Георгий исповедник житие. Преподобный георгий исповедник, митрополит митиленский. Величание преподобному Василию исповеднику

Преподобный Георгий I Исповедник, митрополит Митиленский, с юности вел монашеский образ жизни, совершенствуясь преимущественно в добродетели смиренномудрия. В царствование Льва Исаврянина (716‒741) святой претерпел гонения от иконоборцев и получил именование Исповедника. В годы царствования Константина Порфирородного (780‒797) святой Георгий был возведен на архиерейскую кафедру города Митилена, расположенного на острове Лесбос. Жизнь святителя сияла целомудрием и чистотой и была подобна жизни Ангельской. Святой Георгий был весьма милостив, щедрыми подаяниями питая алчущих и помогая всем нуждающимся. За свое великое воздержание он соделался другом Ангелов получил дар чудотворения и, изгоняя нечистых духов и врачуя неизлечимыя недуги, явил себя чудотворцем. Еще раньше правления императора Льва Армянина (813‒820), возобновления иконоборства и изгнания святого Георгия, в Митилене были некоторыя знамение, предуказывавшие на скорое появление в Церкви Христовой смут и бедствий. Однажды в храме святой великомученицы Феодоры, что близ пристани, за вечерней во время всенародного пение «Кирие, елеисон» — Господи помилуй — стоявший на престоле святой крест внезапно и с сильным шумом какой-то невидимою силою был взят с своего места и вознесся кверху под потолок, а затем, склонивши свой верхний конец к низу, упал на землю. Народ, видевший это, был охвачен великим страхом и ужасом; поднявши вверх свои глаза и руки, все громогласно, в течение продолжительного времени, взывали: «Кирие, елеисон» и не желали выходить из церкви, так как ожидали, что остров Лесбос посетит какая-нибудь внезапная гибель. В то время в церкви находился преподобный Симеон вместе с своим младшим братом Георгием, который впоследствии в свое время наследовал престол первого Георгия. Симеон, будучи прозорливцем, со слезами говорил народу: «Братия, будет не так, как ожидаете вы. Бог не погубит окончательно этой страны, но на днях вступит на престол богоненавистный и богопротивный царь, который, ниспровергши на землю святые иконы, отнимет от Церкви красоту ее».

По прошествии нескольких дней, в церковь и в алтарь вошел — дверь церкви случайно не была заперта — огромный и страшный вепрь, у которого уши и хвост были обрезаны и лег здесь на горнем месте. Заметивши это, церковные сторожа немедленно стали прогонять вепря, но безуспешно, так как он был свиреп и кидался на всех, пытавшихся выгнать его из алтаря, обращая их тем в бегство. После сего, принесши огромный кол, стали до крови бить животное в продолжении долгого времени и, обессилевши, с трудом смогли прогнать его. Узнав об этом, тот же блаженный Симеон сказал: «Чада, поверьте, что этот вепрь знаменует имеющего, — по попущению Божию, — быть здесь епископа, который по жизни и нраву будет подобен свинье». Всё это скоро и сбылось. Вышеупомянутой император Лев Армянин, вступивши на царский престол, предпринял гонение против церкви Божией и в то же время созвал в Константинополь многих епископов, склоняя их к принятию иконоборческой ереси. Преподобный отец наш Георгий, митрополит Митиленский, будучи также призван с прочими епископами, явил себя неустрашимым воином Христовым. В то время как многие одобряли царево неправоверие, он своей истинною премудростью посрамил царя, лжепатриарха Феодота, по прозванию Касситера, и прочих единомысленных с ними еретиков, и некоторых из них довел до сознания их собственного заблуждения. Царь и патриарх, не перенося его обличений, отправили его в изгнание в Херсон, а на его место поставили в Митилену митрополитом некоего еретика, который подобно луговому вепрю (кабану) опустошил и осквернил виноградник Христов: он попирал святые иконы, бессмысленно смущая словесных овец. Святой же Георгий, проживши в изгнании остальные дни своей жизни, по благодати Христовой совершил многие чудеса. При наступлении времени его преставления воссияла на небе пресветлая звезда, — провозвестница блаженной его кончины, — которая была видима и на Лесбосе. По этой звезде в Митилене было познано словесными овцами отшествие ко Господу их пастыря, святого Георгия. Жизнь святого при его добрых делах являлась светом для мира. Блаженную же кончину его Бог прославил светлою звездой и после его кончины для прославления Своего угодника источил от его мощей чудесные целебные источники. Тропарь глас 4: Правило веры, и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Георгие, моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак глас 2: Божественный гром, труба духовная, веры насадителю, и отсекателю ересей, Троицы угодниче, великий святителю Георгие, со Ангелы предстоя присно, моли непрестанно о всех нас.

Такие люди не обманулись подменой жизненных ценностей. Исповедник Георгий (Егор Егорович Седов) родился в 1883 году в деревне Чурилово Владимирской губернии в крестьянской семье. Он принадлежал к тому замечательному типу русских людей, ясность и простота души которых делала все их поступки основательными и каждый шаг надежным. Такие люди не обманулись подменой жизненных ценностей, не изменили своим жизненным принципам из страха, не утратили цельности, и остались верными до конца.
Его отец унаследовал и утвердил в семье русские православные традиции. Каждое воскресенье и во все церковные праздники он ходил в храм. Кроме своего приходского храма он любил посещать собор города Владимира, хотя до города было сорок километров.
Егор учился грамоте в сельской школе, с юности занимался крестьянским трудом. В 1907 году он женился, в его семье родилось пятеро детей. В церковь ходили все. Даже при советской власти Егор Егорович не работал в праздничные дни. Каждое дело совершал с молитвой. После революции церковность семьи Седовых стала вызывать насмешки, Егора Егоровича прозвали монахом.
В конце 20-х годов, не испугавшись репрессий по отношению к себе и своей семье, Егор Егорович стал старостой церкви в селе Лыково. Когда начались аресты духовенства, дом Седовых в поисках временного крова часто посещали священники и монахи, изгнанные из храмов и монастырей.
В 1925 году Егор Егорович познакомился с Владимирским епископом Афанасием (Сахаровым), уже начинавшим свой исповеднический путь, и стал его духовным сыном. Приезжая во Владимир, Егор Егорович всегда останавливался в доме владыки, а епископ Афанасий посещал дом Седовых в Чурилово. На протяжении всей жизни Егор Егорович помогал владыке Афанасию посылками и деньгами. Кроме того, он развозил мед со своей пасеки и другие продукты по тюрьмам и раздавал заключенным.
В период коллективизации двоюродный брат Егора Егоровича служил в деревне Чурилово уполномоченным от сельсовета. Церковность и благополучие семьи Седовых стали причиной неприязни к ней брата-уполномоченного. В 1932 году брат ходатайствовал, чтобы Егору Седову дали так называемое «твёрдое задание», которое он не смог бы выполнить, то есть потребовали от него уплаты заведомо завышенного продуктового налога. В результате семья была раскулачена, а Егор Егорович был арестован и год провел на принудительных работах. Его семье пришлось уехать из родного села. Сначала они поселились в Ярославле, а потом переехали в город Тутаев. После освобождения Егор Егорович 3 года работал пастухом, и на заработанные деньги купил в Тутаеве дом для своей семьи.
Поселившись в Тутаеве, Егор Егорович стал прихожанином Успенской церкви села Котово. Храм этот считался «старо-тихоновским», так как после кончины патриарха Тихона, в условиях, когда советская власть не позволяла Русской Церкви избрать Патриарха, некоторые церковные общины так и не решились признать полномочия Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. В своем доме Егор Егорович по-прежнему приглашал останавливаться изгнанных монахов и репрессированных священников.
В 1943 году Егора Егоровича арестовали на основании показаний ранее арестованного человека, не выдержавшего допросов. Следствие длилось одиннадцать месяцев. Егор Егорович был допрошен шесть раз. Но ни в какой форме он не согласился признать себя виновным. Не назвал он также никого из своих знакомых. Следствию так и не удалось собрать хоть каких-нибудь оснований для его осуждения и его пришлось освободить.
Выйдя из тюрьмы, Егор Егорович узнал, что епископ Афанасий (Сахаров) был арестован в городе Ишиме. Еще почти десятилетнее заключение в лагерях ожидало больного владыку, все это время Егор Егорович искал возможности облегчить страдания святителя. И когда тот, будучи уже очень больным, был помещен в Дом инвалидов, Егор Егорович оформил на себя поручительство за ссыльного епископа и взял его к себе домой. У своего духовного сына владыка прожил 11 месяцев.
В 50-х годах Егор Егорович стал старостой Воскресенского храма в Тутаеве. Все свои силы 70-летний исповедник тратил на его восстановление, несмотря на страшное безбожное время. В 1960 году, во время ремонта храма, на него упали три связанные между собой лестницы. Егор Егорович сам дошел до своего дома, но там слег и уже больше не вставал. Он проболел около года. Жене своей он говорил: «Видно, так Богу было угодно». 16 декабря 1960 года Егор Егорович Седов скончался. Он был погребен на Тутаевском городском кладбище. Ныне святые мощи исповедника Георгия находятся в Тутаевском городском соборе.

Рождественский пост.

Сегодня Церковь творит память: прор. Софо́нии, жившего в VII - VI веке до Р. Х.; прп. Феодула Цареградского, подвижника V века; прп. Иоанна Безмолвника, епископа Колонийского VI века; сщмч. Фео́дора, архиепископа Александрийского VI - начала VII веков; прп. Саввы, игумена Стороже́вского, Звенигоро́дского чудотворца XIV - XV веков. прп. Георгия Черни́кского (XVIII).

Святых XX века: сщмчч. Андрея Косовского, Николая Ершова, пресвитеров; исп. Георгия Седова.

Именинников мы поздравляем с днем ангела.

Братья и сестры, сегодня мы снова уделим внимание одному из мирян, прославившихся в XX веке в лике исповедников. Исповедник Георгий, а в миру Егор Егорович Седов, родился в 1883 году в деревне Чурилово Владимирской губернии в крестьянской семье. Егор учился грамоте в сельской школе, с юности занимался крестьянским трудом. В 1907 году он женился, в его семье родилось пятеро детей. В церковь ходили все. Даже при советской власти Егор Егорович не работал в праздничные дни. Каждое дело совершал с молитвой. После революции церковность семьи Седовых стала вызывать насмешки, Егора Егоровича прозвали монахом. В конце 20-х годов, не испугавшись репрессий по отношению к себе и своей семье, Егор Егорович стал старостой церкви в селе Лыково. Когда начались аресты духовенства, дом Седовых в поисках временного крова часто посещали священники и монахи, изгнанные из храмов и монастырей.

В 1925 году Егор Егорович познакомился с Владимирским епископом Афанасием (Сахаровым), уже начинавшим свой исповеднический путь, и стал его духовным сыном. Приезжая во Владимир, Егор Егорович всегда останавливался в доме владыки, а епископ Афанасий посещал дом Седовых в Чурилово. На протяжении всей жизни Егор Егорович помогал владыке Афанасию посылками и деньгами. Кроме того, он развозил мед со своей пасеки и другие продукты по тюрьмам и раздавал заключенным.

В период коллективизации двоюродный брат Егора Егоровича служил в деревне Чурилово уполномоченным от сельсовета. Церковность и благополучие семьи Седовых стали причиной неприязни к ней брата-уполномоченного. В 1932 году брат ходатайствовал, чтобы Егору Седову дали так называемое «твердое задание», которое он не смог бы выполнить, то есть потребовали от него уплаты заведомо завышенного продуктового налога. В результате семья была раскулачена, а Егор Егорович был арестован и год провел на принудительных работах. Его семье пришлось уехать из родного села. Сначала они поселились в Ярославле, а потом переехали в город Тутаев. После освобождения Егор Егорович 3 года работал пастухом и на заработанные деньги купил в Тутаеве дом для своей семьи. Поселившись в Тутаеве, он стал прихожанином Успенской церкви села Котово. В своем доме Егор Егорович по-прежнему приглашал останавливаться изгнанных монахов и репрессированных священников.

В 1943 году Егора Егоровича арестовали на основании показаний ранее арестованного человека, не выдержавшего допросов. Следствие длилось одиннадцать месяцев. Егор Егорович был допрошен шесть раз. Но ни в какой форме он не согласился признать себя виновным. Не назвал он также никого из своих знакомых. Следствию так и не удалось найти хоть каких-нибудь оснований для его осуждения и его пришлось освободить.

Выйдя из тюрьмы, Егор Егорович узнал, что епископ Афанасий (Сахаров) был арестован в городе Иши́ме. Еще почти десятилетнее заключение в лагерях ожидало больного владыку, все это время Егор Егорович искал возможности облегчить страдания святителя. И когда тот, будучи уже очень больным, был помещен в дом инвалидов, Егор Егорович оформил на себя поручительство за ссыльного епископа и взял его к себе домой. У своего духовного сына владыка прожил 11 месяцев.

В 50-х годах Егор Егорович стал старостой Воскресенского храма в Тутаеве. Все свои силы 70-летний исповедник тратил на его восстановление, несмотря на страшное безбожное время. В 1960 году, во время ремонта храма на него упали три связанные между собой лестницы. Егор Егорович сам дошел до своего дома, но там слег и уже больше не вставал. Он проболел около года. Жене своей он говорил: «Видно, так Богу было угодно». 16 декабря 1960 года Егор Егорович Седов скончался. Он был погребен на Тутаевском городском кладбище. Ныне святые мощи исповедника Георгия находятся в Тутаевском городском соборе.

Братья и сестры, в Евангелии от Матфея есть такие слова Господа: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. (Мф. 10, 34-36) Обычно при чтении этих строк у многих возникает некое смущение. Ну как это так, враги нам наши домашние? Многие проповедники толкуют эти слова таким образом, что не нужно привязываться к родным более, нежели к Господу. Наверное, в наше мирное время можно понимать их таким образом. Но глядя на житие исповедника Георгия нам становится ясно, что их буквальное значение куда страшнее и больнее. Первые беды, первое заключение и ссылка постигли будущего святого по доносу его собственного двоюродного брата. Зависть и богоненавистничество - это те причины, которые заставляют всех, даже самых близких, идти на предательство. Иуда тоже поддался этим грехам. Но, братья и сестры, в житии святого Георгия стоит поучиться его стойкости и трудолюбию. После заключения и раскулачивания он находит в себе силы и устраивается пастухом, зарабатывает для семьи на новый дом, возвращается к своему милосердному служению, продолжает принимать гонимых священнослужителей и даже святителя Афанасия (Сахарова). Как сказал апостол Павел: Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. (Флп. 4, 12,13).

Святый исповедниче Георгие, моли Бога о нас.

Диакон Михаил Кудрявцев

Память святого Георгия исповедника

Святой мученик и исповедник Христов Георгий родился в городе Константинополе. За поклонение честным иконам и почитание их он схвачен был иконоборцами и приведен к нечестивому императору Феофилу . Последний то угрозами, то убеждениями стал принуждать его отречься от Христа и от поклонения святым иконам, но святой не согласился на это. Возмущенный гнусными и лживыми словами мучителя, он сказал ему: «Всякому истинному христианину надлежит поклоняться честным иконам и чтить их, так как почитание их переходит на первообраз».

За такие слова святому Георгию привязали на шею веревку и стали влачить его по улицам города, как злодея, потом заключили в темницу и, наконец, отняв и разграбив все его имущество, вместе с женою его Ириною и детьми отправили в ссылку, где, перенесши множество бедствий, он с радостью отошел ко Господу .

Из книги Жития Святых - месяц март автора Ростовский Димитрий

Из книги Жития Святых - месяц апрель автора Ростовский Димитрий

Из книги Жития Святых - месяц август автора Ростовский Димитрий

автора Ростовский Димитрий

Из книги Жития Святых - месяц февраль автора Ростовский Димитрий

Память святого Ливерия исповедника, папы Римского Святой Ливерий вступил на престол епископский поле папы Иулия . С самого начала своего правления он был ревностным поборником православия и постоянным защитником святого Афанасия александрийского, боровшегося против

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Из книги автора

Из книги автора

Память святого Агапита Исповедника, епископа Синадского Преподобный Агапит родился в Каппадокии в царствование императоров Диоклитиана и Максимиана . Родители его были христианами. Еще в молодых годах он принял иночество и поступил в один из монастырей своей

Из книги автора

Память святого Георгия, епископа Амастридского Родители преподобного, Феодор и Мигефуса, были люди благочестивые, происходили из знатного рода и отличались добродетельной жизнью . Будучи бездетными, они усердно молились Богу о даровании им детей, и только в глубокой

Из книги автора

Память святого Агапита Исповедника, епископа Синадского Преподобный Агапит родился в Каппадокии в царствование императоров Диоклитиана и Максимиана . Родители его были христианами. Еще в молодых годах он принял иночество и поступил в один из монастырей своей

Из книги автора

Память святого Георгия, епископа Амастридского Родители преподобного, Феодор и Мигефуса, были люди благочестивые, происходили из знатного рода и отличались добродетельной жизнью . Будучи бездетными, они усердно молились Богу о даровании им детей, и только в глубокой

Из книги автора

Память святого Евcхимона исповедника Святой отец наш Евсхимон, епископ Лампсакийский , христианский учитель и исповедник Христов, проводя с юных лет добродетельную жизнь, стал другом Божиим и, будучи мужем совершенным, сделал себя храмом Святого Духа. Приняв иночество

Из книги автора

Память святого Никиты Исповедника Святой Никита был архиепископом города Аполлониады. Он отличался благочестием, милосердием и глубоким знанием Священного Писания. Во время гонения от иконоборцев, его тщетно старались принудить не воздавать почитание святым иконам. Он

Из книги автора

Память преподобного отца нашего Георгия Исповедника, митрополита Митиленского С юных лет возлюбивши Христа, преподобный отец наш Георгий сделался монахом, вел подвижническую добродетельную жизнь и, как никто другой, усовершенствовался в смиренномудрии. В царствование

Из книги автора

Память преподобного отца нашего Георгия Исповедника, епископа Антиохии Писидийской Исповедник Христов, преподобный Георгий жил во времена иконоборчества. Возлюбивши с юности Христа, он постригся в иноческий образ и, благодаря своей благочестивой жизни и многим трудам

Из книги автора

Память святого Георгия исповедника Святой мученик и исповедник Христов Георгий родился в городе Константинополе. За поклонение честным иконам и почитание их он схвачен был иконоборцами и приведен к нечестивому императору Феофилу . Последний то угрозами, то

В изложении святителя Димитрия Ростовского

С юных лет возлюбивши Христа, преподобный отец наш Георгий сделался монахом, вел подвижническую добродетельную жизнь и, как никто другой, усовершенствовался в смиренномудрии. В царствование Льва Исаврянина 1 он соделался исповедником за Христа, претерпевши от иконоборцев гонение и притеснение. Затем в царствование православных Константина и Ирины 2 он был возведен на архиерейскую кафедру в городе Митилене 3 , митрополии острова Лесбоса 4 . Святой Георгий был весьма милостив, щедрыми подаяниями питая алчущих. За свое великое воздержание он соделался другом ангелов и, отгоняя нечистых духов и врачуя неизлечимыя недуги, явил себя чудотворцем. Доживши до времени царствования императора Льва Армянина, возобновившего иконоборчество 5 , он снова, будучи уже глубоким старцем, претерпел гонение за святые иконы. Еще раньше правления императора Льва Армянина, возобновление иконоборства и изгнание святого Георгия, в Митилене были некоторыя знамение, предуказывавшие на скорое появление в Церкви Христовой смут и бедствий. Однажды в храме святой великомученицы Феодоры, что близ пристани, за вечерней во время всенародного пение "Кирие, елеисон" - Господи помилуй -стоявший на престоле святой крест внезапно и с сильным шумом какой-то невидимою силою был взят с своего места и вознесся кверху под потолок, а затем, склонивши свой верхний конец к низу, упал на землю. Народ, видевший это, был охвачен великим страхом и ужасом; поднявши вверх свои глаза и руки, все громогласно, в течение продолжительного времени, взывали: "Кирие, елеисон" и не желали выходить из церкви, так как ожидали, что остров Лесбос посетит какая-нибудь внезапная гибель. В то время в церкви находился преподобный Симеон вместе с своим младшим братом Георгием, который впоследствии в свое время наследовал престол первого Георгия 6 . Симеон, будучи прозорливцем, со слезами говорил народу:

Братия, будет не так, как ожидаете вы. Бог не погубит окончательно этой страны, но на днях вступит на престол богоненавистный и богопротивный царь, который, ниспровергши на землю святые иконы, отнимет от церкви красоту ее.

По прошествии нескольких дней, в церковь и в алтарь вошел - дверь церкви случайно не была заперта - огромный и страшный вепрь, у которого уши и хвост были обрезаны и лег здесь на горнем месте. Заметивши это, церковные сторожа немедленно стали прогонять вепря, но безуспешно, так как он был свиреп и кидался на всех, пытавшихся выгнать его из алтаря, обращая их тем в бегство. После сего, принесши огромный кол, стали до крови бить животное в продолжении долгого времени и, обессилевши, с трудом смогли прогнать его. Узнав об этом, тот же блаженный Симеон сказал:

Чада, поверьте, что этот вепрь знаменует имеющего, - по попущению Божию, - быть здесь епископа, который по жизни и нраву будет подобен свинье.

Всё это скоро и сбылось. Вышеупомянутой император Лев Армянин, вступивши на царский престол, предпринял гонение против церкви Божией и в то же время созвал в Константинополь многих епископов, склоняя их к принятию иконоборческой ереси. Преподобный отец наш Георгий, митрополит Митиленский, будучи также призван с прочими епископами, явил себя неустрашимым воином Христовым. В то время как многие одобряли царево неправоверие, он своей истинною премудростью посрамил царя, лжепатриарха Феодота, по прозванию Касситера 7 , и прочих единомысленных с ними еретиков, и некоторых из них довел до сознания их собственного заблуждения.

Царь и патриарх, не перенося его обличений, отправили его в изгнание в Херсон 8 , а на его место поставили в Митилену митрополитом некоего еретика, который подобно луговому вепрю (кабану) опустошил и осквернил виноградник Христов: он попирал святые иконы, бессмысленно смущая словесных овец. Святой же Георгий, проживши в изгнании остальные дни своей жизни, по благодати Христовой совершил многие чудеса. При наступлении времени его преставления воссияла на небе пресветлая звезда, - провозвестница блаженной его кончины, - которая была видима и на Лесбосе. По этой звезде в Митилене было познано словесными овцами отшествие ко Господу их пастыря, святого Георгия.

Жизнь святого при его добрых делах являлась светом для мира. Блаженную же кончину его Бог прославил светлою звездой и после его кончины для прославления Своего угодника источил от его мощей чудесные целебные источники.

________________________________________________________________________

1 Лев Исаврянин царствовал с 717 по 741 г. Он происходил из класса зажиточных крестьян и настолько выделился своей военной службой при Юстиниане II, что в 717 г. при всеобщем одобрении был возведен на императорский престол. Обратив внимание на церковные дела и, между прочим, на суеверие в иконопочитании он решился уничтожить последнее полицейскими мерами. Сначала он (726 г.) издал эдикт только против поклонение иконам, для чего приказал поставить их в церквах повыше, чтобы народ не лобызал их. В 730 г. был издан эдикт, повелевавший вынести иконы из храмов. Лев Исаврянин достиг того, что иконы временно были выведены из церковного употребления.

2 Император Константин V Копроним (741-775) преследовал иконопочитание с еще большею, чем его отец Лев Исаврянин, жестокостью. Он хотел торжественно уничтожить иконопочитание, как ересь и для того в 754 г. составил в Константинополе собор, который назван вселенским. На нем было 338 епископов, но ни одного патриарха. Здесь положено было, что иконопочитание идолопоклонство, что единственный образ Христа Спасителя - Евхаристия. Собор предал анафеме всех защитников иконопочитания и иконопочитателей, особенно св. Иоанна Дамаскина. Св. Ирина с 780 по 790 и 797 по 802 управляла за малолетством своего сына Константина Порфирородного. Она объявила себя за иконопочитание. В 787 г Ириной в Никее был созван второй Никейский и седьмой вселенский собор, под председательством патриарха Константинопольского Тарасия. На соборе, состоявшем из 367 отцов, было восставлено иконопочитание.

3 Митилена, город на острове Лесбосе - (величайший в Эгейском море), близ древней Трои и Мизии (Малой Азии), имеет до 36000 жителей; остров горист, плодороден, богат лесом, хлебом, вином. К Турции присоединен в 1462 году, при Магомете.

4 В древности особенно процветали города этого острова Крезос, Пирра, Митилена.

5 Лев Армянин царствовал с 813-820 г.

6 В г. Митилене, на острове Лесбосе, митрополитами были два Георгия. Первый из них, о котором написано настоящее житие, претерпел изгнание в царствование Льва Армянина в 816 г., второй же Георгий брат Симеона прозорливца. Он был рукоположен в пресвитера первым Георгием, в царствование Константина и Ирины (в 762 г.), на престол же вступил в царствование императора Михаила Косноязычного (820-829 г.), который по воцарении даровал свободу православным. Сей второй Георгий был изгнан за православие иконоборческим императором Феофилом (829-848 г.); по смерти же Феофила блаженная царица Феодора (842-865 г.) со святейшим патриархом Константинопольским Мефодием утвердила православие и в 842 г. возвратила второго Георгия из изгнания; после богоугодной жизни он скончался мирно на своем престоле.

7 Феодот I Касситер управлял патриархиею с 815-821 г.

8 Херсон или Корсунь - греч. колония важнейший из городов Херсонеса Таврического, близ нынешнего Севастополя - место крещения великого князя Владимира.