Фритьоф Нансен и шхуна «Фрам» - гордость Норвегии. Мои путешествия Научные исследования Свердрупа

Музей корабля «Фрам» (Осло, Норвегия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Норвегию

О любви норвежцев к морю свидетельствует хотя бы тот факт, что добрая треть музеев Осло в той или иной степени посвящена мореходству: Морской музей , Музей «Кон-Тики» , Музей кораблей викингов ... и наконец, великолепный Музей полярного корабля «Фрам». Легендарное судно действительно заслуживает собственной экспозиции: на «Фраме» открывали новые земли великие мореплаватели Руал Амундсен, Фритьоф Нансен и Отто Свердруп, и без их доблестных экспедиций история освоения планеты была бы совсем другой.

Немного истории

Природа - лучший архитектор, справедливо решил известный морской инженер Колин Арчер, когда к нему обратились с заказом на корабль, способный противостоять натиску арктических льдов. Так на свет появилось инновационное судно «Фрам», секрет жизнестойкости даже в самых суровых условиях которого определялся простым, как яйцо, строением корпуса. Именно как яйцо - работая над проектом, Арчер взял за основу пропорции и форму яйца. Как показала практика, он не прогадал: льдины стискивали корабль, но благодаря острому носу «Фрам» не ломался - лишь с ещё большим напором скользил вперёд, прорубая льды.

Первое плаванье «Фрама» состоялось в 1892 году - увы, большую часть которого он провёл зажатым в полярных льдах, однако с честью выдержал испытания, не разрушился и был готов к дальнейшим свершениям. С 1893 по 1896 годы «Фрам» бороздил просторы Северного Ледовитого океана, пройдя всего в паре градусов от Северного полюса Земли. Вторую попытку достичь этой знаковой точки Амундсен предпринял в 1910 году, опять на верном «Фраме», но в пути к нему пришло известие об открытии Северного полюса Робертом Пири. Однако это не сломило волю к победе господина Руала - он шустро развернул корабль на 180 градусов и помчался на всех парах к Южному полюсу, стремясь опередить Роберта Скотта. И ему это удалось - честь открытия Южного полюса досталась Амундсену и «Фраму». Ну а в 1898-1902 годах корабль преодолел более 18 тысяч км под водительством Отто Свердрупа, плавая между южной Гренландией и канадским островом Эльсмер.

Музей корабля «Фрам»

Экспозиция музея

Суть экспозиции музея составляет, естественно, сам полярный корабль «Фрам». По завершении его последнего плаванья в Буэнос-Айрес в 1914 году его поставили на прикол в Хортене. Корабль постепенно разрушался, пока судьбой любимца не озаботился Отто Свердруп. В результате своевременно предпринятой реставрации «Фрам» не потерял первоначальной формы, и в 1930 году был восстановлен полностью. В 1934 году было принято решение поместить корабль под крышу, и двумя годами позже «Фрам» занял своё нынешнее место в здании музея.

Посетители музея могут осмотреть все помещения легендарного судна - рубку, каюты, технические комнаты, увидеть настоящие предметы быта первопроходцев и легко представить себе, какой была жизнь во время многодневной экспедиции начала 20 века. Информационная часть экспозиции рассказывает о трёх важнейших путешествиях на «Фраме».

С главной палубы корабля каждые 20 минут можно насладиться шоу северного сияния, а в кинотеатре музея транслируют документальный фильм об Арктике.

В Полярном магазине при музее можно найти крупнейшее собрание литературы о северных широтах - более 220 наименований.

Другой не менее впечатляющий экспонат музея - судно «Гьёя», первый корабль, преодолевший Северо-западный проход - путь из Атлантического океана в Тихий вдоль северных берегов Северной Америки. «Гьёя» обрела крышу над головой совсем недавно, в 2013 году, так что экспозиция представлена буквально по последнему слову техники.

Третье легендарное судно, о судьбе которого можно узнать в музее, - корабль «Мауд», построенный по заказу Амундсена специально для трансполярных экспедиций. Судьба судна, впрочем, была куда более печальна - после семилетнего дрейфа во льдах «Мауд» продали канадской компании, под управлением которой оно и потерпело крушение. Обломки «Мауда» ныне покоятся на дне залива Гудзона, и долгие переговоры об их поднятии и транспортировке в Норвегию пока не увенчались успехом.

Адрес и время работы

Адрес: Bygdoynesveien, 36.

Время работы: с 1 января по 30 апреля и с 1 октября по 31 декабря - с 10:00 до 16:00, в мае и сентябре - с 10:00 до 17:00, с 1 июня по 31 августа - с 9:00 до 18:00. Перед посещением музея рекомендуется уточнять график на официальном сайте.

Вход - 120 NOK, детям - 50 NOK, бесплатно с картой Oslo Pass.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Знаменитое норвежское судно, название которого переводится как «Вперед», напоминает нам о славных и бесстрашных полярных исследователях. «Фрам» был создан для экспедиции Фритьофа Нансена, поставившего цель достичь на этом корабле Северного полюса. Создателем судна, спущенного на воду 26 октября 1892 г., является Колин Арчер.

Конструкция корабля «Фрам»

«Фрам» стал самым прочным деревянным кораблем в истории. Его конструктивные особенности учитывали необходимость выдерживать давление окружающих судно льдов. Корпус «Фрама» в поперечном сечении напоминает яйцо, толщина бортов достигает 80 см, а носовой части – 120 см. В качестве материала для тройной обшивки корабля использовался итальянский дуб, а для внешней «ледяной» обшивки – сосна. Водонепроницаемость корабля обеспечивалась битумом с опилками, залитым в пространство между близко расположенными шпангоутами. Для обивки внутренней части бортов использовались пробка, войлок, оленьи шкуры и декоративная панель из ели.

Экспедиции «Фрама»

В 1893-1896 г.г. «Фрам» участвовал в Норвежской полярной экспедиции под руководством Фритьофа Нансена, целью которой было исследование высоких арктических широт и достижение Северного полюса. Впервые в истории судно было вморожено в паковые льды с целью дрейфования и проведения научных исследований. В результате этой экспедиции были уточнены границы Земли Франца-Иосифа, отвергнуты возможности существования полярного континента. Фритьоф Нансен и Ялмар Йохансен не смогли достичь полюса на собачьих упряжках, но продвинулись на север дальше, чем кто-либо до них.

В 1898-1902 г.г. Отто Свердруп на «Фраме» возглавил экспедицию к Канадскому Арктическому архипелагу. Результатом этого путешествия стало открытие новых островов и исследование проливов между ними.

В 1910-1912 г.г. «Фрам» был участником Норвежской антарктической экспедиции Руаля Амундсена, в результате которой 14 декабря 1911 г. люди впервые в истории достигли Южного полюса. Путешествие ознаменовалось также открытием Трансантарктических гор, ледника Акселя Хейберга, изучением других географических, метеорологических, гляциологических и океанографических явлений.

Музей корабля «Фрам»

В 1935 г. «Фрам», которому вернули его первозданный облик, был помещен в музей, рассказывающий об истории полярных экспедиций. Посетители могут подняться на борт легендарного судна, осмотреть его внутренние помещения и снаряжение.

Морской сайт Россия нет 03 ноября 2016 Создано: 03 ноября 2016 Обновлено: 03 ноября 2016 Просмотров: 1436

"ФРАМ" ("Fram"- вперед), норвежское экспедиционное полярное судно, 3-мачтовая шхуна, специально предназначенная для научных исследований и плавания в сложных ледовых условиях. Построена в 1892 г. корабельным мастером К. Арчером по заказу Фритьофа Нансена и при его участии.

По требованию Нансена, полярное судно прежде всего должно было быть „безопасным и теплым убежищем" во льдах. „Фрам" получил округлую, полную форму с гладкой поверхностью, без выступающих частей, чтобы льды не могли раздавить судно, а выжимали его на поверхность.

Форштевень „Фрама" составлен из 3 дубовых брусьев общей толщиной 1,25 м. Между брусьями двойного ахтерштевня имелись 2 колодца для подъема руля и винта на палубу при неожиданном натиске льдов.

Общая толщина 3-слойной обшивки „Фрама" 70 - 80 см. Шпангоуты из отборного италианского дуба сложены попарно и скреплены болтами. Верх, палуба настлана досками толщиной 10 см, корпус разделен на 3 отсека водонепроницаемыми переборками.
Подволок, палубы, переборки снабжены теплоизоляцией из многослойных прокладок просмоленного войлока, пробки, линолеума. Камбуз и каюты (4 одноместные и 2 4-местные) рас­положены вокруг кают-компании, что сделало ее теплоизоляцию особенно надежной.

Экспозиция судна Фрам в Осло

Динамо-машина для освещения могла приводиться в движение главным двигателем, ветром и вручную. На „Фраме" было 8 шлюпок, из них 2 аварийного, назначения, способные вместить весь экипаж и провиант на несколько месяцев. В 1893 - 1896 гг. „Фрам" дрейфовал в Арктике от Новосибирских о-вов к Северу.
В р-не Шпицбергена под руководством Нансена (до 1895 г.), затем под руковод. О. Свердрупа, впервые в истории достигнув 85° 56" с. ш. В 1898 - 1902 гг. Свердруп совершил на „Фраме" плавание в северной части Канадского Арктического архипелага В 1910 - 1912 гг. Р. Амундсен плавал на „Фраме" в Антарктике.

Ныне „Фрам" установлен в специальном павильоне Норвежского музея мореплавания в Осло как судно- памятник.

Водоизмещение 402 т.

Длинна 39 м.

Ширина 11м.

Мощность паровой машины 162 кВат, осадка 3,75 м, скорость на спокойной воде 6-7 узлов.

В 1893 – 1896 годах норвежский путешественник Фритьоф Нансен совершил плавание, которое современники называли «чистым безумием» или «добровольным самоубийством». Специально для нужд полярных исследований, длительного дрейфа в паковых льдах была построена деревянная парусно-моторная шхуна «Фрам» (в переводе на русский - "вперёд"). Автором проекта был сам Фритьоф Нансен, конструктором Колин Арчер, строительство велось под наблюдением Отто Свердрупа. «Фрам» был спущен на воду 26 октября 1892 года. Нансен решил двигаться Северо-восточным проходом, предполагалось пройти как можно севернее по открытой воде, после чего пришвартоваться к льдине и предоставить льдам всё остальное.

В 1883 году на восточном побережье Гренландии были найдены остатки предметов неудачной экспедиции на корабле «Жаннетта» под командованием лейтенанта американского флота Джорджа Де Лонга. Эта экспедиция потерпела крушение в 1881 году к северо-востоку от Новосибирских островов. Этот 3-х летний дрейф во льдах натолкнул Фритьофа Нансена на мысль использовать дрейф во льдах с помощью мощных арктических подводных течений с востока на запад для исследования обширных полярных территорий. Норвежский метеоролог профессор Хенрик Мон в 1884 году опубликовал статью, в которой проанализировал эти находки и подтвердил догадки Нансена о существовании трансполярного течения. Статья Мона и стала обоснованием идеи экспедиции к полюсу.

Нансен совершенно сознательно вмёрз в лёдовый панцирь, чтобы дрейфовать, как он рассчитывал не менее трёх лет, вместе со льдами к Северному полюсу. Норвежец совершенно продуманно провёл подготовку к тяжелейшему плаванию и дрейфу во льдах, провианта взяли не на три года, а на пять лет, экипировка и снаряжение соответствовала самым суровым условиям. Нансен, отобрал в свою команду 13-ть самых надёжных норманнов из 300 желающих. Норвежская команда была как единое целое - сплочённый коллектив. В 1893 году русский арктический исследователь Эдуард Толь, выполняя просьбу Нансена, устраивал продовольственные склады на случай зимовки готовившегося к трёхлетнему плаванию «Фрама».

«Фрам» отплыл из Вардё 24 июня 1893 года. До 15 июля судно шло вдоль берегов Норвегии, загружая припасы, а Нансен давал серию публичных выступлений с целью покрытия финансовых недостач экспедиции.

29 июля «Фрам» вошёл в Югорский Шар – пролив между Югорским полуостровом и островом Вайгач, соединяющий Баренцево и Карское моря. Карское море пересекли благополучно, оказавшись на траверзе Енисея 18 августа. К 7 сентября экспедиция была у полуострова Таймыр. 9 сентября преодолели мыс Челюскин. 5 октября 1893 года было официально объявлено о начале дрейфа. 9 октября на практике была проверена конструкция «Фрама»: произошло первое ледовое сжатие. Только 19 мая 1894 года «Фрам» пересёк 81° с.ш., двигаясь в среднем со скоростью 1,6 мили в сутки. К концу лета 1894 года Нансен убедился, что судно не достигнет полюса, и твёрдо решил в 1895 году отправиться в санный поход.

К марту 1895 года «Фрам» дрейфовал севернее островов архипелага Земля Франца-Иосифа и оказался на 84° с.ш. Тщательно анализируя ледовую обстановку, Ф.Нансен понимал, что дрейфующие льды не только не пройдут через Северный полюс, как он надеялся, но даже и не приблизят к нему. Выходит, что его задумка не может быть реализована?

Нансен принимает твёрдое решение - добираться до Северного полюса пешим порядком: на лыжах, на лодках, на нартах. Нансен попрощался с командой судна, передав управление экспедицией отважному капитану Отто Свердрупу, надеясь, что он выведет судно из ледового плена и возвратится к родным берегам. Смелый и решительный норманн со своим помощником лейтенантом запаса норвежского флота опытным метеорологом и кочегаром, а проще сказать, мастером на все руки, Ялмаром Йохансоном, вдвоём на собачьих упряжках двинулись на штурм полюса. Но достичь северной вершины мира им не довелось. По причине весьма тяжелых условий передвижения, хотя оба были невероятно выносливыми, физически сильными, хорошими лыжниками и великолепными стрелками, классными, как сейчас бы сказали, биатлонистами, достигнув параллели 86°14´ с.ш., трезво оценили складывающуюся ситуацию, не стали подвергать себя непредсказуемым опасностям и повернули на юг в сторону островов архипелага Земля Франца-Иосифа и вышли на базу британской экспедиции Джексона на мысе Флора.

13-го августа 1896 года Ф.Нансен и Я.Йохансен возвратились на родину на яхте британцев «Windward».

После убытия Ф.Нансена и Я.Йохансена с «Фрама» в марте 1895 года, судно продолжало дрейфовать в западном направлении, и после очередной зимовки летом 1896 года оказалось вблизи северных островов архипелага Шпицберген, капитану Отто Свердрупу удалось освободиться от ледяного плена и успешно возвратиться домой, в порт Тромсё 20-го августа 1896 года без существенных повреждений и с командой в полном составе. Дрейф «Фрама» продолжался три года и три месяца.

Причаливая к пирсу бухты норвежского города Осло, что на полуострове Бюгдей, невозможно не обратить внимания на большое желтое здание треугольной формы с надписью «FRAM». По-норвежски это звучит гордо и в переводе с этого языка означает «вперед». Под двухскатной крышей, будто уходящей в землю, находится самая ценная и дорогая сердцу каждого норвежца реликвия - корабль.

Небольших размеров судно, которое было построено на деньги норвежского кораблестроителя Колина Арчера. Шхуна имела назначение исследовать полярные широты. Благодаря трем великим мореплавателям: Нансену, Свердрупу и Амудсену - она имела честь быть увековеченной в анналах истории полярных исследований Северных широт.

Начиналось все так. Нансен Фритьоф собирался в очередную экспедицию, совершенно не зная, что его ждет впереди. Корабль начали строить специально для такого дела. Постройкой занимался близкий друг Нансена и его и единомышленник Отто Свердруп, с которым Фритьоф прошел на лыжах всю Гренландию. Арчер делал наброски и чертежи будущего судна, тесно сотрудничая при этом с путешественниками и согласовывая все детали.

Fram Museum, Visit OSLO

Нужно отметить, что Нансен был очень щепетильным и придирчивым человеком ко всему, что касалось путешествий с выходом в море. Он проверял лично обшивку корабля, простукивал каждое крепление, просчитывал воздействие трения судна об лед, для лучших показателей которого была придумана интересная конструкция низа судна. Нижняя часть до ватерлинии была очень сильно заужена книзу - это давало кораблю возможность при сковывании льдами подниматься наверх, избегая опасности быть стиснутым в ледовых глыбах.

Нансен занимался не только чертежами, но и продумывал разные варианты по оснащению корабля. Дошло до того, что он сам разработал горелку для плиты на камбузе, которая служила верой и правдой долгими полярными ночами. Когда все этапы строительства остались позади, и судно было готово к отплытию, было решено назвать его «Фрам».

Летом 1893 года состоялась первая экспедиция, где капитаном был назначен Свердруп. Экспедиция была весьма рискованна: нужно было пройти по русской Сибири, «вмерзнуть» во льды и лишь потом на дрейфующих льдинах достигнуть цели - Северного полюса. По стечению обстоятельств, не зависящих от пионеров-первооткрывателей, льдина прошла далеко от назначенного места. Нансен, при всей своей целеустремленности, пытался попасть на полюс пешком, но по неизвестным причинам повернул назад в Норвегию.

Попытка осуществить вторую экспедицию увенчалась успехом. В период с 1898 по 1902 годы был исследованы и нанесены на карту острова Канадского Арктического архипелага. Под чутким руководством капитана Свердрупа была проведена широкомасштабная разведка ранее неизвестных территорий. Капитан считался очень строгим и молчаливым человеком, и за его серьезность местное население дало ему определение как самого немногословного норвежца.

Панорамная прогулка по улицам возле музея

Третья экспедиция была самая опасная и держалась в секрете. Амудсен, который имел намерения добраться до Северного полюса, узнав о том, что его уже открыли, поменял радикально свои планы и отправился в Антарктиду. В октябре месяце на собачьих упряжках он достиг полюса, водрузив там флаг Норвегии.

После всех происходящих в прошлом событий, корабль «ФРАМ» встал на прикол. Постепенно время начало подтачивать его крепкие бока, и о судне на некоторое время забыли. Знаменательным для него стал 1920-ый год, когда было начато полное восстановление корабля с последующим решением норвежских властей сделать из него музей. В 1935 году он был установлен на специальный постамент в местечке Бюгдойнес. И только после этого строители приступили к возведению здания, в котором сейчас находится музей.

Музей Фрама на карте

Сооружение имеет несколько уровней, с которых можно рассмотреть более подробно все судно. Привезти домой его «частичку» мечтает каждый посетитель музея. Это вполне осуществимо благодаря небольшой сувенирной лавке, где продаются сувениры с «фрамовской» символикой.

По направлению к пристани вниманию туристов представлена небольшая шлюпка Йоа. С 1903 по 1906 год Амудсен совершил на ней переход через Северную Атлантику по направлению к Берингову проливу.

Стать свидетелем исторических событий, полностью погрузившись в их загадки, на полуострове Бюгдей легко. Достаточно открыть двери музея Фрама...