История развития столярного дела на руси. Деревообрабатывающие ремесла. Развитие деревообработки в XXI веке

Обрабатывать дерево человек умеет с древних времён.

На территории Древней Руси в деревянных избах жили славяне, вятичи, радимичи и т. д. Из дерева люди мастерили лодки, мебель, кухонную утварь, вёдра, телеги и прочие предметы обихода.

Топор

Главным помощником первых плотников был топор. С помощью него рубили и обрабатывали деревья. Изготавливали инструмент из кремня или базальта. С появлением кузнецов топоры стали ковать из железа.

На Руси топоры разделяли на лесорубные и плотницкие. У лесорубных инструментов лезвие было узким и удлинённым. Глубоко врезаясь в дерево, такой топор не застревал, что упрощало и ускоряло процесс рубки. Плотницкими топорами обтёсывали и обрабатывали брёвна, выполняли узоры, декоративные детали и т. д.

Брёвна тесали в двух направлениях попеременно. Ширина одной полосы равнялась ширине лезвия инструмента. Получалась фактурная тёска - поверхность тёсаных досок была гладкой и одновременно рельефной, волнообразной. На такой поверхности не задерживалась дождевая вода, и строения из таких брёвен стояли сотни лет.

При работе с брёвнами важно было не повредить их, не поцарапать, так как это увеличивало возможность попадания инфекции в древесину и сокращало срок службы целого строения.

Инструменты плотника

Со временем на помощь плотникам и столярам пришли тесло, скобель, рубанок, долото, стамеска, и в XVII веке - пила.

В России первым за пилу взялся Пётр I при строительстве кораблей. Во времена Петра уметь работать с деревом был обязан каждый мореход.

В XVIII веке жительница США, ткачиха из протестантской общины Табита Бэббит, изобрела первую циркулярную пилу, чтобы облегчить труд рабочих на лесопилке в своей коммуне. Вскоре появились ленточные и дисковые пилы. Наконец, на помощь лесорубам и плотникам пришла пилорама. Это устройство значительно облегчило и ускорило обработку брёвен, производство досок, бруса, шпона и других материалов из древесины.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ, НАЧИНАЯ С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

, (УГЛТУ, г. Екатеринбург, РФ)

History of development of processing of a wood since ancient times till now

Древесина – один из древнейших, известных человечеству строительных материалов, который всегда был и останется популярным в отделке интерьера. В наши дни можно найти достаточно хорошо сохранившиеся окна, возраст которых превысил 100 лет и более. Главные преимущества древесины – экологичность, долговечность, широкие возможности обработки и применения. Но это ее практические качества, а для большинства людей особенно привлекательны естественная красота древесины, разнообразие ее текстуры, тонов и оттенков, прекрасные возможности сочетания с другими элементами интерьера. Это и позволяет называть дерево элитным материалом. Однако степень элитности дерева и продукции из него во многом зависит от породы древесины и метода ее обработки.

Особенности деревообработки – в ее многовековых традициях, постоянной ориентации на конкретные потребности человека, эволюционном развитии приемов труда, поступательном обновлении и расширении перечня продукции, прогрессирующем увеличении товарности производства. Объемное разнообразие массовых видов продукции деревообработки увеличивается. К концу XIX века она уже характеризовалась 20 – 30 кратным увеличением: появилось индустриальное лесопиление, получили развитие машинная (механическая) обработка древесины и фабричное производство мебели. В XX веке товарность увеличилась более чем в 100 раз. Это произошло на основе механизации и автоматизации производства традиционной продукции (мебели, окон, дверей, паркета и т. п.), промышленного изготовления древесных плит. Такой стремительный рост товарности еще раз подтверждает мнение многих специалистов: «золотой» век древесины не столько в прошлом, сколько в будущем. Ведь изделия из древесины и древесных материалов и полуфабрикаты (пиломатериалы , фанера, плитные материалы) будут постоянно необходимы любому обществу и человеку.

1. История возникновения деревообрабатывающего инструмента

Деревообработка в начале своего развития долгое время была областью кустарных промыслов с применением почти исключительно ручного труда.

Первым видом механической обработки древесины было лесопиление, появившееся в Голландии в XI веке. Бревна пилились на так называемых пильных мельницах, которые представляли собой примитивную лесопильную раму, приводившуюся в движение от ветряной мельницы. Позднее начал внедряться привод лесопильных рам от водяных колес (водяные пильные мельницы).

В России первая пильная водяная мельница была построена Бажениным в 1690 г. около Архангельска, а в 1696 г. там же появилась первая ветряная пильная мельница. При Петре I было построено 30-40 таких мельниц. До появления пильных мельниц в России доски и брусья вытесывались из бревен топором.

Значительное развитие механическое лесопиление получило с начала XIX века в результате внедрения в лесопильную промышленность паровых двигателей и совершенствования лесопильных станков.

В первой половине XIX века были изобретены лущильный и горизонтально-строгальный станки. Это дало возможность получать тонкие слои древесины путем лущения и строгания. Первый фанерный завод был построен в г. Ревеле в 1887 г.

1.1. Деревообрабатывающий инструмент в III тыс. до н. э.

При исследовании погребального инвентаря Царского некрополя Ура была найдена специфическая группа орудий в могилах лиц наиболее высокого социального ранга - царей и членов царской семьи - среди массы роскошного оружия, украшений, драгоценных сосудов и пр. В состав инвентаря погребения, принадлежавшего ребенку и известного в научной литературе как «погребение принцессы», входит парадное оружие, среди прочего - золотой кинжал и копье из электра (сплава золота и серебра), медно-бронзовый втульчатый топор. Но, кроме того, имеется целый набор плотницких орудий, также изготовленных из ценных материалов. Это золотое втульчатое тесло, два золотых долота и одно бронзовое , а также бронзовая пила. В могиле царицы Шубад/Пу-зби также представлен обширный набор плотницких инструментов. Это несколько бронзовых пил и одна золотая, пять золотых долот, относящихся к двум разным типам, бронзовые сверло и втульчатое тесло. В захоронении царя Мескаламдуга также наряду с оружием из золота и электра (кинжал, втульчатые топоры) найдена бронзовая пила (Рис. 1).

В нецарских погребениях Ура иногда встречаются медно-бронзовые долота, тесла плоские и втульчатые, но в этих случаях речь не идет о наборах инструментов, тем более изготовленных из драгоценного металла . Сочетание драгоценных царских регалий с плотницким инструментарием наблюдается не только в Месопотамии эпохи бронзы: в «кладе Приама» из слоев Трои II-III наряду с двумя золотым диадемами, драгоценными украшениями и сосудами присутствует бронзовая пила. При возникновении городов и формировании государств в древней Месопотамии ключевую роль играли храмы, т. к. они были центрами отправления культа местного божества, важнейшими элементами городов как административных и хозяйственных центров. В соответствии с древней шумерской исторической традицией, создание храмов предшествовало образованию городов (История древнего Востока, 1983, с. 110-111). Именно храмы вели учет и контроль сельскохозяйственного и ремесленного производства, здесь происходило накопление и перераспределение продуктов с целью обмена. Они были центрами обучения грамоте, их архивы служили хранилищами разнообразных знаний, они же были и потребителями привозных строительных и поделочных материалов. В бедную ресурсами Южную Месопотамию строительный и поделочный камень, металлы, дерево - все доставлялось в обмен на сельскохозяйственную продукцию. В связи с храмовым строительством возникает постоянная потребность в зодчих, строителях, специалистах по обработке камня , дерева и металлов. Ранние тексты III тыс. до н. э., относящиеся к правлению Гудеа и Ур-Нанше указывают на горы Ливана, Амана и г. Хеврон как источники древесины, в более поздних источниках упоминаются также горные районы восточного Тавра и Зэгра. Среди изобразительных материалов эпохи Ассирийского царства (железный век) имеются сцены доставки бревен на телегах, а также по воде, на лодках; иногда бревна изображались привязанными к лодке канатом. Известны сведения о породах дерева, ввозившегося в Месопотамию, и деталях построек, на сооружение которых оно употреблялось: перекрытия, связи стен, колонны, двери, внутреннее убранство. Наибольшей популярностью в строительном деле пользовались такие породы, как можжевельник, кедр, сосна, кипарис, использовалась древесина дуба, пальмы, тамариска и тополя. Что касается инструментария, применявшегося плотниками в бронзовом веке, то уже упоминались черенковые пилы, которые мастер держал во время работы обеими руками, а также разнообразные долота и тесла. Последние были как плоскими, крепившимися к коленчатой рукояти, так и втульчатыми, в этом случае их насаживали на прямую рукоять, как топор. Тесла могли служить как для первичной обработки дерева (лесоповал, трелевка), так и для плотницких и даже столярных работ. Кору снимали с помощью двуручного скобеля. Доски получали путем продольного раскалывания бревен с помощью клиньев. Рубанок был изобретен уже в период железного века, к этому же времени относятся достоверные сведения о применении токарного станка.

1.2. Плотницкий инструмент в Древней Руси

Секреты дерева как строительного материала давным-давно уже разгаданы. Это - самый экологически чистый и красивый материал, позволяющий создать в помещении оптимальный микроклимат. Древесина - живая, она "дышит", оказывая благотворное воздействие на организм человека, к тому же хорошо поглощает звук, очищает и обеззараживает воздух, не вызывая аллергических реакций. В рубленых домах поддерживается постоянный кислородный баланс и оптимальная влажность воздуха. Зимой в таких домах тепло, а летом прохладно. В деревянных стенах куда-то уходят усталость и раздражение, а в душу вселяются умиротворение и покой.

Россия - страна бескрайних лесов. Проживающий в лесном краю человек не мог не быть плотником. Плотницкое дело пришло вместе с земледелием из глубокой старины. Практически все необходимое в хозяйственном обиходе, начиная от дома и "двора", делали из древесины: ложки и туеса, ведра, корзины и прочую утварь, мебель, прялки и ткацкий стан, лодку, сани и телегу, охотничьи и рыболовные приспособления, - даже дымоход и печная труба были деревянными. В деревянную колыбельку укладывали новорожденного человечка, в деревянной домовине провожали старого человека в последний путь. И, конечно, прежде всего, прочего строил человек себе дом. "Деревянные храмы Севера дышали, светились и вели разговор с человеком... в совокупности с домами, гумнами, банями. Они... венчали каждое, даже небольшое селение" . А в храме человек поклонялся дереву, молился на дерево. Иконы писались на досках, иконостасы, "царские врата", скульптуры резаны из древесины.

Возведение любой постройки, даже самой малой, не обходилось без хороших инструментов. Не просто хороших, а удобных для удержания в руке, соразмерных руке и телу конкретного человека (говорят: "сподручных") и, конечно, правильно и остро заточенных. Для каждого ремесла существовали свои инструменты, и каждый инструмент использовали только для выполнения конкретной операции. Плотник не работал столярным топором, а бондарный скобель был мало похож на плотницкий.

1.2.1. Топор – главный инструмент в прошлом

Топором выполняли подавляющее большинство всех строительных работ . Деревья в лесу валили лесорубным топором с узким лезвием, режущая кромка которого по сравнению с плотницким топором существенно дальше отстояла от топорища.

Это было нужно для того, чтобы топор при ударе глубоко наискось входил в слои дерева, но не увязал в древесине. Бревна, плахи и доски отесывали протесом, имеющим широкое закругленное лезвие (рис. 2).

Слово "топор" - тюркского происхождения, оно пришло на Русь вместе с татаро-монгольским нашествием и заменило собой русское слово "секира". В селе Ратонбволок (Холмогорский район Архангельской области) сохранилась до наших дней настоящая секира! На отполированную многими руками чуть изогнутую рукоять насажено длинное серпообразное лезвие с вытянутым носком и прямой пяточкой. Длина лезвия составляла 35 см, а общая длина с рукоятью - почти метр. Топор сохранился в полной исправности: плотно расклинен и остро заточен. Таким топором можно не только обтесать бревно или плаху, но, и смело можно было идти на битву с Ордой.

Плотницким топором тесали бревна, вырубали в них чаши, выполняли узлы соединения элементов, декоративные детали и многое другое. Плотницкий топор XVII-XVIII вв. существенно отличался от современного. Собственно топор (металлическая часть) был коротким, каплевидным в сечении, лезвие нешироким (9-15 см), полукруглым, утолщенным, с большой клиновидностью (напоминая по форме колун для раскалывания дров, бревен) (рис. 2б), а сам топор тяжелее. Топоры ковали из особо стойкой, высокопрочной стали. Топорище (рукоятка) - длинное и прямое (а не изогнутое, как современное), на конце утолщенное, чтобы не выскакивало из рук. Для топорища выбирали прямую березовую плаху без сучков. Длина топорища была различной, потому что зависела от роста плотника: плотник, поставив топор на землю вертикально около своей ноги, свободно опущенной рукой, мог взять в кулак утолщенный конец топорища (рис. 2в). Длинное топорище, являясь, по сути, рычагом, позволяло плотнику тратить меньше сил.


Плотницкий топор XVII-XVIII вв. при обтесывании скалывает древесину, не утопая в ней глубоко и не оставляя следов в виде царапин, рисок и зазубрин, а вогнутой боковой стороной и своей массой при ударе одновременно уплотняет древесину на обрабатываемой поверхности. При работе топор держали в руках так, чтобы его лезвие было направлено не параллельно бревну, а перемещалось по дуге к нему - тогда в конце удара топор сам выходил из дерева. Если топор все-таки останавливался в древесине и оставлял тем самым задир, последний снимали следующим ударом, наносимым перед местом окончания в бревне предшествовавшего удара. Этими средствами достигали плотного примыкания друг к другу перерезанных волокон древесины без задиров. Тонкий же топор входит глубоко в древесину и вязнет там, что очень затрудняет теску.

Плахи и кровельные доски тесали в двух направлениях - туда и обратно - попеременно, полосами, вдоль бревна. Ширина одной полосы равнялась ширине лезвия топора. Топор XVII-XVIII вв. оставлял на отесанных плоскостях характерные следы. На доске получался рисунок, похожий на елочку или ребра рыбьего скелета, а в продольном сечении доски эти следы волнообразные, напоминающие стиральную доску. Поверхность тесаных досок получалась настолько гладкой, что об нее нельзя было даже занозить руку, и вместе с тем не плоской и ровной, а рельефной, волнообразной. С обработанной таким образом поверхности дождевая вода удалялась легче, поэтому тесаные доски меньше подвергалась увлажнению и биопоражению (загниванию).

Работа плотника физически очень тяжелая, требующая большого расхода энергии, поэтому плотников кормили мясными щами даже в разгар сенокоса и в пост. "Хорошему плотнику, конечно же, никогда не мешала богатырская сила. Но и без нее он все равно был хорошим плотником. Пословица "Сила есть - ума не надо" родилась в плотницком мире в насмешку над тупоумием и горячностью. Силу уважали тоже. Но не в одном ряду с талантом и мастерством, а саму по себе. Настоящие плотники экономили силу. Были неторопливы. Без однорядок-рукавиц не работали".

Молодой работник, обычно подросток, начинал постигать плотницкое искусство с обычного топорища. Сделать топорище - значит, сдать первый экзамен. Топорище делали из сухой березовой заготовки. "Топорище надо еще и насадить, и правильно расклинить, чтоб топор не слетел, и зачистить стеклянным осколком. После всего этого топор точили на мокром точиле. Каждая операция сама по себе требовала смекалки, навыков и терпения. Так жизнь еще в детстве и отрочестве приучала будущего плотника к терпению и последовательности.

При выполнении большинства плотницких работ топор держали двумя руками; чашу рубили с двух сторон, нанося удары попеременно, то справа, то слева, Тесать плаху, бревно хороший плотник мог одинаково хорошо и справа, и слева. С какой стороны ударить, справа или слева, определяли по расположению волокон древесины, чтобы при ударе прижать перерезанные волокна. Поэтому лезвие топора затачивали симметрично, на одинаковые фаски, на одинаковый угол. Однако иногда из-за специфики обработки элемента заточку лезвия делали несимметричной.

Топор никогда не втыкали в бревно, предназначенное для строительства, ведь тогда пропадал смысл плотного затесывания его поверхности. Вообще с бревнами, подготовленными к укладке в строение, т. е. окоренными (ошкуренными), отесанными и оскобленными, а также с готовыми деталями обращались очень аккуратно, предохраняя их от механических повреждений, загрязнений и т. п. Любой задир, затес или даже царапина - "ворота для инфекции". Это увеличивало вероятность биоповреждений древесины строительного элемента и, в конце концов, могло сократить жизнь всего строения.

Топор никогда не оставляли воткнутым в бревно или чурбак и не ставили к стене, а только клали под лавку. Причем топор разворачивали лезвием к стене, чтобы никто случайно не поранился, поднимая что-либо закатившееся под лавку. Вообще любые действия, связанные с угрозой здоровью при работе с топором и другим инструментом, предупреждали особо.

Для обтески бревенчатых стен изнутри помещения применяли специальный топор, лезвие которого было прямым и несколько удлиненным по сравнению с обычным плотницким топором, а само лезвие разворачивали на острый угол так, чтобы ось насадки топорища была параллельна одной грани лезвия. (рис. 3 а). Топорище для такого топора специально подбирали из тонкого искривленного древесного ствола, чтобы во время работы не обивать кисти рук. В этом случае плотнику требовались два топора, выкованных зеркально, т. е. один со смещением лезвия вправо от плотника, для обтески справа налево, другой - со смещением влево, для обтески слева направо, В углах поверхность бревен вытесывали по дуге. Получался "круглый" угол. Обтеску вели от угла к середине стены. "Правым" топором левую сторону угла, закругленную по дуге, не обтесать. Вместо двух топоров иногда применяли один, но обоюдоострый, двухсторонний, у которого был один проух и два лезвия, выкованные зеркально (рис. 3б). Именно такими топорами отесывали стены архангельские мастера.

В этом случае имел значение также угол заточки топора. Лезвие топора затачивали несимметрично, под разными углами заострения, в зависимости от того, с какой стороны тесали стену - справа или слева (рис. 3в). Фаску лезвия топора, обращенную при обтеске к стене и предназначенную для срезания древесины (т. е. внешнюю фаску по отношению к плотнику, параллельную оси насадки топорища), затачивали под более острым углом относительно оси лезвия, чем другую. Внутреннюю фаску, предназначенную для скалывания щепы, затачивали под менее острым углом. Такая асимметрия углов заточки позволяет лезвию находиться в надежном контакте с обрабатываемой поверхностью, топор не скользит по ней и не отскакивает, он как бы "затягивается" в древесину.

В "Курсе плотничных работ..." , выпущенном в 1906 г., представлен "поперечный" топор, предназначенный также для "обтески бревенчатых стен", прямое лезвие которого было развернуто перпендикулярно относительно топорища, по сути дела получилось уширенное тесло с плоским лезвием. Современные практикующие плотники-реставраторы предполагают, что таким топором отесывали только "круглые" углы в интерьере, потому что вертикальные поверхности стен отесывать им неудобно. Кроме того, после обработки таким топором вертикальная поверхность стен остается неровной, с крупными волнами, которые приходилась бы за несколько заходов убирать скобелем и рубанком.

1.2.2. Тесло, черта, отволока и прочие инструменты

Тесло - по сути дела тоже топор, топорище у которого длинное и прямое, а лезвие не только развернуто перпендикулярно относительно топорища, но и имеет полукруглое сечение, в виде черпачка (рис. За). Теслом вытесывали на бревне вдоль его волокон желоба разных размеров (например, неглубокий паз в бревне, предназначенном к укладке в стену, или глубокий водосточный желоб), выполняли участки плавного перехода от круглого бревна к брусу у оконных и дверных проемов, отесывали после топора "круглые углы" в интерьере и другие криволинейные поверхности. Пазник - тесло с нешироким плоским лезвием - служил для окончательной, чистовой выемки лазов после вырубки паза начерно топором (рис. 36). Как правило, паз сначала вырубали начерно топором до получения П-образного профиля, а затем в глубине лаза выбирали древесину пазником.

Столярный топор отличается от плотницкого меньшими размерами и меньшим весом - ведь столяр обрабатывает не бревна, а детали конструкций, имеющие меньшие размеры. Носок у столярного топора острый, а лезвие прямое. А ведь были еще колун, бондарный и колесный топоры и даже "американский", обух которого был заменен обыкновенным четырехгранным молотком. Но это уже инструменты других ремесел.

Черта - самый распространенный инструмент для прочерчивания на поверхности древесины параллельных прямых или кривых линий с целью последующей отески или распиловки бревен и строительных деталей. Для этого аккуратно, "по нитке" отесывали кромку одной доски. Прикладывали к этой кромке следующую доску и, плотно прижимая черту к выправленной кромке, процарапывали, прочерчивали металлическим острием глубокую параллельную царапину на прилегающей доске или примыкающей конструкции. По этой царапине-черте и отесывали примыкающую кромку. Отметка чертой требует аккуратности, так как оставленный след - глубокая царапина: это не карандашная помета - не сотрешь. Ослабляя или затягивая обмотку черты или фиксируя расстояние клинышком и кольцом, изменяли расстояние между острыми концами черты. Чертой причерчивали бревна для выборки продольного паза, чтобы добиться плотного примыкания бревен в стенах, чашу в бревнах перед ее чистовой обработкой. С помощью черты причерчивали (отбивали) и затем выстрагивали ровную кромку плах и досок для плотного их примыкания (укладывали в черту или впричерт), Чертой отмечали места соединения элементов и делали другие пометы, которые теперь плотники отмечают карандашом. Впоследствии наряду с чертой использовали плотничий циркуль.

При большом количестве досок удобнее причерчивать их с помощью отволоки, забрав доски в своеобразный станок. В Архангельском крае этот инструмент называют "щеголек", говорят: "причертить под щеголек", "набрать пол под щеголек", т. е. особо плотно, без малейших щелей.

Впоследствии во многих технологических операциях черту и отволоку заменил рейсмус. "Рейсмус" - слово немецкое, буквально означает "инструмент для проведения параллельных линий" (рейсмусовый станок, рейсшина). Рейсмус использовали также для перенесения размеров с одних деталей на другие. Принцип его действия аналогичен: прочерчивание на древесине царапины острой шпилькой, только вместо кольца и клинышка, как у черты, у рейсмуса подвижная колодка, которую фиксируют винтом.

Для чистовой, после топора, окорки бревен и снятия заболони применяли струг, или скобель (от "скоблить"). Этот инструмент представлял собой скребок, серпообразную металлическую пластину с режущей кромкой и двумя рукоятками. В некоторых местностях средней полосы России этот скребок называли хаком (от натужного звука "ха", издаваемого плотником при работе этим инструментом). Существовали два его вида: прямой и закругленный (кривой). Скобелем снимали с бревен кору на границе луба, не повреждая древесину, и одновременно выравнивали поверхность бревна, сострагивая неровности и небольшие сучки. Окоривали бревна в направлении от комля к вершине, чтобы не оставлять задиров. При окорке бревна топором неизбежно появлялись бы сколы и засечки, что повышало вероятность биопоражений, при обработке скобелем поверхность бревна получалась гладкая и без задиров. Бревна с неповрежденной, плотной и гладкой поверхностью сохраняются в постройке необыкновенно долго.

Скобелем также убирали с тесаной поверхности оставшиеся после обработки топором и теслам "волны" и доводили поверхность до идеально гладкой. Выскабливали стены, кровельный тес, дверные и оконные косяки, полотна дверей и ставен. Необходимо отметить, что элементы конструкций выскабливали только в небольших объемах или в интерьере церквей и жилых помещений дома, так как работать скобелем очень тяжело, труднее, чем рубанком. Прямые поверхности скоблили прямым скобелем, "круглые" углы в интерьере - круглым. Косяки дверных и оконных проемов, дверные полотна, доски и т. п. выскабливали вдоль волокон древесины, стены же - под углом около 60° к оси бревна. В связи с тем что бревна стен имели в той или иной мере наклон волокон, их скоблили в две стороны: полбревна - в одну сторону, полбревна - в другую. После скобеля обработку поверхности заканчивали.

Долотом шиповым наряду с пазником зачищали пазы в оконных и дверных косяках. Долото плоское и просека были шире и тоньше шипового долота, ими зачищали пазы и гнезда с боков и пробивали отверстия в строительных элементах. Для самой тонкой, деликатной работы использовали стамеску. Долото, просеку и стамеску затачивали только с одной стороны.

Для просверливания отверстий нужны были различные бурава: ложечный, винтовой, перьевой ("пёрочный", "перка"). Им просверливали гнезда под нагели ("куксы") в бревнах сруба.

Пила в России появилась при Петре I, а в повседневный плотницкий обиход вошла лишь в XIX в. Пила поперечная двуручная нужна для перепиливания бревен поперек волокон. Лучковой пилой, тоже поперечной, раньше валили деревья в лесу. Лучковая пила внешне представляет собой икс-образную рамку, на одной стороне которой закрепляли пильное полотно, а с другой полотно натягивали скруткой - тетивой. Ее режущее полотно гибкое, сталь жесткая. В лучковую пилу вставляли узкое, не больше 5 см шириной полотно, чтобы во время спиливания деревьев большого диаметра предохранить полотно от защемления. Для распиловки бревен вдоль волокон использовали специальную двуручную маховую пилу (продольную) с длинными косыми зубьями и небольшим разводом. Пилой-ножовкой пользуются для выполнения продольных и поперечных пропилов и прорезей в нетолстых элементах и досках.

Обычный рубанок для плотника тоже был необязателен. Это столярный инструмент. Предварительную, черновую острожку материала (кровельного теса, строительных элементов) выполняли рубанком-медведоном (медведкой), им работали вдвоем, Рубанком с полукруглым лезвием (шерхебелем) также выполняли черновую острожку, но одной парой рук, а потом уже доску строгали рубанком с одним или двумя лезвиями (один нож-лезвие называли железкой, другой, ломающий стружку, - горбыльком). У обычного рубанка одно лезвие (железка) с прямым нижним концом. Строгать легче, если вести рубанок не строго вдоль волокон древесины, а под небольшим углом к ним - так лезвие приемистей снимает стружку. Чем она тоньше и длиннее, тем благороднее получается поверхность. Окончательно поверхность доски или детали можно пройти фуганком. Для строгания четверти и шпунта применяли зензубель, для профильной обработки кромок - отборник, а для создания рельефной поверхности доски - калевку.

Наугольник применяли для отбивки только прямого угла малка - тот же наугольник, но с одной подвижной кромкой - применялся для снятия и обозначения различных углов. Складной аршин (позднее метр) плотнику тоже необходим. Все остальные вспомогательные приспособления плотники делали сами по ходу работы (отвесы, шнурок, клинья и т. п.).

Клинья нужны были для многих работ: их вставляли в распилы, расколы и расщепы для предупреждения зажимания инструментов, клиньями зажимали строительные элементы для их плотного стыкования (например, плахи перекрытий), расклиниванием выправляли зазоры в узлах и стыках элементов, расклинивали рукоятки инструментов, клинья подкладывали для исправления небольших плотничных огрехов. Не зря говорится: "Клин - первый плотнику помощник", "Не клин да не мох - и плотник бы сдох".

Инструмент и историческая технология обработки древесины являются культурно-исторической ценностью.

2. Развитие деревообработки в XXI веке

Эффективное использование древесины в сочетании с новыми материалами улучшило ее свойства. В настоящее время из древесины изготавливают до тысячи наименований продукции. Ресурсы древесины как природного материала постоянно восстанавливаются.

Деревообрабатывающая промышленность, входящая в состав лесопромышленного комплекса (ЛПК) включает в себя различные производства, которые можно разделить на две группы: первичная и вторичная обработка древесины .

В группу первичной обработки входят производства, для которых характерно потребление лесоматериалов (выработка пиломатериалов, получение шпона, фанеры, древесных плит, пластиков и других древесных материалов) и их изготовление из них полуфабрикатов путем механической, гидротермической обработки и склеивания.

Группа вторичной обработки – механическая обработка древесины и склеивание из нее полуфабрикатов с целью получения деталей, которые в дальнейшем проходят защитно-декоративную отделку, собираются в узлы, а затем в конкретное изделие.

Востребованность продукции деревообработки определяется полезностью продукции и уровнем платежеспособного спроса на нее и оказывает решающее влияние на товарность, если своими масштабами обеспечивает массовость производства. Массовость же производства немыслима без новых приемов труда, т. е. технологии, и нового технологического оборудования.

Полезность продукции определяется комплексом факторов: технических, эргономических, экологических, социальных и др. Игнорирование этих фактов при создании новой продукции неизбежно влияет на востребованность и товарность. Более 30 лет назад в СССР было организовано промышленное производство деревянных окон без форточек. Более производительная технология и снижение затрат вошли в противоречие с полезностью, и новое изделие широкого применения не нашло. На многих деревообрабатывающих предприятиях изготовляли что могли, а не то что нужно потребителю. Изготовлять требуемую (заказанную, даже оплаченную) продукцию, а не создавать себе трудности со сбытом (продажей, обменом) уже произведенной продукции – этот принцип реагирования на востребованность первыми реализовали мебельщики, введя торговлю по образцам изделий или их наборов. Поэтому представляется очевидным, что критерий востребованности приобретет приоритетное значение и станет определяющим для развития деревообработки.

2.1. Новейшие разработки в деревообрабатывающей промышленности

Всем известен термин «евроокно». В данное время производятся деревянные, дерево-алюминиевые и пластиковые (ПВХ) окна. Пластиковые окна практически вытеснили у нас другие материалы для окон из сферы гражданского строительства и активно внедрились в жилищное строительство. Им противостоят окна из массивной проклеенной древесины. Подобные процессы развиваются и в мебельном производстве: конкурируют лицевые детали корпусной мебели из массива, МДФ, облицованной ДСП. Разработки новых и совершенствование выпускаемых видов композиционных (плитно-листовых) материалов будут инициировать углубленное изучение процессов формования и прессования материалов с целью придания им требуемых свойств и оперативного управления этими свойствами в процессе всего цикла производства. Потребность строителей в новых изделиях и конструкциях из древесины определит повышенный интерес к исследованиям свойств древесины и оперативным методам контроля качества продукции.

Товарность продукции деревообработки в первой трети XXI века увеличится не менее чем в 2 раза, т. к. все время расширяется спектр композиционных материалов на основе древесины, увеличивается спрос на изделия из массивной древесины и растет объем применения древесины в строительстве. Возрастут требования к законченности разработки и срокам ее выполнения. Эффективным фактором обеспечения качества продукции станет ужесточающаяся конкуренция старых и новых видов продукции, между древесными и альтернативными материалами – на фоне растущего спроса на изделия из массивной древесины. Востребованность новых изделий и конструкций из древесины для строительства определить повышенную заинтересованность в исследованиях свойств древесины и разработках методов оперативного контроля качества продукции.

2.1.1. Уплотнение древесины

Много лет одним из недостатков древесины считалось ограничение возможности ее формования. В Дрезденском техническом университете специалисты разработали и запатентовали новую технологию обработки деревянных конструкций, которая существенно расширила сферу их применения. На торце бруса, обработанном дрезденским методом видно, что годовые кольца овальные, как бы сплюснутые. Профессор Института строительных конструкций и деревянных сооружений при Дрезденском университете Пеер Халлер (Peer Haller ) поясняет, что древесина подверглась уплотнению. Процесс уплотнения осуществляется при температуре 150º С горячим прессом. При этом происходит сжатие микроструктуры древесины, и в результате получается древесина очень высокой плотности – примерно 1кг/дм3. Сухая еловая древесина имеет в нормальном состоянии вдвое меньшую плотность, т. к. она представляет собой своего рода губку. Именно высокая пористость древесины позволяет из стволов круглого сечения получать методом горячего прессования без каких-либо потерь балки прямоугольного сечения.

При возведении крупных инженерных соединений, например - мостов, нагрузки, распределяются крайне неравномерно. В результате отдельные балки подвержены повышенному износу. Если эти балки изготовить из уплотненной древесины, а остальные – из обычной, то это позволит сохранить архитектурную гармоничность моста и при этом обеспечить оптимальные эксплуатационные характеристики.

Там где ожидаемые нагрузки особенно велики, инженеры используют стальные балки различного профиля (таврового или двутаврового сечения). Но и пустотелые балки коробчатого или круглого сечения способны нести большую нагрузку, чем сплошные массивные балки. Технология, разработанная профессором Халлером, позволяет получать пустотелые балки из древесины. Для этого сначала круглый ствол прессуется в брус квадратного сечения, а затем с одной стороны деформация снимается. В результате квадратное сечение превращается в трапецеидальное, а это позволяет из нескольких таких балок сложить пустотелую трубу.

2.1.2. Соединение древесины с полимером

В настоящее время технологи пытаются соединить деревянную основу с полимерным покрытием. Для этих целей используется клей, но не всегда получается нужный результат. Специалисты Лазерного центра в Ганновере предложили другой метод – использование лазера. Один из разработчиков Штефан Барчиковски (Stefan Bartcikowsky ) говорит: - Нужно представлять себе дело так, что пластмасса для лазерного луча прозрачна. Лазерный луч как бы смотрит сквозь пластмассу, не замечая ее, но видит за ней древесину. И вот там-то, на этой границе, и концентрируется энергия лазера. Древесина нагревается и подплавляет пластмассу, так что в результате образуется прочное сварное соединение, имеющее существенные преимущества перед клееным. Энергия лазерного луча должна быть подобрана так, чтобы температура в пограничном слое не превышала 400º, иначе древесина начинает обугливаться. Большинство полимеров начинает плавиться при 90 градусах. Расплав затекает в поры древесины и образуется прочное соединение. При испытании образцов, разрыв происходит не в зоне соединения, а в толще материала, что является хорошим признаком. Значит полученное сварное соединение прочнее, чем соединяемые материалы. Опытная установка ганноверских инженеров обеспечивает скорость сварки – 1м/мин. Авторы разработки намерены повысить мощность лазера (на данное время мощность лазера равна 100 Вт) и увеличить скорость сварки до 80 м/мин.

2.1.3. Древесина при производстве керамики

Древесину начинают применять при производстве керамики. До сих пор исходным материалом для нее служили минеральные порошки - например, тонко молотый карбид кремния помещался в форму и спекался. Но измельчение и спекание – весьма энергоемкие процессы. Поэтому американские инженеры разработали более экологичную технологию производства керамики: она не только требует меньше энергии, но и использует в качестве исходного материала возобновляемое сырье – древесину. Мритианджей Сингх, научный сотрудник отдела НАСА по разработке новых керамических материалов в Кливленде, штат Огайо, говорит: - Мы можем использовать даже опилки, утилизация которых является для лесопильных предприятий серьезной проблемой. К опилкам добавляются вяжущие вещества, затем полученной массе придается форма будущей детали, после чего эта заготовка подвергается пиролизу (разложение под действием высоких температур в бескислородной среде). Именно этот процесс позволяет превращать древесину в древесный уголь , который с химической точки зрения представляет собой чистый углерод. А затем в печь добавляется кремний – второй компонент будущей карборундовой керамики. Кроме соединений кремния, могут быть использованы и расплавы некоторых солей, что позволяет производить широкий ассортимент современных керамик. Особенность предложенной технологии состоит в том, что на протяжении всего процесса сохраняется микроструктура древесины, и керамика как бы перенимает некоторые свойства исходного материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Новые технологии могут появиться как вследствие создания композиционных материалов принципиально иных видов, так и в результате применения новых для деревообработки операций – например, штамповки при изготовлении изделий из плотных материалов – в массовом производстве социально доступной продукции.

Решающее значение для освоения новых приемов труда даже при изготовлении традиционной продукции будут иметь два фактора: ужесточение требований к качеству изделий и стремление к рациональному использованию древесины. В частности, безпиловочное резание древесины исключит образование мягких древесных отходов (опилок, пыли и т. п.), позволит получать высокое качество обрабатываемых поверхностей и, возможно отказаться от ряда ныне используемых приемов шлифовки. Физико-технические способы такой переработки древесины могут быть различной природы (вибрация, излучение, гидроудар и т. п.).

Повышение требований к качеству продукции приведет к коренным изменениям в процессах ее защиты (пропитки, отделки). Такие изменения, скорее всего, приведут к увеличению использования защитно-отделочных материалов (типа пинотекс, лазурол), обострят проблему недорогих атмосферостойких лаков, защитных пленок и др.

Также проблема будет заключаться в обеспечении высокого (до 80-90%) уровня автоматизации всех технологических операций (от подготовки и подачи сырья до упаковки и складирования продукции). Решение проблемы заключается в создании систем автоматического контроля и регулирования, т. к. они позволяют практически исключить ручной труд в массовых производствах.

Проблема дереворежущих инструментов, вне зависимости от новых способов резания древесины, будет, очевидно, разрешаться в двух взаимосвязанных направлениях: создание новых видов инструментов на основе более глубоких знаний свойств древесины и новых конструкционных материалов (сталей, сплавов и др.).

Библиографический список

1. К вопросу об истоках древней культуры Переднего Востока (Раскопки Невали-Чори) / , . // Вестник древней историиN 1. - c. 36-47.

2. Дьяконов древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. I. Месопотамия. Ред.. М. 1983. – с. 24-69.

3. Крамер начинается в Шумере. М. 1965. – с. 58-91.

4. Белов жизнь русского Севера. М. 2000. – с. 36-47

5. Дешевой технология дерева. – Л.:Гостехиздат, 1936. – Т.1. с. 98-106.

6. http://***** [Электронный ресурс]

Деревообрабатывающие ремесла (ДР) — получили развитие на заре формирования человеческого общества и вместе с появлением примитивных орудий труда. На протяжении многих веков человек, широко используя для своих потребностей этот природный материал, постепенно изучал разнообразные породы деревьев, их свойства, приобретал практические навыки, нарабатывал мастерство.
Изделия из дерева сначала обрабатывались каменными орудиями. На рубеже III- IV тыс. до н. э. с освоением бронзы, а позже- железа (конец II тыс. до н. э.)
были созданы предпосылки для совершенствования орудий труда и развития столярного
дела.Такие виды деревообработки как затачивание, отсекание, раскалывание, плетение, выжигание, сверление, точение, выдалбливание были известны еще во времена палеолита. Одновременно с развитием технологии обработки древесины для повседневных нужд, люди научились украшать изделия.
Древесина обладает красивым естественным цветом и разнообразными рисунками текстуры, хорошей теплоизоляцией, водонепроницаемостью, удобством обработки, небольшой плотностью и рядом других полезных свойств. Из древесины строили жилые помещения и хозяйственные постройки, городские стены и укрепления, храмы и мосты; изготавливали посуду (чаши и кубки, ведра, кадки, ложки, ковши, солонки); лодки и корабли, струги, телеги, кареты и сани, орудия труда для сельского хозяйства и домашних работ (веретена, прялки) и многое другое.
В наше время почти не осталось подлинных древних памятников художественной обработки древесины, информация о некоторых из них сохранилась в литературных источниках, летописях, фольклоре, изображениях в живописи и миниатюре. Многие памятники народного творчества более позднего периода сохранили старинные формы благодаря , стойким бытовым и художественным, социально-экономическим факторам. С развитием искусства и архитектуры получили дальнейшее развитие и виды художественной обработки древесины.
В местностях богатых лесами развивались деревообрабатывающие ремесла, закладывались свои традиции. У каждого народа проявился свой подход к обработке древесины, обозначились свои предпочтения в изготовлении деревянных изделий, свои техники декорирования.

Древний Египет считается родиной деревообрабатывающих ремесел. Именно Египту человечество должно быть признательно за создание основных предметов мебели:ларцов,кроватей,сундуков, шкафов,табуретов,стульев и столов. Египтяне разработали технологию обработки древесины и основные техники ее декорирования.

Своей древесины в Египте было немного. Для изготовления мебели и домашних изделий египтяне применяли древесину пальм, секимор, платанов, растущих по берегам Нила. Для изготовления больших лодок использовали сосновые стволы из соседних стран — Финикии, Нубии, Ливана. — На эту торговлю у фараона была монополия.

Погребальная ладья из гробницы Аменхотепа II. Дерево. Каир, Египетский музей.

Чёрное дерево достовляли из южных стран, из него делали разные шкатулки и шикарную элитную мебель.Египетские мастера владели большим набором инструментов - пилами,топорами, сверлами и теслами. Архивные документы свидетельствуют о том, что еще 1500 лет до нашей эры, египтяне использовали примитивный токарный станок для резания и обточки цилиндровых форм разной конфигурации.

В Древней Греции в результате разделения труда организовались самостоятельные профессии плотника, мебельщика, столяра. Столяры успешно пользовались рубанком и токарным станком.В рукописях ученого и государственного деятеля Івека н.э. Плиния Старшего содержится информация о применении токарного станка более приближенного к современному.

Рисунок токарного станка греческого мастера Феодора.VI век до н.э.

Изобретение рубанка также благоприятствовало развитию столярного дела и деревообработки. Технология изготовления мебели была на достаточно высоком уровне. Грекам были известны рамочно-филеночная вязка, гнутье древесины с помощью пара, они начали разрабатывать технику изготовления шпона.

Древний Рим отличался значительным развитием столярно-плотницкого дела, с ценными породами древесины работали столяры-краснодеревщики.Большое количество деревянных изделий были найдены в Геркулануме, обуглившимися от горячего пепла при извержении Везувия в 49 г. н. э.: кровать, с приподнятой стенкой у головы, лари, небольшой шкафчик, отделанный резьбой, и др. предметы, сделанные преимущественно местными мастерами. Художники и ремесленники славились мастерством в изготовлении мебели. Большое внимание уделялось богатой, часто помпезной отделке. Для декора мебели применялись разные техники: гравировка, резьба, роспись, фанерование, инкрустация.
У скандинавских народов самым распространенным видом художественного творчества была резьба по дереву. Ее применяли не только в декорировании предметов бытового назначения, но и в архитектуре. В начале ХХ века в Осеберге, близ Осло, в Норвегии было обнаружено большое погребение. Артефакты, найденные в этом погребении, демонстрируют высокое мастерство скандинавов в художественной резьбе. В погребении, предположительно норвежской королевы Осе, датируемом IX веком, обнаружен большой корабль, на котором сохранились утварь, ткани,и самое важное, несколько саней и телега, покрытая резьбой. В орнаментации деревянных предметов ведущим мотивом являются ленты переплетающихся животных. Здесь же найдены деревянные фигуры с фантастическими звериными головами, их устанавливали на носу корабля для отпугивания темных сил.

Артефакты, найденные в погребении в Осеберге, близ Осло, в Норвегии.

Средневековая Европа. Уклад жизни раннего средневековья в Европе не благоприятствовал созданию условий для возникновения благоустроенного жилища. Творчество и свои способности мастер мог продемонстрировать, создавая мебель для церквей: скамьи, пюпитры, шкафы, сундуки и т. д. Универсальным предметом мебели был сундук, он одновременно служил кроватью, мебелью для сидения, чемоданом для хранения вещей. Первые сундуки, как и у первобытных народов, выдалбливали из стволов деревьев.
В XV в. мебель городских жилищ отделывается не менее тщательно, чем церковная: обильно украшается готическим орнаментом. Боковые стенки сундуков покрывают богатой резьбой, передающей узоры готических окон и других деталей архитектурной отделки зданий.

Невозможно себе представить средневековый собор Европы без резных алтарей, иконостасов, барельефов. В эпоху ранней Готики резьба украшала фасады зданий, колонны и арки, а также кафедральные соборы. В культуре народов Франции,Англии, Италии и Скандинавии художественная резьба по дереву была тесно связана с религией и готическим стилем в архитектуре. Во Франции обычай украшать двери искусной резьбой, был распространен во времена правления королей Людовика IV и Людовика XV. Одна из самых старых дверей находится в Англии, в Вестминстерском аббатстве, она была изготовлена в 1050 году.Так было вплоть до 16 века. С приходом Ренессанса Готический стиль утратил свою актуальность, а вместе с ним на некоторое время перестала быть востребованной и художественная резьба.

Русское искусство , возникшее на основе народного творчества, создало художественные произведения мирового значения. Его начало относится к творчеству древних славян, которые селились по берегам Днепра, Дона, озера Ильмень, Волги в I тысячелетии. Русские люди были прекрасными строителями, виртуозно владевшими навыками художественной обработки древесины, они владели разнообразными способами изготовления деревянных изделий и их декора. Из дерева делали все -храмы, избы, терема знати, культовые постройки, делали красивую бытовую утварь.


Церковь Преображения Домовая резьба

Господня (1714 г.) Остров Кижи.

Токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы, бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки, жбаны. Из клена вырезали изысканные ложки, из луба гнули короба для приданого.

Замечательными видами русского декоративно¬прикладного искусства являются прялки и деревянная посуда, формы которой появились в глубокой древности и развитые многими поколениями мастеров достигли высокого художественного совершенства.


Русский Север славился поделками из бересты. В XVII — XVIII в.в. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели. Большим спросом на Руси пользовались изделия из капового нароста, удивительного материала, называемого мастерами деревянным малахитом.

Шкатулка из капа Изделия из бересты.

Украина исключительно богата деревянным зодчеством. Всего на территории страны известно около 3000 деревянных культовых построек.Жемчужиной деревянного храмового зодчества является Свято-Троицкий собор в Новомосковске, построенный в 1778году.

Свято-Троицкий собор в Новомосковске

Сама сказочная природа с ее чарующими пейзажами была источником вдохновения многих поколений народных мастеров, пронесших через столетия свое волшебное самобытное творчество. Особенных достижений в деревообработке добились мастера на Полесье и в лесостепных районах. Простыми и, очевидно, самыми древними, сохранившимся еще в ХІХ- в начале ХХ в.в. приемами обработки древесины были выжигание и выдалбывание (вырезание) из цельного куска дерева.
Из дерева делали сани, возы, лодки, лавки, сундуки («скрині»), полки для мисок — «мисники», ткацкие станки, бочки, корыта («ночви»), ведра, миски, бочки для сала (бодни), ложки, лопаты,ковши, коромысла, ульи.На основе использования древесных материалов развивались такие ремесла, как токарное, столярное, плотничество, бондарство, «стельмашество» (изготовление возов) и др.


Экспонаты музея этнографии и фольклора проф.лицея

г. Новограда — Волынского в Житомирской областе Украины, ХІХв.

Художественная выразительность и завершенность изделий в значительной степени усиливалась логическим использованием соответствующей отделки: резьбы, инкрустации, мозаики, выжигания, росписи и др.

Сундук, дерево, Львовская обл.,ХІХв.

Широкое распространение получило плетение изделий из лозы, соломы и коры. Из этих материалов делали корзины, коробки, шляпы (брилі), предметы мебели и др.

Царские врата из д. Ворониловичи (Брестская область XVI в.)

Белорусь также может гордится успехами в деревообрабатывающих промыслах. Жизнь белорусского крестьянина была тесно связана с лесом, в нем он жил и его дарами пользовался. Из древесины строили жилые и хозяйственные помещения, выжигали уголь, деготь. Из коры добывали мочало и веревки, луб для коробов, лыко для плетения лаптей и корзин. Из древесины изготавливали разнообразные предметы обихода, мебель, посуду и средства передвижения. В ассортименте деревянных изделий много вещей прикладного характера: кружки резные и с росписью, ложки с резьбой, ступки, ковши, расписанные кухонные доски, шкатулки разного назначения и т.д. В XVII в. огромную известность приобрела «белорусская резьба». Прекрасным примером ранней белорусской церковной резьбы являютсяцарские врата из д. Ворониловичи (Брестская область XVI в .) В Беларуси существовала уникальная техника резьбы по дереву: гомельская скань-создание сложнейших кружевных рисунков из стружки разных пород дерева.

Прибалтика. Обработка дерева для прибалтийских народов всегда была традиционным занятием. Но наиболее распространенными видами деревообрабатывающих ремесел считается изготовление транспортных средств: саней и телег, мебели, предметов домашнего обихода: кадок, бочек, коробов, корзин. Свадебные сани и мебель(шкафы, стулья,сундуки, вешалки для полотенец), а также обрядовые и ритуальные предметы декорировали резьбой и росписью. Красочно оформлялись короба для свадебных подарков и приданого у эстонцев, кружки для пива, прялки. С большим искусством сельские мастера изготавливали подвесные люстры и праздничные настольные подсвечники.

Искусство деревянной скульптуры cтало в Литве национальной традицией. Необычные кресты, смиренные мадонны, ссутулившиеся фигурки святых и разные персонажи литовской истории довольно часто встречаются в разных уголках страны: в музее и в лесу, парке и на кладбище, на обочине дороги. Искусство скульптурной резьбы очень древнее, но из за недолговечности дерева до нашего времени сохранились скульптуры только с XVIII века.

В Средней Азии численность деревообрабатывающих ремесел была ограничена дефицитом, а, следовательно, и дороговизной древесины. Жители оазисов в связи с рождением сына традиционно сажали дерево, которое в будущем служило уже взрослому мужчине строительным материалом для постройки собственного дома.Для украшения деревянных частей стационарного жилища: внутренних опорных столбов, дверей, ставен для окон, колон крытых террас (айванов) применяли изящную резьбу. Мастерство деревообработчиков было востребовано при изготовлении посуды, колыбелей, орудий труда, транспортных средств (арбы,седла,), и др. Для кочевников дерево служило каркасом для юрты, из древесины изготавливали предметы ее интерьера - сундуки, шкафчики, подставки для домашнего имущества. Главным видом декора этих вещей была резьба, часто в сочетании с росписью, а казахи для декора использовали инкрустацию костяными накладками.

Орнаментальная отделка дерева одна из древних видов прикладного искусства Узбекистана, которая передавалась мастерами из поколения в поколение.Признанными центрами резьбы по дереву в Узбекистане были и остаются Хива, Бухара, Самарканд, Ташкент, Фергана. Каждая школа отличается своей техникой резьбы и узорами.

Орнаментальная отделка опорных столбов(Резьба). Узбекистан

Лаух – раздвижная деревянная подставка для книг

Дагдганы, Армения, ІХ в.

Кавказ. Резьба по дереву широко распространена среди народов Кавказа. Грузинские мастера издавна использовали грецкий орех, дуб, тис, самшит, карагач. Орнаментом украшают мебель,народные музыкальные инструменты, традиционные сосуды для пива и вина, мелкие бытовые предметы.

В Армении резьбу по дереву применяют в архитектуре. Оригинальный рисунок сохранился на капителях Севанского монастыря IX в. Старинные деревянные армянские талисманы-амулеты (дагдганы), разнообразные по очертаниям и внутреннему узору, украшены трехгранно-выемчатой резьбой.

Дерево в быту горцев с древнейших времен занимало более значительное место чем камень. В Дагестане из дерева изготовлялись не только архитектурные детали фасада и интерьера жилища, но также мебель и посуда. В горной Аварии и сейчас есть аулы, в которых женщины носят воду в высоких деревянных сосудах, в виде вытянутого усеченного конуса.

В Индии традиция резьбы по дереву теряется в древности. До нашего времени сохранились ранние деревянные храмы с великолепной резьбой в штатах Химачал Прадеш и Уттар Прадеш.

В штате Кашмир можно увидеть великолепный декор домов, облицованых деревом, потолки украшают геометрические узоры, а решетчатые окна изготовлены из дерева пинджара.Наглядным примером обработки древесины с применением характерных для этого района техник является Кханках Шах-и-Хамадан - старейшая суфийская мечеть в Шринагаре (Кашмир), основанная в 1395 г. на берегу реки Джелам и реконструированная в 1731 г.

Кханках Шах-и-Хамадан-старейшая мечеть в Шринагаре

В этой стране каждый регион отличается своим особенным стилем резьбы, развившимся в соответствии с местными традициями и с учетом породы дерева. Деревянные куклы, игрушки, религиозная атрибутика и резьба – вот образцы народного индийского искусства.
Санкхеда — известный центр лакированной мебели. Для отделки мебели использовали лакирование, инкрустацию из черного дерева, перламутра, слоновой кости (бомбейская мозаика), резьбу по слоновой кости, позднее ажурную резьбу.
Китай. Резьба по дереву в Китае ведет свое начало со времен каменного века. Золотым периодом в развитии производства старинной китайской мебели в Китае считается эпоха правления династии Мин (1368 г. — 1644 г.).В те времена древесины было в изобилии. Стены, резные столбы, картины из дерева — сохранились до нашего времени и представляют значительную часть культурного наследия Китая.

Великолепная резьба по дереву встречается в императорских дворцах в Пекине, городах Сучжоу, Ханчжоу и провинции Аньхой.Во время правления императора династии Цин Цяньлуна (1711-1799), около 400 мастеров собрались в столице для украшения дворцов. Их работы резьбы по дереву до сих пор хранятся в Гугун, императорском дворце в Пекине.

Большой популярностью в Древнем Китае пользовалась лаковая мебель.Техника ее изготовления была известна китайцам еще 2500 лет назад.Позже такая китайская мебель послужила образцом для изготовления подобной европейской мебели.Также использовалась техника резьбы по лаку. Еще одной популярной техникой, прославившей Китай, являлась интарсия (инкрустация). Вставки выступали над поверхностью предмета и были изготовлены из слоновой кости, перламутра, драгоценных камней, панциря черепахи, металла и т.д.
Япония. Памятники древнего японского деревянного зодчества - это шедевры народного плотницкого искусства. Традиция строить храмы из древесины сохранилась до нашего времени.

Огромный деревянный храм-реликварий (Дайбуцуден) был построен в VIIIв., его площадь -73 х 50 кв.м и высота- 48 м. В 1705-1709г.г. здание было перестроено и уменьшено почти на 30%. Но и в современном облике храм остается самым большим деревянным сооружением в мире.

Храм-реликварий Дайбуцуден

В XVII-XVIIIв.в. японские мастера демонстрируют высокое искусство орнаментальной резьбы по дереву. Резьба украшала дворцы и резиденции сегунов, храмовые сооружения, широко использовалась при изготовлении мелких предметов быта горожан.Также особое мастерство резчики показали при изготовлении голов для кукол театра дзерури и масок для театра но.
Америка. Несмотря на примитивные орудия труда индейцы Америки также демонстрируют особое мастерство в обработке древесины, равных примеров которому на американском континенте нет. Из огромных кедров, при помощи каменных топоров индейцы выдалбливали лодки, сооружали запруды. Раскалывая бревна на толстые доски, они возводили стены и делали крыши домов. Толстые столбы, врытые в землю,являются опорами для двускатной крыши и порталов, а нанесенная на них искусная резьба изображала родовые тотемы обитателей дома. Особенно выделяются дома индейцев хайда. Тотемные столбы с красивой орнаментацией ставились около каждого дома, придавая индейским деревням своеобразный колорит. Важным видом деревообработки у индейцев было лодочное производство.Мастера -лодочники пользовались большим уважением общины. Лодки выдалбливались из одного ствола большого кедра, были легки и быстроходны.
Из дерева делали различные предметы быта: ковши, блюда, ковши, ложки; сундуки, покрытые росписью или резьбой с инкрустацией из зубов морской выдры и раковин, изображавшей тотемных животных, водонепроницаемые ящики для хранения продуктов и варки пищи.
В соответствии с особенностями ремесленной техники и ассортимента изделий среди деревообрабатывающих ремесел выделились промыслы: плотничество, столярничество, бондарство, искусство изготовления телег, саней, токарное ремесло, изготовление выдолбленной посуды, резьба по дереву, производство кровельных материалов, изготовление лубяных и плетеных емкостей.

Деревообрабатывающие ремесла (ДР) - наиболее древние, возникли в начале человеческой истории вместе с изготовлением примитивных орудий труда. В богатой лесом Беларуси каждую археологическую эпоху дерево, наряду с камнем, костью, позже – железом, было важнейшим материалом для изготовления предметов домашнего обихода, оружия, разнообразных устройств, мебели, транспортных средств.

Целенаправленная деревообработка (выдалбливание, точение, сверление, выжигание, плетение, отсекание, раскалывание, затачивание) известно со времен палеолита. С появлением железных орудий существенно усовершенствовалась технология деревообработки. Во время археологических раскопок на детинца Гродно найдено много деревянных изделий: клепки разной величины от ведер, кадок, бочек, ушатов, маслабоек; днища различных диаметров, резной ковш, точеные миски, чашки, детали кросен, обувные колодки. Вскрыты жилые хозяйственные постройки, 2 уличные мостовые, частоколовые ограждения, деревянные срубы из брусьев и т.д. В зависимости от особенностей ремесленной техники и номенклатуры изделий среди ДР можно выделить плотничество, столярничество, бондарство, искусство изготовления телег, саней, токарное ремесло, изготовление выдолбленной посуды, резьбу по дереву, производство кровельных материалов, изготовление лубяных и плетеных емкостей.

Плотничество - одно из самых древних ремесел, существующих в синхроничном единстве со столярным ремеслом: оба ремесла были целенаправлены на создание жилищных условий и обустройство жилищной среды, каждый плотник, как правило, был хорошим столяром, оба пользовались почти одинаковыми инструментами, разница была только в частоте их применения и специализации производственного процесса. К плотничеству относятся плотничные работы по установке деревянных фундаментов, стен, пола, перегородок, перекрытий (балок, настилов), вспомогательных конструкций (лесов, помостов) и др. Испытанные народными плотниками-зодчими оптимальные формы и решения успешно используются и в настоящее время в деревянных конструкциях общественного и промышленного строительства.

Столярное ремесло - производство разнообразных изделий из дерева - орудий труда (вилы, цепы, грабли, лопаты, сохи, бороны, ступы, ткацкие станки), предметов домашнего обихода (полки, посудники, вешалки), мебели (сундук, буфет, шкаф, диван, кровать, стул, стол), прикладных элементов жилья и хозяйственных построек (двери, оконные рамы). Сегодня пытается оживить традиции свислочский мастер С. Т. Полуэктов .

Бондарство - изготовление посуды из клепок - трапециевидных или овальных (параболическо-округлых) по краям деревянных плашек, стесанных до необходимой толщины. Бондарные изделия можно объединить в несколько следующие групп: посуда для воды и жидких веществ (бочка для подвоза воды, водянка, ведра, баклага, бочонок, кадочка с крышкой, кружка с ручкой); сосуды для хранения сельскохозяйственных продуктов (бочка для зерна, кадушка или кадка, бочонок с одним днищем для квашеных овощей, моченых яблок и др., бочонок двудонный для напитков, полубочонок, кадка с крышкой или сальник для мясных продуктов); посуда для разнообразных домашних нужд (бочонок или бадья для одежды, бук или тренога для вымачивания белья в зольном растворы, лохань для стирки белья и купания, дежа или квашня, подойник, маслобойки, ушат или шайка, лоханка); меры емкости (осьмина, шеснастка, или пудовка, четверть). Традиции бондарства в Понеманье продолжают , .

Искусство изготовления телег, саней – это несколько разнообразных производственных процессов, которые отличались по технологии и ремесленной технике: термомеханическая обработка (распарка) древесины, изготовление кругов, дуг, санных полозьев, экипажей, грузовых саней, колясок, санок, ярм и др. Декоративные экипажи и колеса производит сегодня .

Долбежное ремесло – одно из самых древних среди деревообрабатывающих. Тесло, резец, пешня, скобла, топор, долото, стамеска позволяли сделать колодный улей, кухонный шкаф, долбленка для зерна, фаску или кадку для меда и кваса, солонку (солоницу), корец, корыто, комягу (колоду, корыто) для водопоя, находившихся обычно рядом колодцем, корыто (корытца) для стирки белья, пыланки (полушки, корытца) для провеивания (пылания) обдирной крупы. Определенные элементы долбежного ремесла просматриваются в творчестве народного мастера С. Н. Лещука .

Токарное ремесло тесно связано с резьбой по дереву, токарь и резчик связаны одинаковыми номенклатурными изделиями: посуда столовая - блюда, чаши, миски, ступки, терки, солонки, ковшики, черпаки, ложки; бытовые предметы и принадлежности - подсвечники, вазы, пепельницы, трубки, табакерки, игрушки и др.; прикладные элементы и детали к мебели, экипажей, карнизы, наличники для украшения жилищ, культовых предметов; производственные устройства - самопрялки, веретена, детали для кросен.

Изготовление и плетение из луба, лозы, соломы и камыша различных предметов хозяйственного пользования: коробки для белья, лукошка, колыбели, кувшины, корзины, ящики, гарнцы и т. п., а также украшения (пауки, звездочки).

Производство кровельных материалов - изготовление доски, щепы, гонт.

С эволюцией общества и совершенствованием ремесленной техники углублялась производственная специализация, что обусловило дифференциацию деревообрабатывающих ремесел на относительно самостоятельные производственные занятия. Так, в плотницком деле выделилось изготовление кровельных материалов, строительство мостов, оборонительных объектов, в столярном - изготовление прикладных элементов жилья (окон, дверей и др.), мебели, сельскохозяйственных орудий, в искусстве изготовления саней, телег - производство рабочих повозок, карет, колесное, санное, дуговое ремесло и др. В 17 в. в Беларуси существовало около 30 ремесленных профессий, связанных с обработкой дерева. Уже в XVI веке в городах ремесленники одной или нескольких смежных специальностей образовывали свои корпоративные объединения - братства, или цеха. Например, в Гродно каретники входили с 1570 г. в цех, объединявший кузнецов, котельщиков, мечников, слесарей, а с 1639 г. были созданы самостоятельные цехи указанных ремесел. В 1593 г. организован объединенный цех домников, кровельщиков, каменщиков, гончаров, плотников. В 1699 г. Август II пожаловал грамоту цехам бондарей и плотников. Среди 15 цехов в 1777 г. были цеха плотницкий, бондарский, столярный, ямщицкий. Наиболее распространены деревообрабатывающие ремесла были в сельской местности. В средневековье почти каждая крестьянская семья строила жилье, изготавливала сельскохозяйственные орудия, транспортные средства, предметы обихода, посуду, простую мебель. Сельские мастера обычно не имели специального помещения; во дворе под навесом стоял верстак, находились простые производственные приспособления и инструменты. Зимой в доме делали посуду, плели лапти, корзины и др. Часть изделий предназначалась для односельчан, жителей соседних деревень или сбывалось на местных ярмарках. Часть сельских ремесленников несла службу при замках, трактах, фольварках и жила отдельными дворами или поселками. Известны службы плотницкая, зодческая, колесная, бондарная и др. Вторая часть сельских мастеров освобождалась от постоянной службы и платила оброк. С развитием капиталистических отношений и оживлением торгово-экономических связей деревообрабатывающие ремесла приобретали форму отходных промыслов. Некоторые мастера-хозяева имели учеников и подсобных рабочих, которых отправляли в соседние деревни ремонтировать телеги, делать бочки, ушаты, кадки, точить веретена и др. Многие плотники и столяры ходили на заработки в отдаленные места. В первой половине XIX в. значительное количество бревен, досок, дубовой клепки, гонт, брусьев, корабельного леса производилась для внешней торговли. По Неману ежегодно вывозились указанные изделия в Ригу, а оттуда - в Англию, Бельгию, Францию, Голландию и др. страны. Социалистическая реконструкция и развитие крупной промышленности привели к сокращению спроса на деревянные изделия мастеров, работающих своими силами, увеличилось количество металлической и стеклянной посуды. В настоящее время деревообрабатывающие ремесла существуют в форме индивидуальной трудовой деятельности как народное умение и вспомогательный промысел в сельскохозяйственном производстве.

Самое важное для начинающего мастера — получить полезный совет от опытного специалиста. Рекомендации старших товарищей способны помочь новичкам избежать множества ошибок в начале пути и способствовать более быстрому развитию в ремесле. Где же можно получить такие советы? Конечно на Фестивале Столярного Дела! За основу данной заметки взято одно из лучших выступлений на ФСД в Москве (21-22 апреля 2018 года) — лекция Сергея Клейна . Сергей — преподаватель курса «Классическое столярное дело» в Столярной Школе Rubankov в Санкт-Петербурге, имеет обширный опыт в столярном деле. Сергей четко и емко сформулировал типичные ошибки начинающих мастеров в своем выступлении. Читайте далее конспект его лекции с моими комментариями.

Выступление Сергея Клейна на Фестивале Столярного Дела 2018

Типичные ошибки начинающего столяра:

1. «Какой инструмент купить начинающему мастеру?»

Это типичный вопрос, который можно услышать от новичка в столярном деле на тематических форумах или даже в магазине. На самом деле такая постановка вопроса в корне не верна. Правильно действовать наоборот — сначала определиться с изделием, которое вы собираетесь изготовить. Затем выяснить каким образом такое изделие можно сделать. А уже потом разобраться какие для этого нужны материалы и инструменты. Например: вы решили изготовить стул, выяснили, что существует несколько способов его изготовить. Вы остановили свой выбор, например, на способе изготовления «на шканты». И уже имея эскиз изделия и понимание необходимого инструмента, вы пошли в магазин и приобрели доску нужной толщины, а также электро лобзик и дрель. Такой подход позволит сэкономить ваше время на поиски инструмента непонятно для какой цели, а также деньги на приобретение ненужного вам инструмента.

2. Бесцельный поиск информации

С первого взгляда кажется, что чем больше вы читаете книг, статей, форумов и смотрите видео в интернете, тем больше вы получаете полезных знаний и прогрессируете в мастерстве. Это ощущение обманчиво! На самом деле вы тратите уйму своего времени впустую на поглощение бессмысленной для вас информации. Так же как в предыдущем пункте, во главе стоит конкретная задача, которую вы решаете в данный момент. Именно о ней вам стоит искать информацию, а не обо все подряд. Если вы планируете изготовить стул — читайте и смотрите о том как изготовить стул. Не распыляйте свои усилия и время на изучение не прикладных в данным момент знаний. Впрок изучить все невозможно. Здесь, как и во многих других сферах, действует правило: теория бессмысленна, пока не применяешь ее на практике. Ищите информацию под конкретную задачу!

3. Чрезмерная масштабность проекта

Начинающему мастеру рисковано начинать с большого изделия. Есть риск допустить ошибки, которые будет сложно исправить, испортить материал. Самое дурное возможное последствие такого подхода — новичок может посчитать, что «это не для него» и бросить занятия ремеслом. Правильное решение — начать с небольшого изделия (тот же стул, простая тумба и т.д.). Цена ошибки здесь несравнимо ниже, чем на масштабном проекте. В качестве первого изделия идеально подойдет копирование уже существующего предмета мебели. Как пример, многие начинающие мастера выбирают стул или табурет из каталога ИКЕА. В дальнейшем, с развитием своего мастерства вы сможете перейти к более сожным изделиям, но важно соблюдать принцип постепенного усложнения проекта.

4. Изменение проекта находу

Очень распространенная проблема у начинающих мастеров, кстати говоря для меня тоже актуальная. Когда первое изделие вроде начинает получаться, возникает непреодолимое желание его как-то украсить, усложнить, отойдя от первоначального проекта. Не поддавайтесь этому чувству, старайтесь продумать все детали изделия изначально, на этапе проектирования. В процессе работы четко следуйте изначальному плану, чертежу. В противном случае можно «перестараться» и испортить изделие, либо заготовка отправиться в брак, либо получится безвкусица — нагромождение несочетаемых элементов.

5. Маркировка деталей

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что маркировкой деталей пренебрегает 95% начинающих мастеров при изготовлении своего первого изделия. Казалось бы, чего проще: вот у меня правая ножка, а вот левая — можно и так запомнить! А вот и нет, даже при простейшем столярном соединении «на шканты» правая и левая ножки не являются взаимозаменяемыми. Что уж говорить о более сложных столярных соединениях?! Нет ничего обиднее, чем запутаться где какая деталь должна быть, в момент склейки, когда клей уже нанесен. Избежать такого конфуза более чем легко — возьмите за правило маркировать каждое соединение.

6. Допуски

Вопросы вроде «Действительно ли прямой угол равен 90 градусов? » совсем не философские, а очень даже прикладные. И также степень «ровности » выструганной поверхности может быть разной. Ошибочно полагаться лишь на свои ощувщения. Желательно, на начальном этапе, иметь возможность проконсультироваться с более опытным товарищем по вопросам, типа «достаточно ли ровной получилась поверхность «. Ну и само собой необходим проверенный измерительный инструмент — как минимум линейка и угольник.

7. Системные ошибки

Зачастую, особенно новички-самоучки выполняют какую-либо операцию неправильно, мотивируя это тем, что «им так удобнее строгать, пилить и т.д.». Вполне может быть, что на данном конкретном изделии, действительно «удобнее» делать так, а не иначе. Однако в долгосрочной перспективе, неправильно сформированные навыки могут сыграть с мастером злую шутку. Ведь переучиваться намного сложнее и зачастую болезненнее, чем сразу учиться делать правильно. Вывод — сразу учитесь выполнять каждую операцию верно, даже если это кажется вам неудобно или излишне сложно на каком-то конкретном изделии.

8. Порядок на рабочем месте

«Порядок на рабочем месте — порядок в голове!» С практической точки зрения, доказано на опыте множества мастеров: по затратам времени и сил, намного выгоднее постоянно поддерживать порядок в мастерской. Посчитайте сами: вернуть инструмент на свое место после каждого ипользования занимает 5 секунд, а вот поиски нужного в условиях беспорядка могут отнимать куда больше времени.

9. Технка безопасности

Тут все понятно — ТБ необходимо соблюдать при любых обстоятельствах. Помните: незакрепленная заготовка — это либо травма, либо брак. Подробнее о технике безопасности можно прочитать в одной из прошлых заметок .

10. Правильная мотивация

Еще до того, как вы начали заниматься столярным делом, необходимо спросить себя: «Зачем мне это нужно? «. Как это ни странно, может оказаться, что вам это совсем и не нужно. Например, если вам необходима какая-то мебель для дома, то возможно проще и дешевле ее купить, чем делать самому? Помимо этого, от ответа на вопрос «зачем вам это «, могут зависеть ваши дальнейшие действия. Если вы хотите научиться изготовливать какое-то конкретное изделие, например деревянные двери, то вам лучше всего постараться устроиться на работу на призводство именно дверей. Большинство, начинающих мастеров ставят перед собой цель обучиться мастерству . В таком случае логично пойти в школу столярного дела или обучаться самостоятельно, но вот работать на производстве дверей в данном случае вам не слишком поможет в достижении вашей цели.

Еще раз благодарю Сергея Клейна за замечательное выступление на Фестивале Столярного Дела, за идеи и вдохновение для написания этой заметки. Сайт столярной школы Рубанков .

Если заметка вам понравилась, обязательно нажмите «лайк».

Удачи в ремесле!


Читайте новые заметки раньше всех – подписывайтесь на канал в Телеграм !