Кто такие епископы и аббаты. Католическая иерархия: что такое аббат? Аббат - это монах или священник

церковный титул, который, начиная с V столетия , давался исключительно настоятелям монастырей (аббатств) и был званием церковной должности. Аналогичное звание с женским окончанием, аббатиса , от лат. формы Abbatissa , стали впоследствии давать и настоятельницам женских монастырей. Позже распространился на всех молодых людей духовного звания и превратился в форму вежливости .

Пока монастыри подчинялись правилам, установленными святым Бенедиктом (до начала X века), «аббат» было общим именем их настоятелей. С X века начали возникать новые духовные ордена , и лишь немногие из них, как, например, премонстрантов , цистерцианцев и траппистов , управлялись аббатами, а главы большей части остальных назывались: старшинами (majores ) (у камальдулов), приорами (у картезианцев , иеронимитов , доминиканцев , кармелитов , августинцев и пр.), гвардианами (у францисканцев) или ректорами (у иезуитов). Аббатиссы были не только в женских монастырях упомянутых орденов, но также у монахинь фонтевродского ордена и у светских канонисток. Многие ордена не желали использовать этот титул из чувства смирения.

Аббаты занимали различное положение по отношению, с одной стороны, к ордену, а с другой, к подчинённым им монахам их монастырей. Например, у бенедиктинцев назначаемый конвентом аббат пользуется полной самостоятельностью, а у цистерцианцев он бюрократически подчинён верховному совету в Клерво . До причисления монахов к духовенству, аббат имел право и обязан был наблюдать за соблюдением орденских правил, управлять монастырскими имениями и требовать от монахов безусловного послушания. Карательная власть аббатов над их монахами была довольно обширна; ранее нередко применялись даже телесные наказания, да и в начале XX века аббаты и аббатиссы ещё пользовались правом подвергать своих подчинённых не только временному, но и пожизненному заключению за тяжкие преступления. У бенедиктинцев апелляция на карательный приговор аббата подаётся епископу или папе .

Ещё в VI веке аббаты были причислены к духовному званию, а после второго Никейского собора () им было предоставлено право посвящать своих монахов в низшие должности. Все аббаты принадлежат к прелатам церкви, занимают в иерархии место непосредственно после епископов и имеют право голоса на соборах. За такие же права боролись аббатиссы , но не могли получить в том числе и потому, что женщины не могут совершать какие-либо священнодействия. Они остались подчинёнными епископам своей епархии, тогда как аббаты постарались освободиться от этого подчинения посредством привилегий. Аббаты освобождённых монастырей не признают над собою никакой власти, кроме власти папы.

Начиная с VII столетия епископы нередко вмешивались в права аббатов, ставили, по своему усмотрению, на места настоятелей своих любимцев, а при освобождении этих мест даже оставляли аббатства за собой. Ещё более опасно для достоинства этого сана было то, что в VIII и особенно в IX веке , по прихоти королей или по соображениям необходимости, он стал переходить к мирянам, и уже Каролинги начали раздавать аббатства своим приверженцам в награду за их верность или за военные заслуги. Результатом этого стало то, что до X века включительно крупнейшие монастыри в пределах иерархии римской церкви имели во главе своей, по большей части, светских аббатов или аббатграфов (лат. Abbacomites , Abbates milites ), собиравших для себя доходы этих духовных учреждений.

В этих случаях действительный надзор в монастырях возлагался на деканов, приоров. Во Франции звание аббат давалось сначала настоятелям монастырей. Но когда, по заключённому между папой Львом X и королём Франциском I конкордату , французским королям было предоставлено право назначать 225 Abbes comendataires почти для всех французских аббатств, эта беззаботная и безработная должность побудила многих молодых людей, в том числе и младших членов дворянских фамилий, посвятить себя духовному званию, чтобы при случае получить подобную

Древние аббатства представляют собой образцы древней архитектуры. Это невероятно красивые соборы, которые сегодня активно посещают туристы. Примечательно, что архитектура этих монастырских комплексов таит в себе множество загадок для историков. Они украшены декором, элементы которого принадлежат к группам оккультных символов, что вызывает еще больший интерес как специалистов, так и туристов. Итак, значение слова "аббатство" и самые интересные древние монастырские комплексы мы рассмотрим ниже.

Что такое аббатство?

Аббатство - это католический монастырь. Католики составляют большую часть верующих Европы и Латинской Америки. Католическая церковь представляет собой строгую иерархическую систему, во главе которой стоит папа римский. И аббаты занимают не последнюю ступень в этой системе.

В Средневековье аббатства являлись наиболее богатыми и крупными монастырями. Они оказывали на страну не только религиозное, но и политическое, и экономическое влияние. Итак, кто такой аббат?

Значение слова

Именно аббат (мужчина) или аббатиса (женщина) управляют аббатством. Они подчиняются непосредственно епископу или даже папе римскому.

Кто такой аббат с точки зрения лингвистики? Происхождение и история этого титула очень древние. Само слово "аббат" (на лат. - abbas ) имеет еврейские и сирийские (abba ) корни и означает отца. В католичестве так называют настоятеля мужского католического монастыря. Изначально, в V-VI вв. этот титул давали всем настоятелям монастырей, однако с появлением различных религиозных орденов появилось и множество синонимов слова "аббат". Так, картезианцы называли настоятелей приорами, францисканцы - гвардианами, а иезуиты - ректорами.

Как правило, священника назначал на пост настоятеля епископ или папа римский на пожизненный срок.

История появления

Возникновение религиозных общин восходит еще к истокам христианства. Уже тогда люди собирались вокруг жилища человека, известного своей святостью. Они строили дома вокруг этого места и добровольно подчинялись этому человеку. Со временем такие религиозные общины начали посвящать себя служению Богу.

Это монастырь, построенный подобно настоящему укрепленному городку. Помимо монастыря комплекс включал в себя множественные постройки. Здесь строились конюшни, мастерские. Монахи сажали сады. В общем, было все, что нужно для натурального хозяйства. Так как в аббатстве жили и миряне, архитектура монастыря предусматривала отделение их друг от друга.

Со временем аббатства превратились в целые комплексы зданий, в которых были трапезные, больницы, библиотеки и залы капитула, в которых монахи проводили собрания. У аббата были отдельные покои. Конечно, эта общая картина дополнялась разными деталями, в зависимости от индивидуального устава ордена.

Так как большую часть монастырей очень часто перестраивали в результате битв, их изначальный внешний вид представить трудно. Известно, что практически каждый орден отличался собственным архитектурным стилем, воссоздать который в точности, увы, во время реставрации подчас не удавалось.

Первый назывался бенедиктинским. Был основан Нурсийским в VI веке в Италии. Уже в VIII веке монастыри бенедиктинцев были возведены во многих уголках Западной Европы. К началу XII века бенедиктинцы обладали огромной властью. Они управляли собственными землями и активно строили храмы и церкви.

Вестминстерское аббатство

Вестминстерское аббатство в Лондоне является одним из самых знаменитых и древних в мире. Его внешний вид практически не менялся со времен открытия в 1066 году. Официально Вестминстерское аббатство именуется Коллегиальной церковью Святого Петра. Монастырь поражает своим величественным великолепием, пришедшим из глубины веков. Тонкий и изящный готический стиль делает его одним из самых красивых монастырей мира.

История Вестминстерского аббатства начинается в 960-970-х годах. Первыми здесь поселились монахи-бенедиктинцы. Они возвели небольшой монастырь, но в XII Эдуард Исповедник велел перестроить его, сделав более масштабным и величественным. Вестминстерское аббатство открылось для посещений в феврале 1066 года.

Со времен своего создания Вестминстерское аббатство является главной церковью Великобритании. Именно здесь коронуют и хоронят монархов Британии. Но не только монахи находят в монастыре свое последнее пристанище - в так называемом "Уголке поэтов" хоронят известных подданных английской короны, в число которых входят великие поэты, актеры, музыканты. Всего в Вестминстерском аббатстве насчитывается около 3000 захоронений.

Интересный факт! В аббатстве также сочетались браком некоторые королевские отпрыски. Так, принц Гарри женился на Кейт Миддлтон именно здесь.

Батское аббатство

Бывший а ныне церковь Святых Петра и Павла, находится в Бате (город в Англии). Аббатство является идеальным примером готического архитектурного стиля. Относится к числу самых больших британских монастырей. Изначально монастырь должен был стать женским - в 675 году землю для постройки храма даровали аббатисе Берте. Но впоследствии монастырь стал мужским.

Аббатство пользовалось большим влиянием во времена своего расцвета. Позже здесь была епископская кафедра, которая затем переместилась в Уэльс. После реформации монастырь, утративший былое влияние, закрыли, а земли продали.

Лишь в XVI веке здесь была открыта приходская церковь. Елизавета I приказала отреставрировать эту церковь в стиле перпендикулярной готики - именно так она должна была выглядеть изначально, но в те времена у аббатства не хватало средств на такой грандиозный проект.

Аббатство Мон-Сен Мишель

Аббатство это называют восьмым чудом света. Мон-Сен Мишель находится на территории Франции и является одной из самых популярных французских достопримечательностей. Со всех сторон аббатство, раскинувшееся на скалистом острове, окружено морем, и лишь дамба соединяет его с сушей. Когда-то лишь во время отлива можно было пройти пешком к этому величественному строению.

Согласно легенде скалы эти были принесены в море гигантами. Монт Томб, он же Сен-Мишель, нес на плечах великан, а второй скалистый холм, Томбелен, тащила его супруга. Однако они устали и бросили скалы неподалеку от берега.

История этого потрясающе красивого монастыря начинается в 8 веке. Считается, что сам архангел Михаил явился во сне епископу Оберу, наказав построить на острове монастырь. Однако святому пришлось еще дважды посетить епископа, прежде чем тот правильно истолковал его веление. Именно поэтому название монастыря переводится как "гора святого Михаила".

Аббатство строилось медленно - дабы придать ему нынешний внешний вид, ушло 500 лет. Сегодня в монастыре живет всего несколько десятков человек, но ежегодно его посещает более 3 000 000 туристов.

Леринское аббатство

Леринское аббатство расположено на небольшом островке Сен-Оноре (Леринские острова). Оно представляет собой комплекс, состоящий из огромного монастыря и семи часовен. Сегодня аббатство открыто для посещений туристов и носит титул исторического памятника Франции.

История Леринского аббатства весьма насыщенна. Остров долгое время он оставался необитаем, так как кишел змеями. Римляне, которые в те времена хозяйничали на французской земле, опасались посещать его. Но в 410 году отшельник Гонорат Арелатский решил поселиться здесь. Он стремился найти уединение, но его ученики решили последовать за ним, образовав небольшую общину. Так началась история Леринского аббатства. Именно Гонорат позже составил "Правило четырех отцов", ставшее впоследствии первым монастырским уставом во Франции.

Леринское аббатство не единожды подвергалось нападениям. Так, в 732 году монастырь почти полностью уничтожили сарацины. В 1047 он попал во власть испанцев. Во времена Французской революции монастырь был куплен французской актрисой, которая превратила его в гостиный двор. Но сегодня монастырь, вновь отстроенный епископом Фрежюсом в девятнадцатом веке, величественно возвышается на острове и радушно распахивает двери туристам.

Помимо самого монастыря и часовен туристы могут посетить музей исторических манускриптов и клуатр (внутренний двор).

Аббатство Беллапаис

Аббатство находится в одноименной деревне, всего в нескольких милях от Кирении. Сегодня (в Турецкой Республике Северного Кипра) представляет собой полуразрушенное здание, но часть его построек сохранили прежний вид. Это строение - один из наиболее ярких примеров древней готической культуры на Кипре. Сохранилась и часть декоративных элементов. Так, туристы с удовольствием любуются старинной церковью, украшенной фресками, лестницами и колонами, сберегшими свой первозданный архитектурный стиль, рефекторием (монашеской столовой).

К сожалению, фактов об этом монастыре известно крайне мало. Его основали монахи-августинцы, прибывшие из Иерусалима. В 1198 году началось строительство обители святой Марии Горной. В XIII веке обитель была передана ордену продемонстрантов, которые, вероятно, и возвели церковь, сохранившуюся до наших дней. Так как монахи носили белые одежды, их неофициально называли "Белым аббатством".

Монастырь святого Галла

Аббатство это находится в Швейцарии, в самом сердце города Санкт-Галлена. Принадлежит к группе самых древних монастырей мира. В 612 году на месте монастыря святой Галл построил себя келью. Позже бенедиктинский аббат Отмар выстроил на месте маленькой кельи огромный монастырь, который очень быстро начал приносить доход городу за счет пожертвований зажиточных прихожан. До XVIII века он сохранял свой первозданный вид. Но в XVIII веке древний комплекс монастыря снесли, построив на его месте новую, еще более масштабную и величественную обитель в стиле барокко.

Особенно ценной на территории монастыря является библиотека. Она насчитывает около 160 000 средневековых рукописей. Здесь же хранится и план Святого Галла, представляющий собой идеализированную картину средневекового монастыря, написанную в далеком IX веке.

Аббатство Мария Лаах

В горах Айфель, что в Германии, на берегу Лаахского озера, раскинулся монастырь, небольшой, изящный и утонченный. Основанный в 1093 году знатными супругами, он до сих пор сохраняет свою архитектурную красоту. При строительстве этой обители были использованы несколько сортов камня, в результате чего интерьер монастыря отличается уникальными элементами декора.

Украшенный мозаикой с изображением растительного орнамента и германской мифологии, монастырь поражает своей изящной красотой. К западному крылу фасада пристроен закрытый сад, который окружен арочной галереей. Такие уютные уголки называются клуатрами и являются отличительной особенностью романских монастырей.

В настоящее время собор открыт для туристов, у которых он пользуется немалым спросом.

Заключение

Все вышеописанные аббатства - это уникальные и невероятно ценные для историков строения. Впрочем, туристы проявляют к ним еще больший интерес. Ведь это святые места, наполненные особой, божественной атмосферой.

В христианском мире существует упорядоченная система титулов и санов, которые делят духовенство на определенные категории. Подобная иерархия нужна для того, чтобы избежать хаоса и путаницы, ведь, несмотря на общую цель всех последователей Христа (проповедование слова Божьего), кто-то все же должен руководить остальными.

Поэтому давайте рассмотрим такой католический сан, как аббат монастыря. Ведь, несмотря на то, что сегодня этот титул редко используется среди духовенства, в былые времена все было совсем иначе. Но давайте обо всем по порядку.

Итак, дабы понять, что такое аббат, необходимо отправиться в начало V века. В те далекие времена, когда в Европе только появлялись первые католические монастыри. Естественно, вместе с этим должен был появиться и тот, кто взял бы на себя роль наставника, способного не только управлять жизнью общины, но и налаживать контакты с остальным миром.

Именно в этот период появляется первый аббат мелкого монастыря, назначенный самим Папой римским. Чуть позже на всеобщем собрании духовенства этот сан был утвержден официально, и отныне все настоятели монастырей получили такой же титул.

Что такое аббат в католической иерархии того времени?

Следует отметить, что с V по VIII век аббат являлся основным управителем монастыря. Его власть позволяла ему принимать множество решений, связанных с внутренней политикой монастыря. Подчинялся аббат епископу, а также, как и любой католический священник, — Папе римскому. Хотя были и автономные монастыри, чьи аббаты выполняли лишь указания Папы римского.

С течением лет власть аббатов быстро возрастала и позволяла им влиять на решения местных управителей земель. Более того, некоторые настоятели и сами были землевладельцами, так как католическая церковь жаловала им собственные участки, естественно, для нужд монастыря.

Изменения порядков с приходом к власти Каролингов

Поворотным моментом стал приход к власти Карла Мартелла. В период с VIII по X вв. управление монастырями перешло в руки не столько духовенства, сколько к приверженцам власти королей. Если разбираться в том, что такое аббат тех времен, то в большинстве случаев это был вассал правителя, зарекомендовавший себя в бою.

Подобные назначения на должность аббата были своего рода поощрениями или выплатами. При этом сами управители монастырей не слишком уж хотели слушать приказы епископов, что явно не устраивало последних.

Кто такой аббат сегодня?

Правление Каролингов рухнуло, после чего власть снова перешла в руки католической церкви. И хотя подобные рокировки часто имели место в истории, положение аббатов от этого особо не менялось. Как и прежде, они были обычными управителями монастыря, подчиняющимися приказам епископов.

Однако начиная с XVI века во Франции аббатами стали называть всех юношей, что были прилучены к церкви. При этом большинство из них даже не имело духовных титулов.

Учитывая подобный рост численности аббатов, их значимость для церкви сильно упала. Поэтому многие из них стали работать обычными учителями, преподающими в духовных школах или домах знати.

Но что такое аббат сегодня? В нынешнее время это слово крайне редко употребляется как в мирской, так и в духовной жизни католиков. Сан аббата — это, скорее, дань прошлому, нежели полноправный титул.

Термин «аббат» принадлежит западной культуре, однако благодаря литературным переводам он хорошо известен и в России. Обычно под ним понимается некое духовное лицо, занимающее определенную ступень в иерархии католической церкви. Но вот какое именно место в ней занимает аббат? Это вопрос трудный для большинства наших соотечественников. Попробуем с ним разобраться.

Происхождение термина

В первую очередь решим вопрос с этимологией. Здесь, на самом деле, все просто. Слово «аббат» - это латинизированная форма арамейского слова «абба», которое означает «отец».

Появление термина в контексте христианской культуры

Первое упоминание в этого слова встречается уже в Библии. Так, например, Иисус обращался к Богу. Его примеру последовали и окружавшие его ученики, а затем обращенные ими последователи новой религии. Постепенно это слово стало неформальным почтительным обращением к преимущественно монашеского образа жизни. К V веку именно в таком ключе оно прочно закрепилось в христианском лексиконе Египта, Палестины и других стран, где процветало монашеское движение.

Формализация термина

После реформы монашества, инициированной государственной властью, многие традиции либо исчезли, либо превратились из неформальной традиции в закрепленный каноном чин. Таким образом, начиная с V столетия, в Европе словом «аббат» стали именовать исключительно настоятелей монашеских общин. Позднее, когда образовалась разветвленная система орденов, титул аббата сохранился только в традиции бенедиктинцев, клюнийцев и цистерцианцев. А такие ордена, как августинцы, доминиканцы и кармелиты стали называть своих лидеров приорами. Что касается францисканцев, то титул их настоятеля - гвардиан.

Иерархия внутри аббатов

Как известно, существует определенная градация внутри аббатского, если можно так выразиться, сообщества. К примеру аббат провинциального дочернего орденского монастыря или настоятель подворья занимал менее высокую ступень, нежели глава всего ордена или крупного монашеского центра. Поэтому те из них, кто занимал самые значимые посты, могли называться архиаббатами. Так, к примеру, именовались генеральные настоятели Клюни. Другой вариант аналогичной регалии - это аббат аббатов. В средневековье роль этих людей была очень высокой не только в церковном, но и в политическом плане. Отчасти это привело к тому, что аббаты многих центральных монастырей стали посвящаться в епископский сан и являлись, фактически, главами епархий, а не только монастырей.

Кто становился аббатом

Если говорить о начале христианской эры, то почетного звания лидера удостаивались наиболее продвинутые в духовной практике и авторитетные монахи, заслужившие свою репутацию образом жизни. С течением времени положение дел кардинально изменилось. В средневековой Европе стать аббатом мог, как правило, только выходец из знатной семьи. Фактически эта роль доставалась вторым и третьим сыновьям, которых с детства готовили к этому служению. По духу оно было больше светским, и от человека отнюдь не требовалось искреннего монашеского рвения и духовной харизмы. В крайних случаях, как то было, например, во Франции, аббаты могли вообще использовать монастырь только как источник дохода, но не жить в нем и не заниматься никаким реальным его управлением, делегируя полномочия своим наместникам. Кроме того, существовала прослойка сугубо светских аббатов, получавших монастыри в награду от государственной власти. Они были лицами дворянского происхождения, не имели духовного сана и не принимали монашеских обетов. Тем не менее, имея власть над аббатствами, носили и формальный титул аббата.

Что касается непосредственно Франции, то там аббат - это такой монах, который после периода отшельничества вернулся к светской жизни. Другими словами, так на жаргоне называли расстриг.

Аббаты в других конфессиях

Аббат - это, как мы уже выяснили, титул в официальный. В восточном христианстве, где используется больше греческий язык, а не латынь, самым близким аналогом является слово «авва». Это тот же арамейский корень, но не в латинской, а в греческой трактовке. Однако в православии это до сих пор неофициальное обращение к авторитетным духовным наставникам из числа монашествующих.

Православный аббат в сугубо западном смысле слова может быть только в случае, если монастырь придерживается западной богослужебной традиции. Таких институций латинского обряда в православии немного, но они есть и состоят, преимущественно, из бывших католиков и протестантов.

Аббаты могут быть также и в монашеских объединениях которая, после уклонения из католичества в протестантизм, все-таки сумела сохранить монашество. В других протестантских странах аббатами иногда называли глав светских учреждений, которые располагались в стенах бывших монастырей.

В художественной литературе, особенно, западноевропейской, часто упоминаются персонажи, называемые аббатами. Из контекста видно, что они являются служителями церкви. Но какой сан они занимают? Кто такой аббат? Это монах или священник? Каково его место в церковной иерархии? Существует ли какой-то аналог этому титулу в других христианских деноминациях? Могут ли быть аббатами женщины? Это вы узнаете, прочитав нашу статью. Но чтобы полностью осознать, кто такой аббат, нужно знать церковную историю.

Этимология термина «аббат»

Это слово имеет арамейские корни, однако переложенные на латинский лад. «Або» - означает не что иное, как отец. В раннем христианстве, когда люди посвящали себя Богу, они группировались вокруг умудренного опытом члена общины, который и наставлял их в учении, держании постов и прочих монастырских правилах.

Согласно тому, что Христос сказал в Евангелиях от Матфея (12:50) и Марка (3:35) о духовном родстве, те, кто принимали обеты Господу, входили в новую семью. Для них отцом становился старший член общины. С развитием христианства в Римской империи это арамейское слово было прямо скопировано на латынь. Abbas, или abbatic, не утратило своего смысла.

Следует сказать о специфике монастырской жизни ранней церкви. В первые века не было монастырей в современном значении этого слова. Христиане жили в городах, в обычных домах. Именно к ним обращают свои Послания Павел и другие апостолы. Потом христиане стали искать уединения от мирского вдали от населенных пунктов. В пустынных местностях они стали строить скиты. И в этом случае во главе общины стоят Старший, называемый Отцом.

Киновии и монастыри

Титул Старшего среди монахов-отшельников сохранялся довольно долго. Но папская власть Рима в Западной Европе пыталась подчинить христианские общины себе, выстроить определенную вертикаль власти. От иноков в пустошах стали требовать селиться в общежитийных обителях.

С шестого столетия начал вводиться бенедиктинский устав, который регламентировал монастырский быт. По новым правилам во главе религиозного дома стоял dominus et abbas - господин и отец. В его обязанности входили забота о материальном благосостоянии обители, а также печение о спасении душ остальных братьев. Таким образом, аббат - это настоятель монастыря. В православии ему отвечает сан игумена. Аббата на пожизненный срок избирали братья, но утвердить его в должности должен был епископ.

Титулы настоятелей

С Х столетия стали возникать новые ордена. Но не во всех из них настоятели назывались аббатами, а только у траппистов, цистерцианцев и премонстрантов. В других орденах католической церкви монастыри возглавляли приоры (доминиканцы, картезианцы, кармелиты, августинцы, иеронимиты и другие), майорес (камальдулы), гвардианы (францисканцы), ректоры (иезуиты), командоры (тамплиеры).

Титул аббата также приобрел феминные черты. Настоятельницей женских монастырей инокини звали «матушками», что являлось аналогом «отцов» в мужских религиозных общинах. Но с преобразования этого слова в католический церковный титул, их стали называть аббатисами. В православии настоятельницу женского монастыря именуют игуменьей. Следует сказать, что многие ордена отказывались от титула «аббат» в силу обета смирения. Ведь слова dominus et abbas уже были неразрывны в названии сана.

Аббат - это монах или священник?

Осталось выяснить, имеет ли право настоятель обители совершать литургию. Ведь далеко не все иноки, давшие монашеские обеты, могут производить обряд преосуществления, то есть «превращать» хлеб и вино в плоть и кровь Христову. Долгое время в церквях это таинство не входило в догму. Практиковалось простое благословление и преломление хлеба в память о Тайной Вечере Господа. А потому этот обряд совершал старший религиозного дома - простой монах, пользующийся авторитетом у своих братьев.

Но соборы в Риме (в 826), Пуатье (1078) и Вьенне (1312) учредили, что настоятели монастырей обязательно должны быть рукоположены в священнический сан, чтобы совершать обряд преосуществления. Поскольку женщинам это делать запрещено католической и православной церквями, аббатисы остаются монахинями и находятся в подчинении у епископов. При этом мужские обители, особенно крупные, например, Клерво, боролись за независимость от территориальных церковных властей. Они были только в подчинении у Папы Римского.

Аббаты во Франции

В этой стране титул имеет свои особенности. Дело в том, что в 1516 году Папа Римский Лев Х и король Франции Франциск заключили договор, по которому светская власть имеет право назначать 225 аббатов монастырей.

Новая должность звалась Abbes comendataires. Ее могли занимать дворяне, не имеющие священнического сана, которым король просто даровал эту синекуру за какие-либо заслуги. Это побудило многих младших сыновей знатных родов принимать духовное звание. Не все они добивались желаемого. Но и тех, кто в ожидании синекуры подрабатывал духовными наставниками и учителями в домах богатых аристократов, тоже называли аббатами. После Великой Французской революции институт светских настоятелей был упразднен. Теперь аббатами во Франции уважительно называют всех священников.