Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе на тему «Звуковая культура речи: звук У. Конспект по развитию речи. Звуки "С" и "Сь" Конспект занятия развитию речи звук а

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №28

Занятие по звуковой культуре речи в средней группе «Гномики»

Тема. «Звуки с и сь»

Выполнила: воспитатель Ткаченко Е.М.

г. Белгород, 2012г

Цель. 1. Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в пра вильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи), упражнять в произнесении звукоподражаний с разной громкостью. 2.Развивать фонематический слух. 3. Воспитывать интонационную выразительность речи.

Оборудование. Бумажка- для воспитателя, полоски папиросной бумаги- для детей, вода, два ведёрка. Игрушки мягкие Лис, Сорока - белобока. Картинка - лисята.

Ход занятия

Организационный момент.

Встаньте дети, встаньте в круг, встаньте в круг, встаньте в круг

Он твой друг и тот твой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель спрашивает детей: « Кто это?» (воспитатель идёт за дверь и вносит игрушку Лиса).

Лис. Здравствуйте, ребята. Я так спешил к вам на занятие не умеют мои лисята говорить звук с. Надо говорить мы маленькие лисята, пушистые зверята , они говорят мы маленькие лията, пушитые зверята.

Воспитатель . Ребята давайте сядем на стульчики и предложим сесть Лису на стульчик

Дети. Садись лис на стульчик.

«Живет-поживает Язычок в своем домике, - говорит вос питатель. - А домик Язычка - рот. Домик открывается и закрыва ется. (Медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыб ки.) Язычок то выглядывает из домика, то прячется».

Воспитатель предлагает детям выпустить Язычок погулять, а потом вер нуть его в домик.

«Язычок очень любит петь разные песенки, - продолжает воспи татель. - Однажды он пел: „И-и-и". Как он пел? Хотите спеть вме сте со мной? Тогда помогайте мне: „И-и-и-и". (Поют негромко.)

„С-с-с-с, - полилась из крана вода. - Язычок, выучи, пожалуй ста, и мою песенку". „Хорошо", - согласился Язычок и запел: „С-с-с-с". (Произносится отрывисто.)

Давайте споем песенку воды вместе. Чтобы песенка хорошо зву чала, надо кончик языка прижать к нижним зубам.

Закройте рот, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько пойте: „С-с-с".

Давайте послушаем, как песня воды получается у Ярослава (у Саши). (Вызывает 4-5 детей, в том числе тех, кто не овладел произношени ем звука.)

А теперь споем песенку все вместе.

Вода течет небольшой струей - поет негромкую песню.

Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.

Физминутка.

Мы листики осенние

На веточках сидим (присесть)

Дунул ветер полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял (легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на стулья тихо сели (сесть на стульчики)

Воспитатель: Если петь песню воды медленно и отрывисто (вот так!), то, кажет ся, что вокруг губ танцует ветерок. Хотите убедиться в этом? Тогда сделайте такой же заборчик, как у меня (подносит к губам ладонь, но не прижимает к ним), и разрешите ветерку потанцевать.

Посмотрите: сейчас я буду петь песню воды, и бумажка, которую я держу перед ртом, начнет шевелиться. Что вы видели? (Бумажка шевелилась.)

Возьмите по такой же полоске бумаги (узкие полоски папиросной бумаги лежат на столах) и спойте песенку воды. Давайте посмотрим на полоску Дани, когда он поет песню (Саши,Сонечки...).

Отложите бумажки и послушайте: Язычок стал сочинять другие песенки, похожие на песню воды. Сначала он запел. Чистоговорки:

„Са-са-са".

Что запел Язычок? Потом:

„Ся-ся-ся, ось-ось-ось".

Су-су-су - ягоды в лесу,

Ус-ус-ус- на рябине много бус».

Воспитатель. Ой ещё кто-то стучится (вносит сороку -белобоку) читает русскую народную песенку «Сорока, сорока...»:

Сорока, сорока,

Сорока-белобока.

Кашку варила,

На порог скакала

Гостей скликала

Гости услыхали,

Быть обещали.

Гости - на двор,

Кашицу - на стол

Воспитатель повторяет песенку, побуждая детей договаривать слова со звуком с (выделены курсивом).

Загадка:

На листочках там и тут

Фиолетовый салют,

Это в тёплый майский день

Распускается… (сирень)

Примечание. Для индивидуальной работы с детьми, которые пло хо овладели произношением звуков с, сь, можно использовать соот ветствующие страницы рабочей тетради. (Уроки грамоты для малы шей. Средняя группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - Тема: «Звук с»

Литература:

В.В. Гербова Занятия по развитию речи.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.


Тема: «СТРАНА ЗВУКОВ».

Задачи: развивать слуховое внимание и фонематический слух; учить различать неречевые и речевые звуки; уточнить артикуляцию гласных звуков; , придумывать слова на заданный гласный звук; дифференцировать понятия «звук», «слово»; учить различать короткие и длинные слова; учить управлять голосом, менять его силу, громкость; воспитывать умение слушать других; воспитывать доброе отношение к окружающим.

Ход занятия

Учитель-дефектолог (У.-д.). Ребята, вы хотите попасть в страну звуков? Эта страна невидимая, но она окружает нас всюду, потому что звуки есть везде. Их нельзя увидеть, их можно только услышать и произнести. Давайте вспомним, какие звуки можно услышать, сидя дома.

Дети вспоминают, что слышали шум ветра, дождя, гром, как едет машина, поезд, поют птицы, лают собаки.

У.-д. Ребята, а ведь у каждого предмета свой «голос». Давайте с вами послушаем голоса различных предметов.

Игра «Внимательные ушки».

Педагог за ширмой производит шумы разными предметами, а дети отгадывают, какой предмет звучал. (Стучал барабан, звенел колокольчик, звучал бубен, рвали бумагу, переливали воду, стучали мячом, шарик катился по столу и т.д.)

У.-д. А ведь у каждого человека тоже есть свой голос. Вы узнаете друг друга по голосу? Давайте поиграем.

Игра «Ну-ка глазки закрывай, кто позвал тебя, узнай!».

У.-д. Все живые существа имеют свой голос и издают разные звуки,

У.-д. Ребята, а чем мы умеем издавать звуки? (Ногами.) Давайте потопаем тихо-тихо. А сейчас громко-громко. А чем ещё умеем издавать звуки? (Руками.)

Давайте потрём ладошки и послушаем, какой звук получился… А теперь тихо похлопаем… А теперь громко… А ещё чем мы издаём звуки? (Ртами.)

Закройте рот и попробуйте сказать слово «здравствуйте». Ничего не получилось?

Дети рассказывают, что рот умеет открываться и закрываться, язык, зубы, губы помогают нам издавать звуки.

В этот момент раздаётся шорох. Дети прислушиваются, идут на шорох и находят в сухих листьях маленького ёжика.

У.-д. Хотите, я расскажу вам историю про ёжика?

Дети располагаются на ковре, и педагог рассказывает историю, сопровождая её показом картинок-символов, вызывающих активное звукоподражание.

Однажды маленький ёжик отправился гулять один. Он топал по лесу - топ-топ-топ. Вдруг он увидел, что заблудился. Ёжик испугался и тихо заплакал, и слёзки закапали - кап-кап-кап. А тут ещё туча закрыла солнышко, и дождь забарабанил по сухим листьям - бам-бам-бам. А потом загудел сильный ветер -у-у-у; завыл - в-в-в. Ёжику стало совсем страшно, и он заплакал громко-громко, и слезы закапали сильнее - кап-кап-кап! Но вдруг зашуршали листья - ш-ш-ш. Из-под них выполз большой жук. Он сказал: «Не плачь, ёжик, я отведу тебя домой, а по дороге спою тебе песенку». И жук запел - ж-ж-ж. Потом они встретили комарика, который тоже согласился провести ёжика домой и при этом пел свою песенку - з-з-з. А потом им встретился весёлый ручеёк. Он сказал, что приведёт ёжика к самому дому. Они побежали вместе и пели песенку ручейка - с-с-с. Ручеёк привёл ёжика к самому дому, а там его уже ждала мама. Она согрела чай, и чайник радостно стучал крышкой - б-б-б. Мама поцеловала ёжика, а он сказал, что больше не будет гулять один, и радостно зафыркал - пфф-пфф-пфф.

У.-д. Ребята, а вы знаете, что звуки очень дружат друг с другом, и когда они соединяются, то получаются слова. Если звуков мало, то слово получается короткое, а если звуков много, то слово получается длинное. Давайте поиграем в слова!

Игра «Длинные и короткие слова».

Дети садятся вокруг стола, на котором большой лист бумаги и два мелка: длинный зелёный и короткий красный. Педагог показываем детям картинки, вместе произносят слова и «прохлопывают». После чего выбирают длинный или короткий мелок. Один из детей ещё раз проговаривает слово и одновременно рисует дорожку. Длинные слова оставляют длинную дорожку, а короткие - короткую.

У.-д. А сейчас посмотрим, что у нас получилось. Запомните, что слова бывают длинными и короткими.

Какие короткие слова вы запомнили? (Кот, дом, шар, лук, сыр.)

А какие длинные слова запомнили? (Че-ре-па-ха, по-пу-гай, са-мо-лет, ма-треш-ка, со-ба-ка.)

А сейчас мы с вами попадём на улицу гласных звуков. Давайте вспомним, что умеют делать гласные звуки. (Петь, громко кричать, растягиваться.)

Игра «Испорченный телевизор».

Дети выстраиваются друг за другом. Педагог показывает первому ребёнку беззвучно артикуляцию любого гласного звука. Дети поворачиваются друг к другу и передают «изображение» звука. Последний ребёнок должен угадать, какой звук ему передали и громко его крикнуть.

Игра «Тянем звуки».

Разные варианты игры: дети берутся за руки и, произнося гласные звуки, растягивают свой круг; дети присаживаются, как маленькие грибочки, произносят гласные звуки и «растут» вместе с ними. И т.д.

Игра «Хоровод гласных звуков».

Дети бегают друг за другом по кругу, если слышат гласные звуки, которые произносит педагог. А когда услышат согласный звук, который нельзя произносить протяжно, останавливаются.

У.-д. Ребята, на улицу гласных звуков пускают только тех, кто с ними знаком. Каждый из вас назовёт любой гласный звук и получит красный билетик.

Дети называют гласные звуки: а, о, у, и, ы, э.

В это время волшебная дорожка, ведущая на улицу гласных звуков, превращается в звуковую дорожку, на которой нарисованы символы гласных звуков. Дети идут по дорожке, пропевая гласные звуки. Дорожка ведёт к домикам, на которых тоже символы гласных звуков.

У.-д. Ребята, в этих домиках живут мальчики и девочки. Давайте угадывать их имена!

Аня, Алла, Алёнка, Андрей, Алёша.

Ульяна.

Оля.

Ира, Инна, Игорь, Ильюша.

А ещё в этих домиках живут картинки. Но они вышли погулять и забыли, кто где живёт. Поможем им найти домики?

Игра «Где чей домик?»

Дети по очереди переворачивают картинки, лежащие на ковре, громко называют слово, протяжно произнося первый звук, называют его и решают, в каком из домиков живёт эта картинка.

У.-д. Вот и закончилась наша игра со звуками. Вы немножко устали. Смотрите-ка, а ведь наш ёжик тоже устал. Давайте споем ему колыбельную песенку, а петь будем нежно и ласково.

Дети по очереди берут на руки ёжика, качают его, нежно напевая на мотив колыбельной: а-а-а-а-а-а-а; у-у-у-у-у-у-у; о-о-о-о-о-о-о; и-и-и-и-и-и-и; ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы; э-э-э-э-э-э-э.

Ёжик уснул. Скажем «тс-с-с» и выйдем из группы и будем вести себя тихо, не будем издавать громких звуков, чтобы не разбудить ёжика.

И. Лебедева

Кнарик Мурадян

Цели : Формировать знания детей о звуке и букве А . Закрепить зрительный образ буквы . Совершенствовать умение выделение буквы А из начала , середины и конца слова. Развивать фонематический слух , слуховую память, слуховое внимание. Развивать логическое мышление , мелкую моторику.

Организационный момент.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Всех вас рада видеть я!

Характеристика звуков .

Ребята, сегодня с вами отправиться с ним в страну звуков и букв . В стране букв и звуков есть школа , в которой каждый кто захочет может научиться читать и писать. В мире много разных звуков , шумит дождь, дятел стучит по дереву своим клювом, в листьях пыхтит ежик, звонит телефон, говорят люди. Все звуки можно разделить на речевые и неречевые. К неречевым звукам относятся звуки окружающего мира , а звуки , которые мы слышим, когда говорит человек, называется речевыми.

Сегодня мы с вами познакомимся с речевым звуком «А» . Посмотрите, когда я произношу звук «А» , мои губы в спокойном состоянии, рот широко открывается, язычок лежит во рту спокойно, горлышко «работает» (для контроля за работой голосовых связок дети кладут руку на горлышко) . Я могу петь этот звук , моему голосу ничего не мешает. Звуки , которые мы можем петь, называют гласными звуками . Гласные звуки мы обозначаем красным квадратом.

Ребята, у нас сегодня в гостях кукла Аня. Она приготовила для вас задание : Послушайте и назовите первый звук в словах : автобус, антенна, арбуз, акробат.

Правильно, слышится звук [а] . Звук [а] – гласный , его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук [а] живет в красном замке принцессы Гласы. Звук [а] обозначается красным цветом, потому что он гласный.

- Посмотрите на картинку : девочка плачет. Какой звук она произносит , когда плачет? (звук [а] )

Правильно. И сегодня на занятии мы будем с вами говорить о звуке [а] .

Уточнение артикуляции звука .

Давайте вместе произнесем звук [а] . При произнесении звука [а] губы рисуют большой кружок. Давайте еще раз произнесем звук [а] и посмотрим в зеркало. Молодцы.

Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука [а] (показ символа звука – большого красного круга) Так мы его будем обозначать.

Игра «Поймай звук »

Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук [а] . Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.

Развитие артикуляционной моторики.

Но для начала давайте разомнем наши губки и язычок.

- упражнения для губ : улыбка – хоботок, заборчик;

- упражнения для языка : «вкусное варенье» , «часики» .

Работа по развитию речевого дыхания и голоса.

-Развитие диафрагмального дыхания.

А теперь давайте с вами надуем животик, как шарик.

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем (надуваем живот) .

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Сейчас давайте произнесем звук [а] беззвучно , просто губками – шепотом – тихо – громко;

- А теперь наоборот : громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция.

Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук А . Когда вы его услышите, хлопните в ладоши.

Среди звуков , среди слогов, среди слов

Физкультминутка

Гриша шел - шел - шел, (Шагаем на месте.)

Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)

Раз-грибок, (Наклоны вперед.)

Два - грибок, (Наклоны вперед.)

Три - грибок, (Наклоны вперед.)

Положил их в кузовок. (Шагаем на месте.)

Ребята, посмотрите на доску. Это буква А . Запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А .

Вот два столба наискосок,

А между ними - поясок.

Ты эту букву знаешь ? А?

Перед тобою буква А .

Давайте попробуем сделать букву А из бумаги . Аппликация буквы «А»


Публикации по теме:

Конспект логопедического подгруппового занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Звук [ш]. Буква ш» Цель: закреплять умение детей правильно произносить звук [ш], выделять, различать этот звук в звучащей речи; закрепить знания зрительного.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей группы «Звук [З]. Буква З» Коррекционно-образовательные задачи: Учить детей характеризовать звук 3 с опорой на акустические и артикуляционные признаки. Познакомить.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в группе для детей с ТНР «Насекомые. Звук и буква Й» Программное содержание: 1. Обогащать словарь детей, развивать речь, учить строить сложные предложения со словами - а, потому что. 2. Развивать.

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Звуковая культура речи: звук [ч]. Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Тема: звуковая культура речи: звук ч. Цель: обучение правильному произношению.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [у]» Цель: упражнять детей в чётком произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах). Задачи: воспитывать чувства ответственности,.

Конспект по развитию речи во второй младшей группе по теме « Звуковая культура речи: звук и »

Участники : дети 3-4 лет.

Цель: упражнять детей в чётком произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах).

Задачи:

    воспитывающие воспитание чувства ответственности, самостоятельности, уважительного отношения друг к другу;

    развивающие развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности, внимания;

    обучающие продолжить отрабатывать чёткое произношение звуков а, у, о; научить детей чётко и правильно произносить звук и

Предпосылки универсальной учебной деятельности:

    коммуникативные – умение слушать, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь;

    познавательные – умение определять лишнюю картинку по главным признакам из 3-4 предметов, собирать из разрезанных картинок цельное;

    регулятивные – умение слушать взрослого и выполнять его инструкции, умение осуществлять действия по заданному правилу;

    личностные – умение оценивать собственную деятельность, свои возможности.

Оборудование для педагога: 15 маленьких конвертов с разрезными и целыми картинкам (изображениями иглы, ириски и индюка, арбуза), игрушка Винни-Пух, кубик с наклеенными картинками, игрушка лошадка, колокольчики, смайлики - эмоции по количеству детей (печаль, радость, удивление, злость), ободки с изображением индюков, индюшат и ястреба.

Оборудование для детей: игрушка Винни-Пух, коврик детский.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образователь-ные

задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Организационный момент.

Приветствие "

Педагог встречает детей.

Доброе утро, ребята! Проходите, садитесь. Ребята, мы сегодня поприветствуем друг друга необычным способом. Нужно прикоснуться одной ладошкой к ладошке соседа и назвать его имя ласково.

Прикасаюсь ладоней к соседу справа, называю его имя ласково. Далее дети повторяют.

Стук в дверь.

Интересно, кто это может быть? Воспитатель открывает дверь, берет в руки Винни-Пуха с конвертом в руках

Ребята, вы узнали кто это? (ответ детей)

«Слушаю его».

Ребята, Винни-Пух приветствует вас и просит нас ему помочь. Он затрудняется определить эмоции.

Воспитатель раздает картинки с эмоциями.

У каждого из нас картинка с эмоцией. Рассмотрим её, и каждый расскажет Винни-Пуху какая у него эмоция. У меня Винни-Пух, эмоция (называю). Каждый ребенок высказывается.

Какая эмоция встречалась больше всего?

(радость) Поднимите карточку, у кого нарисована эмоция радость. Пусть, ребята, у вас будут только радостные эмоции, веселье, смех. Всегда дарите друг другу только улыбки и позитив. « Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе» .

(общение, игровая)

Ситуативный разговор,

игровая ситуация, коммуника-тивная игра

Слово, игрушка Винни-Пух,

картинка с эмоцией на каждого участника

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми

и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности,

развитие эмоциональной отзывчивости

Ребёнок проявляет инициативу, обладает установкой положительного отношения к миру и самому себе,
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образователь-ные

задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Винни –Пух благодарит нас и приглашает поиграть с ним в волшебный кубик. Воспитатель показывает детям кубик, на гранях которого нарисованы маленький ребенок, волк, курочка, девочка с ранкой, девочка и мальчик заблудились, доктор смотрит горлышко.

"Крутись, вертись, на бочок ложись", – говорит педагог, манипулируя кубиком. Показывает детям картинку, например, с изображением волка. Дети вспоминают, как поёт волк: "У-у-у". Педагог поясняет: "Если кубик повернется стороной, на которой нарисован малыш, следует спеть его песенку: "Уа-уа-уа..", если на картинке – курочка, нужно проговорить: "Ко-ко-ко" и т.д.

Молодцы, ребята! Педагог показывает им лошадку (игрушку) и спрашивает, не знают ли они, как кричит лошадка.

Воспитатель просит детей спеть длинную песенку: "И-и-и-и". (Хоровые и индивидуальные повторения.) Некоторых детей педагог "превращает" в жеребят и "заводит" волшебным ключиком. Дети поют песенку жеребят.

Воспитатель отмечает детей, которые нечетко произносят звуки, чтобы позже поработать с ними индивидуально (можно перед большим зеркалом, чтобы были видны губы).

Педагог показывает детям колокольчики, звонит ими и поясняет: "Маленькие колокольчики поют: "Ли-и-и-ли-и-и-ли-и-и" (звук и произносится протяжно). Как поют колокольчики? А колокольчики побольше поют: "Ди-и-и-инь-ди-и-и-инь". (Хоровое и индивидуальные повторения.)

Социально-коммуникативное развитие

(общение, игра,

пение, двигательная деятельность)

Игровая ситуация,

ситуативный разговор,

коммуника-тивная игра

Слово, двига-тельные действия, игрушка Винни-Пух, кубик с наклеен-ными картин-ками, игрушка лошадка, колоколь-чики

Развитие двигательной активности, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками Развитие воображения.

Ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,

у ребёнка развита крупная моторика, ребёнок владеет основными движениями. Обладает развитым воображением.

Ребята, давайте отдохнём. (Надевает на детей ободок с изображение индюков и индюшат, воспитатель надевает ободок с изображение ястреба).

Индюки по травке ходят, 1

Индюшат с собою водят. 2

Громко индюки кричат - 3

Защищают индюшат.

В небе ястреб появился, 4

Над семьею закружился,

Индюшат схватить готов, 5

Да боится индюков.

Движения.

    Ходьба на месте.

    Ходьба в приседе.

    И.п. – ноги на ширине плеч, руки назад. Наклоны в стороны и вперед.

    И.п. – о.с. Руки на поясе, кружиться вокруг себя влево и вправо.

    И.п. – о.с. Руки вдоль тела, наклоны в стороны, вперед.

Физическое развитие (двигательная деятельность)

Физминутка

Двигательный, действия.Ободки с изображением индюков, индюшат и ястреба.

Развитие двигательной активности, сохранение и укрепление физического и психического здоровья

У ребёнка развита крупная моторика, ребёнок владеет основными движениями

Игра «Собери картинку». Ой, ребята, посмотрите. Ведь мы совсем забыли про Винни-Пуха, а он нас ждёт, потому что он приготовил нам ещё одно интересное задание.

«Попробуйте собрать картинки. Как картинку соберёте, сами все сразу поймёте».

Ребята, пройдемте на полянку (садимся на коврики).

Каждому ребенку педагог, выдает конверт. В нем лежат картинки разрезанные на 4 части. (иголка, индюк, ирис, арбуз).

Дети самостоятельно собирают. После педагог, выдает целую картинку каждому, для сравнения.

У всех получилось так же, как на картинке?

Молодцы, ребята. Скажите, пожалуйста, что изображено на картинках и с какого звука начинаются все эти слова? Очень хорошо, со звука и, но там есть лишняя? Это арбуз, эта картинка лишняя, так как начинается на звук «а». Правильно. Давайте их ещё раз все вместе произнесем.

Познавательное развитие (познавательная деятельность)

Логические операции (установле-нии аналогии, классификация, сравнение, обобщение)

Разрезные картинки

развитие воображения, восприятие целостного образа.

Обладает развитым воображением

Игра «Поймай звук и»

Я буду произносить звуки, а вы когда услышите звук «и» , должны будете хлопать в ладоши:

У, а, о, и, а, у, о, и, и, а, и, о, и, у, и, и, и, о.

Социально-коммуникативное развитие

(общение, игра)

Игровая ситуация

Звуки, хлопки в ладоши

Развитие внимания

Проявляет любознательность, обладает развитым воображением

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образователь-ные

задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Рефлексия.

Педагог: Понравилось вам занятие? Что нового вы узнали? Чем вы поделитесь с родителями?

Каждый из вас может выбрать смайлика (печаль, радость, удивление, злость). Я пойму в каком настроении вы уходите с этого занятия.

Дети выбранную эмоцию забирают себе.

До свидания, ребята. Дети прощаются с Винни-Пухом и воспитателем.

Социально-коммуникативное развитие

(общение, игра)

Игровая ситуация

Слово, игрушка Винни-Пух

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру и самому себе, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми

Тема : «Звуковая культура речи: звук ш»

Цель: Познакомить со звуком ш, научить его произносить, находить слова, в которых есть звук ш.

Задачи:
обучающие: Упражнять детей в произношении звука ш, в слогах и словах; различать слова с этим звуком.
развивающие : Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.
воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

Материал, оборудование: картинки зимней одежды, игрушка щенок, маски гуся.

Структура НОД:
1. Вводная часть

Создание интереса, эмоционального настроя к НОД, сюрпризный момент.
1. Упражнения на развитие речевого выдоха

2 . Основная часть
Методические приёмы
Артикуляционная гимнастика
Логопедическая распевка
Отгадывание загадок
Знакомство со звуком Ш
Дидактическая игра « Определи слово с заданным звуком»
Работа по картинкам
Проговаривание чистоговорок

3 . Заключительная часть. Подведение итога НОД

I . Вводная часть
Воспитатель.
Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
Какие признаки зимы вы знаете?) (Ответы детей)
Загадывание загадки о снежинке.
С неба падают зимою и кружатся над землею,
Легкие пушинки, белые ….(снежинки)

1.Дыхательная гимнастика «Сдуем снежинку»
Сильный ветер вдруг подул,
И снежинку нашу сдул.
И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздух.

2. Сюрпризный момент — появление щенка. (Щенок Шармик просит детей научить его шипеть как птица, название которой он забыл, но помнит загадку о них и просит назвать предметы одежды, название которой начинается на звук Ш)

Загадывание загадки о гусе:
Он шипит и тянет шею…, нет, наверно, птиц смелее.
Но его я не боюсь. Кто же это, дети? (гусь).

II .Основная часть
Воспитатель . Ребята, сегодня мы будем учиться произносить звук Ш и научим Шармика шипеть как гуси. Но сначала сделаем артикуляционную гимнастику

1.Артикуляционная гимнастика
Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!
Чередование: улыбка – трубочка.
Подъем языка за верхние зубы, за нижние зубы..

2. Знакомство со звуком Ш
Воспитатель
. Ребята, давайте вспомним, как у нас осенью на ветру шуршали листики. (Ш-Ш-Ш). Вот так и гуси шипят. Дети одевают маски гуся, делятся на 2 команды и обыгрывают шипение сердитого гуся хором и индивидуально, соревнуются, какая их команд лучше и правильней «шипит».

3.Работа по картинкам
Воспитатель
. Слов со звуком Ш очень много, но у нас есть задание вспомнить одежду на звук ш (шубу, шапка, шарф, штаны, шорты…)-работа по картинкам

4.Д/игра « Определи слово с заданным звуком»
(Услышав слово со звуком Ш, дети хлопают в ладоши)

5. Проговаривание чистоговорок:
Ша-ша-ша…
Наша Маша хороша.
Шу-шу-шу…
Дали кашу малышу.
Ши-ши-ши
Съели кашу малыши.
Шо-шо-шо…
После каши хорошо.

III. Подведение итога
Воспитатель.
Ребята, скажите, какой звук мы сегодня учились произносить? (Ш)
Где мы слышим эти звуки? (Шипение гуся, шелест листьев).
Я думаю, что мы теперь можем помочь нашему щенку Шармику.

Название: Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук ш»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Средняя группа

Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Место работы: МБДОУ Хрущевский детский сад «Ягодка»
Месторасположение: д. Хрущево, Старожиловский р-н, Рязанская область