Переход имен числительных в другие части речи. Переход одной части речи в другую. Переход одних частей речи в другие

Имена числительные, являясь синкретичным классом слов и совмещая со значением числа или количества значения предметности или признаковости, могут переходить в другие части речи, прежде всего, в существительные и прилагательные.

Количественные числительные в их абсолютном употреблении, т.е. в значении отвлеченного числа, субстантивации обычно не подвергаются. Выделяются условия субстантивации числительных в количественном значении:

При опущении существительных типа «"человек, мужчина» и т. п.: Трое вышли из леса;

При опущении существительного «балл» числительное получает значение оценки: получить пять ;

Если числительное выступает в индивидуально-номинативной функции (обозначает собственное имя лица): Мое имя - Девять , - откликнулся высокий и статный красавец, - и я вовсе не человек (Р.Рассел); Мы жмем руку Двадцать Девятому (В. С.);

Если числительное используется как название неодушевленных предметов, приобретая функции имени собственного: в доме восемь дробь один ;

В названиях игр: играть в двадцать одно ;

При качественном изменении значения числительного (обычно в устойчивых оборотах): Дай пять (руку).

Порядковые числительные субстантивируются в следующих условиях:

При опущении существительного со значением «человек»: третий лишний;

При перечислении: первое, второе, третье ...: Первое, в чем он уже заручился поддержкой представителя обкома, - свернуть на время работы по жилищному строительству. Второе - снять половину задания с Сотюженского леспромхоза... (Абр.);

При обозначении времени суток в конструкциях: половина третьего , пять минут десятого ;

При обозначении числа того или иного месяца: второе мая , (числительное управляет существительным, что проявляется в неизменяемости названия месяца при склонении: второго мая, второму мая – так же, как в именных словосочетаниях типа: конец сентября, лист бумаги );

При обозначении блюд: Дети первое едят плохо;

В случаях ситуативной субстантивации типа Пятый опаздывает на два часа (ситуация ожидания на вокзале); Он учится в пятом (школьная ситуация); Шел тысяча девятьсот сорок первый (ситуация времени) и др.

Факты адъективации числительных первый, второй, третий отмечаются в названиях сортов продуктов или изделий, при качественной градации в таких, например, конструкциях: первый ученик в классе, второй человек в институте и т. д.

Многообразны трансформационные возможности числительного один : оно переходит в существительные (Один в поле не воин ); в местоимения с неопределенной и указательной семантикой: Один человек вас спрашивает (какой-то, некий); Я одного мнения с вами (такого же, одинакового); в частицы с ограничительным значением: Один ты мне нужен (только ты); в наречия: Я сделал это один (в одиночку, самостоятельно).

Переход в существительное других частей речи называется субстантивацией . Субстантивируются:

Имена прилагательные (столовая комната - столовая, мороженое молоко - мороженое, больной человек - больной, командировочные деньги - командировочные);

Местоимения (свои дети - на собрании выступают только свои, ты сам виноват - сам сегодня приезжает);

Причастия (встречающий меня человек - встречающий оказался человеком приветливым; человек, битый жизнью - за битого двух небитых дают);

Числительные (двое бойцов - двое в шинелях, первое блюдо - первое).

Субстантивируясь, прилагательные, местоимения, числительные и причастия приобретают вторичные признаки имени существительного: категориальное значение предметности, классифицирующую категорию рода, функцию подлежащего или дополнения в предложении, парадигму, состоящую максимум из 12 словоформ (6 в единственном и 6 во множественном числе), широкую сочетаемость со словами других частей речи (с прилагательными, местоимениями и причастиями).

Имя прилагательное

Переход в прилагательное других частей речи называется адъективацией . Адъективируются:

Числительные (один стол - теперь я один, тысячная страница - собралась тысячная толпа);

Местоимения (наш, свой характер - он наш, свой человек);

Причастия (воспитанный в семье - воспитанный юноша, отсутствующий на занятиях студент - отсутствующий взгляд).

В результате адъективации числительные, местоимения и причастия утрачивают свое первоначальное категориальное значение и приобретают вторичное значение признака предмета. Как и качественные прилагательные, они способны входить в синонимические и антонимические ряды (свой человек - надежный, преданный, не наш). Непременным следствием адъективации является переносное лексическое значение функционального омонима.

Имя числительное

Переход в числительное других частей речи в современном русском языке носит единичный характер. В числительное переходят существительные (красивая пара - пара столов, казачья сотня - сотня казаков).

Местоимение

Переход в местоимение других частей речи называется прономинализацией . В местоимения переходят:

Существительные (наш народ и старики - народ беспокойный; красивые люди - у тебя все не так как у людей );

Прилагательные (известный художник - это может произойти при известных обстоятельствах; арбуз целый - работал целый день);

Числительные (один стул - один человек рассказал мне об этом);

Причастия (соответствующий должности директора - издать соответствующий приказ; условия, определенные контрактом - в определенных условиях причастие переходит в местоимение).

Прономинализация связана с изменением категориальной семантики существительного, прилагательного, числительного и причастия. Функциональный омоним приобретает значение обобщающего указания на предмет или на признак предмета.

Наречие

Переход в наречие других частей речи называется адвербиализацией . Адвербиализируются:

Существительные (любоваться утром - приехать утром; на славу свою смотрел просто - сделать на славу);

Прилагательные (завернуть в плотную бумагу - вплотную подойти к правильному решению; подарить им по хорошему костюму - поговорим по-хорошему);

Числительные (пятью столами - пятью пять равняется двадцати пяти);

Деепричастия (лежа на диване - читать лежа; не думая о будущем - отвечать не думая).

В современном русском языке активен процесс перехода в наречия падежных и предложно-падежных форм существительных, имеющих обстоятельственное значение. Переходя в разряд неизменяемых слов, существительные утрачивают все свои грамматические признаки, морфологическую парадигму.

§ 216. Одной из особенностей исходной древне­русской морфологической системы было отсутствие чис­лительных как особой части речи, характеризуе­мой своими, только ей присущими грамматическими категориями.

В современном русском языке эту особую часть речи образуют количественные числительные, обладающие такими категориями.

Отсутствие в древнерусском языке числительных как особой части речи определялось тем, что названия чисел в этом языке не имели своих особых грамматических категорий и функциониро­вали как другие части речи. При этом разные названия чисел сбли­жались с разными частями речи, ничем принципиально не отли­

чаясь от последних.

В отличие от этой группы, названия чисел от пяти до десяти, наоборот, выступали в древнерусском языке в качестве сущест­вительных, т. е. каждое из них принадлежало к определенному (женскому) роду и поэтому по родам не изменялось. Но вместе с тем они, точно так же как и существительные, изменялись по чис­лам. Что же касается существительных, стоящих при этих словах, то независимо от числа и падежа последних первые выступали всегда в родительном падеже множественного числа, т. е. здесь постоянно была связь управления. При этом особенно важно от­метить, что слова от пяти до десяти, выступая как существитель-

ные, могли иметь при себе определение и согласовывались с гла­голом в роде и числе. В древнерусском языке можно было сказать третьъ п*ть пришьла, дроугаъ шесть поудовъ, въ тоу шесть лѣтъ, где п*ть, шесть имеют при себе определения и соответствуют сов­ременным счетным существительным пятерка, шестерка. Иначе говоря, это были не числительные, а счетные существительные.

Слово съто склонялось в древнерусском языке как существи­тельное среднего рода с основой на б и грамматически характери­зовалось теми же свойствами, что и слова от пяти до десяти.

Что касается названий чисел от одиннадцати до девятнадцати и двадцать, тридцать, пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемь­десят, то их образование и история являются процессом превра­щения словосочетаний в простые целые числа.

В современном языке числительные одиннадцать, двенадцать и под.- это прос­тые числа, и они не разлагаются на один десять, два + десять и т. д. В древнерусском же языке это было иначе. Одиннадцать и под. образовывались из трех слов: одинъ на дес*те, т. е. один + предлог на + местн. пад. от десять. Следовательно, это было сложное слово, и понималось оно как составное. Лишь постепенно в мысли складывалось простое целое понятие об „одиннадцати" и т. п., а в языке появлялось и соответствующее слово (см. § 220).

На протяжении истории русского языка прошли многие про­цессы, приведшие постепенно к оформлению особой части речи - числительных. В этом сыграли роль определенные измене­ния в формах склонения отдельных слов-названий чисел, утрата двойственного числа, сближение склонений дъва, дъвѣ и трье, три, четыре, четыри, утрата родовых различий в три, четыре и дру­гие процессы морфологического характера. Произошли определен­ные изменения также и в синтаксическом отношении: с утратой двойственного числа в имен, и отчасти в вин. пад. устанавливают­ся неразложимые сочетания два, три, четыре с род. пад. ед. ч. су­ществительных, которые являются параллельными сочетаниям пять - десять + род. пад. мн. ч. Такой параллелизм в имен.- вин. пад. приводит к тому, что в косвенных падежах названия чи­сел от пяти до десяти, как от двух до четырех, начинают согласо­вываться с существительными, с которыми они сочетаются. По­добная зависимость этих слов в свою очередь создает почву для утраты ими различия единственного и множественного числа, а также и различия рода.

Особые синтаксические связи и утрата ранее свойственных названиям чисел грамматических категорий приводят к выделе­нию числительных в отдельный класс, в новую часть речи. В морфологическом отношении признаком числительных как части речи является отсутствие категории числа и ро­да (кроме числительных один и два, различающихся по родам). Все эти процессы проходят в течение XIII-XIV вр. в преде­лах числительных до десяти, а затем распространяются и на дру­гие числительные.


Учебник для углубленного изучения современного русского языка разработан с учетом преемственности в системе непрерывного образования и предполагает реализацию образовательных и воспитательных задач,

Порядковые числительные

Порядковые числительные выражают значение порядка следования однородных предметов при счете: первый, второй, третий дом; четвертый, пятый…сотый год. Они отвечают на вопрос который?.

Порядковые числительные образуются от соответствующих им определенно-количественных без суффиксов путем присоединения флексий прилагательных -ый или –ой (только под ударением), выполняющих словообразующую роль: шесть – шестой, десять –десятый, сто – сотый , и при помощи суффиксов -ов- , -н- : сорок – сороковой, тысяча – тысячный, миллион – миллионный . Числительные первый и второй образованы от основ перв- и втор- (ср. также: первенец, первенство, вторить, повторно ). Третий и четвертый образованы от названия частей треть, четверть ; седьмой – от древнерусской основы седьм- .

Порядковые числительные имеют грамматические п р и з н а к и прилагательных: они изменяются по родам, падежам и числам, как прилагательные с твердой основой, за исключением третий , которое склоняется, как прилагательное типа лисий ; в предложении они, как и прилагательные, согласуются с существительными в роде, числе и падеже: десятый год, десятая неделя, десятое здание, десятые номера .

У сложных числительных склоняются обе части, причем первая часть употребляется в форме родительного падежа: семидесятый, пятисотый . В составных числительных изменяется только последняя часть, а все остальные остаются неизменяемыми: тысяча девятьсот шестьдесят девятый год, с тысяча девятьсот шестьдесят девятого года, в тысяча девятьсот шестьдесят девятом году (произношение в тысячу девятьсот … году является неправильным).

В морфологическом и синтаксическом отношении порядковые числительные очень сходны с прилагательными. Это послужило основанием некоторым языковедом, например Л.В. Щербе, А.М. Пешковскому, В.В. Виноградову, рассматривать их как прилагательные. Однако, эта точка зрения не является общепризнанной, потому что, помимо своего числового значения, порядковые числительные имеют п р и з н а к и, не свойственные прилагательным:

1. Отвлеченное лексическое значение, обозначение не признака предмета, а лишь количественного порядка однородных предметов.

2. Структура составных порядковых числительных, которые включают большое количество наименований, присоединяемых одно к другому посредством простого соположения (сто тридцать пятый экземпляр).

3. Заменяемость в разговороной речи определенно-количественными числительными: страница триста пятьдесят четыре (вместо триста пятьдесят четвертая ), размер обуви сорок три (вместо сорок третий ), дом номер тридцать четыре , квартира два (вместо дом номер тридцать четвертый , квартира вторая ).

Переход числительных в другие части речи

Некоторые числительные могут трансформироваться в другие части речи (в существительные, прилагательные, местоимения, наречия, частицы).

Особенно многочисленны трансформационные функции у числительного один (одна, одно) . Оно, утратив числовое значение, трансформируется:


    1. В существительное со значением «отдельная личность», «человек, отделенный от других» или же «что-нибудь отдельное» (предмет, мысль, обстоятельство): «Все за одного, один за всех» (Посл.); «Все думать, думать об одном и день и ночь до новой встречи» (П.).

    2. В прилагательное со значением: а) «тот же самый», «тождественный», «одинаковый»: «Ивины приходились нам родственниками и были почти одних с нами лет» (Л.Т.); «[Андрей и Виктор] были ровесники, жили на одной улице, в школе сидели за одной партой» (Б.Г.); б) «единый», «неделимый»: «[Толпа] только шевелилась, гудела, вздыхала и казалась одним существом» (Ск.); в) «единственный»: «И во всем этом году одна отрада изгнаннику, одно вознаграждение, одно блаженство – любовь» (А.Г.).

    3. В местоимение со значением неопределенности – «какой-то», «некий»: «Мне вспоминается одна старая история, давным-давно слышанная мною» (Павл.).

    4. В частицу со значением «только», «лишь»: «Роскошь утешает одну бедность, и то с непривычки, на одно мгновение» (П.).

    5. В наречия (главным образом во фразеологизмах): в один голос, один-одинешенек, один на один, один раз (в значении «однажды»).
Во множественном числе один теряет числовое значение и приобретает значение слов «некоторые», «какие-то», «только», т.е. значение местоимений и частиц: «Одни [некоторые] работали, другие отдыхали»; «Пришли одни [только] школьники».

Числительные первый , утрачивая значение порядка счета, приобретает качественное значение, тем самым переходя в прилагательное: первое впечатление (в значении «начальное»); первый ученик в классе (в значении «лучший»); первый встречный («любой»). Первый , адъективируясь, может иметь даже превосходную степень: первейший сорт, первейшая красавица.

Для числительных наиболее продуктивным является процесс субстантивации .

Условием субстантивации числительных является опущение существительного в сочетании «числительное + существительное». Однако не всегда в случае опущения существительного происходит субстантивация числительного. Бывают случаи, когда контекст подсказывает опущенное существительное, а субстантивации числительного не наступает, например: «Человек живет век, а добрые дела два » (Посл.).

Определенно-количественные числительные субстантивируются:


    1. Если опускаются существительные со значением лица, то сами числительные принимают это значение: «Горе одному, один – не воин» (М.); «Один с сошкой, а семеро с ложкой» (Посл.). В выражениях один одного (одна одну ), один другого (одну другую ) числительные имеют субстантивное значение. Если же опускаются неодушевленные существительные, в том числе обозначающие время, то субстантивации числительных не наступает.

    2. Как результат опущения существительного балл , в субстантивном значении в речи учащихся в смысле получения оценок выступают числительные два, три, четыре, пять (получить по истории за ответ пять ).

    3. В названиях игр, например: «Несколько подростов хлестались в двадцать одно » (Мал.); «Четверо больных с неправильным поведением резались в «шестьдесят шесть »…» (И. и П.).
Определенно-количественные числительные не могут быть определяемыми словами. Но если они употреблены не в числовом, а в предметном значении, то при них могут быть определения: «Папа сиял. Он спросил дочку: «Как ты будешь учиться?» – «На круглые пять !» (Из газ.); «Остальные шесть , увидя Кирджали, вооруженного двумя пистолетами, разбежались» (П.). Возможно и определение в косвенном падеже с предлогом: «Я получил за свою работу пять с крестом – у нас отметка небывалая» (Вер.).

Собирательные числительные , употребленные без наименования предметов счета, часто мыслятся как субстантивированные. Но приобретают свойства существительных, если опущено существительное со значением лица, например: «За один рейс шофер смог взять только пятерых » (Из газ.). Собирательные числительные в значении неодушевленного существительного не субстантивируются. Ср., например, невозможность субстантивации: «Под деревом стояло трое вил » и возможность со значением лица: «Под деревом стояло трое студентов ».

Порядковые числительные употребляются, как правило, в значении существительных определения без определяемых слов. Субстантивация порядковых числительных наблюдается преимущественно со значением лица: «Шедших по темной улице встретил третий ». В значении неодушевленного существительного числительное субстантивируется, если происходит метонимизация: приготовить на первое шурпу, на второе – манты.

Процесс субстантивации числительных сопровождается некоторыми семантическими «сдвигами». Они заключаются в том, что числительные, субстантивируясь, могут иметь два значения – основное и дополнительное. Дополнительное значение – это значение предметности, заключенное в основном – количественном – признаке предмета.

ВОПРОСЫ:


  1. Какая часть речи называется именем числительным? В чем отличие имени числительного от других имен?

  2. На какие разряды и по каким признакам делятся числительные?

  3. Каковы морфологические признаки количественных числительных?

  4. В чем заключаются особенности количественных числительных?

  5. Каковы синтаксические особенности количественных числительных?

  6. Каковы особенности употребления собирательных числительных?

  7. Что обозначают дробные числительные? И каковы их грамматические особенности?

  8. По каким признакам выделяется разряд неопределенно-количественных числительных?

  9. Что обозначают порядковые числительные? Что у них общего с прилагательными и в чем отличие от них?

  10. В какие части речи переходят числительные? Укажите условия и особенности трансформации числительных.
Опорные слова и словосочетания:

имя числительное, субстантивация, количественные, собирательные, порядковые, дробные, трансформация.

5. МЕСТОИМЕНИЕ

Термин «местоимение» представляет собой кальку (дословный перевод) с греч. antonymia и лат. pronomen- вместо имени.

Следуя этимологии термина, местоимение рассматривали как часть речи, заменяющую имя существительное прилагательное или числительное

Местоимением называется часть речи, указывающая в определенной ситуации на лицо, предмет, признак или количество предметов, имеющая ряд общих с именами морфологических и синтаксических особенностей.

Таким образом, специфической особенностью местоимения яв­ляется его семантическая несамостоятельность, его указательная или обобщающая функция.

По лексическому значению и грамматическим признакам ме­стоимения соотносительны с именами существительными, прила­гательными и числительными, в связи с чем они делятся на та­кие группы:


  1. Обобщенно-предметные местоимения, или местоимения-су­ществительные: я, ты, он, она, оно, мы, они, себя, кто, никто, не­кто, что, нечто, кто-то, что-то. Эти местоимения указывают на предмет, не называя его. Исключения составляют местоимения я и ты, потому что никакими существительными нельзя выразить их значения. В предложении местоимения этой группы, как и су­ществительные, выступают преимущественно в роли подлежа­щего и дополнения.

  2. Обобщенно-качественные, или местоимения-прилагатель­ные: чей, наш, мой, твой, свой, этот, какой, который, некоторый. Местоимения этой группы указывают на качества и свойства предметов. Как и прилагательные, они характеризуются катего­риями рода, числа и падежа, которые, однако, как и у прилага­тельных, не самостоятельны, а зависимы от соответствующих ка­тегорий существительных: твой друг, твоя тетрадь, твое перо, твои стихи, твоим друзьям.
В предложении обобщенно-качественные местоимения выпол­няют функции согласованных определений.

3. Обобщенно-количественные местоимения, или местоиме­ния-числительные: сколько, столько, несколько, нисколько.. Эти местоимения по своей семантике и функциям соответствуют ко­личественным числительным, но не называют конкретного числа или количества предметов, а лишь указывают на них: «В одной группе было двадцать пять студентов, в другой - столько же».

Отдельные признаки, свойственные местоимениям и именам существительным, прилагательным или числительным, дали воз­можность некоторым языковедам отрицать местоимения как са­мостоятельную часть речи.

Отрицание местоимений как самостоятельной части речи нельзя признать справедливым: так как местоименя имеют свою смысловую, синтаксическую и функционально-стилистическую специ­фику.
Местоимения соотносясь с другими частями речи, не сливаются с ними, потому что, кроме общих приз­наков, имеют специфические, присущие только им лексико-грамматические черты.

И порядковые.

Порядковые числительные обозначают порядок однородных предметов при счёте и отвечают на вопрос: какой? (какая? какое? какие?) - первый день , третий звонок , четвёртый класс , две тысячи пятнадцатый год , тридцать седьмой рейс .

Порядковые числительные образуются, как правило, безаффиксным способом от числительных, обозначающих целые числа: пять - пятый , шесть - шестой , восемь - восьмой , двадцать - двадцатый , сто - сотый . Порядковые числительные первый и второй являются непроизводными (исходными словами).

С точки зрения структуры порядковые числительные распределяются на три группы :

  1. простые: третий , четвёртый , шестой , седьмой , десятый ;
  2. сложные (образованы при помощи сложения основ): пятидесятый , шестидесятый , трёхсотый , четырёхсотый , девятисотый ;
  3. составные , состоящие из двух и более слов: сорок пятый , триста сорок восьмой , тысяча девятьсот девяносто девятый .*

Морфологические признаки

Порядковые числительные, как и , изменяются по , и : седьмой вагон (ед. ч.) - седьмые вагоны (мн. ч.) , десятая доля (ед. ч.) - десятые доли (мн. ч.) .

И. п. первый подъезд восьмая минута
Р. п. первого подъезда восьмой минуты
Д. п. первому подъезду восьмой минуте
В. п. первый подъезд восьмую минуту
Т. п. первым подъездом восьмой минутой
П. п. (о ) первом подъезде (о ) восьмой минуте
  1. Окончания порядковых числительных пишутся так же, как и окончания прилагательных.
  2. При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к первому мая , перед тридцать первым декабря , до восьмого марта .
  3. Порядковые числительные в названиях событий и праздников РФ после слов праздник , дата и день ставятся в . Например: К знаменательной дате Девятое мая учащиеся выпустили газету.

Синтаксические признаки

Порядковые числительные могут быть любым членом предложения. Чаще всего, согласуясь с в роде, числе и падеже, выступают в качестве определения.

  • Вышел пятый номер журнала .
  • Первый день в лагере был дождливым .
  • Сто сорок седьмой в Адлер не пришёл .
  • Наш спортсмен - первый .
  • Зайдите первого числа .

* Примечание:

Включение названных слов в разряд числительных является традиционным и опирается исключительно на тесную словообразовательную и семантическую связь порядковых числительных с количественными (ср.: девять - девятый , десять - десятый , тридцать - тридцатый ). Близость порядковых числительных к количественным сказывается также в употреблении количественных числительных в значении порядковых, например при обозначении адреса: дом сорок семь , квартира восемнадцать вместо дом сорок седьмой , квартира восемнадцатая .

В языкознании существует и другой подход. Так, Виноградов В. В. и авторы учебников для вузов относят слова с порядковым значением к разряду относительных прилагательных, т. к. 1). система склонения порядковых слов и прилагательных является единой: второго , второму - смелого , смелому ; 2). образование и морфологическая структура порядковых слов и прилагательных не различаются: тысячн ый и железн ый , сороков ой и веков ой , третий и лисий , пяти-десятый и пяти-угольный ; 3). некоторые порядковые числительные могут приобретать качественное значение, обычно обусловленное : первая скрипка, на втором плане, в третьи руки.