Древние семитские цивилизации. История еврейской государственности Как жили древние евреи

Какой народ имеет самые крепкие корни на нашей планете? Пожалуй, этот вопрос является актуальным для любого историка. И практически каждый из них с уверенностью ответит - еврейский народ. Несмотря на то что человечество населяет Землю уже сотни тысяч лет, свою историю мы знаем в лучшем случае за последние двадцать веков нашей эры и приблизительно столько же до н. э.

Но история еврейского народа берет свое начало значительно раньше. Все события в ней тесно переплетены с религией и заключаются в постоянных гонениях.

Первые упоминания

Несмотря на их немалый возраст, первые упоминания о евреях берут свое начало со времен построек пирамид египетских фараонов. Что же касается записей их самих, то история еврейского народа с древнейших времен начинается с его первого представителя - Авраама. Сын Сима (который, в свою очередь, приходится он родился на просторах Месопотамии.

Будучи взрослым человеком, Авраам переселяется в Ханаан, где знакомится с местным населением, подверженным духовному разложению. Именно здесь Бог берет под свое покровительство сего мужа и заключает с ним договор, тем самым ставя свою метку на него и его потомков. Именно с этого момента и начинаются события, описанные в евангельских рассказах, которыми так богата история еврейского народа. Кратко она заключается в следующих периодах:

  • библейском;
  • древнем;
  • античном;
  • средневековом;
  • новом времени (включая холокост и возвращение евреям Израиля).

Перемещение в Египет

В Авраам заводит семью, у него появляется сын Исаак, а от него - Иаков. У последнего, в свою очередь, рождается Иосиф - новая яркая фигура в евангельских рассказах. Преданный своими братьями, он попадает в Египет в качестве раба. Но все-таки ему удается освободиться от рабства и, более того, стать приближенным самого фараона. Этому явлению (нахождению жалкого раба в свите верховного правителя) способствует недалекость самого рода фараона (гиксосы), который попал на трон ввиду гнусных и жестоких действий, повлекших свержение предыдущей династии. Этот род также известен как фараоны-пастухи. Оказавшись у власти, Иосиф перевозит в Египет своего отца с его семьей. Так начинается укрепление евреев на определенной местности, что способствует их быстрому размножению.

Начало гонений

История еврейского народа из Библии показывает их как мирных пастухов, занимающихся исключительно своим делом и не встревающих в политику, несмотря на то, что династия гиксосов видит в них достойного союзника, выдавая им лучшие земли и остальные необходимые для хозяйства условия. До входа в Египет род Иакова насчитывал двенадцать племен (двенадцать колен), которые под покровительством фараонов-пастухов разрослись до целого этноса со своей культурой.

Далее история еврейского народа повествует о плачевных для него временах. Из Фив в выходит армия с целью свергнуть самозваного фараона и установить власть истинной династии. Это у нее в скором времени и получается. От расправы над фаворитами гиксосов они все-таки воздерживаются, но при этом превращают их в рабов. Долгие годы рабства и унижения терпят евреи (210 лет рабства в Египте) до прихода Моисея.

Моисей и вывод евреев из Египта

История еврейского народа в показывает Моисея как выходца из обычной семьи. На то время власти Египта не на шутку встревожились ростом еврейского населения, и был издан указ - убивать каждого рожденного в семье рабов мальчика. Чудом оставшийся в живых, Моисей попадает к дочери фараона, которая усыновляет его. Так молодой человек оказывается в правящуей семье, где ему открываются все тайны правления. Тем не менее он помнит свои корни, что начинает мучить его. Ему становится невыносимо от того, как египтяне обращаются с его собратьями. В один из прогулочных дней Моисей убивает надзирателя, который жестоко избивал раба. Но оказывается преданным тем же рабом, что приводит к его бегству и сорокалетнему отшельничеству в горах. Именно там к нему обращается Бог с указом вывести его народ из земель египетских, при этом наделяя Моисея невиданными способностями.

Дальнейшие события включают в себя различные чудеса, которые Моисей демонстрирует фараону, требуя освободить свой народ. Не заканчиваются они и после выхода евреев из еврейского народа для детей (евангельские рассказы) показывает их как:

  • расход реки перед Моисеем;
  • выпадение манны небесной;
  • раскол скалы и образование в ней водопада и многое другое.

После выхода евреев из-под власти фараона, их целью становятся земли Ханаана, которые отведены им самим Богом. Именно туда и направляется Моисей со своими последователями.

Образование Израиля

Спустя сорок лет Моисей умирает. Прямо перед стенами Ханаана, где отдает свою власть Иисусу Навину. Тот в течение семи лет завоевывает одно ханаанское княжество за другим. На захваченной земле и образуется Израиль (в переводе с иврита «богоборец»). Далее история еврейского народа повествует о становлении города - как столицы еврейских земель, так и центра мира. На его троне появляются такие известные личности, как Саул, Давид, Соломон и многие другие. В нем воздвигается огромный храм, который рушат вавилоняне и который восстанавливается вновь после освобождения евреев мудрым персидским царем Критом.

Израиль делится на два государства: Иудею и Израиль, которые впоследствии захватывают и рушат ассирийцы и вавилоняне.

В итоге спустя несколько веков после завоевания Иисусом Навином Ханаанских земель, еврейский народ разбредается по всей земле, потеряв свой дом.

Последующие времена

После развала иудейского и иерусалимского государств история еврейского народа имеет несколько разветвлений. И практически каждое из них доходит до наших времен. Пожалуй, нет ни одной стороны, куда бы ни отправились евреи после потери как и нет ни одной страны в наше время, где бы еврейской диаспоры.

И в каждом государстве встретили «божий народ» по-разному. Если в Америке у них автоматически появились равные с коренным населением права, то ближе к русской границе их ждали массовые гонения и унижения. История еврейского народа в России рассказывает о погромах, начиная с казачьих набегов и заканчивая холокостом во времена Второй мировой войны.

И лишь только в 1948-ом году по решению Организации Объединенных Наций евреям возвращена их «историческая родина» - Израиль.

Евреи – один из древнейших народов мира. Историю этого народа можно прочитать как в Библии, так и во внебиблейских источниках. Кроме того, она представлена множеством археологических памятников. О еврейском народе нам известно намного больше, чем о любом другом народе земли. Далее мы кратко изложим события их истории на основании имеющейся у нас информации. Воспользуемся хронологической осью, чтобы отследить основные вехи становления израильского государства (ветхозаветное название евреев).

Авраам – родоначальник еврейского народа

События израильской истории начинаются с . Бог дает ему – от него произойдут многочисленные потомки. У Авраама была особая встреча с Богом, завершением которой стало . Эта жертва стала знамением, указывающим на Иисуса Христа – Исаак был принесен в жертву в том самом месте, где через много веков был распят Иисус. Зеленым цветом на хронологической оси указан период, в который потомки Исаака пребывали в египетском рабстве. Период рабства начался после того, как Иосиф, внук Исаака, поселил израильтян в Египте. Некоторое время они были свободны, а потом стали рабами.

Период египетского рабства под властью фараона

Моисей: израильтяне становятся народом по воле Божьей

Моисей выводит израильтян из Египта после десятой казни, . Египет был повержен, а израильтяне получили возможность отправиться в землю обетованную. Перед смертью Моисей провозгласил (желтый цвет на хронологической линии). Если израильтяне будут слушаться Бога, на них снизойдет его благословение, в противном случае – обрушится проклятие. С тех пор благословения и проклятия продолжают исполняться в истории еврейского народа.

В течение нескольких столетий израильтяне жили на своей земле

В течение нескольких веков израильтяне жили на своей земле, не имея царя. В то время Иерусалим еще не был столицей – этот город принадлежал другому народу. Но с приходом царя Давида, около 1000 г. до н.э., все изменилось.


Период правления дома Давидова в Иерусалиме

Давид – основатель новой царской династии в Иерусалиме

Завоевав Иерусалим, Давид сделал его своей столицей. Давиду было дано , и с тех пор еврейский народ жил в ожидании Мессии. Сын Давида Соломон унаследовал престол своего отца и воздвиг первый иерусалимский храм. Потомки царя Давида правили Израилем на протяжении 400 лет; на хронологической оси этот период выделен голубым цветом (1000-600 гг. до н.э.). То было время процветания израильского народа – исполнения обещанных Богом благословений. Израиль был сильном народом, со своей культурой, религией и храмом. И все же в Ветхом Завете это время описано как период упадка нравственности и зарождения идолопоклонства. Многие пророки того времени предупреждали израильтян о неизбежности проклятий Моисеевых, которые придут на их голову, если они не изменятся. Однако никто не внимал предупреждениям.

Первое изгнание евреев из земли; вавилонский плен

Наконец, около 600 г. до н.э., проклятия начали сбываться. На Израиль напал Навуходоносор, могущественный вавилонский царь – как и предсказывал Моисей за 900 лет до этого. Вот текст одного из :

Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли… народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши… и будет теснить тебя во всех жилищах твоих, во всей земле твоей. (Второзаконие 28: 49-52)

Навуходоносор сжег дотла Иерусалим и разрушил храм Соломонов. Сами израильтяне были переселены в Вавилон и стали там пленниками. В городе остались только бедные и нищие. Так исполнилось пророчество Моисея:

… и извержены будете из земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею. И рассеет тебя Господь [Бог твой] по всем народам, от края земли до края земли. (Второзаконие 28:63-64)


Завоевание и вавилонский плен

В течение 70 лет (этот период отмечен красным цветом) израильтяне жили в вавилонском плену, за пределами земли, .

Возвращение из плена под власть персов

Через какое-то время Вавилон был завоеван персидским царем Киром, который стал самым могущественным владыкой на земле. В свою землю израильтяне вернулись с его позволения.


Израиль в составе персидской империи

Но Израиль не стал независимым государством; он оставался провинцией в составе персидской империи. Этот период истории длился 200 лет; на хронологической линии он отмечен розовым цветом. За два века иерусалимский храм (известный, как второй храм) и сам город Иерусалим были восстановлены.

Греция

Когда Александр Македонский завоевал персов, Израиль стал греческой провинцией на последующие 200 лет. Этот период отмечен синим цветом.


Израиль под греческим владычеством

Рим

Греческая империя пала от рук римлян, которые стали новыми владыками мира. Израиль же снова стал провинцией великой империи (этот период отмечен бледно-желтым цветом). На этот период приходится земная жизнь Иисуса. В Евангелии, как вы помните, постоянно упоминаются римские воины – в то время Израилем управляли римляне.


Израиль в составе римской империи

Второе пленение евреев; власть Рима

Начиная с вавилонского плена (600г. до н.э.), у Израиля (современное название – евреи) никогда не было территориальной независимости, в отличие от периода царствования Давида и его потомков. Они всегда находились под властью других народов. Евреи, конечно, отчаянно сопротивлялись и бунтовали против римского гнета. И, в конечном итоге, римляне разрушили Иерусалим (70 г. н.э.), сожгли второй храм и расселили местных жителей по всей римской империи в качестве рабов. Так началось второе пленение евреев. Размеры римской империи были столь велики, что евреи оказались разбросанными по всему миру.


Иерусалим и храм были разрушены римлянами в 70г. н.э. Евреи были расселены по всей империи

Так еврейский народ жил почти 2000 лет; они оказались в рассеянии, жили на чужбине и терпели гонения. Все это время их жестоко угнетали и преследовали. Гонения на евреев были особенно сильны в христианской Европе. От Испании на западе Европы до России евреям приходилось очень туго, хотя они и жили в христианских государствах. Проклятия Моисея, записанные в 1500г. до н.э., точно описывают их жизнь в плену:

Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души (Второзаконие 28:65)

Обрушились на израильтян, чтобы и другие народы задались вопросом:

И скажут все народы: за что Господь так поступил с сею землею? какая великая ярость гнева Его!

“…и извергнул их Господь из земли их… и поверг их на другую землю…” (Второзаконие 29:24-25)

На хронологической линии этот период в 1900 лет показан красным цветом.


Хронология, включающая два периода плена

Итак, мы видим, что за свою историю еврейский народ два раза был в плену, и второй плен длился намного дольше первого.

Холокост 20-го века

Апогеем преследований евреев стал холокост при Гитлере; при поддержке нацистской Германии он пытался уничтожить всех евреев в Европе. И ему это почти удалось. Евреи частично выжили лишь потому, что Гитлер потерпел поражение в войне.

Восстановление Израиля в наши дни

Сам тот факт, что после стольких скитаний на земле все еще существует народ, определяющий себя как евреи, поистине удивителен. Но именно это и предвозвещают последние слова Моисея, записанные около 3500 лет назад. В 1948 году, при содействии ООН, Израиль был восстановлен на прежней территории, как и предсказывал Моисей несколько тысячелетий назад:

…тогда Господь Бог твой возвратит пленных твоих и умилосердится над тобою, и опять соберет тебя от всех народов, между которыми рассеет тебя Господь Бог твой. Хотя бы ты был рассеян [от края неба] до края неба, и оттуда соберет тебя Господь Бог твой, и оттуда возьмет тебя. (Второзаконие 30:3-4)

Примечательно, что новое государство было создано вопреки жестокому сопротивлению соседних народов. На Израиль нападали и в 1948, и в 1956, и в 1967, и в 1973 году. Нередко крохотному государству приходилось воевать одновременно с пятью странами. Но, как бы то ни было, Израиль не только выстоял в этой борьбе, но и расширил свои границы. В войне 1967 года евреи вернули Иерусалим, свою историческую столицу, основанную Давидом 3000 лет назад. Создание государства Израиль, а также многочисленные войны вокруг его независимости, стали причиной ряда острейших проблем современности.

История евреев и еврейского народа — одного из древнейших в мире — насчитывает три с половиной тысячи лет, примерно с XVIII века до н.э. по сей день. События еврейской истории и их точная датировка, как правило, хорошо известны, они подробно описываются в Торе, Пророках и Писаниях (ТаНаХ) и обогащаются фактами Устной Традиции, запечатленными в Талмуде и Мидраше . Наиболее важные события еврейской истории отмечены в еврейском календаре в виде праздников и памятных дней.

Современная наука, прежде всего, библейская археология , установила за последние сто лет множество фактов, подтверждающих и проясняющих библейские тексты, «привязывающих» их к конкретным местам и временным периодам.

Особенности еврейской истории

История еврейского народа уникальна, т. к. не выписывается ни в одну научную концепцию в рамках материалистического взгляда на развитие и исчезновение этносов.

Влияние еврейской истории на мировую цивилизацию

Еврейская история описывает жизнь единственного народа, получившего Б-жественное откровение и пронесшего его в сохранности через множество веков.

От еврейского народа распространилось монотеистическое учение , принятое и в более поздних авраамических религиях, таких, как христианство и ислам .

Согласно традиционному летоисчислению, Машиах придет не позднее шестого тысячелетия со дня сотворения мира .

О деталях и хронологической последовательности событий времен Машиаха мнения мудрецов различны. Спорят и о будущем физическом устройстве мира, и о том, будет ли у человека в те времена свобода выбора.

Рамбам («Законы о царях» 12:2 ) говорит об этом так: «И никто не может знать, как произойдут эти события, пока они не наступят, поскольку об этом нет четкой устной традиции, а пророческие описания недостаточно ясны. И все мнения мудрецов основаны только на понимании текста, оттого по этим вопросам существуют разногласия…»

Сегодня мы видим исполнение многих предсказаний пророков о временах Машиаха. В том числе — возвращение евреев в Святую Землю, которая вновь дает свои плоды…

Еврейский народ ждет Машиаха и Третий Храм, который уже не будет разрушен!

Где живут евреи? Страна - современная родина этого народа - носит название Израиль. Появление ее на политической карте мира произошло относительно недавно - 14 мая 1948 года. Создание нового еврейского государства на территории Ближнего Востока не понравилось мусульманского миру, так как нарушило баланс сил в регионе. Израиль с первых дней своего появления оказался втянутым в многочисленные арабо-израильские конфликты. Почти полвека кровопролитных боев и постоянных терактов пережило молодое государство, перед тем как наконец утвердиться на Ближнем Востоке. Где жили евреи до 1948 года? Почему место для нового государства было выбрано именно на Ближнем Востоке, по соседству с воинственными арабскими государствами? В статье мы постараемся разобраться в этом.

Теория происхождения

Где жили евреи в древности? Откуда они берут свое начало? Этот дискуссионный вопрос не дает покоя многим. Бесспорно, евреи - один из самых древнейших народов человечества, который сумел сохранить свою национальную самобытность до сегодняшнего дня, хотя это кажется парадоксальным: на протяжении всей своей истории они подвергались различным гонениям, высылкам, геноцидам. Были в подчинении и рабстве у египтян, вавилонцев, персов, римлян, греков и др.

Где жили евреи в древности? Источников, которые бы достоверно указывали на место их происхождения, нет. Некоторые исследователи полагают, что первые представители евреев появились на Индийском полуострове. Оттуда их вытеснили племена арийцев, и они обосновались на территории Мессопотамии. Одним из косвенных подтверждений тому является тот факт, что свою национальную идентичность они получают от матери-еврейки. Другими словами, еврейское общество не считало человека своим соплеменником, если евреем был только его отец.

Эта традиция прослеживалась и у некоторых кельтов, которые, предположительно, также берут свое начало с Индийского полуострова.

Становление еврейского народа

Начало истории народа связано с именем Авраама. Исторических источников, которые объективно бы отражали эту эпоху, не существует. Библия - единственный источник, по которому можно изучать первых представителей, поэтому начальный период их истории получил название «Библейская эпоха».

Считается, что еврейская нация сложились во 2-м тыс. до н. э. на территории Древнего Ханаана. Географически это место находилось на «оживленном перекрестке» Древнего мира, соединяющем развитые цивилизации Мессопотамии, Египта, Малой Азии, Аравии и Африки. Примерно тогда же появилась письменность и началась историческая эпоха истории человечества - до этого она считается доисторической.

Где жили евреи в древности? Потомки Авраама ушли из плодородной Мессопотамии и захватили ханаанские земли. По своей ли воли они это сделали? Ответа на этот вопрос нет. Возможно, произошла мирная интеграция семитоязычных скотоводов-кочевников и земледельцев Ханаана.

Египетская история евреев

Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, их национальная идентичность сформировалась после исхода из Египта. Но как они туда попали? Внук Авраама - Иаков - привел своих пастухов-кочевников в земли Древнего Египта. Местная цивилизация была развита настолько, что появление малочисленного нового племени пастухов не вызывало ни у кого тревоги. Возможно, евреи понимали благоприятную для себя ситуацию, так как одну из величайших цивилизаций Египта в этот период захватили такие же кочевники-пастухи - гиксосы. Эти два обстоятельства и привели к развитию кочевой отсталой нации. Правление «мерзопакостных гиксосов» - такое название прослеживается в египетских источниках более позднего периода - «черная страница» в истории высококультурного Египта. Кочевники проявляли откровенную дикость и варварство. Они уничтожали многовековые уклады жизни египетского общества, разрушали религию, культуру и др. Их верными союзниками стали евреи, которые полностью пробрались во все сферы общественной жизни Египта, получили лучшие земли. Для «богоизбранного народа» создавалась идеальная среда: богатая почва, развитая цивилизация, слияние с правящей верхушкой и др. Однако все закончилось тогда, когда из Фив началось освободительное движение, которое ниспровергло гиксосов (1550 г. до н. э.).

Это отражено и в Библии с историей Иосифа, который «дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли». Хочется отметить, что сам Иосиф достиг того, что фактически стал формальным фараоном Египта: выкупил земли обычных египтян, используя «семь тощих» лет, и обложил всех жителей 20% налогом на их же землю, чего не могли придумать за тысячелетнюю историю сами фараоны.

Рабство и исход

Национально-освободительное движение сформировало новые черты египетской нации: воинствующий дух, подозрительность ко всем иноверцам, патологическая ненависть ко всему пастушечьему и др. Ситуацию усугубляло то, что благоприятные условия и отсутствие налогов для самих евреев значительно увеличивают их численность. Это начинает угрожать коренному населению: «Сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли, и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та». Из привилегированного народа они начали превращаться в рабов. Хотя сама Библия дает понять, что их просто заставили физически трудиться, как и всех: «делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой». К этому они были не приучены, да и не желали привыкать спустя даже два века. Так продолжалось 210 лет, до того момента, пока они снова не сбежали на другую территорию. "Исход" из Египта произошел в 14-м веке до н. э. и связан с именем Моисея. По одной из версий, он был сыном Рамзеса Великого, по другой - его внуком, а еврейская традиция и вовсе приписывает его к «своим», которого чудом спасла придворная служанка и поселила во дворце.

Если проанализировать единственный источник, который есть, - Библию, и сопоставить факты, то можно сделать вывод, что исход, скорее, был бегством с награбленными богатствами. «Когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками: каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших, и дочерей ваших, и оберёте египтян». Возможно, поэтому власти и отправились в погоню за «несчастными» не с целью их вернуть, а забрать награбленные драгоценности, так как египтяне поздно сообразили, что массово были обмануты.

Странное скитание

После Египта Моисей водил по пустыне свой народ 40 лет. Почему так долго? Переход по Синаю занимает не более одного месяца. Многие исследователи и публицисты считают, что Моисей целенаправленно это делал: 40 лет - достаточный период для полной смены поколения. Пастырю было просто необходимо, чтобы его народ полностью забыл рабские корни. Параллельно прививался культ ростовщичества и денег. По Библии Моисей жестоко рассправился с теми, кто участвовал в сожжении золотого тельца, возведенного из награбленного египетского золота. Здесь непонятно и следующее: почему золото сгорело в пепел, а не расплавилось? Скорее всего, пастыри таким образом решили сами обобрать народ, который до этого обобрал египтян. Если это так, то это первый случай в истории присвоения богатств целой страны путем обмана небольшой группой из числа элиты. Возможно, на эти деньги и появляется «манна небесная» - скоропортящийся продукт, который «Бог забирал у жадных».

Где жили евреи после Египта?

Возможно, что и сам Моисей считал себя рабским родом, поэтому пал жертвой своей идеологии. Он умирает прямо перед стенами Ханаана - страны, простирающейся на запад и северо-запад от северо-западной излучины Евфрата и от Иорадана до берега Средиземного моря. Власть передается Иисусу Навину. Здесь евреи снова завоевывают ханаанские княжества, как и ранее, до вступления в Египет их далеких предков. На этой земле образуется Израиль. Начинается эпоха царств. В эту эпоху и появляются такие известные личности, как Саул, Давид, Соломон и др. Именно здесь, на территории Ближнего Востока, надолго оседают евреи.

Постоянная борьба

Земля обетованная постоянно оказывается под ударами. С VIII века до н. э. она оказывается под властью Ассирии, затем Вавилона (586-539 гг. до н. э.), который разрушает знаменитый храм Соломона, затем персидской державы Ахеменидов (539-331 гг. до н. э.), Македонии (332-312 гг. до н. э.). После распада империи Александра Македонского евреи входят в государства Птолемеев и Селевкидов. И все это время евреи постоянно пытались бороться с захватчиками. Например, в результате восстания Маккавеев некоторое время в Иудее правила еврейская династия Хасмонев.

Затем эта земля сталла вассалом Рима. Но с непокорными евреями римляне справиться не могли. Было принято решение полностью выгнать их из этой территории, а саму Иудею переименовать в Сирию Палестинскую, чтобы стереть всю память о них. Это произошло в 135 году.

Расселение евреев

Где живут евреи в мире? После того как римляне вновь отправили скитаться «богоизбранный народ», они расселились практически по всей территории мира. Не было ни одной страны, где бы они не жили. Их появление сопровождалось постоянными антисемитскими настроениями. Причина в том, что многие евреи начинали заниматься привычным делом - ростовщичеством. В погоне за прибылью некоторые из них применяли самые гнусные методы: спекуляцию на голоде, искусственное создание дефицита, инфляции, скупка краденого и др. В Речи Посполитой они и вовсе откупили все православные храмы с подачи католических властей и начали взимать плату за обряды. За гнусные деяния отдельных его представителей приходилось страдать ни в чем не повинным евреям.

Где жили евреи в России

Русское самодержавие строго контролировало еврейский народ. В «отсталой» России капитализм не наступал, поэтому их к нам не тянуло. Их появление произошло по воле случайности: в ходе раздела Речи Посполитой наша страна забрала себе не только польские земли, но и огромное количество представителей сынов израилевых. Самодержавие поощряло ассимиляцию евреев: давало им льготы, выдавало землю, однако основную их массу держали за чертой оседлости и не позволяли им распространиться по всей империи. Так было до революции 1917 года.

Сталин и евреи

Где живут евреи в России? Благодаря И. Сталину их отправили подальше от остальной России: на север Дальнего Востока, в пустынные земли. Сегодня это Еврейский автономный округ с центром в городе Биробиджане. Сталин боролся с партией Троцкого, в которой евреи прочно укрепили свои позиции. Выявлять их не было ни сил, ни желания, поэтому решено было всех отправить подальше от столицы.

Итоги

Итак, мы ответили на вопрос: где живут евреи, в какой стране сегодня находится их родина. Кратко осветили историю расселения этого народа. Надеемся, что статья окажется полезной.

В XXI веке библейские мифы, казалось бы, исключены из научного оборота в развитых странах. Однако так происходит далеко не везде. В Израиле отдельно изучают «историю еврейского народа», а там главный источник — ветхозаветные истории.

Любая страна нуждается в национальных мифах, но тут ситуация особая, потому что это мифы из далеких веков. Вот древнегреческие мифы известны, но ведь историю Греции не начинают с них; о них упоминают как о части культуры и истории, но истиной не считают.

Подход израильских историков со временем менялся. Вначале библия (в данном случае только Ветхий Завет) рассматривается как важнейший источник, затем, что актуально и сегодня для большей части академических историков, миф принимается за истину только частично.

Например, история Моисея — истина, но вот только колдовать он не умел. Странный подход для ученых, но удобный, потому что таким образом объясняется, почему земля должна принадлежать именно евреям, а не кому-то еще. Еще так обосновывается, что евреи — единый народ с давней историей. Это типично не только для евреев, но и почти для всех народов, только преподносится в разной форме.

Как писали о евреях до независимости Израиля? Известна книга историка Семёна Дубнова «Краткая история евреев». Там в первых главах пересказывается библия. Собственно это характерно для практически любой «мировой истории» в Российской империи, когда повествование начинается с Адама и Евы. Из книги Дубнова:

«Потомство Адама. У Адама и Евы родились два сына. Старшего звали Каином, а младшего Авелем (Гевель). Каин занимался земледелием, а Авель был пастухом. Однажды оба брата принесли жертву Богу; Каин принес в дар Богу горсть плодов своей земли, а Авель - лучших овец своего стада. Богу поведение младшего брата более понравилось, чем поведение старшего и поэтому Он обратил внимание на дар Авеля, а на дар Каина не посмотрел» .

Кто-то посчитает, что тут ничего страшного нет, потому что книга дореволюционная. Однако она мало чем отличается от аналогичных книг за сто лет до нее и книг через 100 лет после. То есть авторы — псевдоисторики — пересказывают библейские мифы. Что же происходит теперь? Открываем даже не израильские официальные учебники, где в этом плане религиозные предрассудки не изжиты, а российскую «Википедию». Там есть статья «История еврейского народа».

Это же энциклопедия! Надеешься, что будет история еврейского народа, то есть данные археологии, этнографии и др. наук. Но вместо этого очередной пересказ древних мифов. Радует, что хотя бы история средних веков и современности написана нормально, но вот если речь идет о дохристианском периоде, то все скверно.

Выжимки из «энциклопедической» статьи:

«Еврейское самосознание является уникальным сочетанием этнического и религиозного элементов, и нельзя игнорировать ни один из них» .

Согласимся с этим. Нельзя игнорировать важные факторы в истории, но и зацикливаться на них не стоит. Почему же авторы игнорируют материальные источники, предпочитая религиозные сказки?

По поводу объективного подхода «Википедии»:

«Начало еврейской истории связано с библейской эпохой. Библейская история еврейского народа охватывает период от появления евреев на арене истории во времена Авраама, как родоначальника еврейского народа, до завоевания Иудеи Александром Македонским.

Основным источником для изучения древнейшей истории еврейского народа служит Ветхий Завет (Танах)» .

Это действительно XXI век, а не средневековье? Как можно подходить к истории с таких невежественных позиций? Сколько столетий должно пройти, прежде чем в научных изданиях перестанут пересказывать мифы и все-таки займутся историей?

И последнее, что можно выделить в статье, хотя и так все понятно:

«В Ханаане был заключён Завет между Богом и Авраамом, договор, которым определялась дальнейшая судьба потомков Авраама. Через некоторое время Аврааму пришлось побывать и на берегах Нила, где уже процветала окончательно сложившаяся египетская цивилизация, с её грандиозными пирамидами, многочисленными храмами и обелисками и всевозможными проявлениями своеобразной культуры мудрейшего народа древнего Востока».

Таким образом «Википедия» доказывает существование бога? Почему нельзя было назвать все это библейскими мифами? В общем, если человек захочет узнать еврейскую историю, то, скорее всего, обнаружит кучу мифов, причем не только в книгах публицистических, но и в исторических, а также в научных статьях. Неважно, какое издание он возьмет в руки, хоть оно написано 200, хоть 100, хоть 5 лет назад. Есть исключения, но там редко разбирается вся история. Там разбираются лишь отдельные моменты, причем скрупулезно. Это вряд ли заинтересует человека, которому интересна вся древняя история евреев.

Нельзя сказать, что «Википедия» — единственный источник. Возьмем сайт Хронос. В общем, хронология там обычно довольно точная, но снова проблема, когда речь идет об истории евреев. Там прямо говорится:

«1320 до н.э. Совершился исход евреев из Египта. По мнению некоторых авторов (С.М. Дубнов) - в 1250 г до н.э.» .

Исход евреев из Египта — исторический факт или библейский миф? Единственное свидетельство об этом исходе — библейская история. Никаких серьезных источников, подтверждающих, что евреи действительно были в рабстве в Египте, что якобы происходили события, описанные в библии, нет. Остается что? Только верить библии. Вот многие историки верят. Оснований для этого нет никаких. Материальные источники, в частности работы археологов, свидетельствуют, что никакого исхода не было.

Кажется, что это даже рассматривать всерьез не стоит, потому что мифы. Но для израильских ученых, которым надоели мифы, это важно. С каждым годом все больше людей в научном сообществе Израиля, которые критически относятся к этому странному факту, что библия воспринимается как исторический источник.

Удар по псевдоистории нанес доктор исторических наук, профессор общей истории Шломо Занд, который издал в 2009 году книгу «Кто и как изобрёл еврейский народ». Это только начало для научного изучения истории еврейского народа. Автор книги утверждал: «Настоящая научная история Израиля находится в Израиле под фактическим запретом!».

Он говорит об академических изданиях, где ортодоксия сохраняется и сегодня. Его книга — борьба за историю. А ведь одна из главных задач современных историков — демифологизация истории, использование данных других наук (археология, этнология и др.).

Можно ли что-то почерпнуть из мифов? Можно. Потому что авторы библии жили в определенное время. Можно примерно определить, когда был написан тот или иной библейский отрывок; можно понять, в каких примерно условиях жили люди, чем питались и, конечно, во что верили (приблизительно). Не стоит также забывать о сравнительной мифологии.

Так что некоторые детали в библии можно и позаимствовать, но именно детали. Библия не может быть основным источником, так как она искажает историю, передавая идеалистические, или религиозные, настроения представителей культа.

Для примера можно вспомнить радикальных церковников современности, посмотреть, что они пишут. У них близок апокалипсис, второе пришествие Христа; они вечно всех проклинают и прочее. Кажется, что их рассказы оторваны от реальности полностью, но это не совсем так, ведь они живут в определенной социальной среде, то есть они упоминают технические устройства, политических лидеров и многое другое, что вполне достоверно.

Но если принимать эти бредни за истину в последней инстанции и на их основе создавать учебники по истории, то выйдет нечто вроде РЕН-ТВ, что сейчас и происходит с «историей еврейского народа».

Шломо Занд утверждает, что еврейство — религиозная общность, а не отдельная нация. Он подчеркивает: «концепция единого биологического еврейского народа, прошедшего невредимым через тысячелетия государственности и диаспоры, — недавнее изобретение» .

Распространение евреев по миру — следствие деятельности прозелитов, то есть еврейская религия в прошлом распространялась как христианство. Это происходило по той причине, что не было еще понятия нация в современном виде, а понятие появилось, по утверждению Бенедикта Андерсена, только после развития «печатного капитализма». В традиционном обществе гражданская нация — пустое понятие.

Доказать этот тезис очень просто. Почти во всех странах мира есть еврейские общины. Ни о какой концепции единого биологического еврейского народа и говорить не стоит. Хотя в националистическом Израиле и верят в это, как и в библейские сказки. Европейские евреи отличаются от африканских и от азиатских. У них нет ничего общего, кроме религиозного культа (язык и традиции различные).

Приводить все примеры — дело долгое, это тема для отдельной статьи. Вспомним лишь о северо-западной Эфиопии, где есть племя, известное миру как «Дом Израиля». От других эфиопов это племя отличается только религиозной принадлежностью. Они иудеи, считающие себя евреями. Примечательно, что они никогда не были сионистами, то есть не хотели захватить Израиль. Для них Израиль — «духовное» понятие.

Немецкий историк Теодор Моммзен раскрыл причину такого странного явления:

«Иудейство древнейших времен вовсе не было замкнутым; напротив, оно было столь же преисполнено фанатического миссионерского рвения, как впоследствии христианство и ислам» .

А сионизм, националистические концепции — продукт позднего времени:

«Оригинальная идея подменить иудейский религиозный коллектив, состоящий из разнородных субэтносов, вечной нацией-расой, сохраняющей биологическое единство, не только фактически нова, но и является типичной политической теорией Нового времени» .

Занд продолжает:

«Огромную роль в этой фальсификации сыграла еврейская историография, как бы заместившая умирающую иудейскую религию. Еврейские историографы не просто переписали историю, взяв Библию в правую руку, а расовый миф — в левую; они шаг за шагом стирали в коллективной памяти элементы реальности, современной и исторической, бывшие ранее её естественной частью» .

Самое странное, что подобных исследований довольно мало, тогда как западные историки все-таки библейские мифы серьезным источником не считают и нередко критикуют, причем уже с XVIII-XIX вв.

Это относится не только к евреям. В конце XIX и особенно в XX веке были сформированы десятки разных наций, иногда с нуля, когда буквально придумывали язык, а затем интеллектуалы составляли «великую героическую историю», которую изучали в школах бывших колонизированных стран. Миф неизбежен в процессе формирования нации.

Возвращаясь к еврейской истории, необходимо подчеркнуть, что миф — не только египетское пленение, но и великая империя царя Давида и др. эпизоды, которые как будто среди историков не вызывают сомнений. Всплеск пропаганды иудаизма среди отсталых народов — II век до н. э. Иудаизм навязывался жестким образом. Также Занд подчеркивает, что никакого изгнания евреев из Иудеи после иудейских войн не было, потому что евреи там оставались и при римском владычестве, они же там проживали в годы византийского владычества. Даже «великое изгнание» — миф. Но миф, обосновывающий притязания евреев на землю.

К сожалению, это обосновывает открытый расизм Израиля, который не так часто и осуждают. Шломо Занд подчеркивает:

«Израиль называет себя не государством израильтян, а государством евреев. Вы можете себе представить, чтобы Франция, например, решила, что она является не государством граждан Франции, а страной только лишь белых католиков?» .

В Израиле дискриминация других народов — норма, хотя дело в религиозной принадлежности ближайших родственников по материнской линии. Доказать национальные и религиозные притязания невозможно. Официально в Израиле евреем считается тот, кто рожден от матери-еврейки или кто прошел гиюр (обращение в иудаизм).

В чем-то схожая ситуация была в ЮАР, когда страну контролировали расисты. Тогда в учебных пособиях для школьных учителей указывалось:

«История должна преподаваться в свете Откровения и пониматься как исполнение воли Божьей по отношению к миру и к человечеству. Мы верим, что Сотворение мира, Грехопадение, Воскресение Иисуса Христа являются основополагающими историческими фактами и что жизнь Иисуса Христа была великим поворотом в мировой истории.

Мы думаем, что Бог задумал существование отдельных наций, отдельных народов и даровал каждому из них свое призвание, свои задачи, свои способности. Молодежь с верой воспринимает обеты старших только в том случае, если она знает историю, т. е. имеет ясное представление о нации и о ее наследии. Мы считаем, что вслед за изучением родного языка единственным способом внушения любви одних к другим является патриотическое обучение национальной истории».

Как можно заметить, мракобесие подобного толка чаще всего обосновывается при помощи религии.

Раввин Адин Штейнзальц подчеркнул:

«Еврейство - не национальность. Это метафизическая общность людей, несущих определённую миссию, призванных стать инструментом для исполнения и реализации божественного промысла» .

Кто-то считает, что это можно использовать против евреев, однако это нелепо, потому что практически любая нация формировалась примерно тем же образом, только у них преимущество в том, что это произошло ранее, когда выдумки не вызывали сомнений. Претензии по отношению к Израилю именно в том, что все обосновывается в XXI веке древними сказками.

Научные данные еврейскими историками (речь идет не обо всех историках, а только о тех, кто занимается «историей еврейского народа) игнорируются. Не так давно израильские археологи опубликовали данные своих исследований. Понятно, что эта информация опровергают библейские сюжеты. Археолог Зеэв Херцог сравнил библейские истории с рассказом о Ромуле и Рэме, что вполне логично. Вывод исследователя кратко:

"Так мы копали и копали. Постепенно стали появляться первые противоречия. В конечном итоге, все эти раскопки привели к тому, что стало ясно: израильтяне никогда не были в Египте, никогда не бродили по пустыне, никогда не завоевывали землю, чтобы потом передать ее Двенадцати коленам израилевым. Ни одно из центральных событий истории евреев не подтверждалось тем, что мы находили.- Исход, например, мог касаться всего лишь нескольких семей, история которых затем была расширена и "национализирована" по теологическим соображениям" .

"Величие Царства Давида и Соломона - эпическое, не историческое. Быть может, последним доказательством этого является то, что мы так и не узнали, как оно называлось. Иерусалим весь перекопан. Раскопки дали впечатляющее количество материалов, относящихся к периодам, предшествующим и последующим существованию объединенного Царства Давида и Соломона. Ничто не подтверждает факта существования Царства, ни один глиняный осколок. И это не значит, что археологи искали не в том месте. Они получили многочисленные свидетельства того, что во времена Давида и Соломона Иерусалим был большим поселением, в котором не было ни центрального храма, ни царского дворца. Давид и Соломон были главами племенных княжеств, контролировавшими небольшие районы, Давид - в Хевроне, Соломон - в Иерусалиме. Одновременно с этим на холмах Самарии возникло отдельное государство. Израиль и Самария были изначально двумя отдельными, порой враждующими между собой царствами" .

Примечательно здесь то, что изначально археологи хотели доказать истинность библии. За какой бы сюжет исследователи не рассматрвиали, все связано либо с выдумками в целом, либо с огромными преувеличениями. Вероятно, более-менее правдиво представлена история в книге Маккавеев.

Некоторое время евреи пытались доказать, что в прошлом действительно сторонники иудаизма были в рабстве в Египте, что якобы это рабство длилось несколько сотен лет. Казалось бы, за такой период должно было что-то сохраниться? Поэтому исследовали все, что только можно, в том числе захоронения. Хотели найти хоть что-то, что могло бы подтвердить историю Моисея. Но ничего не нашли. Археологи Еврейского университета признали, что нет оснований считать, что евреи были рабами в Египте и что египтяне страдали от всяких «божественных кар», описанных в библии. Соответственно, и исход — миф.

Миф живуч по той причине, что нет достойной альтернативы, только обрывочные сведения. Над проблемой нужно работать. Если обратиться к «сырой версии», то наиболее вероятное появление евреев в Палестине (то есть на территории, которая сегодня так называется) — основание мелких поселений семитскими племенами, например амореев из Месопотамии, которые оставили после себя немало следов для будущих исследователей.

Что же они там забыли? Это кочевые народы. Из них и выделились евреи, а также другие известные в современности народы. И у каждого народа своя «великая история». Религиовед Михаил Богословский верно заметил:

«У каждого народа есть свои мифы. Одни мифы были нужны, чтобы объяснить этот мир, его происхождение и устройство, другие — чтобы приукрасить свое прошлое, свою историю, обосновать свою исключительность, превосходство над другими народами. Третьи — чтобы обосновать свои претензии и право на владение чужой территорией. Но период мифотворчества в основном остался позади. Мифы как отдельный пласт культуры надо оставить истории мифологии и религий. Особенно те из них, которые провоцируют конфликты. Сегодня же народы мира и их руководители должны руководствоваться не мифами, а реалиями современной жизни. Разумный и трезвый взгляд на историю народов и их взаимоотношения составляет единственный путь достижения мира и благополучия на нашей планете!».

К сожалению, сегодня практически вся история еврейского народа — миф. Потому что она основана не на фактах, а исключительно на библейских сказаниях. Вероятно, подлинная история намного интереснее древних легенд, именно ей и стоит заниматься ученым, а не тратить время на пересказ древних книг, чем занимаются академические «историки» в Израиле.

Источники

Источники

  1. Дубнов С. Краткая история евреев, 1997. — C. 2.
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/История_еврейского_народа
  3. История евреев. URL: http://www.hrono.ru/jude.php
  4. Finkelstein., Silberman, 2001, 48-71.
  5. Занд Ш. Кто и как изобрёл еврейский народ, 2010.
  6. Андерсон П. Воображаемые сообщества, 2001.
  7. Профессор истории перестал считать себя евреем из-за политики Тель-Авива. URL: https://russian.rt.com/article/65579
  8. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира, 2014.
  9. NOTA BENE, выпуск 15, 2006, 178.
  10. От Иерихона до царя Соломона: израильские археологи опровергают Библию. URL: https://www.inopressa.ru/article/29Apr2014/repubblica/archeologia.html
  11. J. L. Sheler. Mystery of the Bible. U. S. News and World Report, 1995, v. 118, № 15
  12. Богословский М. Важнейшие мифы еврейского народа // Нева № 6, 2005.
  13. Там же.