Как философия может изменить мир. Философия: Конспект лекций. Платон: «Реально существуют понятия вещей, а не сами вещи»

1. Что такое мировоззрение? Из каких потребностей возникает мировоззрение?

2. Какую роль в мировоззрении играют убеждения и идеалы?

3. Что такое картина мира?

4. В чем заключаются особенности мифологического мировоззрения?

5. На каких предпосылках формируется религиозное мировоззрение? В чем его специфика?

6. Чем отличается философское мировоззрение от предшествующих типов мировоззрения?

7. Перечислите основные функции философии.

8. Может ли философия изменить мир? Может ли она оказать влияние на человека?

9. Что такое монизм, дуализм, плюрализм.

10. Дайте определение материализма, назовите его разновидности и представителей.

11. Дайте определение идеализма, назовите его разновидности и представителей.

12. Дайте определение дуализма, назовите его представителей.

Раздел 2. История философии

1. В чем проявляются особенности древневосточной философии?

2. Что представляют собой Веды и Упанишады?

3. Назовите основных представителей древнеиндийской и древнекитайской философии.

4. Назовите основных представителей досократической философии.

5. Раскройте сущность философии Сократа.

6. Раскройте сущность философии Платона.

7. Раскройте сущность философии Аристотеля.

8. Основные ступени и основные черты средневековой философии.

9. В чем сущность патристики и кто её основные представители?

10. В чем сущность патристики и кто её основные представители?

11. В чём проявились особенности философии эпохи Возрождения?

12. В чем сущность философии Нового времени кто её основные представители?

13. Назовите особенности и основные направления философии ХХ века и современной философии.

14. Охарактеризуйте основные этапы развития и основные направления русской философии.

МОДУЛЬ II.

Раздел 3. Философия бытия

1. Раскройте философский смысл категории бытия и покажите разные подходы в её понимании.

2. Назовите основные формы бытия. В чём проявляется их взаимосвязь?

3. Дайте понятие диалектики. Чем отличаются объективная и субъективная диалектика?

4. Раскройте понятие закона и категории, дайте их классификацию.

5. Как изменялись представления о материи в истории философии?
Чем определялись эти изменения?

6. В чем заключается отличие естественнонаучного и философского определения материи?

7. Может ли существовать материя без движения?

8. Может ли существовать движение без материи?

9. Как связаны между собой движение и покой?

10. Почему более сложные формы движения материи нельзя свести к более простым?

11. Дайте философское определение пространства и времени.

12. Чем отличаются друг от друга различные концепции пространства и времени?

13. Какие естественнонаучные теории можно привести в подтверждение различных концепций пространства и времени?

14. Чем отличаются пространственно-временные характеристики в живой и неживой природе?

15. Почему представления о пространстве и времени исторически изменяются? Можно ли в таком случае говорить об объективности пространства и времени?

16. Как образ жизни людей отражается в их представлениях о пространстве и времени?

17. Что такое отражение как общее свойство материи?

18. Как изменяется способность материи к отражению на разных ее уровнях?

МОДУЛЬ III.

Раздел 4. Философия познания

1. Как решалась проблема сознания в истории философии?

2. Какие факторы сыграли решающую роль в возникновении сознания?

3. Чем отличается сознание человека от психики животных?

4. В чем заключается идеальность сознания?

5. В чем проявляется общественная и историческая сущность сознания?

6. Какова структура бессознательного т его роль в психической жизни человека?

7. В чём различие основных познавательных ориентаций: познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма?

8. Что такое скептицизм? Назовите его представителей. Какую роль играет скептицизм в развитии познания?

9. Какие причины лежат в основе агностицизма?

10. В чем заключается диалектика процесса познания? Как связаны между собой субъект и объект познания?

11. Возможно ли достижение истины в процессе познания?

12. Существует ли объективная истина?

13. В чём состоит диалектика абсолютной и относительной истины?

14. В чем выражается конкретность истины?

15. Каковы критерии научности познания?

16. В чём состоит специфика эмпирических исследований?

17. Какие существуют средства научного исследования?

18. Каково взаимодействие исследователя и средств познания?

19. Раскройте методы построения идеального объекта.

20. В чём заключается проблема математизации и теоретизации науки?

21. Почему компьютер стал основой нового мировосприятия?

22. В чём состоит специфика социального познания?

МОДУЛЬ IV.

Раздел 5. Философия человека

1. Дайте определения понятий «человек», «индивид», «личность»

2. В чём видят смысл жизни различные философские направления?

3. Раскройте понимание смысла жизни в философии гедонизма.

4. Каково отношение к проблеме смысла жизни в экзистенциализме?

5. Каковы подходы к проблеме смерти в философии?

6. Что утверждает теология о смерти тела и бессмертии души?

7. Что говорили о смерти М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю, Ж.-П. Сартр?

8. Как решалась проблема свободы личности в различные исторические эпохи и в различных концепциях?

9. Каков подход к вопросу об исторической необходимости и свободе воли в фатализме, волюнтаризме и материалистическом детерминизме?

10. В чём состоит проблема одиночества?

11. Дайте определения морали и нормам нравственности.

12. Каковы были представления о совершенном человеке в различных культурах

13. Какова роль искусства в формировании личностных качеств человека?

14. В чём заключаются причины возникновения религии и каковы ее социальные и психологические функции?

15. Какое место занимает религии в современном мире?

Раздел 6. Социальная философия

1. Какие элементы структуры общества выделяли философы разных эпох?

2. Перечислите и проанализируйте законы истории, сформулированные К. Марксом. Как они связаны с основными законами диалектики?

3. Каким образом О. Конт связывал развитие общества с развитием
мышления? Проанализируйте его закон трех стадий.

4. Перечислите основные направления натурализма в понимании
законов общественного развития.

5. Как в историческом процессе соотносятся единичное и общее,
какие стороны диалектики единичного и общего абсолютизировали натуралисты и историцисты?

6. Назовите основные подходы к определению структуры истории.
Ваше отношение к ним?

7. Какой критерий, на ваш взгляд, необходимо положить в основу
периодизации истории?

8. Какие существовали субъекты истории. Как на этот вопрос отвечали различные философы?

9. Когда субъектом истории становится личность?

10. В чём заключается кризис современной цивилизации?

11. Дайте понятие глобальных проблем человечества.

12. Перечислите интерсоциальные проблемы, проблемы, возникшие в отношениях общества и природы и проблемы, возникшие в отношениях общества и человека

13. В чём заключается духовный кризис и каковы перспективы его преодоления?

14. Каковы место и роль России в истории человечества?

15. Назовите основные способы предвидения.

16. В чем причина возникновения утопического мышления?

17. Какое различие между утопией и идеологией?

18. В чём заключаются основные идеи теории коммунизма К. Маркса?

19. Раскройте теорию «третьей волны» О. Тоффлера.

20. Какой деятельностью занимается Римский клуб?

21. В чем выражаются взгляды экологического оптимизма и экологического пессимизма на будущее?

22. В чём состоит ускорение общественного развития, в чём его причины и каковы перспективы?

23. Какое будущее ожидает нас?

24. Каковы прогностические возможности социальной философии?

Примерные задания к контрольным работам

Контрольная работа № 1

1. Что такое мировоззрение? Назовите исторические формы мировоззрения, особенности мифологического и религиозного мировоззрения.

2. В чем особенность философского мировоззрения? Что изучает философия?

3. Почему философы разделились на два лагеря: материалистов и идеалистов?

4. В чем заключается философское понятие материи? Может ли существовать материя без движения? Обоснуйте ответ.

5. Движение и покой: в чем их единство и различие?

6. Какие принципы лежат в основе классификации форм движения материи Ф. Энгельса? Можно ли считать, что современное, более глубокое представление о движении материи перечеркивает эти принципы?

7. Если представления о пространстве и времени исторически из меняются, можно ли считать их объективными?

8. Какие факторы лежат в основе возникновения сознания? Какую роль играет каждый из них?

9. Чем отличается сознание человека от психики животных?

10. В чем заключается общественно-историческая сущность сознания?

11. Почему существуют сомнения в возможности познания мира? Что такое скептицизм и агностицизм? Назовите представителей этого направления.

12. В чем заключается единство логического и чувственного по знания?

13. Объясните различия понятий «объективная реальность» и «объективная истина».

14. В чем заключается единство абсолютной и относительной истин?

15. Как формировался диалектический взгляд на мир? Чем он

16. отличается от метафизического его понимания?

Контрольная работа № 2

1. Что является предметом социальной философии?

2. Как понимали общество в эпоху античности и в Новое время?

3. Как понимали общество и его структуру Г. Гегель и К. Маркс. Дайте оценку теории общественно-экономической формации.

4. Как связаны между собой общество и природа? Может ли человек устранить свою зависимость от природы?

5. Какие причины лежат в основе современной экологической ситуации? В чем ее суть?

6. Раскройте диалектику природных и социальных предпосылок
общественного развития.

7. Почему общество изменяется, развивается? Что лежит в основе
этого изменения? Что побуждает людей к действию?

8. Что, по вашему, определяет развитие общества: общественное
бытие, общественное сознание, их взаимодействие или нечто другое?
Аргументируйте свой ответ.

9. Раскройте основные подходы к выделению структуры истории.

10. Какие вы знаете способы предсказания будущего? Возможно
ли вообще предсказание будущего и, если возможно, то при каких
условиях?

11. Перечислите основные подходы к определению сущности человека. Ваше отношение к ним?

12. Как связаны между собой человек (личность) и общество? Человек живет для общества или общество для человека?

13. Как соотносятся в человеке природное (биологическое) и социальное начала? Что, по вашему мнению, является определяющим?

14. Что значит «свобода личности»? Есть ли пределы свободы? Как
связаны между собой свобода и ответственность?

15. Как в социальной философии решается проблема будущего человечества?

Упражнения

1. Найдите ошибки в рассуждениях Аристотеля: «В поисках истины надо отправляться от того, что всегда находится в одном и том же состоянии и не поддается никакому изменению. А таковы небесные тела: они ведь не кажутся то одними, то иными, а всегда одними и теми же, и не причастны никакому изменению».

2. «Движение тел ‑ это не данная в восприятии реальность, но некоторая идеальная категория, с помощью которой мы описываем изменения в группе чувственных представлений» (К. Пирсон). Дайте философскую оценку взглядам К. Пирсона. Каково соотношение между чувственными восприятиями движения и самим движением?

3. Со всеми ли положениями данного рассуждения можно согласиться? «... По отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства... Общие всякой материи качества ‑ это протяженность, делимость, непроницаемость, способность иметь фигуру, подвижность, или свойство передвигаться всей массой» (П. Гольбах).

4. Гераклит критиковал Гомера: этот мудрейший из эллинов, сказавший: «Да исчезнет вражда среди Богов и людей», не понял, что с исчезновением борьбы исчезнет все. Согласны ли вы с Гераклитом?

5. Согласны ли вы с таким определением материи? Как определите философскую позицию автора? «То, что мы называем материей, есть только закономерная связь элементов (ощущений)» (Э. Мах).

6. А. Блок писал в стихотворении «На поле Куликовом»: «И вечный бой! Покой нам только снится... Покоя нет!» Можно ли этот поэтический образ перенести на философское понимание мира?

7. Гейзенберг писал: «Время возникло вместе с миром, оно, стало быть, принадлежит миру, и поэтому в то время, когда не существовало Вселенной, не было и никакого времени». Согласны ли вы с ним? Какие мировоззренческие выводы можно сделать из этого высказывания?

8. Как вы понимаете смысл следующего высказывания С. Н. Трубецкого: «...два фактора определяют степень психического развития человека: его мозг и его общество»?

9. Какие особенности сознания имел в виду Ф. Энгельс, когда писал: «Мы, несомненно, “сведем” когда-нибудь экспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим движениям в мозгу, но разве этим исчерпывается сущность мышления?»

10. «...Человеческому разуму надо придать не крылья, а, скорее, свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий его прыжок и полет» (Ф. Бэкон). Проанализируйте высказывание Бэкона. От какой ошибки познания предостерегает философ?

11. Чем обусловлена особенность практики, о которой говорится ниже: «...Не надо забывать, что критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления» (В. И. Ленин).

12. «...Для разыскания истины надо хотя бы раз в жизни, насколько это возможно, поставить все под сомнение» (Р. Декарт). Согласны ли вы с автором? Какую роль играет в познании сомнение? В каком случае сомнение может привести к агностицизму?

13. Согласны ли вы с Гельвецием, который утверждал: «Знания человека никогда не могут достигнуть большего, чем дают ему чувства. Все, что недоступно чувствам, недоступно для ума». Приведите факты, подтверждающие или опровергающие эту концепцию.

14. «...Достаточно было бы увеличить или сократить число чувств, чтобы заставить нас высказать суждения, совершенно отличные от тех, которые нам привычны» (Э. Б. Кондильяк). Верно ли это? Почему у человека пять чувств?

15. Как вы относитесь к следующему положению Н. А. Бердяева: «Не существует законов природы, которые как тираны, господствуют над миром и человеком. Существует лишь направление сил, которые при данном соотношении действуют однообразно по результатам. В первооснове этих сил лежит духовное начало». Можете ли вы опровергнуть этот тезис?

16. Прокомментируйте следующее высказывание Аристотеля: «...Государство есть общество людей, соединившихся между собою с целью возможно наилучшей жизни».

17. Как вы относитесь к следующему высказыванию М. Бахтина: «...Три области человеческой культуры ‑ наука, искусство и жизнь ‑ обретают единство только в личности, которая приобщает их к своему единству»?

18. Прокомментируйте следующее высказывание Э. Фромма: «Разум, благословение человека, является и его проклятием».

19. Прокомментируйте высказывание Н. А. Бердяева: «Как существо, принадлежащее двум мирам, и способное преодолевать себя, человек ‑ существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе полярные противоположности».

20. Как вы относитесь к высказыванию А. Шопенгауэра: «Оптимизм...

представляется мне не только нелепым, но и бессовестным воззрением, горькой насмешкой над безмерными страданиями человечества»?

21. .Согласны ли вы с И. Кантом: «Когда смотришь на жизнь большинства людей, то кажется, что человеческое существо создано для того, чтобы подобно растению впитывать в себя соки, и расти, продолжая свой род, наконец, состариться и умереть. Из всех существ человек менее всего достигает цели своего существования»?

22. Прокомментируйте следующее высказывание Л. Фейербаха: «...Животное живет единой, простой, а человек двоякой жизнью».

23. Как вы понимаете высказывание Гегеля: «Как представляющего живое существо, человека можно принудить, т.е. можно подчинить власти других его физическую и вообще внешнюю сторону, но свободная воля сама по себе не может быть принуждена»?

24. Согласны ли вы со следующим высказыванием Л. Фейербаха: «Отдельный человек как нечто обособленное, не заключает в себе человеческой сущности ни как в существе моральном, ни как в мыслящем»?

25. Как вы понимаете положение К. Маркса: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»?

Прокомментируйте следующее высказывание И. В. Гете: «Лишь все человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только тогда радоваться, если он обладает мужеством чувствовать себя в этом целом». Согласны ли вы с данным высказыванием?

Как бы вы прокомментировали положение Н. А. Бердяева: «Личность в человеке есть результат борьбы»?

Что имел в виду Э. Фромм: «В развитии человеческой расы степень осознания человеком самого себя как отдельного существа зависит от того, насколько он освободился от ощущения тождества клана и насколько далеко продвинулся процесс его индивидуализации»?

Как вы понимаете высказывание Ф. Шлегеля: «Только человечеству в целом, а не отдельному человеку может быть приписана вполне позитивная свобода и способность воздействовать на мир и завершать его»?


Список литературы для письменной творческой работы

(Конспектирование и письменный анализ текста)

Августин А. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. М.: Ренессанс, 1991.

Аристотель Политика. Афинская полития. М.: Мысль, 1997.

Арон Р. История и диалектика насилия. М., 1993.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993.

Барг М. А. Эпоха и идеи: становление историзма. М., 1987.

Бахтин М. М. Проблема поэтики Достоевского. М.: «Художественная литература», 1979.

Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: «Художественная литература», 1990.

Белл Д. Социальные рамки индустриального общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

Бердяев Н. А, Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.

Бердяев Н. А. Самопознание. М.: Международные отношения, 1990.

Бердяев Н. А. Смысл истории. М.. Мысль, 1990.

Бердяев Н. А. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990.

Булгаков С. Н. Основные проблемы теории прогресса // Соч. В 2 т. Т. 2. М., 1993.

Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990.

Булгаков С. Н. Христианский социализм. Новосибирск: Наука 1991.

Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Соч. В 2 т. М., 1977. Т. 1.

Вебер М. Объективность социально-научного и социально-политического познания // Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.

Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.

Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989.

Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990.

Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. М.,-К.: REFL-book-ИСА, 1994.

Виндельбанд В Избранное. Дух и история. М., 1995.

Виндельбанд В. История философии. СПб., 1997.

Вундт В. Проблемы психологии народов // Психология народов и масс. СПб., 1995.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. М., 1988. (Часть вторая).

Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб., 2000.

Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990.

Гегель Г. В. Ф. Философия истории. СПб., 1993.

Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

Гоббс Т. Левиафан, или материя форма и власть государства церковного и гражданского // Соч. В 2 т. М., 1991. Т. 2.

Гоббс Т. Человеческая природа // Избранные произведения в 2-х т. Т. 2. М., 1964.

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера. М.: АСТ, Астрель. 1995.

Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Общество. Культура. Философия. М., 1983.

Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Мысль, 1991.

Дильтей В. Введение в науки о духе. М., 1983.

Дильтей В. Описательная психология. СПб., 1996.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Молодая гвардия, 1991.

Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Социология. М., 1995.

Зиммель Г. Индивид и свобода // Избранное. В 2 т. М.: Юрист, 1996. Т. 2.

Зиммель Г. Как возможно общество // Избранное. В 2 т. М.: Юрист, 1996. Т. 2.

Зиммель Г. Общение. Пример чистой, или формальной социологии // Избранное. В 2 т. М.: Юрист, 1996. Т. 2.

Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры; О сущности культуры; Изменение форм культуры; Конфликт современной культуры // Избранное. В 2 т. М.: Юрист, 1996. Т. 1.

Зиммель Г. Проблема исторического времени // Избранное. В 2 т. М.: Юрист, 1996. Т. 1.

Зиммель Г. Человек как враг // Избранное. В 2 т. М., 1996. Т. 2.

Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1992. (Раздел 2).

Ильин И. А. О России. М.: Студия «Тритэ»-«Рос. архив», 1991.

Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.

Интеллигенция в России // Вехи. Интеллигенция в России. М., 1991

Камю А. Бунтующий человек: Пер. с фр. М., 1990.

Карсавин Л. П. Философия истории. СПб., 1993.

Кассирер Э. Натуралистическое и гуманитарное обоснование философии культуры // Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры. Ч. 1 // Избранное. Опыт о человеке. М.-СПб: Университетская книга, 2000.

Коллингвуд Р. Идея истории. Автобиография. М., 1980.

Кьеркегор С. Боязнь смерти. СПб., 1996.

Ламонт К. Иллюзия бессмертия: Пер. с англ. М., 1984.

Лебон Г. Психология масс // Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.

Леви-Строс К. . Путь масок. М.: Республика, 2000.

Леви-Строс К. Первобытное мышление М.: Республика, 2000.

Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.

Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии. 1992. № 3.

Лосев А. Ф. Античная философия истории. СПб., 2000.

Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1990.

Лосев А. Ф. Философия имени // Из ранних произведений М., 1990.

Лотман Ю. М. Статьи по типологии культуры // Материалы к курсу теории литературы. Тарту, 1973. Вып. 2.

Макиавелли Н. Государь // Избр. соч. М., 1982.

Мангейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое мышление М., 1991.

Мандевиль Б. Исследование о природе общества // Мандевиль Б. Басня о пчёлах. М., 1974.

Маркс К. Письмо П.В. Анненкову 28 декабря 1846 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 27.

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 42.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 3.

Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

Медоуз Д. Х., Медоуз Д. Л., Рэндерс Й., Беренс Ш. Пределы роста. М., 1991

Мережковский Д. Больная Россия. Л., 1991.

Мерло-Понти М. Философия и социология // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 1.

Мечников Л. И. Цивилизации и великие исторические реки. М., 1924.

Монтескье Ш. О духе законов. М., 1999.

Мор Т. Утопия. М., 1978.

Нагель Э. Детерминизм в истории // Философия и методология истории. М., 1977.

Ницше Ф. Антихристианин. Опыт критики христианства // Сумерки Богов. М., 1989.

Ницше Ф. Воля к власти. М., 1994.

Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Соч. В.2 т. М., 1990. Т. 1.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Пер. с нем. М., 1990.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Дегуманизация искусства. М., 1991.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. М.: Наука, 1991.

Парсонс Т Система современных обществ. М., 1997.

Парсонс Т. Введение. Заключение // Американская социология. М., 1972.

Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980.

Платон. Диалоги. СПб.: Азбука, 2000.

Поппер К. Нищета историцизма // Воросы философии. 1992. № 8 ‑10.

Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. М.: Феникс, 1992. Т. 2.

Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.

Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1979.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986.

Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. СПб., 1997.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб, 1911.

Риккерт Г. Философия истории // Философия жизни. Киев, 1998.

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре // Об общественном договоре. Трактаты. М.: КАНОН-Пресс, 1998.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

Сен-Симон Избранные произведения: В 2 т. М., Л., 1948.

Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М., 1962.

Соловьев В. С. Кризис западной философии // Сочинения в 2 т., Т. 2. М.: Мысль, 1988.

Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // Сочинения в 2 т., Т. 1. М.: Мысль, 1988.

Соловьев В. С. Смысл любви // Сочинения в 2 т., Т. 2. М.: Мысль, 1988.

Соловьев В. С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // Сочинения в 2 т., Т. 2. М.: Мысль, 1988.

Сорокин П. А. Общая социология // Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Мысль, 1992.

Сорокин П. А. Проблема социального равенства (о национальном вопросе) // Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Мысль, 1992.

Сорокин П. А. Революция и социология // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Мысль, 1992.

Сорокин П. А. Социальная стратификация и мобильность // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Мысль, 1992.

Сорокин П. А. Социокультурная динамика // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. 1992.

Сорокин П. А. Человеческая личность // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Мысль, 1992.

Спенсер Г. Социальный организм // Опыты научные, политические и философские Киев: Современный литератор, 1998.

Тард Г. Социальная логика: Пер. с фр. СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

Тейлор Э. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989.

Тейяр де Шарден П. Гимн Вселенной // Утопия и утопическое мышление. М., 1991.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

Тойнби А. Дж. Постижение истории: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991.

Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997

Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

Утопия и утопическое мышление: Перевод. М.,1991.

Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

Франк С. Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.

Франк С. Л. Крушение кумиров // Сочинения. М.: Правда, 1990.

Франк С. Л. Непостижимое // Сочинения. М.: Правда, 1990.

Франк С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. № 6.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Фрейд З. Проблемы метапсихологии // Фрейд З. Психология бессознательного: Перевод. М.,1989.

Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // Фрейд З. Психология бессознательного: Перевод. М.,1989.

Фрейд З. Я и Оно. М.-Харьков, 2001.

Фридман и Хайек о свободе. Минск, 1992.

Фромм Э. Душа человека: Перевод. М., 1992.

Фромм Э. Искусство любви. М., 1990.

Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.

Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. № 2.

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993.

Хейзинга Й. Homo ludens. М.: Прогресс-Академия, 1992.

Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой души // Шафаревич И. Р. Есть ли у России будущее? М.: Советский писатель, 1991.

Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

Шопенгауэр А. Метафизика половой любви // Избранные произведения. М., 1992.

Шопенгауэр А. Свобода воли и основы морали. М., 1992.

Шпенглер О. Закат Европы: Перевод. Новосибирск: Наука, 1993.

Юм Д. Трактат о человеческой природе. Т. 1-2. М.: Канон, 1995.

Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии.1988. № 1.

Юнг К. Г. Человек и его символы. СПб.: БСК, 1996.

Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991.

Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991.

Тематика рефератов, докладов, сообщений,

курсовых работ

1. Специфика познания общества.

2. Критерии истинности социального знания.

3. Представления об обществе в древневосточной философии.

4. Социальная философия Платона и Аристотеля.

5. Проблема «естественного состояния» людей в философии Нового времени.

6. Учение об обществе Б. Мандевиля, А. Смита и Сен-Симона.

7. .Проблема соотношения гражданского общества и государства: Г. В. Ф. Гегель и Т. Пейн.

8. Общество как социальный организм в учении О. Конта и Г. Спенсера.

9. «Исторический материализм» К. Маркса.

10. Учение К. Маркса об общественно-экономической формации и его структуре.

11. К. Маркс об основных недостатках буржуазного общества.

12. Сущность и структура общественных отношений в философии

К. Маркса.

13. Философические письма» П. Я. Чаадаева.

14. Представление о структуре общества и историософия А. С. Хомякова.

15. «Византизм» в философии К. Н. Леонтьева.

16. Социальная философии В. С. Соловьева

17. Понятия «общность» и «общество» в учении Ф. Тённиса.

18. «Витальный» и «трансвитальный» уровни жизни в теории Г. Зиммеля.

19. «Закрытое» и «открытое» общество в учении А. Бергсона.

20. Проблемы социальной философии в работах П. А. Сорокина.

21. Проблема метода познания общества в работе О. Шпенглера «Закат Европы».

22. Зарождение философской веры как «ось мировой истории» в философии К. Ясперса.

23. Метод структурализма в познании общества.

24. Деятельностный подход в социальной философии

25. Роль синергетики в социальном познании.

26. Биосфера и ноосфера в работах Вернадского и современной философии.

27. Особенности познания истории

28. Критерии истинности социального знания.

29. «Мир как история» и «мир как природа» в учении О. Шпенглера.

30. Философия провиденциализма Августина Блаженного и его последователей.

31. «Вечная идеальная история» Д. Вико как постоянный закон исторических изменений.

32. Философия истории Г. Гегеля и его теория «хитрости исторического разума».

33. Законы общественного развития в философии К. Маркса.

34. Законы социальной динамики О. Конта.

35. Закон «Вызова-и-Ответа» А. Дж. Тойнби как диалог человечества с божественным Логосом.

36. Эволюция общества в философии Г. Спенсера.

37. Натурализм о законах общественного развития.

38. Антипозитивизм и историцизм о специфике социального познания. История как история мысли в философии Р. Д. Коллингвуда.

39. Религия как главный исторический фактор в философии
П. Я. Чаадаева.

40. Русская историософия.

41. «Византизм» и «славизм» в философии К. Н. Леонтьева.

42. Соловьёв об истории как процессе восстановления богочеловеческого единства.

43. Смысл истории в философии Н. А. Бердяева.

44. Философия истории Л. П. Карсавина.

45. Идея цикличности истории в социальной философии.

46. «Закон трёх стадий» и периодизация развития общества в философии О. Конта.

47. Три периодизации истории в работах К. Маркса.

48. Доистория, история и мировая история в периодизации К. Ясперса.

49. Теория традиционного, индустриального и постиндустриального общества.

50. «Три волны» истории в учении О. Тоффлера.

51. Теория прогресса и ее кризис в современной философии. Проблема критерия общественного прогресса.

52. Донаучные формы постижения будущего: гадание, астрология, эсхатология и апокалипсис.

53. Утопии и утопическое мышление.

54. Проблема возможности построения коммунизма.

55. Проблема социогенеза.

56. Социально-философские концепции коэволюции природы и общества и устойчивого развития.

57. Проблема соотношения естественных и социальных законов.

58. Формирование представлений о субъекте истории в философии
Г. Гегеля, К. Маркса, О. Тьерри.

59. Концепция социальной стратификации.

60. Массы, массовое сознание и массовое поведение.

61. Проблема гениальных личностей.

62. Проблема развития индивидуального субъекта.

63. Проблема свободы.

64. Понятие культуры в истории философии.

65. Диалог культур.

66. Повседневный образ жизни и праздник.

67. Взгляды на государство и политику в истории философии.

68. Проблема генезиса государства.

69. Социально философские аспекты феномена власти.

70. Общественное и индивидуальное сознание.

71. Закономерности общественной психологии.

72. Проблема сущности идеологии и ее роли в обществе.

73. В.Парето об идеологии как о ложном сознании.

74. Проблема человека и его сущности в социальной философии.

75. Проблема человека в русской религиозно-идеалистической философии.

76. Современная философская антропология.

77. Диалектика биологического и социального в процессе становления человека.

78. Дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке.

79. Человек как результат естественной и социальной эволюции.

80. Современные представления о социализации.

81. Суггестия как средство социализации:

82. Б. Ф. Поршнев о суггестии и контрсуггестии;

83. Роль суггестии в доцивилизованном обществе;

84. Суггестия и контрсуггестия в современном обществе и основные формы ее проявления.

85. Проблема смысла жизни человека.

86. Роль полового диморфизма в человеческом обществе.

87. Любовь как философская проблема.

88. Проблема семьи в социальной философии.

89. Социальная философия о субъектах истории.

90. Проблема этноса, в социальной философии.

91. Проблема диалога культур.

92. Концепция социальной стратификации и социальной мобильности.

93. Масса как субъект истории.

94. «Толпа» и «публика» как два вида масс в философии Г. Тарда.

95. Проблема гениальных личностей.

96. Проблема развития индивидуального субъекта.

97. Развитие мышления и самосознания как факторы развития субъективности.

98. Проблема свободы в западной философии.

99. Свобода общества и свобода личности в отечественной философии.

100. Диалектика свободы и справедливости, свободы и равенства, свободы и ответственности. Фатализм и волюнтаризм.


Примерные вопросы к экзамену

1. Мировоззрение и его структура. Типы мировоззрения и их специфика.

2. Основной вопрос и основные проблемы философии. Материализм, идеализм, дуализм, агностицизм.

3. Объективный и субъективный идеализм, их единство и различие. Основные представители объективного и субъективного идеализма.

4. Философия в Древней Индии и в Древнем Китае. Веды и Упанишады. «Книга перемен» и её роль в развитии китайской философии.

5. Основные ступени становления античной философии.

6. Средневековая философия как «служанка богословия». Патристика и схоластика.

7. Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения.

8. Формирование понятия материи в истории философии. Философское и естественнонаучное представление о материи.

Практическая значимость философии вытекает из того фундаментального факта, что мысль может непосредственно влиять на действие: либо побуждать человека к действию, либо, напротив, тормозить, останавливать действие, отвращать от него.
Цель практической философии: побуждать людей с помощью мысли к правильным, хорошим действиям и отвращать от ошибочных, плохих действий. Говоря более точно, практическая философия - это философия, имеющая целью воздействовать на людей силой мысли через посредство слова, убеждения - в процессе живого общения (консультации-беседы, собеседования, дискуссии, анализа конкретной ситуации). Практический философ (подобно практическому психологу, психоаналитику, врачу, священнику, юристу) организует службу консультирования-собеседования-исповедания. Его задача: консультирование и собеседование по основным вопросам жизни, развития, любви, творчества, здоровья...
Если говорить более развернуто, то необходимость института практического философа диктуется следующим:
1. Философ, в отличие от представителей других профессий (психологов, врачей, юристов, сексологов, священников и т.д.), целостно рассматривает человека, во всех его жизненных проявлениях. Именно он способен разговаривать с человеком как с человеком, учитывать все аспекты человеческого бытия-опыта и как бы дирижировать всем инструментарием воздействий на человека. Психолог-психоаналитик ищет решение человеческих проблем в психике, врач - в восстановлении здоровья, юрист - в эффективном использовании законодательства и т.д. Лишь философ может оценить, какое средство следует использовать в тех или иных ситуациях. И именно он может предложить комплексное использование различных средств, т. е. координировать-дирижировать.
2. Кроме того, философ располагает таким средством решения человеческих проблем, каким не располагает профессионально ни один представитель какой-либо другой человечески-ориентированной деятельности. Этим средством является мысль. Профессиональный философ - это человек, сделавший мышление (рассуждение, аргументацию, убеждение, критику) своей профессией. И именно он, только он, может профессионально использовать мысль-мышление в качестве средства воздействия на человека для решения его проблем.
3. Нужно иметь в виду, что философия незримо присутствует в сознании людей, хотят они этого или нет. Люди так или иначе обсуждают философские проблемы, не называя их философскими. Эти обсуждения большей частью неквалифицированные и невежественные. Целое море псевдофилософских рассуждений можно встретить в теле- и радиопередачах, в кинофильмах, в книгах, газетах и журналах. Кроме того, многие специалисты-человековеды (психологи, врачи, юристы, священники и т.д.) помимо сугубо профессиональных разговоров и рекомендаций ведут со своими клиентами чисто философские беседы и дают советы философского характера. Они работают, по существу, на поле практической философии. Естественно, что все эти обсуждения и рекомендации в большинстве случаев оставляют желать лучшего. Ясно, что здесь должны работать философы-профессионалы. Практическая философия как раз и означает, что философ непосредственно работает с людьми, вместе с ними решает их фундаментальные вопросы жизни. Не с массами, не с аудиторией (как в случае со студентами или читателями), а с каждым желающим индивидуально! Суть практической философии именно в этом: в эксклюзивности, в адресности, в индивидуальном подходе.
4. Некоторые философы считают, что философия не должна снисходить до отдельного человека. Такой взгляд обусловлен, с одной стороны, пониманием философии как очень далекой от конкретного человека, а, с другой, пониманием проблем конкретного человека как ничтожных для философии. В том и другом случае мы имеем дело со своеобразным философским платонизмом, т.е. с абсолютизацией общего-всеобщего и недооценкой единичного, отдельного, специфического. Да, действительно, философия занимается вопросами предельной общности. Но ведь и каждый отдельный человек задумывается над подобными вопросами. Нет общего без отдельного, единичного, как нет и единичного без общего. Любой самый фундаментальный вопрос перипетиен, ситуативен, зависит от конкретной жизни конкретного человека, от его особенностей и особенностей его жизни. И, наоборот, любая конкретная жизнезначимая проблема тысячами нитей связана с решением общих вопросов. Задача практического философа: постоянно высвечивать, проявлять эту связь общего и отдельного, связь фундаментальных философских и конкретных жизненных вопросов.
5. Введением института практических философов возрождается хорошая древняя традиция. В античную эпоху уже был подобный институт практических философов. Это софисты, учителя мудрости, учителя жизни. Среди них были, правда, и такие, кто учил лжемудрости, пустословию, софистике. Тем не менее, изначально в деятельности софистов было рациональное зерно. Своими беседами и мудрыми советами они реально помогали людям.

Практическая философия в истории человеческой мысли. К произведениям практической философии относятся такие, которые содержат мысли о жизни, человеке, об отношении к миру, обращенные ко всем людям и имеющие практический смысл, т. е. побуждающие к действию или отвращающие от него. Эти произведения, как правило, не носят характер исследования, а содержат рассуждения, отдельные мысли и рекомендации-советы. В духе практической философии писали Конфуций, многие античные философы, М.Монтень, Ф.Бэкон, А.Шопенгауэр... К произведениям практической философии можно в известном смысле отнести книги американца Дейла Карнеги и нашего Владимира Леви.

Еще по теме 1.4. Практическая философия:

  1. Е.М. Борисова Н.И. Джохадзе. ФИЛОСОФИЯ: Учебно-практическое пособие, 2007
  2. Т е м а 13. ФИЛОСОФИЯ И ЗАДАЧА ПРАКТИЧЕСКОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕСТВА (МАРКСИЗМ)
  3. Т е м а 13. ФИЛОСОФИЯ И ЗАДАЧА ПРАКТИЧЕСКОГО ПЛАН ЛЕКЦИИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕСТВА (МАРКСИЗМ)

Главное чтоб работало, она очень важна, как мне кажется, и для философа . Для настоящего философа , философа из числа тех, чьи философии изменяли мир, а не только «субстанция как инстанция». Особенно сегодня, когда человечество... и историю партии (не то основы марксизма-ленинизма – не помню) - оставшиеся 5. Кроме того, если у вас будут вопросы, можете приходить ко мне консультироваться». И я отправился в общежитие зубрить три тома Лойцянского и Лурье. Я трижды приходил к Джанелидзе на консультацию...

https://www..html

Что традиционные методы, успешно применяемые в течение тысячелетий, уже несостоятельны в силу радикально изменившихся социальных условий, а повышение умственных нагрузок ведет к снижению физического здоровья. Закономерным следствием... его окружает в мире, равно как и с самим собою». Может ли философия эффективно влиять на жизнь общества? На сегодняшний день мы не можем не отметить утрату интереса к философии как науке и даже некое пренебрежительное отношение к ней со стороны представителей...

https://www.сайт/journal/141833

В качестве реального. При этом исторический опыт, традиции только усиливают этот процесс. Реальность не может хаотично, калейдоскопически изменяться , приобретая неодинаковый вид даже у рядом находящихся людей, и это дается нам постепенно за... воображения. Истинная реальность оказывается не только неопределенной, но и неопределяемой. К таким выводам пришли сначала европейские философы (И.Кант), а в новое время и специалисты по квантовой механике, которые подобно восточным мистикам стали говорить...

https://www.сайт/journal/141287

В то время как учение Будды охватывает нас целиком. В то время как и философия , и практика буддизма ведут к ясности мысли, только практика может приводить к необратимой трансформации, так как она даёт ключ к внутренним и внешним событиям, происходящим каждый... людям не обременять общество и не иметь слишком много личных трудностей. Тогда как и психология, и буддизм способны изменять людей, буддизм - для тех, кто уже здоров. Можно сказать, что буддизм начинается там, где психология...

https://www.сайт/religion/13015

Своей же волей. Если он решил никогда не уничтожать камень, то он и не будет его никогда уничтожать. Но он может и резко изменить свое решение, и сделать так, что всегда сможет уничтожить этот камень. Тогда вечность перетекает во время по воле Бога. ... временных, хоть вечных. Бог волен превращать время в вечность и наоборот, это и есть всемогущество. Ведь если Бог не может изменить свое решение или отменить его, и неважно, в отношении ли времени или вечности, он не всемогущ. Его воля тогда...

https://www.сайт/journal/145286

Настоящей статье мы ориентируемся на «Йогу-сутру» и наиболее авторитетный комментарий, принадлежащий философу Вьясе, «Йога-бхашья» (V в. н.э.). Философия йогиПриступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие... рождают желания и ожидания по отношению к миру вокруг нас и к нам самим. Но мир изменяется – близкие нам люди стареют и умирают, совершаемые дела не приносят былого удовлетворения, отрицательные эмоции сменяют...

https://www..html

Усилие возврата к прямому, не опосредованному информационными технологиями, взгляду на мир. В некотором смысле философия простых вещей может быть рассмотрена как самый радикальный ответ на многие вопросы нашего времени. Однако стоит сделать такое... мысли, когда, используя название цитированной работы Жижека, «простота означает странность, а психоз становится нормой», может стать философия простых вещей. Под вещами в данном случае мы уговорились понимать все, что можно именовать, то есть...

Вариант№4

1. Философия, ее роль в жизни человека и общества.

1.1. В структуре мировоззрения выделяют четыре компонента:

1. познавательный;

2. ценностно - нормативный;

3. эмоционально - волевой;

4. практический.

Без какого из этих компонентов мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер? Что представляет собой теоретически оформленное мировоззрение? Приведите примеры.

1.2. Что является объектом философского знания?

1. сфера художественной деятельности человека;

2. нравственность;

3. политико-правовое регулирование общественной жизнью;

4. человек и его отношение к миру.

В чем сущность философских проблем?

1.3. " Философ-отмечал А. Шопенгауэр,-никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука ". Согласны ли Вы, что философия является искусством? Имеются ли достаточные основания для отождествления философии и искусства?

1.4.В каком разделе философии изучается природа и сущность человеческой деятельности ее, активно - преобразующий характер, виды и формы общественной практики?

1. онтология;

2. гносеология;

3. праксеология;

4. антропология.

Что изучают другие разделы?

1.5. Может ли философия изменить мир? Если да - то, каким образом, если нет, то почему?

2. Исторические типы философии.

2.1. Сравните основные положения философских учений Древнего Востока: буддизма , даосизма, конфуцианства. Укажите общее и различное.


2.2. Кто из греческих мыслителей полагал в качестве начала "бесконечный", "неопределенный апейрон"?

а) Гераклит;

б) Демокрит;

в) Анаксимандр;

Охарактеризуйте его творчество. Какую школу он представлял? Каково место этой школы в мировой философии?

2.3. Объясните тезис "Философия-служанка богословия ". Где, когда, в какую эпоху выдвигался этот тезис? Дайте общую характеристику философии этой эпохи.

2.4. Что такое "Ренессанс"? Назовите выдающихся деятелей этой эпохи. Кому из них принадлежит учение об "абсолютном минимуме" и "абсолютном максимуме"?

2.5. В чем наиболее ярко проявляется оппозиция Бэкон-Декарт? Сформулируйте основные принципы разработанных ими методов.

2.6. Почему второй период в творчестве И. Канта назван "критическим"? Что такое априорное знание по Канту? Назовите его формы и приведите примеры.

2.7. Сравните философские взгляды на историю и человека Л. Фейербаха и К. Маркса.

2.8. Назовите главные направления западной философии XX века. Сформулируйте основные принципы философии экзистенциализма. Согласны ли Вы с Сартром, что " экзистенциализм-это гуманизм"? Ответ обоснуйте. Прокомментируйте в контексте его философии следующее рассуждение: "… нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю, уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя делает. Таков первый принцип экзистенциализма… Человек - это прежде всего проект, который переживает субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста. Ничто не существует до этого проекта, нет ничего на умопостигаемом небе, и человек станет таким, каков его проект бытия".


2.9. Поясните высказывание П. Флоренского: "Человек-малый мир, микрокосмос, среда-большой мир, макрокосмос. Но ничего не мешает нам сказать и наоборот, называя человека макрокосмосом, а природу -микрокосмосом…" Какая главная идея русской философии выражена в этом высказывании? В чем особенности русской философии?

3. Картина мира в культуре человечества. Специфика философской картины мира.

3.1. Дайте определение научной картины мира. Назовите виды научных картин мира, обоснуйте их особенности и право на существование.

3.2. Как в учении Парменида соотносится бытие и небытие?

а) как единство противоположностей;

б) бытие есть, а небытия нет;

в) бытие это Бог, а небытие -мир;

г) бытие порождает небытие.

Какой тезис, сформулированный Парменидом, раскрывает его философскую позицию в понимании сущности бытия?

3.3. Какое из указанных свойств, на Ваш взгляд, является основным признаком материальности?

1. существовать реально;

2. существовать объективно;

3. существовать физически;

4. состоять из атомов;

5. состоять из элементарных частиц;

6. быть чувственно воспринимаемым.

Обоснуйте Ваш ответ. Почему другие свойства недостаточны для характеристики природы материальности?

4. Философские проблемы сознания.

4.1. Какое философское учение трактует сознание как субъективный образ объективного мира?

а) гилозоизм;

в) вульгарный материализм;

г) субъектный идеализм.

Дайте характеристику сознания с точки зрения всех перечисленных направлений.


4.2. Что такое "отражение" и "информация"? Раскройте связь этих категорий в атрибутивной, коммуникативной и функциональной концепция информации в виде таблицы.

Атрибутная

концепция

Коммуникативная

концепция

Функциональная

концепция

отражение

информация

Используйте для ответа материал учебного пособия: Философия. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000-стр.123-124.

4.3. "Повелитель многих языков российский не только обширностью мест, где господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе. Невероятно сие покажется иностранным и некоторым природным россиянам, которые больше к чужим языкам, нежели к своему трудов прилагали. Но кто, не упрежденный великими о других мнениями, прострет в него разум и с прилежанием вникнет, со мною согласится. Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятельми, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка" ().

Покажите, как выразил в данном тексте следующие функции языка : 1) обозначения, 2) кумулятивную, 3) коммуникативную, 4) экспрессивную, 5) интерактивную?


4.4. Как по Фрейду функционирует бессознательное:

а) на основе импульсов, исходящих из области сознания;

б) на основе интеллектуальной интуиции;

в) на основе первичных влечений с целью получения наибольшего удовольствия;

Обоснуйте свой выбор, раскрыв сущность учения Фрейда.

5. Диалектика как философская система.

5.1 Что такое диалектика? Кратко охарактеризуйте исторические формы диалектики.

5.2. Сформулируйте понятие закона, его признаки. Назовите основные законы диалектики и кратко их охарактеризуйте.

5.3. Раскройте сущность концепции детерминизма и покажите взаимосвязь основных категорий и понятий диалектики, которые в себя включает эта концепция.

6. Познание. Научное познание.

6.1. Раскройте роль практики в познании. Какова структура, форма и функции практики в познании?

6.3. Что такое истина и заблуждение? Как они соотносятся? Актуально ли, по - Вашему, учение Ф. Бэкона об "идолах"?

6.4 . В истории познания сложились две крайних позиции по вопросу о соотношении эмпирического и теоретического уровней познания. Охарактеризуйте их.

6.5. Если метод определяется природой объекта, то почему возможно применение методов одних наук в исследованиях других наук? Какая тенденция развития науки связана с этой особенностью познания? Приведите примеры.

Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их теории и морально-этические законы всё ещё живы.

Философские идеалы являются строительными блоками нашей современной жизни. Философия направляет нас в поисках смысла жизни. О чем вообще эта жизнь? Почему мы здесь? Испытание ли это? Одиноки ли мы? Философы всегда стремились найти ответы на эти вопросы наиболее логическим путем. Очень жаль, что сегодня обсуждения философских идеи проводятся либо на занятиях в университете (не самым лучшим образом), либо в частных беседах.

Реальность такова, что средства массовой информации способствуют деградации. Но хотелось бы видеть больше людей с широким кругозором, которые задают вопросы и отказываются носить ярлык "нормальности". Пришло время остановить извержение бессмысленных тезисов и "фактов" из новостных лент. Давайте познакомимся с 10 философами, которые способны изменить жизнь.

Иммануил Кант

Иммануил Кант, философ из Германии, один из отцов-основателей современной философии. Он был великим мыслителем, который жил в восемнадцатом веке, когда мир менялся. Одной из запоминающихся идей Канта стало "Царство целей".

Царство целей - это мысленный эксперимент, центральный вопрос моральной философии Канта. Кант ввел это понятие в своей работе "Основы метафизики нравственности". Мысленный эксперимент предлагает мир, в котором каждый человек должен рассматриваться, как цель сам по себе, а не как средство для достижения целей других людей. Кант, по существу считал, что если с человеком обращаться по справедливости, только хорошее будет произрастать в нем. Его работа в основном сосредоточена на этике, политической теории и теории познания.

Платон



Вероятно, это один из самых известных философов всех времен. Платон изменил способ написания законов по всему миру. Он жил около четырехсот лет до нашей эры. Считается важной фигурой в развитии философии, особенно западной традиции. Он основал первый университет в западном мире - Академию в Афинах и проделал большую работу в области науки.

Многие люди ассоциируют Платона с несколькими центральными доктринами, высказанными в его трудах: мир, как мы его знаем, каким-то образом неисправен и полон ошибок, но есть и другая реальность - идеальное место, населенное так называемыми "формами" или "идеями", которые вечны, неизменны, и в каком-то смысле парадигматичны для мира, воспринимаемого нами. Среди наиболее важных из этих абстрактных идей находятся добро, красота, равенство, величие, сходство, единство, бытие, одинаковость, различие, изменения и неизменности. И, согласно Платону, очень важно различить среди всего кажущегося красивым (хорошим, великим, уникальным, справедливым) то, что на самом деле является таковым.

Авиценна



Автором некоторых величайших философских идей в начале 1000-х является Авиценна. Он является одним из самых влиятельных философов Персии. Авиценна был исламским ученым, и большинство его ранних работ вращалось вокруг его изучения Корана. Авиценна пытался разрешить некоторые фундаментальные вопросы, включая происхождение космоса, роль Бога в человеческом существовании и вселенной, и взаимодействие Бога с людьми и другими созданными им существами. Он писал о логике, метафизике и этике, в то время как его самым большим вкладом была попытка примирить древне греческую философию и Бога, как творца всего сущего.

Помимо философии Авицена является одним из величайших врачей своего времени. Он создал "Книгу исцеления" и "Канон медицины". Авиценна первым описал пять классических чувств: вкус, осязание, зрение, слух и обоняние. Возможно, он был первым в мире психологом, в то время, как люди, страдающие психическим расстройством в то время, определялись как, одержимые демонами.

Джон Локк



Примерно в конце семнадцатого века в Англии родился один из величайших современных философов. Джон Локк - автор некоторых удивительных идей, по которым народы живут, работают и принимают законы. Он работал всю свою жизнь, чтобы сформировать политические принципы, по которым функционирует современный закон и права людей по всему миру. Он представил миру мысль, что все люди имеют право на жизнь, свободу и собственность, и что ни одно правительство не должно располагать слишком большой властью.

Зенон Китийский



Зенон Китийский родился на Кипре в 334 году до нашей эры. Зенон прожил всю свою жизнь на Кипре, но оказал большое влияние на философов по всему миру. Зенон был основателем философской школы стоицизма. На основе моральных идей киников, в стоицизме был сделан акцент на добро и душевное спокойствие, полученные из добродетельной жизни в соответствии с природой.

Эпикур



Эпикур родился в небольшой греческой семье в 341 году до нашей эры. Философские вопросы посещали Эпикура с юного возраста. В 18 лет он переехал в Афины, где служил в армии в течение двух лет, прежде чем вернуться к изучению философии. Эпикур известен своими учения о моральном кодексе и разуме, своим рациональным взглядом на жизнь.

Для Эпикура, цель философии в том, чтобы достичь счастливой, спокойной жизни, которая характеризуется умиротворением и свободой от страха ("ataraxia"), а также отсутствием боли ("aponia"). Счастливая жизнь по Эпикуру - это самодостаточная жизнь в кругу друзей.

Эпикур говорил, что удовольствие и боль являются лишь мерами того, что есть добро и зло; смерть - это конец и тела и души, а, следовательно, её не нужно бояться; боги не наказывают и не вознаграждают людей; Вселенная бесконечна и вечна; и события в мире, в конечном счете, основаны на движении и взаимодействии атомов, перемещающихся в пустом пространстве.

Фридрих Ницше



Философ конца девятнадцатого века, изменил мир своей нетрадиционной идеологией. Он начал свою карьеру с изучения греческих и римских текстов. Ницше писал критические тексты о религии, морали, современной культуре, философии и науке. Он хорошо известен своими идеями о Боге. Он верил, что Бог - мертв, и люди не должны посвящать свою жизнь доктрине, которая не позволяет иметь более широких представлений о жизни.

Считается, что Ницше стал вдохновителем нацистов, со своей идей сверхчеловека и своими антигуманными постулатами, однако эта информация попросту представлена в ложном свете. В понимании Ницше идея сверхчеловека - это идея победы творческого начала над разрушительным, животным. Согласно Ницше единственный, кого человеку следует преодолеть - себя самого.

Конфуций



Конфуций родился около 550 года до нашей эры и, вероятно, он один из самых цитируемых китайских философов. Философия Конфуция базировалась на личной и государственной морали, справедливости и искренности. Принципы Конфуция были основаны на китайских традициях и верованиях. Он поддерживал идеи важности семьи, поклонения предкам, уважения старших. А понятие самодисциплины было одним из главнейших в его философии.

Рене Декарт



Конец шестнадцатого века был полон великих мыслителей, но никто не был так известен, как Рене Декарт. Он был философом, который отказывался принимать старые идеи и потому создавал собственные.

Декарт придерживался одной теории, которая отличала его от других. В отличии от тех, кто был до него, он защищал существование Бога. Одна из его причин верить в Бога заключалась в том, что он полагал, что Бог совершенен. Поскольку совершенство предполагает существование, значит Бог должен существовать. Рене Декарт также считался гением математики и ключевой фигурой научной революции.

Аристотель



Родился в 384 году до нашей эры, является одним из самых известных философов всех времен. Он учился в Академии Платона в Афинах, и стал автором идей, дающих повод для размышления и сегодня. Считается, что он был одним из первых в изучении логики, которая и поспособствовала его пониманию мира. Он хорошо известен своими трудами о добродетели, которые применяются во многих аспектах жизни человека и сегодня. Его работы в основном сосредоточены на этике, науке, риторике, богословии, медицине, теории литературы и политической теории.

Ключевые слова: философия цитаты,философия кратко, философия платона,философия канта,представители философии,основные идеи философии,ницше философия,философия древней греции,философия мысли,декарт философия,мыслители философии,эпикур философия