Церковь анны праведной зачатия, что в углу. Храмы и музеи парка «Зарядья»: Мощи святых, древние подземелья и английские купцы Церковь анны что в углу

(храм Зачатия Праведной Анны, что в Углу) - православный храм, расположенный на территории современного и одноимённого исторического района.

Существующее здание храма построено в середине 16 века по проекту неизвестного архитектора, но свой современный вид оно приобрело после ряда перестроек и реставрации 1954-1957 годов по проекту архитектора Льва Давида.

Однокупольный храм с полукруглой апсидой и двумя приделами (в честь великомученика Мины Котуанского и великомученицы Екатерины), каждый из которых имеет собственную небольшую главку, построен бесстолпным и перекрыт крещатыми сводами. Основной объём - четверик, практически квадратный в плане - установлен на подклете, его фасады разделены на части лопатками и завершаются трёхлопастной аркой. Барабан украшают декоративные слуховые окна, его основание акцентировано десятью кокошниками. Привлекает внимание опоясывающая храм галерея-гульбище с массивным крыльцом, декорированная поясом из ширинок. Интересно, что основание храма, подклет и стены до пят сводов - белокаменные и сложены из известняка, а сами своды и верхняя часть здания - из маломерного кирпича; толщина стен храма составляет 1-1,2 метра.

История храма

Своё интригующее название церковь Зачатия Анны, что в Углу получила по сложившейся вокруг неё городской застройке. Дело в том, что в прошлом Зарядье было густро застроенным городским районом, и церковь находилась на его окраине, примыкавшей к углу Китайгородской стены, то есть угол был совершенно осязаемым. К сожалению, в советские годы застройка Зарядья и Китайгородская стена были снесены (на территории района затевали эпичное строительство и планировали строить восьмую "сталинскую высотку"), поэтому для современных горожан обозначение "в Углу" более не выглядит таким очевидным.

Точная дата основания храма неизвестна, но первое упоминание о нём относится к 1493 году, когда, ещё будучи деревянным, он сгорел при крупном городском пожаре. Впоследствии церковь отстроили в камне: впервые каменная постройка упоминается в Переписной книге 1626 года, но точный год строительства также остаётся неизвестным.

В первой четверти 17 века (возможно, в 1617 году) к церкви пристраивают придел в честь великомученика Мины Котуанского, в день памяти которого - 11 ноября - завершилось стояние на реке Угре, положившее конец монголо-татарскому игу. Возможно, придел был построен по заказу князя Дмитрия Пожарского в честь освобождения Москвы от польско-литовских интервентов в 1612 году. Второй придел - в честь великомученицы Екатерины - был построен в 1658-1668 годах, предположительно в связи с рождением у царя Алексея Михайловича дочери по имени Екатерина; в то же время вокруг храма возводится опоясывающая его основной объём галерея. Кроме прочего, в 16-17 веках при нём существовала звонница.

С именем Дмитрия Пожарского также связана любопытная история, произошедшая с церковным колоколом. В 1610 году купец Иван Твердиков купил и пожертвовал храму французский 30-пудовый колокол, отлитый в 1547 году. В Смутное время, когда Москву заняли польско-литовские интервенты, колокол был украден и вывезен из церкви; некоторое время его судьба оставалась неизвестной, но в 1617 году князь Пожарский узнал, что колокол кем-то продаётся, выкупил его и вернул в храм. Насколько правдива легенда - неизвестно, но колокол так или иначе находился на звоннице, а затем и на колокольне храма вплоть до советских лет, когда его сняли и передали на хранение в Покровский собор.

За свою историю церковь не раз обновлялась и перестраивалась. В частности, в 17-18 веках вместо трёхлопастного завершения фасадов над основным объёмом была возведена четырёхскатная кровля, а в 1752 году при церкви вместо прежней звонницы строят двухъярусную колокольню. К середине 19 века в храме также появляются приделы Девяти мучеников и мучеников Виктора и Викентия.

Фото: вид на Зачатьевский храм из Мокринского переулка, 1935, pastvu.com

В 1920-х годах Зачатьевский храм был закрыт, в его стенах разместились конторские помещения. Интерьеры и убранство храма было утрачено, однако, он оставался под охраной государства как памятник истории и не был снесён при расчистке Зарядья от застройки. В 1954-1957 годах здание было изучено и отреставрировано по проекту архитектора Льва Давида с целью удаления наслоений памятника начиная с 18 века и приведения его к формам 16 века. Колокольня при этом была снесена (на её месте появилось крыльцо), а вместо четырёхскатной кровли восстановили трёхлопастные завершения фасадов. Помимо основного объёма, у храма сохранили приделы великомученика Мины и великомученицы Екатерины, а также опоясывающую здание галерею-гульбище.

После распада Советского Союза храм было решено возвратить Русской Православной Церкви, и в 1994 году он был освящён.

По мнению архитектора Льва Давида, который занимался реставрацией Зачатьевского храма в советские годы, расположение церкви было весьма удачным: он заметно возвышался над Великой улицей, и при взгляде от Косьмодемьянских ворот Китайгородской стены вид на храм открывался на фоне Покровского собора и развёрнутой панорамы Московского Кремля.

В наши дни Великая улица и Китайгородская стена ушли в прошлое, но и сегодня храм может похвастаться довольно любопытным соседством: и футуристичное здание филармонии в парке "Зарядье" - совсем не рядовой фон для исторического памятника.

Церковь Зачатия Анны, что в Углу находится по адресу Москворецкая набережная, 3 (на территории современного парка "Зарядье"). Добраться до неё можно пешком от станции метро "Китай-город" Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Что есть что в церкви

История не сохранила имя архитектора. Своим нынешним обликом церковь Зачатия Святой Православной Анны обязана послевоенной реставрации под руководством архитектора Л.А. Давида.

Храм пользовался особым вниманием у русских царей. Известно, например, что Иван IV подарил Зачатьевской церкви чудотворный образ Божьей Матери. Эту икону царь забрал из дома Третьяка Теплова после пожара 1547 года. Романовы жертвовали средства на восстановление храма в , и каждые выходные династия приезжала сюда слушать обедню.

В 1920-х Зачатьевский храм закрыли, но он остался под охраной государства в качестве памятника истории. В 1990-х годах церковь восстановили.

Богослужения прекратили также на время строительства парка «Зарядье». В конце 2017 года Зачатьевскую церковь отреставрировали и открыли вновь.

Говорят, что... ...раньше рядом с церковью Зачатия Анны, что в Углу, стояла колокольня. На ней был иностранный колокол. Есть версия, что он попал сюда из Европы в 1566 году, во время иконоборческих гонений в Нидерландах. Есть также предание, что этот колокол пожертвовал в Зачатьевскую церковь князь Дмитрий Пожарский на поминовение своих родителей.
Но точно известно только то, что князь восстановил в церкви каменный придел Святого Мины в честь избавления от польско-литовских захватчиков в 1612 году.

22 декабря Святая Церковь чтит праздник Зачатия святой. праведной.Анны, егда зачат Пресвятую Богородицу. Этот тихий, сокровенный праздник дарует Церкви начало непреходящей Радости-зачинается Дева, имеющая стать Матерью Спасителя-Господа Иисуса Христа. Для Зачатьевского монастыря сегодня особый день -престольный праздник всей обители. Сегодня в монастыре совершалось две Божественных Литургии. Ранняя Литургия была отслужена в храме Зачатия святой Анны, устроенном в 1997 году в Новом Трапезном корпусе. В этом храме души богомольцев наполняются миром и надеждой от внимательного взора на росписи сводов и стен, повествующие о чудесном житии святых праведных богоотцев Иоакима и Анны и Пресвятой Девы - Богородицы Марии. Особые святыни храма- икона святой праведной Анны - точный список чудотворной иконы из скита св. прав. Анны Святой горы Афон и старинная монастырская икона Пресвятой Богородицы «Руно Орошенное». Позднюю службу в воссозданном Соборе Рождества Богородицы возглавил Высокопреосвященный Валентин в сослужении монастырского духовенства. Разделить радость престольного праздника обители приехали игумении ставропигиальных монастырей- игумения Викторина, настоятельница Богородице-Рождественского монастыря и игумения Мария, настоятельница Борисо-Глебского монастыря в Аносино. Во время праздничных богослужений для поклонения были вынесены частицы мощей святых праведных Иоакима и Анны. Нежная радость праздника Зачатия святой Анною Пресвятой Богородицы наполняла сердца всех молящихся, раскрывая таинственный смысл зачатия внутреннего, нового человека всеисполняющей благодатию Христовой в душах, чистых от всякой скверны плоти и духа. По совершении Божественной Литургии был отслужен краткий благодарственный молебен святым праведным Богоотцам Иоакиму и Анне, а затем было проведено награждение Патриаршей юбилейной медалью в честь 100-летия восстановления Патриаршества почтенного трудника Зачатьевской обители Смирнова Валерия Николаевича. Матушка игумения приветствовала Высокопреосвященного Владыку теплыми словами благодарности и молитвенных благопожеланий и преподнесла памятный подарок-писаный образ Зачатия св.прав.Анны и букет цветов. Матушка отметила сугубую важность для обители сегодняшнего дня, так как ровно 25 лет назад матушка игумения с первыми сестрами, тогда еще членами Сестринства в честь Милостивой иконы Божией Матери при храме св.пророка Илии в Обыденском переулке, вошла в стены обители, чтобы остаться здесь на всю жизнь. Возрождение монастыря началось в 1991 году. Осенью 1992 года сестрам было предоставлено помещение в Северном корпусе келий, и 22 декабря, в день главного монастырского праздника - Зачатия святой праведной Анны, они вселились под кров обители. День новоселья был ознаменован первым архиерейским крестным ходом. Возглавил его Преосвященный епископ Истринский Арсений (ныне - митрополит).

Высокопреосвященный владыка Валентин с сердечной благодарностью обратился к матушке игумении, духовенству. Сестрам обители и всем молящимся, передал благословение и поздравление с праздником от Святейшего Патриарха и молитвенно пожелал монастырю духовного процветания во спасение душ насельниц и всех, притекающих под святой покров обители.

Святые праведные Богоотцы Иоакиме и Анно, молите Бога о нас!

Зачатьевский женский монастырь был основан в 1360 году святителем Алексием, Митрополитом Московским для его сестер - преподобных Иулиании и Евпраксии. Первоначально он носил именование Алексеевского по храму, освященному в честь небесного покровителя Митрополита - преподобного Алексия, человека Божия. Зачатьевским монастырь стал называться позднее, когда повелением и иждивением великого князя Василия Иоанновича (отца Иоанни Грозного), желавшего испросить у Бога наследника, был построен каменный храм с престолом в честь Зачатия святой праведной Анны. Великий князь пригласил для создания храма искусного зодчего - Алевиза Фрязина. В 1584 году благочестивый царь Феодор Иоаннович также в мольбе о даровании чада по обету восстановил обитель, полностью уничтоженную Большим Московским пожаром 1547 года, и вновь устроил соборную церковь Зачатия святой праведной Анны с приделами и трапезную церковь Рождества Богородицы. В конце 18 - начале 19 века при игумении Доримедонте (Протопоповой) и при поддержке митрополита Московского Платона (Лёвшина) был воздвигнут новый величественный соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Зачатия святой праведной Анны на хорах. Во все времена в обитель приходили супруги - и простые крестьяне, и знатные вельможи - молиться о даровании чад. У благочестивых русских правителей также был обычай жертвовать в монастырь богатые дары, прося молитв о рождении наследника. С XVIII века в обители появилась чудотворная икона Божией Матери «Милостивая», почитаемая ради исцелений и разрешения семейных скорбей, а также многих случаев благодатной помощи при безчадии. С тех пор еще более паломников стали прибегать к монастырским святыням с молитвой о даровании чад, и по вере и благодати Божией получали просимое.

В XX веке Зачатьевский монастырь разделил участь гонений, воздвигнутых на Церковь: в 1925 году обитель была закрыта, насельницы изгнаны, храмы разрушены или перестроены. Главную святыню - икону Божией Матери «Милостивая» перенесли в соседний храм святого пророка Божия Илии. Удалось сохранить и некоторые другие старинные иконы, среди них - монастырская икона Зачатия святой праведной Анны, ныне находящаяся в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе, освященном в честь святых праведных Иоакима и Анны.

Возрождение монастыря началось в 1992 году, и 22 декабря, в день главного праздника обители - Зачатия святой праведной Анны, был совершен первый крестный ход.

В 1997 году в Новом трапезном корпусе был устроен и освящен храм Зачатия святой праведной Анны.

В 2010 году состоялось Великое освящение воссозданного монастырского собора Рождества Пресвятой Богородицы, в котором один из приделов посвящен святым Богоотцам Иоакиму и Анне. В соборе имеется частица святых мощей праведной Анны. По субботам в 12 часов совершается молебен святым праведным Иоакиму и Анне о даровании чад безплодным супругам. В течение дня в соборном храме можно помолиться, заказать молебен о даровании чада. В обители есть также чтимые иконы Божией Матери «Помощница в родах», «Млекопитательница», и афонский список иконы святой праведной Анны с Богоматерью на руках. Многие супруги по молитвам к Божией Матери, праведным Иоакиму и Анне и основательницам монастыря, преподобным Иулиании и Евпраксии, разрешились от уз неплодства и родили долгожданных детей.

Церковь Зачатия Праведной Анны, что в Углу

Кривой пер., 13; ныне, после сноса большей части Зарядья под гостиницу "Россия", - Москворецкая набережная, 3

"Церковь эта - одно из древнейших каменных зданий Москвы вне Кремля. Впервые о ней упоминается в летописи под 1493 г. в связи с пожаром, который за несколько часов обратил в пепел всю столицу: "Того же месяца в 7 часов дни июля в 28 в неделю загорелась церковь от свечи св. Никола на Песку... Из города торг загорелся и оттоле посад выгорел возле Москву-реку до Зачатия на Востром конце и по Васильевский луг, и по Все Святые на Кулишке... а летописец и старые люди сказывают: как Москва стала, таков пожар на Москве не бывал".

"В описаниях многочисленных пожаров до 1493 г. церковь Зачатия Анны не упоминается. Из этого можно сделать вывод, что она сооружена незадолго до этого года. Церковь обозначалась "что у городовой стены в Углу" (1657 г.), "что в Китай-городе на берегу" (1677 г.), "что в Китае на углу" (1681 г.), "что за соляным рядом" (1622 г.). Она была выстроена в урочище, называемом Острый конец. Это место у реки Москвы, углом выдававшееся в болотистый Васильевский луг, обладало какими-то особыми привлекательными качествами для расположения церкви.

Церковь Зачатия св. Анны была сооружена из белого камня - материала, широко распространенного в строительстве того времени. При пожаре 1547 г. обрушился белокаменный свод и верхняя часть сооружения. Вскоре при восстановлении пострадавшего от пожара здания появился выложенный из кирпича так называемый "крестчатый свод", в сущности сомкнутый свод, перерезанный четырьмя крестообразно расположенными распалубками. Он давал возможность без столбов перекрыть внутреннее пространство церкви. Фасады в это время получили завершение в виде трехлопастной арки. Тогда же была сделана новая глава с кокошниками в основании. Шея световой главы украшена не полуколонками, а плоскими пилястрами и напоминает оформление глав Архангельского собора Московского Кремля. За четыреста лет своего существования здание церкви обросло пристройками и подверглось существенным изменениям.

С юга четверика пристроен придел св. Мины. Придел был возведен, вероятно, в память освобождения от татаро-монгольского ига в 1480 г. в день св. Мины (11 ноября), когда татары отступили от Угры. Сначала, по-видимому, он был деревянный. В начале XVII в., около 1617 г., был построен каменный придел, существующий и теперь. Он связан с именем кн. Дмитрия Пожарского, который воздвиг придел в память избавления Москвы от польско-литовских интервентов. Архитектура этого, более позднего добавления представляет интерес и художественными, и конструктивными деталями. Крестчатый свод, перекрывающий придел, является одним из самых последних примеров такой конструкции в московской архитектуре. Глава уже не прорезает свод, нет и окон в распалубках. Четырехскатное покрытие придела, выполненное около 1617 г., - один из самых ранних примеров такой конструкции в строительстве каменных культовых зданий. Своеобразна трактовка его алтарной части - прямоугольной в плане.

Второй придел св. Екатерины, расположенный с северной стороны, пристроен в 1658 г. К XVII же веку относится и окружающая здание галерея-паперть.

В недавнее время на памятнике проведены большие реставрационные работы (под руководством Л. А. Давида, Б. Л. Альтшуллера и С. С. Подъяпольского), здание освобождено от поздних, не представляющих художественного и научного интереса пристроек и наросшего за время его существования культурного слоя. Несмотря на то, что была полная возможность документально восстановить древнее ядро комплекса от его подножия до завершения, замечательное по своим архитектурным достоинствам, авторы реставрации не пошли по этому пути. Они сохранили наслоения, имеющие историческое, историко-архитектурное и эстетическое значение. Эти наслоения возникли в допетровское время и не спорили с архитектурными формами XVI в. Характер же примыканий более поздних пристроек к основному, более древнему храму позволил полностью реставрировать основные элементы его первоначальной архитектуры".

"Первое упоминание о церкви Анны имеется в летописи под 1493 г. в связи с пожаром. Летописец назвал ее "церковь Анны что на Остром конце" - не указав, однако, деревянной она была или каменной. Современный вид свой церковь приобрела после реставрации 1955-1958 гг. (руководитель - архитектор Л. А. Давид). Произведенное при реставрации архитектурное и археологическое исследование храма позволило точнее определить время его сооружения, а также выявить первоначальные формы и конструкции. Выяснилось, что существующая церковь сооружена во второй четверти XVI в., а не в 1493 г., как считалось ранее (это мнение разделяют далеко не все исследователи. - П. П.); в XVII в. она была обстроена приделами и галереями. Что касается упоминания "церкви Анны на Остром конце" в летописи 1493 г., то оно относится, очевидно, к неизвестному нам зданию.

С устройством в XVI в. Китайгородской стены-крепости церковь оказалась в углу, образованном восточной и южной стенами, в связи с чем ее стали именовать "церковью Анны в Китай-городе в углу". В наши дни стены здесь нет, но это обозначение все же не утратило своего смысла - церковь расположена на пересечении Китайского проезда и Москворецкой набережной.

Приделы Мины и Екатерины пристроены из кирпича, сам храм Анны сложен из мягкого известняка".

"Подклет главного храма и его стены до пят свода - белокаменные, верх церкви сложен из маломерного кирпича. Над юго-западным углом возвышалась звонница, по-видимому, такая же, как у церкви Трифона в Напрудном (1492 г.), с которой у Зачатьевского храма много общего. Возведен он в камне, вероятно, в первых десятилетиях XVI в., восстанавливался после пожара 1547 г. Оформление фасадов храма, его стройные пропорции, точность классических профилей говорят о влиянии построек итальянских мастеров, в частности Алевиза Нового. В древности церковь имела кровлю из серебристочерной лощеной черепицы и шлемовидное покрытие главы, впоследствии замененное луковичной формы маковицей.

Северный Екатерининский придел выстроен в 1658-1668 гг., предположительно в связи с рождением дочери царя Алексея Михайловича - Екатерины. Он перекрыт сомкнутым сводом и повторяет композицию южного придела, но по своим декоративным элементам типичен для второй половины XVII в. Внутреннее убранство церкви не сохранилось".

"Обновление церкви было в 1752 г.". "Есть переделки XIX в.".

"До закрытия сохранялось много икон XVI в., особенно в главном иконостасе. На колокольне был колокол 1547 г. с французской подписью, попавшей сюда скорее всего через Колу в 1566 г. вследствие иконоборческого движения в Нидерландах".

"Колокольня середины XVIII в.". При реставрации она была без особого основания уничтожена. "Аналогично произошло с церковью Анны, что в Углу. Храм имеет сложную, не до конца выясненную историю постройки (не опубликован даже отчет о проведенной реставрации). Некоторые его части относятся к XVI в., вместе с тем не исключено и наличие архитектурных элементов XV столетия. Другие части принадлежат к столетию XVII. Иными словами, памятник разновременный, создававшийся не сразу, а с последующими добавлениями, вплоть до XVIII в. При его реставрации древнейшие части были сохранены, а недостающие восстановлены, но редкую для архитектуры Москвы середины XVIII в. колокольню сломали, поскольку... она не была древней, а ее архитектурные качества были достаточно скромны (но, добавим, не антихудожественны). Имеем ли мы право так вольно распоряжаться и вольно относиться к подобной методике реставрации? По-моему - нет. Здесь была допущена ошибка".

С уничтожением колокольни не осталось, естественно, места и для колоколов.

В 1990 г. в храме находился Диспетчерский отдел Московского городского объединения "Турист" Мосгорсовета трудовых союзов.

В «Зарядье» все сразу бегут на парящий мост, под «стеклянную кору» и на аттракцион «Полет над Москвой ». Но есть и другое удивительное Зарядье – с историческими музеями, старинными храмами и чудесами.

После того, как вокруг парка убрали забор, открылся прямой выход на Патриаршее подворье вдоль соседней Варварки и частично Москворецкой набережной. На каждом шагу здесь памятники истории и архитектуры, храмы и музеи парка «Зарядья». Это Старый Английский Двор, пять древних церквей, палаты бояр Романовых , колокольня и Братский корпус Знаменского монастыря. Все они оказались в новом парке. Теперь вместо бесконечных селфи на парящем мосту можно посмотреть музейные редкости и прикоснуться к святыням. К тому же в холодную погоду по дорожкам среди газонов уже особо не погуляешь. Давайте заглянем в прошлое и настоящее Москвы.

ХРАМЫ ПАРКА "ЗАРЯДЬЕ": ПЕРВЫЙ ЮРОДИВЫЙ ЖИЛ НА ВАРВАРКЕ

Храм Варвары Великомученицы (ул. Варварка, д. 2) построен в восемнадцатом веке по проекту архитектора Родиона Казакова . Во время Отечественной войны 1812 года французские солдаты разграбили церковь и устроили в ней конюшню. Но само здание уцелело, сохранился иконостас и некоторые иконы. Самая почитаемая среди них – икона святой Варвары с частицей мощей.

Храм преподобного Максима Блаженного на Варварке (ул. Варварка, д. 4) перестраивали несколько раз с семнадцатого века. Его назвали в честь предшественника Василия Блаженного, первого известного московского юродивого Максима. В пятнадцатом веке он жил в этом месте и здесь же был похоронен. На его могиле многие получали исцеление. В 1926 году в храме служил регентом молодой инок Платон - будущий Патриарх Пимен. Внутри на стенах церкви и трапезной сохранились фрагменты росписи XVIII - XIX веков с изображением Александра Невского и две белокаменные закладные доски.

Что еще

Во дворе храма со стороны парка работает сувенирный магазин «Зарядье» с павлопосадскими платками и палантинами (от 940 руб.), иконами (от 100 руб.), разными товарами из монастырских мастерских (от 500 - 1000 руб.). А рядом можно перекусить в церковной палатке едой, приготовленной в трапезной при храме. В меню – горячие пирожки с яблоком, капустой, ветчиной и сыром, ватрушка с творогом (40 – 50 руб.), чай и кофе (20 – 50 руб.), ароматные пряники (150 руб. за 0,5 кг), бутылка воды 0,5 л (50 руб.). Открыто с 11.00 и до самого последнего пирожка.

ИЗ НАГАНА ПАЛИЛИ В ИКОНЫ

Церковь Георгия Победоносца на Псковской горе (ул. Варварка, д. 12) появилась в середине семнадцатого века. В 60-х годах прошлого века в ней работал выставочный зал. Когда здесь вновь стали проводить службы, родственники последнего настоятеля храма вернули сюда спасенную им древнюю храмовую икону святого Георгия. Сейчас здесь можно увидеть не только святыню с частицей мощей Георгия Победоносца, но и еще несколько икон с мощами разных святых. Среди самых известных в храме - стреляная икона Божией Матери «Казанская». Образ пробили 13 пулями из нагана во время революции. Уцелевшую икону показывали на выставках в храме Христа Спасителя, на экспозициях в Вашингтоне и Вене .

Главным храмом Патриаршего подворья в Зарядье стал Знаменский собор (ул. Варварка, д. 8) – пятиглавое здание из красного кирпича. Его возвели в 1679 - 1682 годах зодчие Федор Григорьев и Григорий Анисимов . Церковь дала название Знаменскому монастырю, основанному в Зарядье во владениях бояр Романовых первым русским царем из этой династии Михаилом Федоровичем. Монастырь закрыли в 20-е годы прошлого века. Кроме собора, сейчас можно увидеть колокольню восемнадцатого века и Братский корпус монастыря. Внутри Знаменского собора в стенах за плитами с надписями находятся захоронения церковных служителей и военных. Среди икон - образ святого Николая Чудотворца с частицей мощей.

Ближе к Москворецкой набережной между «стеклянной корой» и парящим мостом стоит храм Зачатия Праведной Анны, что в Углу. Он был построен в шестнадцатом веке. Иван Грозный подарил церкви чудотворный образ Божьей Матери. Этот храм почитался династией Романовых. Сейчас он закрыт на реконструкцию.

ВНИМАНИЕ!

В Патриаршем подворье все храмы открыты с 8.00 до 19.00. В них проводятся богослужения, обряды, постоянно приходят прихожане с молитвой. Поэтому не стоит нарушать сложившийся в них уклад жизни, шуметь, щелкать фотоаппаратом, что-то жевать. В одежде постарайтесь придерживаться православных канонов. Для женщин – платок и юбка ниже колена, желательно обойтись без яркого макияжа. При необходимости вам могут выдать временно платок и юбку на входе. Или можете здесь же купить новые в среднем за 50 – 100 рублей. Мужчинам нужно снимать головной убор на входе. Если хотите помолиться, поставить свечку, подать записку о здравии или упокоении, то работники храма всегда подскажут, что и как делать. Здесь также принимают записки о молитвах в соборах Кремля.

МУЗЕИ ПАРКА "ЗАРЯДЬЕ": БОЯРЕ, А МЫ К ВАМ ПРИШЛИ!

С обеих сторон Знаменский собор «подпирают» музейные здания. Рядом находится музей «Палаты бояр Романовых» - филиал Исторического музея (ул. Варварка, д. 10). Сейчас этот пряничный домик, который был родовым гнездом самых первых представителей царской семьи, остается единственным в России музеем с подлинными предметами боярского быта и построек. Попасть сюда можно только с экскурсией в определенные часы. Прогулка длиной в 1,5 часа начинается во дворе древних палат с первого в Москве подземного музея. В него попадаешь через небольшую дверь в уличной стене и по немного тесной закругленной лестнице. Чувствуешь себя при этом, словно в потайной комнате времен Ивана Грозного. Под землей гид покажет воссозданную поварню – древнюю кухню, на которой готовили еду боярам. А в стене спрятан под прозрачным стеклом археологический раскоп с фрагментами старинных построек - сразу ощущаешь, что попал в Москву пятнадцатого века.