прочность монастырских стен, Иван Грозный повелел скрепить кирпичи специальным раствором, а низ основания выложить из крепких валунов. Находящиеся на поворотах башни значительно выступают из стен наружу. Это позволяло обороняющимся контролировать и свободно простреливать все расстояние между башнями вдоль всего периметра стен.

Монастырский колодец

Современное состояние и режим посещения Никитского монастыря

Сегодня в монастыре живет 15 монахов. Попасть на территорию обители можно в любой день с 7.00 до 20.00. Утренние службы проходят в 7.30, а вечерние - в 16.00. Все богослужения совершаются в Благовещенском храме, так как Никитский собор пока находится на реставрации. Для паломников работает гостиница с печным отоплением и удобствами на улице, рассчитанная на 50 мест. Все желающие могут бесплатно вести на территории фото- и видеосъемку. Нельзя снимать только монахов и церковные службы.

Сей преподобный отец наш родился и получил воспитание в городе Переяславле Залесском. С молодых лет он отличался жестоким и обидчивым характером, устраивал возмущения и причинял людям много зла, привлекая их к суду и производя грабежи. Таких же, подобных себе, он имел и друзей. Однажды, окончив свои занятия, он во время вечернего богослужения пришел в церковь и услышал следующие прочтенные там слова пророка Исаии: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло» (Ис.I:16), и проч. От этих слов он тотчас же пришел в ужас и, возвратившись домой, всю ночь провел без сна, размышляя об этих словах. На другой день по своей привычке он отправился к друзьям своим, развеселился в их обществе и просил их обедать у него в этот день. После сего он пошел на рынок купить провизии и, принесши ее домой, велел жене, чтобы она приготовила обед. И когда жена стала мыть мясо, то заметила, что из него необычно течёт кровь, а потом, когда она положила его в горшок и стала варить, то увидела, что в горшке пенится кровь и выплывает на поверхность то человечья голова, то рука, то ступни ног. От этого она пришла в ужас и рассказала мужу. Когда же он пришел и сам увидел то, о чем рассказала ему жена, то на долгое время его объял ужас, а потом, пришедши в себя, он с глубоким сердечным вздохом сказал:

Увы мне! много я согрешил.

После этих слов, молясь и заливаясь слезами, он вышел из дома и, отшедши на одно поприще от города, пришел в монастырь святого великомученика Никиты. Здесь он упал к ногам игумена сего монастыря и сказал:

Спаси погибающую душу.

Изумленный такою необыкновенною переменою Никиты, игумен сказал ему на это:

Испытай себя: пробудь три дня у монастырских ворот, плачь и исповедуй грехи свои пред всеми, кто будет входит в монастырь и выходить из него.

Никита так и сделал. Три дня он плакал и молился, исповедуя пред всеми грехи свои. После сего он увидел вблизи монастыря болотистое место, поросшее тростником, и множество летающих над ним мошек и комаров. Он пришел к этому месту снял с себя одежду и, вошедши совершенно нагим в болото, сел в тростник и стал молиться Богу. По прошествии трех дней игумен послал инока посмотреть, что делает Никита. Инок пришел и, не найдя его у монастырских ворот, после недолгих поисков нашел его лежащим в тростнике. Мошки и комары огромным облаком кружились над ним. Вернувшись в монастырь, инок рассказал об этом игумену. Тогда игумен вместе с братиею монастыря пришел к Никите и, увидев его в таком положении, что и тела его нельзя было разглядеть (так обильно текла из него кровь) сказал ему:

Сын мой! что это ты делаешь с собою!

Никита же ничего другого не отвечал, а только говорил игумену:

Отец! спаси погибающую душу.

После сего игумен ввел его в монастырь, постриг в иночество и поместил в тесную келлию, где он стал пребывать в постоянных молитвах и посте, проводя без сна дни и ночи. В это время злокозненный враг стал наводить на него страх различными видениями, но он ограждал себя от этих видений крестным знамением, призывая на помощь святого великомученика Никиту, и никому об этом не говорил. Вскоре Никита устроил себе близ церкви столп и выкопал узкую тропинку под церковную стену, которою и приходил в церковь на молитву. За такие подвиги он получил от Бога дар чудотворений, так как многие, одержимые различными недугами, приходя к нему, получали от него исцеление.

В это время благоверный князь черниговский Михаил заболел недугом расслабления. Услышав о святом Никите, он велел боярам своим свезти себя в город Переяславль к преподобному для исцеления. Когда он был уже в пути, то встретил его демон в образе монаха и сказал о себе, что он из того же монастыря, где подвизался и святой Никита. Князь спросил его о преподобном, и демон сказал, что он - обманщик. Это сильно опечалило князя. Через несколько времени тот же демон уже в другом образе снова встретил князя на пути и сказал ему:

Напрасно ты, князь, утруждаешь себя, совершая такой длинный путь.

Когда же князь подошел на расстояние одного поприща к монастырю, где пребывал преподобный, то повелел поставить себе шатёр, чтобы отдохнуть от пути, и послал в монастырь одного из своих бояр известить преподобного о своем прибытии. Тогда тот же демон встретил посланного в образе слепого на один глаз монаха с лопатою в руках и сообщил ему, что преподобный умер и что он уже похоронил его.

Поняв обман, боярин возбранил демону молитвою святого, и демон остался совершенно недвижимым на том месте, где стоял. Боярин тогда пришел к столпу святого Никиты и сообщил ему о прибытии князя и о тяжком недуге его, после чего святой послал князю жезл свой. Благоверный князь Михаил взял этот жезл в руку свою и стал на ноги совершенно здоровым, так что пришел пешком к столпу преподобного, принял от него благословение и рассказал ему всё о демонском искушении, случившемся с ним во время путешествия. Тогда преподобный возбранил демону именем Божиим и повелел ему явно пред всеми в течение трех часов стоять неподвижно у своего столпа, после чего демон дал святому клятву никогда более не делать зла людям и немедленно исчез. Получив исцеление, благоверный князь Михаил усердно возблагодарил Бога и святого старца и, дав богатый дар монастырю, возвратился в свой город.

Так святой отец наш Никита, пребывая в столпе своем и вознося постоянные молитвы Богу, подавал исцеление всем, кто приходил к нему для получения врачевства от недугов.

В одну ночь пришли к преподобному некоторые из его родственников, с просьбою помолиться за них и, увидев на нем тяжелые вериги, которые от долгого трения о тело вычистились и блестели, подумали, что они серебряные. Омраченные диавольским наущением, они задумали убить святого и, пришедши к столпу, разобрали бывший на нем покров, вошли в него и насильственно разлучили душу святого от тела его.

Взяв затем вериги, они завернули их в грубую холстину и убежали. Перед утренним богослужением параэкклисиарх по обычаю пришел к столпу святого, чтобы получить от него благословение, и, увидев, что покров столпа разобран, пошел к игумену и сообщил ему об этом. Тогда пришли к столпу и нашли тело преподобного еще тёплым, при чем от него исходило благоухание. Благоговейно взяв его из столпа, с каждением и пением псалмов торжественно похоронили его у церкви святого мученика Никиты с правой стороны вблизи алтаря. При этом все недужные, какие случились в то время, получили исцеление.

Нечестивые же убийцы преподобного, думая, что они приобрели драгоценное сокровище, продолжали бежать и скоро достигли реки Волги. Тут они развернули холстину и, увидев, что три честные креста и тяжелые вериги - железные, что от долгого трения они вычистились и от того блестели, бросили их в реку у города Ярославля близ монастыря святого Апостола Петра. В первую же ночь после этого один инок этого монастыря, по имени Симеон, увидел на том месте недалеко от берега три ярко светящиеся столпа. Они поднимались от земли к небу и испускали лучи света. Инок рассказал об этом архимандриту своего монастыря, а тот сообщил начальнику города и, сопровождаемые множеством народа, они отправились на это место и нашли честные вериги преподобного, которые подобно сухому дереву чудесно плавали поверх воды. Благоговейно взяв их, с пением псалмов понесли в город и, встретив на пути хромого, который ползал на ногах по земле, осенили его крестами, бывшими на веригах, после чего укрепились ступни ног и колени его, и он стал на ноги, совершенно здоровый. Кроме сего много других больных, страдавших различными недугами, получили исцеление от вериг преподобного. Спустя некоторое время преподобный Никита явился вышеупомянутому иноку Симеону и сказал ему:

Пусть сей честной знак моих подвигов в скором времени перенесен будет отсюда и положен на гробе моем.

После сего вериги преподобного с почестями были перенесены из города Ярославля в город Переяславль и положены на честном гробе его. Всем, приходящим с верою, они подают многие исцеления во славу Христа Бога.

Тропарь преподобного Никиты

Православным смыслом юношеская возжеления возненавидев/ и доблественныя нравы восприим, врага победил еси,/ и во благоразумии Богу угодил еси,/ и свыше от Него прием дар чудес,/ бесы прогоняти, недуги исцеляти,/ Никито преславне,// моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Никиты

Христа ради от твоих рабов нуждную смерть претерпел еси/ и венец нетления от Него восприял еси,/ приходящим же с верою от честнаго твоего гроба подаеши цельбы,/ о Никито преподобне,// молитвинниче о душах наших.

Никита Столпник, преподобный. Мощи Святого и гробница

В мае 2000 г. был произведен поиск и исследование места захоронения преподобного Никиты Столпника , одного из семи святых г. Переславля-Залесского.

Преподобный Никита, уроженец Переславля, жестокий и алчный сборщик податей при Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском, раскаявшийся после услышанной проповеди и последовавших за этим видений, во второй половине XII в. стал насельником Переславского Никитского монастыря. Искреннее покаяние, телесные подвиги, чудесный дар исцелений прославили преподобного еще при жизни, внезапно оборвавшейся от рук родственников в ночь на 24 мая 1186 г. По инициативе святителя Фотия, митрополита Московского, в начале XV в. была предпринята попытка эксгумации мощей преподобного Никиты , которая не увенчалась успехом из-за грозных небесных знамений, и мощи остались под спудом .

Археологические раскопки позволили найти гробницу преподобного Никиты Столпника и выяснить, что перед погребением, согласно Студийскому уставу, на преподобного возложили схиму и кожаный парамандный крест, тело облачили в одежды из грубой шерстяной ткани, ноги обули в кожаные сандалии. Погребение было совершено в нежилой части монастыря под открытым небом в деревянном гробу , покрытом по древнерусскому обычаю пластинами бересты. На дно гроба под голову преподобного положили каменное «возголовьице». Судебно-медицинская экспертиза, проведенная профессором В. Н. Звягиным, подтвердила сведения «Жития» о насильственной смерти преподобного, на черепе которого обнаружены повреждения от сильного удара твердым зубчатым предметом. Были обнаружены и следы эксгумации начала XV в. Ее участники выкопали обширную яму, не совпадающую по ориентации с могильной. Добравшись до гроба, удалив часть бересты и сняв часть крышки в изголовье, они достали череп и завернули его в плат из венецианского камчатного шелка. Внезапно налетевший ураган заставил прекратить эксгумацию. Череп был помещен обратно в гроб. Для защиты от грунта его вновь прикрыли пластинами и лентами бересты и по афонскому обычаю обложили брусковыми кирпичами. Над могилой установили белокаменное надгробие.

После включения гробницы в структуру первого каменного соборного храма постройки 1528 г. над ней была установлена рака, на которой какое-то время лежал дошедший до наших дней шитый покров, выполненный в 1555–1560 гг. в мастерских царицы Анастасии Романовны.

Со временем древняя рака была утрачена, а точное местоположение гробницы забыто , и в XIX в. она оказалась застроенной кирпичным калориферным воздуховодом . Только детальное археологическое исследование позволило обрести и достоверно идентифицировать мощи преподобного Никиты Столпника спустя 814 лет после его кончины.

Следующим этапом работ была реставрация текстильных и кожаных изделий из гробницы. Почти полностью удалось восстановить облик куколя. Его очелье обрамляло вырез для лица, в центре были изображены три контурных косых креста, вышитых тамбурным швом красными нитями. Нижний край очелья украшен полосой золотистого шелка и красными нитями. Над очельем и на его нижних оконечностях в квадратных клеймах, выполненных красными и золотистыми нитями, расположены прямые равноконечные кресты. Оконечности завершаются горизонтальными прямоугольными клеймами, заполненными перекрещенным зигзагом, вышитым красными нитями.

Погребальное облачение (мантия) преподобного Никиты Столпника представлено остатками двухслойной верхней одежды из темной овечьей шерсти. Наружный слой сохранился в виде двух крупных и множества мелких разрозненных фрагментов грубой шерстяной ткани полотняного переплетения. Подкладка из тонкой шерстяной ткани саржевого переплетения сохранилась в виде отдельных фрагментов.

Мантия, сшитая из нескольких полотен ткани, была распашной, отрезной сзади по талии с «борами» на спине, то есть была скроена по типу кафтана или поддевки, которая и в наши дни является молитвенной одеждой старообрядцев Приуралья. В частности, почти полностью сохранилась спинка с подшитым к ней присборенным низом. Если руководствоваться этнографическими аналогиями, данный тип кроя позволяет заключить, что одежда имела подкладку только выше пояса, то есть так называемую подоплеку.

На черепе и под ним находились остатки шелковой венецианской камчатной ткани (пятинитное атласное переплетение репсовой структуры) золотистого цвета, в которую череп был завернут при попытке эксгумации мощей в начале XV в. Ткань сильно истлела и сохранилась лишь в небольших фрагментах, что не позволило реконструировать ее крупный растительный рапорт. Тем не менее, ряд характерных элементов орнамента указывает на время и место изготовления ткани.

В области ног преподобного Никиты находились остатки двух сплющенных под тяжестью грунта сандалий, изготовленных из хорошо выделанной кожи, окрашенной в черный цвет. Каждая сандалия представляет собой двухслойную подошву с открытым заостренным носком и закрытым задником, напоминающим нос ладьи. В передней части сандалии имеется отходящий к внутренней стороне стопы язычок для прикрепления лямки, которой сандалия подвязывалась к ноге.

Сандалии чрезвычайно просты и архаичны. Помимо чисто утилитарных требований, сформулированных в IV в. святителем Василием Великим, их специфический крой (подошва с закрытой пяткой и открытыми пальцами) полностью отвечает символическому значению сандалий монаха, объясненному в XV в. святителем Симеоном Солунским: «...дабы не повредил он мысленных ног души, не был уязвлен мысленными змиями в пяту помыслов, но чтобы наступал на них...».

В области шеи преподобного Никиты найдены обрывки параманда, сплетенного из четырех узких полосок окрашенной в черный цвет кожи, так называемые «плетцы». Среди праха в срединной части гроба найден также небольшой фрагмент почти полностью истлевшего кожаного пояса, сохранивший тиснение в виде круглых розеток.

После полной реставрации текстильных и кожаных остатков они приобрели экспозиционный вид и были возвращены для молитвенного поклонения в Никитский монастырь .